ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛИЗМА

Найдено 1 определение
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛИЗМА
объективные законы, управляющие произ-вом, распределением и обменом материальных благ и услуг в социалистич. обществе. (Нек-рые учёные полагают, что существуют также особые экономич. законы сферы потребления.) Э. з. с. представляют собой необходимые, существенные, повторяющиеся, устойчивые, массовые причинно-следственные связи, внутренне присущие социалистич. производств. отношениям и потому выражающие их коренные, неотъемлемые черты. По своему содержанию Э. з. с. — это законы производств. отношений равных участников совместного, объединённого произ-ва, свободных от эксплуатации, связанных между собой товарищеским сотрудничеством и общностью интересов, отношений, базирующихся на обществ. собственности на средства произ-ва, к-рая составляет основу экономич. системы социализма. По направлению, результатам действия и социальному содержанию Э. з. с. коренным образом отличаются от законов капиталистич. способа произ-ва, т. е. законов1 эксплуатации наёмных рабочих классом капиталистов.
К. Маркс и Ф. Энгельс предсказывали, что с переходом от капитализма к социализму люди овладеют законами своих обществ. действий и будут применять их с полным знанием дела. Они предвидели, что действие экономич. законов капитализма сменится действием новых экономич. законов — «...законов общественной экономики свободного и ассоциированного труда...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 554). Основоположники науч. коммунизма указали на неизбежное при этом изменение характера экономич. развития: изменение цели обществ. произ-ва, замену стихийного, анархия. обществ. произ-ва произ-вом по единому плану, согласованному с обществ. потребностями. В работе «К критике Готской программы» Маркс писал о том, что общество, базирующееся на обществ. собственности на средства произ-ва, пройдёт две фазы экономич. зрелости и что наряду с коренной общностью между этими фазами будут и существ. различия (напр., в закономерностях распределения потребительских благ между членами общества). В. И. Ленин обосновал необходимость подчинения произ-ва при социализме целям обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества, развития экономики по единому нар.хоз. плану, выражающему объективную необходимость планомерного, пропорционального функционирования нар. х-ва, и т. п. Тем самым были заложены основы учения об Э. з. с. и коммунизма, разработаны коренные положения политич. экономии коммунистич. способа произ-ва. Познание Э. з. с., их всё более разностороннее и комплексное исследование продолжалось в ходе социалистич. строительства и наибольший размах и глубину получило на этапе развитого социализма.
Э. з. с. возникают и начинают действовать тогда, когда рабочий класс берёт в свои руки гос. власть и устанавливает общественную, общенар. собственность на осн. средства произ-ва, т. е. с начала переходного периода от капитализма к социализму. При этом в условиях многоукладности экономики наряду с Э. з. с. действуют ещё, хотя и не определяют генеральное направление экономич. развития, и экономич. законы капитализма, и экономич. законы простого товарного произ-ва, а отчасти и экономич. законы докапиталистич. формаций (напр., патриархальному укладу присущи законы натурального х-ва). По мере построения основ социализма Э. з. с. становятся абсолютно господствующими экономич. законами. С вступлением в этап развитого социализма, когда завершается перестройка всей совокупности обществ. отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах, Э. з. с. получают наиболее широкий простор для своего действия. В этом проявляется повышение степени зрелости социалистич. производств. отношений. Э. з. с. выражают связи и зависимости между различными элементами, звеньями системы производств. отношений, к-рые получают абстрактное теоретич. выражение в форме экономических категорий. Так, выражением необходимой зависимости между объективной целью социалистич. произ-ва и его неуклонным ростом и совершенствованием на базе высшей, наиболее эффективной техники служит основной экономический закон социализма; между обществ. собственностью на средства произ-ва и планомерностью развития социалистич. нар. х-ва — планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закон; между количеством и качеством труда, затрачиваемого каждым работником в обществ. произ-ве, и размерами поступающей в его распоряжение части нац. дохода —распределения по труду закон и т. п.
Выражая единую сущность системы социалистич. производств. отношений, Э. з. с. отражают её необходимые общие черты. В то же время проявления Э. з. с. различны в зависимости от места, времени и масштаба их действия, историч. и иных конкретных особенностей социалистич. стран. По мере развития социалистич. экономики, роста обществ. произ-ва меняются пропорции распределения производимого совокупного обществ. продукта, его натурально-веществ. и стоимостная структура, формы распределения но труду и т. п. Это свидетельствует о повышающейся экономич. зрелости социалистич. общества, постепенном перерастании развитой социалистич. экономики в экономику высшей фазы коммунизма.
Часть экономич. законов свойственна всей коммунистич. формации и социализму как её первой фазе. Действие их будет возрастать но мере перехода к полному коммунизму. Это — основной экономич. закон, закон планомерного, пропорционального развития, закон неуклонного роста производительности обществ. труда и др. Нек-рые Э. з. с. порождены спецификой социалистич. производств. отношений и потому присущи только социализму. Закон распределения по труду при полном коммунизме уступит место закону распределения по потребностям; прекратят своё действие закон стоимости и др. экономич. законы, связанные с существованием товарно-ден. отношений. Все эти изменения станут возможны лишь после создания материально-технич. базы коммунизма и утверждения коммунистич. обществ. отношений.
Особыми формами проявления отличается действие Э. з. с. на интернац. уровне, т. е. в масштабах мировой системы социализма, в двусторонних и многосторонних экономич. отношениях социалистич. стран. Эти отношения устанавливаются, функционируют и развиваются в интересах роста и совершенствования обществ. произ-ва, наиболее быстрого повышения благосостояния и уровня жизни народов всех входящих в систему стран; в развитии всё более совершенных форм интернац. специализации и кооперирования произ-ва, применении всё более зрелых форм совместной плановой деятельности и т. п. В то же время действие Э. з. с. в мировой социалистич. системе х-ва на совр. этапе её развития встречает и определённые ограничения, связанные с тем, что, несмотря на интенсивно развивающийся процесс интернац. обобществления произ-ва, абсолютно преобладают формы собственности на средства произ-ва, ограниченные национально-гос. рамками отд. социалистич. стран; интернациональная же собственность на средства произ-ва лишь начинает складываться и пока не играет сколько-нибудь значит. роли: доля производств. фондов стран социализма, находящихся в интернац. собственности, невелика, и сами формы её существования носят ещё неразвитый характер. По мере дальнейшего развития мировой социалистич. экономики, углубляющегося междунар. обобществления произ-ва сфера интернац. действия Э. з. с. будет расширяться. Соотношение и взаимодействие отд. экономич. законов будет при этом изменяться, общее действие всей системы Э. з. с. в интернац. масштабе усиливаться, интенсифицироваться.
Э. з. с. носят объективный характер. Как и любые др. законы, они не могут быть введены или отменены, либо «преобразованы» по воле людей. Науч. управление социалистич. экономикой требует постоянного изучения действия Э. з. с., их содержания, выражаемых ими требований экономич. развития, форм их проявления, количеств, определённости и т. п. Необходимые связи между экономич. явлениями и процессами характеризуются определёнными количеств, параметрами. Так, существует необходимая зависимость между ростом производительности труда, массой применяемого труда и размерами нац. дохода и т. п. Соответственно этому науч. исследования и формулировки экономич. законов углубляются в направлении разработки формул, более точно и строго определяющих количеств, выражение отражаемых этими законами экономич. зависимостей.
Система экономических законов социализма
Необходимые связи и зависимости в социалистич. экономике определяются содержанием и формами системы социалистич. производств. отношений, принципом к-рых является: «каждый — обществу, общество — каждому». Это находит своё отражение в Э. з. с.
Движущий стимул труда при социализме — стремление на основе развития произ-ва обеспечить растущее удовлетворение совместных и индивидуальных материальных и культурных потребностей, и на этом пути достигнуть полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества. Такова объективная высшая цель социалистич. произ-ва. Объективно обусловленными являются и средства её достижения, наиболее всеобъемлющим из к-рых служит неуклонный рост социалистич. произ-ва на базе непрерывно развивающейся, наиболее эффективной в каждый данный момент история, развития техники. Всем этим определяется необходимость действия осн. Э. з. с., выражающего цель социалистич. произ-ва и средства её достижения. Этот закон оказывает определяющее воздействие на все экономич. законы, обусловливает общее направление и результаты их действия, придаёт им определённое (социалистическое) социальное содержание. Все остальные действующие при социализме экономич. законы находятся в отношениях субординации с осн. экономич. законом, подчинены ему, образуя систему экономич. законов.
Закон планомерного, пропорционального развития нар. х-ва выражает способ и формы регулирования соотношений между количеством рабочего времени, находящимся в распоряжении общества, и распределением этого времени между различными видами деятельности в интересах достижения высшей цели социалистич. производства. Распределение труда и средств произ-ва между сферами и отраслями нар. х-ва, а следовательно, и установление тех или иных пропорций между ними, осуществляется прежде всего посредством централизованного, сознательного распределения обществом своих материальных и трудовых ресурсов по единому плану. Маркс отмечал: «...Никакая форма общества не может помешать тому, чтобы рабочее время, имеющееся в распоряжении общества, тем или иным путем регулировало производство. Но пока это регулирование осуществляется не путем прямого сознательного контроля общества над своим рабочим временем — что возможно лишь при общественной собственности,— а благодаря движению товарных цен...» (там же, т. 32, с. 9). В отличие от капитализма такой сознательный контроль социалистич. общества над своим рабочим временем обеспечивает поддержание оптимальной пропорциональности в нар. х-ве, взаимосогласованное распределение совокупных ресурсов рабочего времени между всеми участниками обществ. произ-ва, а следовательно, наиболее экономичное и эффективное использование этих ресурсов.
Др. специфич. экономич. законы, действующие при социализме, находятся в определённых связях и взаимодействии, взаимозависимости как с осн. Э. з. с. и с законом планомерного, пропорционального развития, так и между собой. Напр., экономич. закон распределения по труду отражает объективно необходимую в интересах достижения наибольших результатов в развитии обществ. произ-ва и в удовлетворении растущих материальных и культурных потребностей членов общества пропорциональность между количеством и качеством труда, отдаваемого каждым работником обществ. произ-ву, и вознаграждением — долей данного работника в фонде индивидуального потребления социалистич. общества. Действие социалистического накопления закона предполагает осуществление социалистич. накопления в интересах достижения высшей цели социалистич. произ-ва, и наиболее полно эта цель достигается при соблюдении определённых пропорций между накоплением и потреблением.
Наряду с экономическими законами, к-рые действуют лишь в условиях социализма и являются специфическими, в социалистич. экономике продолжают действовать экономич. законы, выражающие нек-рые общие существенные черты и зависимости производств. отношений, свойственные либо всем системам производств. отношений, либо ряду из них. Так, сохраняют силу и действуют общий экономич. соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил закон; закон повышающейся производительности обществ. труда; общие законы расшир. воспроиз-ва; стоимости закон, денежного обращения законы и т. п. При этом общие экономич. законы начинают выражать новое социальное содержание экономич. отношений, их действие органически сплетается с действием специфич. Э. з. с. Действие экономич. закона соответствия производств. отношений характеру и уровню развития производит. сил при социализме проявляется в том, что вместе с обобществлением социалистич. произ-ва, обусловленным прежде всего развитием его материально-технич. базы, внедрением высшей техники, планомерно совершенствуются формы специализации и концентрации пром. и с.-х. произ-ва, формы производственной кооперации внутри- и межотраслевого характера, а также формы кооперирования произ-ва между различными социалистич. гос-вами. Совершенствуются и формы управления, формы организации произ-ва и распределения, происходит укрупнение производств., торговых, транспортных и др. предприятий. Новым социальным содержанием отличается действие закона стоимости, поскольку сама стоимость при социализме выражает отношения не разъединённых частных собственников, а лишь относительно обособленных социалистич. производителей. Действие этого закона на базе обществ. собственности на средства произ-ва ведёт не к накоплению капитала и обнищанию трудящихся, а к росту обществ. собственности и нар. благосостояния. Экономич. закон повышающейся производительности обществ. труда действует при социализме как закон неуклонного и быстрого роста производительности труда, а закон экономии времени и его планомерного распределения между отраслями произ-ва, который остаётся первым экономич. законом на основе коллективного произ-ва, начинает действовать с большей силой, поскольку отпадают или ослабевают многие, ранее противодействовавшие ему факторы.
Познание и использование экономических законов при социализме
В отличие от экономич. законов капитализма и др. предшествующих способов произ-ва, Э. з. с. познаются и планомерно используются социалистич. обществом в процессе хозяйствования в интересах общества, всех его членов. При социализме, указывал Ф. Энгельс, «законы их собственных общественных действий, противостоявшие людям до сих пор как чуждые, господствующие над ними законы природы, будут применяться людьми с полным знанием дела и тем самым будут подчинены их господству» (там же, т. 20, с. 294—95).
В результате планомерного использования Э. з. с. трудящиеся сознательно управляют произ-вом в соответствии с объективно назревшими потребностями материальной жизни и со своими материальными интересами. В этом — новое значение субъективного фактора в экономич. жизни. Интересы классов и социальных групп социалистич. общества в основе своей сливаются в общий обществ. интерес, обусловливающий организованное массовое действие трудящихся для достижения единой цели. В антагонистич. способах произ-ва роль субъективного фактора ограничивается осознанием людьми лишь своих непосредств. действий и их ближайших последствий. Они не могут сознательно регулировать свои производств. отношения, не могут освободиться от стихийного и разрушит, действия экономич. законов. Возможности социалистич. общества в деле познания и планомерного целенаправленного использования экономич. законов несравненно большие, чем в условиях любого из предшествовавших способов произ-ва. Эти возможности реализуются в значит. степени социалистич. гос-вом, посредством проводимой им экономической политики.
Познание Э. з. с. начинается в форме науч. предвидения. Классики науч. коммунизма вместе с обоснованием неизбежности социализма указали и осн. наиболее существ. черты будущего общества. Основываясь на опыте первых лет деятельности социалистич. гос-ва и строительства социалистич. экономики, В. И. Ленин конкретизировал эти общие представления об экономике социализма и управляющих её развитием законах. В частности, в отличие от существовавшего предположения об «отмене» товарного произ-ва и денег вслед за победой социалистич. революции и об установлении единой обществ. собственности на средства произ-ва, Ленин сделал выводы о том, что в реальной действительности социализм должен базироваться на двух формах обществ. собственности на средства произ-ва: общенар. (гос.) и кооперативной (колхозной). Это, в свою очередь, делало необходимым существование товарно-ден. отношений с присущими им объективными экономич. законами. Ленин показал необходимость овладения этими законами со стороны хозяйствующего социалистич. гос-ва: планомерного использования товарноден. отношений и закона стоимости посредством внедрения хозрасчёта в социалистич. произ-во, организации планомерного социалистич. товарооборота, торговли, использования финанс. и кредитных отношений. Социалистич. преобразование миллионов единоличных мелких крест. х-в осуществится путём развития с.-х. кооперативов (см. Кооперативный план В. И. Ленина).
Объективный, закономерный характер развития социалистич. экономики неизменно учитывался Коммунистич. партией и Сов. гос-вом при разработке и осуществлении научно обоснованной экономич. политики. Однако среди учёных-экономистов в 30—40-е гг. распространилась точка зрения, что в социалистич. экономике объективные законы отсутствуют, что осн. экономич. законом социализма является гос. нар.-хоз. 4 план, что социалистич. гос-во не только способно создавать новые, но и «преобразовывать» ранее существовавшие и сохраняющие свою силу при социализме экономич. законы, в первую очередь, закон стоимости. Это была субъективистская трактовка экономич. законов. Большую роль в её преодолении сыграла экономич. дискуссия 1951, организованная ЦК КПСС, после к-рой познание Э. з. с., форм их действия, путей и методов использования стало развиваться как одно из гл. направлений экономич. исследований.
Марксистско-ленинская наука борется как с отрицанием объективного характера экономич. законов и проповедью волюнтаризма в экономич. деятельности, так и с отождествлением объективного характера Э. з. с. с автоматизмом, стихийностью их действий. Признание как первого, так и второго лишает экономич. деятельность общества теоретич. основы. Первое служит для оправдания субъективизма в управлении экономикой, принятия произвольных решений; второе приводит к фетишизации законов, к допущению и оправданию самотёка в развитии обществ. произ-ва, распределения и обмена, стихийному формированию потребностей членов общества. Активная положит. роль субъективного фактора в экономич. развитии общества реализуется при условии, что процесс хозяйствования опирается на глубокое знание экономич. законов, строгое соблюдение их требований.
Объективный характер экономич. законов предполагает наличие механизма, посредством к-рого проявляется их действие. Политич. экономия исследует и формы проявления экономич. законов, и механизм их действия. Важнейший элемент механизма действия осн. Э. з. с.— соотношение объёмов и структуры роста обществ. произ-ва, потребностей и потребления членов общества; закона планомерного, пропорционального развития нар. х-ва — соотношение структуры потребления и пропорций произ-ва; закона распределения по ТРУДУ — соотношение форм и системы оплаты труда. Раскрывая свойственные социализму экономич. категории и законы, вооружая тем самым общество теоретич. знаниями, необходимыми для управления обществ. произ-вом, политич. экономия социализма составляет научный фундамент хозяйственной деятельности общества.
Использование Э. з. с.— сознат. регулирование хоз. органами социалистич. общества на разных уровнях всей совокупности социалистич. экономич. отношений в соответствии с познаваемыми объективными экономич. законами, в интересах ускорения экономич. роста, улучшения качеств. показателей нар.х-ва, неуклонного повышения нар. благосостояния. Благодаря этому обеспечивается наиболее полная реализация на практике решающих преимуществ экономич. системы социализма в развитии материально-технич. базы общества, достижение высшей производительности труда и эффективности обществ. произ-ва.
Овладение объективными законами, в частности экономическими, включает две стороны: теоретич. познание законов и практич. их использование. «Одного только познания, даже если оно идет дальше и глубже познания буржуазной политической экономии,, недостаточно для того, чтобы подчинить общественные силы господству общества. Для этого необходимо прежде всего общественное действие» (Энгельс Ф., там же, с. 329—30). Гл. обществ. силой является социалистич. гос-во, руководимое коммунистич. партией, выражающей интересы и волю всего народа. Его экономич. политика реализуется прежде всего путём планового управления социалистич. экономикой. Помимо Центр. экономич. органов в управлении принимают участие и все специализированные, ведомственные или местные органы хоз. управления, местные органы гос. управления и гос. власти, профсоюзные, комсомольские и др. обществ. организации, производств. коллективы, администрация предприятий и хоз. орг-ции.
Использование Э. з. с. осуществляется посредством применения различных экономич. форм и методов. В науке ещё не утвердилась их единая общепринятая классификация. Формы использования экономич. законов — суть все те формы социалистич. производств. отношений, к-рые подвергаются сознательному, планомерному и комплексному регулированию со стороны социалистич. общества и его хоз. органов. Социалистич. производств. отношения выступают в многообразных, конкретных, особенных и единичных проявлениях: в двух формах обществ. собственности на средства произ-ва и в их внутр. структуре; экономич. формах, посредством к-рых реализуются отношения предприятий с гос-вом, отношения между предприятиями (поставки продукции по планам материально-технич. снабжения, плановые цены); в формах экономич. связей между гос-вом и колхозами (материально-технич. снабжение и обслуживание колхозов, продажа с.-х. продукции гос-ву но закупочным ценам, подоходный налог с колхозов), между колхозниками и гос-вом, между самими колхозами, между колхозами и колхозниками (нормы выработки, гарантированная оплата труда); наконец, в системе финансово-кредитных и хозрасчётных отношений внутри предприятий, производств. объединений, между предприятиями и т. д. (оптовые и розничные цены, себестоимость, торг. скидки, прибыль, рентабельность, плата за фонды, свободный остаток прибыли, фонды развития произ-ва, фонды социально-культурных мероприятий и жил. строительства, фонды материального поощрения и т. д.). Это многообразие экономич. форм ещё более возрастает с учётом тех особенностей, какие приобретают (одни и те же по своему типу) социалистич. производств. отношения в разных странах социализма. В процессе планового управления нар. х-вом социалистич. гос-во осуществляет регулирование всех этих отношений; тем самым использует Э. з. с.
Методы планового управления социалистич. экономикой подразделяются на две гл. группы: носящие директивный характер, строго регламентирующие экономич. деятельность людей и их экономич. связи в обществ. произ-ве, и экономич. рычаги, стимулирующие действия людей в нужном направлении или предупреждающие определённые действия путём применения тех или иных экономич. санкций со стороны общества. Как те, так и другие базируются на глубоком изучении объективных экономич. потребностей и обусловлены ими. Используя эти методы, социалистич. гос-во обеспечивает необходимую стабильность функционирования производств. отношений в одних случаях (напр., стабильность оптовых и розничных цен) или необходимые изменения производств. отношений в др. случаях (напр., меры по концентрации произ-ва в крупных производств. объединениях, создание агропром. комплексов и т. д.). Подобные изменения затрагивают внутр. структуру социалистич. собственности, т. е. выражаются либо в изменении экономич. субъектов, их характера (напр., такие изменения происходят в связи с образованием производств. объединений), либо в изменении типа экономич. связей между отд. экономич. ячейками общества, экономич. субъектами (между гос-вом и колхозами, между гос. предприятиями и т. п.), либо, наконец, в изменении количеств. стороны экономич. взаимосвязей (изменение норм, ставок, цен, размеров платежей в бюджет и т. д.). Т. е. плановые воздействия на к.-л. формы проявления экономич. законов являются соответствующими методами их использования. Так, важнейшей формой проявления закона стоимости служит цена, система цен. Соответственно, необходимым методом использования этого закона является плановое гос. ценообразование.
Методы использования экономич. законов опираются на учет общенар. и личных экономич. интересов, обеспечивают правильное их сочетание. Примером является разработка и претворение в жизнь пятилетних планов развития нар. х-ва. Все ступени планового управления нар. х-вом (составление прогноза, разработка перспективного и текущего планов, организаторская работа по выполнению плана, контроль за ходом выполнения и оперативная корректировка заданий плана в ходе его осуществления) служат в то же время и ступенями процесса сознат. использования экономич. законов. Каждая социалистич. страна с учётом своих специфич. условий разрабатывает и воплощает в жизнь определённый социальный механизм использования законов экономич. развития. Однако несмотря на возможные и действит. различия в этих механизмах, складывающихся в рамках разных стран, им присущи коренные общие черты.
В условиях развитого социализма процесс использования экономич. законов приобретает ряд существенных особенностей. Осуществляется переход к интенсивным методам ведения х-ва. Действие осн. экономич. закона требует максимального освоения, использования в произ-ве всех достижений научно-технич. революции, соединения её достижений с преимуществами социалистич. системы х-ва. В связи с огромным усложнением нар.-хоз. связей и большой взаимозависимостью всех сторон экономич. жизни процесс использования з. с. отличается наибольшей комплексностью; всякое одностороннее преувеличение требований к.-л. из экономич. законов может нарушить сбалансированность экономики. Для совр. этапа характерно всё более активное использование Э. з. с. в масштабе мировой социалистич. системы х-ва, согласованные действия гос-в, развивающих социалистич. экономич. интеграцию.
В качестве одной из гл. задач экономич. науки 24-й съезд КПСС выдвинул задачу «...сосредоточить внимание на разработке наиболее эффективных форм и методов использования объективных Экономических законов в практике планового управления народным хозяйством...» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 245). Возможность сознат. использования экономич. законов составляет одно из решающих преимуществ социалистич. общества, одно из гл. условий, обеспечивающих успешное строительство коммунизма.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Похожие термины: