ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ

Найдено 1 определение
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
система мер, использующая материальные средства, обеспечивающие правильное сочетание общенародных интересов с интересами коллектива предприятия и каждого работника в процессе производства, создания и распределения необходимого и прибавочного продукта. Характер и закономерности развития экономических стимулов определяют социалистические производственные отношения. Социалистическое производство обеспечивает единство личных, коллективных и общенародных интересов. Этому соответствует существование таких форм распределения необходимого и прибавочного продукта, которые максимально стимулируют высокопроизводительный труд. В хозяйственной жизни предприятий необходимый и прибавочный продукт выступает в виде различных форм: заработной платы, прибыли, поощрительных фондов, централизованных общественных фондов потребления. Все они используются как средства экономического стимулирования. Главную роль в стимулировании труда работников социалистических предприятий играет заработная плата, являющаяся формой основной части необходимого продукта и выражающая личную материальную заинтересованность работника в результатах его труда. Экономическую основу стимулирования предприятия составляет прибыль. От ее величины зависят возможности предприятия развивать и совершенствовать производство, улучшать условия труда и быта работников, материально поощрять их. Переход на новую систему планирования и экономического стимулирования усилил действие материальных стимулов и открыл возможность наилучшего сочетания интересов отдельного работника, предприятия и общества в целом. Это достигается, с одной стороны, путем повышения заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение плана и улучшения основных качественных показателей их работы, укрепления хозяйственного расчета, а с другой - путем развития системы индивидуального и коллективного поощрения рабочих, инженерно-технических работников и служащих в достижении лучших результатов и показателей производства путем совершенствования оплаты их труда и дополнительного премирования. С переходом на новую систему планирования и экономического стимулирования принципиально новым в оплате труда становится значительное увеличение материального вознаграждения работников из поощрительных фондов, образуемых за счет прибыли предприятия. На каждом предприятии, переведенном на новые условия хозяйствования, создаются фонды экономического стимулирования, которые включают в себя три самостоятельных фонда: 1) фонд развития производства, который создается за счет прибыли, части амортизационных отчислений, предназначенных на восстановление основных фондов, выручки за счет реализации ненужного оборудования. Средства фонда развития производства предназначаются для финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации, обновлению основных фондов, совершенствованию организации производства и труда; 2) фонд материального поощрения, создаваемый за счет отчислений от полученной прибыли. Размеры фонда поощрения зависят от объема реализации продукции и уровня рентабельности. Чем успешнее предприятие выполняет план реализации продукции, тем больше оно получает прибыли, а от величины прибыли зависят отчисления в поощрительные фонды; основная часть этих фондов направляется на премирование рабочих и служащих; фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, который создается за счет прибыли и используется на улучшение жилищно-бытовых условий и проведение культурных и оздоровительных мероприятий. Государство с помощью этих экономических рычагов воздействует на интересы предприятия и его работников в целях увеличения выпуска и повышения качества продукции, более широкого-внедрения достижений науки и техники в производство (см. Закон распределения по труду, Заработная плата при социализме, Коммунистический труд, Материальные и моральные стимулы к труду при социализме, Социалистическое соревнование, Экономические интересы).

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.