Экономическое программирование

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Экономическое программирование

Экономическое программирование - система государственного регулирования экономики на основе комплексных общехозяйственных программ.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
Распределение ограниченных ресурсов наилучшим образом для достижения поставленной цели. Программирование экономики может носить рекомендательный или индикативный характер.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

Программирование экономическое
инструмент государственной экономической политики, подразумевающий разработку комплексных общехозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. Носит рекомендательный характер. Воздействие на производство посредством экономического (а не административного) побуждения и в форме контрактов  

Источник: Учебно-методическое пособие по курсу "Государственное регулирование рыночной экономики"

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
система регулирования экономики на основе комплексных общехозяйственных программ (планов), отражающих предпочтительный вариант развития производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики страны. Необходимость обусловлена усилением обобществления производства в условиях постиндустриального общества, где высокоразвитый и высококонцентрированный производственный аппарат требует для своего эффективного развития централизованной перспективной ориентации общественного производства в масштабах страны. Разработка экономических программ осуществляется специальными плановыми органами, тесно сотрудничающими с государственным аппаратом, деловыми кругами и научно-исследовательскими институтами, Как правило, программы рассчитаны на средние сроки (от 3 до 5 лет), но могут быть и краткосрочными (до 3 лет), и долгосрочными (свыше 5 лет). Программирование в той или иной форме осуществляется в подавляющем большинстве стран мира.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
форма государственного регулирования и управления социально - экономическим процессами на основе целевых программ и проектов. Составляет содержание долгосрочного, так называемого стратегического планирования. Стратегическое программное государственное управление все в большей мере становится характерной чертой экономической и социальной политики государства в индустриально развитых странах. Оно играет важную роль в усилении стратегической направленности социально - экономического развития этих стран.
На современном этапе научно - технической революции первостепенное значение приобретает программирование развития наукоемких и высоких, в том числе инфокоммуникационных технологий, ресурсосбережения, повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировых рынках. Так, в США широко распространены научно - технические федерально - штатные программы. Их задачей является стимулирование инноваций, ускорение разработки и применения новых технологий за счет взносов федерального правительства, правительств штатов, местных органов власти, частных вкладов, корпораций, университетов. В 1993 г. общая стоимость региональных программ научно - технического развития составила около 2 млрд долл. Примером межгосударственных программ могут служить совместные научно - технические программы стран ЕС, действующие в рамках ЕС программы перестройки слаборазвитых регионов, стимулирования развития сельскохозяйственных регионов, реструктуризации старых базовых отраслей и расположенных вокруг них районов, многочисленные социальные программы.
Общенациональная научно - техническая программа впервые была создана в нашей стране. Ею стала принятая в 1920 г. разработанная учеными и инженерами долгосрочная комплексная программа электрификации страны (ГОЭЛРО).
Ныне одной из наиболее острых проблем социально - экономического развития России является формирование долгосрочной стратегии, разработка и реализация на ее основе пакета целевых программ структурной перестройки и технологической модернизации хозяйства, охраны окружающей среды.

Источник: Экономический словарь

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
«индикативное планирование», система гос.-монополистич. регулирования экономики на основе комплексных общехоз. программ (планов), отражающих предпочтительный вариант развития обществ. произ-ва и стратегия, концепцию социально-экономич. политики. Особенность П. э. состоит в его преим. рекомендательном - даже относительно гос. экономич. органов - характере: плановые цифры представляют собой довольно приблизит, оценки и служат самыми общими ориентирами; программы в целом не подлежат обязательному, особенно количественному, выполнению; воздействие на поведение агентов обществ. произ-ва осуществляется посредством экономич. (не административного) побуждения и в форме контрактов. Как правило, программы рассчитаны на ср. срок (3 - 7 лет), но они могут быть и краткосрочными (до 3 лет) и долгосрочными (свыше 7 лет). П. э. практикуется в той или иной форме в подавляющем большинстве развитых стран капиталистич. мира. Оно возникло сразу после 2-й мировой войны 1939 - 45 во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии; в 50-х гг. и в особенности в 60-х гг. в состав «программирующих» стран вошли Швеция, Финляндия, Великобритания, Италия, Бельгия, ФРГ, Испания и др.; к сер. 70-х гг. наметилась тенденция перехода к П. э. в США и Канаде. Попытки применить П. э. имеют место в ЕЭС.
Внедрение П. э. в практику гос.-монополистич. регулирования обусловлено прежде всего усилением обобществления произ-ва и обострением на его основе противоречий капитализма. Современные высокоразвитые и высококонцентрированные производит. силы требуют централизованной перспективной ориентации обществ. произ-ва, т. е. того, что в принципе не даёт капиталистич. хозяйств, механизм. П. э. - попытка преодолеть объективную ограниченность капиталистич. организации, приглушить противоречия воспроиз-ва и обеспечить развитие экономики на базе науч.-технич. прогресса. П. э. вошло в число постоянных институтов экономич. системы капитализма. Используя его, бурж. гос-во стремится охватить своим воздействием не отд. экономич. процессы, а капиталистич. воспроиз-во в целом. Переход к П. э. свидетельствует о важных изменениях в экономич. политике монополистич. буржуазии. Последняя всё чаще отдаёт приоритет долговременным стратегия. вопросам с целью предотвращения или ослабления острейших социальных конфликтов и сохранения своего господства. Развитию П. э. способствовало широкое огосударствление пром-сти и др. сфер х-ва, небывалое увеличение гос. инвестиций в различные отрасли произ-ва и непроизводств. сферу (в т. ч. в сферу науки и образования), усиление контроля крупнейших монополий над хоз. жизнью капиталистич. стран, милитаризация экономики, огромное возрастание ресурсов нац. дохода, мобилизуемых гос. бюджетами. Усиление сращивания монополий и гос-ва, создание в ходе науч.-технич. революции высокоорганизованного производств. механизма предоставляют определ. возможности программирования экономики, известного ограничения рыночной стихии.
П. э. как порождение капитализма несёт на себе все его характерные особенности и противоречия. Программирование не есть управление экономикой в полном смысле слова, это не более как ориентация, и с огромной степенью неопределённости. Тенденция к централизованной планомерной организации, объективно пробивающая дорогу в совр. индустриальной экономике, не находит в рамках П. э. реального воплощения. Регулирование, в к-рое она в конечном итоге выливается, не имеет ничего общего с действит. планированием, т. е. централизов. руководством экономикой и демократич. характером управления её развитием в условиях обществ. собственности на средства произ-ва и сосредоточения всей политич. власти в руках трудящихся.
Разработка экономич. программ осуществляется спец. плановыми органами, тесно сотрудничающими с гос. администрацией, деловыми и науч.-исследоват. кругами. В целях сдерживания рабочего движения и его умиротворения, а также для придания П. э. видимости некоего «социального контракта» к подготовке отд. вопросов привлекаются профсоюзы (с совещат. голосом). Гл. роль в выборе показателей программ и стратегия, экономич. политики играют представители крупного монополистич. капитала. Для расчёта количеств. ориентиров программ используются данные нац. статистики, бюджетно-финанс. отчётов и спец. обследований. Часть информации представлена в виде нац. счетов. Анализ и расчёты ведутся с помощью макроэкономич. моделей равновесия, призванных отобразить поведение укрупнённых групп экономич. агентов и всей экономич. системы. При разработке нац. счетов и межотраслевых балансов применяется балансовый метод, широко используемый в СССР с первых шагов становления социалистич. планирования.
Первостепенное значение в реализации программ придаётся финанс.-экономич. мероприятиям гос-ва. Помимо прямых инвестиций, гос. власть практикует фискальное и кредитно-ден. стимулирование выполнения программ, осуществляя прямое и косвенное финансирование частных компаний. Львиная доля гос. средств достаётся крупнейшим монополиям. значит. роль в реализации программ играет гос. сектор в производств. и банковской сферах. Несмотря на «индикативный» характер П. э., пр-ва часто прибегают к прямому адм. давлению, в особенности при воздействии на движение заработной платы.
Применяя П. э., правящие гос.-монополистич. круги стремятся, с одной стороны, направить и ускорить преобразование материально-технич. и финанс.-стоимостной структуры экономики, с другой - смягчить противоречия и неравномерность экономич. роста, ослабить кризисы и цикличность воспроиз-ва, способствовать достижению «умеренного» роста цен и «полной занятости» рабочей силы. Во мн. странах П. э. служит задаче преодоления экономич. отставания, модернизации произ-ва и повышению конкурентоспособности нац. продукции на мировом рынке. Будучи по своей социально-классовой сути бурж.-монополистич., П. э. решает стоящие перед ним задачи за счёт трудящихся масс, а именно посредством давления на уровень потребления и величину заработной платы. Реализации данного принципа служит т. н. политика доходов.
Фактич. результаты П. э. крайне противоречивы и неопределённы. Практика показывает, что социально-экономич. развитие в условиях капитализма, несмотря на все принимаемые меры в порядке П. э., остаётся по-прежнему в основном стихийным, а не планомерно управляемым процессом. Особенно большие препятствия на пути П. э. встречаются в периоды серьёзных экономич. трудностей. В это время бурж. пр-ва часто вообще отбрасывают плановые ориентиры и сосредоточивают силы на «пожарных» конъюнктурных мероприятиях, стремясь как-то вывести экономику из неблагоприятной ситуации. Яркое тому подтверждение - мировой экономич. кризис 1974 - 75. Однако в нормальных экономич. условиях удаётся до известной степени повлиять на социально-экономич. развитие в направлении избранного варианта, гл. обр. в области структурных преобразований и развития производит. сил; тем самым оказывается стимулирующее воздействие на рост эффективности обществ. произ-ва. Что же касается «Экономич. равновесий», т. е. движения хоз. конъюнктуры, цен и занятости, то здесь результаты более чем скромные. Ни циклич. спады произ-ва, ни рост цен, ни безработица не ликвидируются с помощью П. э., напротив, как свидетельствуют, факты, они обрели устойчивую тенденцию к усилению. П. э. реализуется в рамках противоречий капитализма, оно их не снимает, а лишь придаёт им новую форму движения. Эффективность П. э. объективно ограничена противоречивой природой капиталистич. способа произ-ва. Любые попытки воздействия гос-ва на экономику, в т. ч. и через П. э., не могут изменить сущности государственно-монополистического капитализма. Эти попытки, как сказано в Программе КПСС, «...не способны устранить конкуренцию и анархию производства, не могут обеспечить планомерного развития хозяйства в масштабе общества, ибо основой производства остаются капиталистическая собственность и эксплуатация наемного труда» (1977, с. 27).
П. э. переживает кризис, вызванный усилением неустойчивости развития интернационализированной капиталистич. экономики, обострением общего кризиса капитализма. В нынешней нестабильной обстановке, когда капиталистич. систему потрясают валютный, энергетич. и экономич. кризисы, программировать социально-экономич. развитие империалистич. стран особенно трудно. Поэтому П. э. вынуждено изменяться, становиться более «гибким», менее определённым, более рыночным, т. е. более приспособленным к «несбалансированному развитию» капитализма.
Бурж.-монополистич. направленность П. э., его противоречия и свойственная капитализму непоследоват. практика подвергаются активной критике со стороны коммунистич. партий и прогрессивных профсоюзов. Ими выдвигается концепция демократич. программирования, способного обуздать монополистич. капитал и обеспечить развитие экономики и общества в интересах трудящихся масс.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
317.27 кб

Экологическое программирование как фактор устойчивого развития экономических систем

Гарипов Роберт Ильизаревип
Читать PDF
128.99 кб

Теоретические подходы к программированию развития региональных социально-экономических систем

Зарубин В. И., Пшидаток М. Р.
В настоящей статье рассматривается проблема повышения эффективности управления региональной экономикой на основе повышения степени координированности действий субъектов, участвующих в процессе управления региональной экономикой.
Читать PDF
227.12 кб

Инвестиционное программирование как механизм реализации социально-экономического развития региона

Бондаренко Н. Ю.
Читать PDF
766.54 кб

Методические основы социально-экономического программирования структурных преобразований топливодобы

Новичихин А. В.
Читать PDF
132.51 кб

Концептуальные аспекты организационно-экономического механизма программирования развития агропромышл

Миков Кирилл Александрович, Пыткина Светлана Алексеевна
В статье рассматриваются теоретические основы формирования программы развития агропромышленного комплекса.
Читать PDF
758.42 кб

Некоторые аспекты программирования регионального социально-экономического развития Российской Федера

Салихов Ш.М.
В данной статье ставится задача поиска оптимальной концепции государственного регулирования регионального развития Российской Федерации, выявления ее закономерностей в современных условиях посредством анализа зарубежной практики и

Похожие термины: