ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
(гр. гп - пояс) - морской район, находящийся за пределами территориальных вод (морского пояса, примыкающего к сухопутной территории и внутренним водам, устанавливаемого государством до 12 морских миль) и прилегающий к нему, в котором прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и покрывающих водах, а также на управление этими ресурсами. Прибрежное государство имеет право осуществлять в этой зоне и другие виды экономической деятельности, например, устанавливать сооружения, выполнять научные исследования и т.п., должно учитывать права и обязанности других государств, допускаемые международным правом в Э. з. Ее ширина не должна превышать 200 морских миль.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
термин, которым законодательство некоторых государств обозначает исключительную экономическую зону. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ экономическое объединение группы стран в целях создания более благоприятных условий для развития современного производства. Э.и. призвана преодолеть противоречие между растущей интернационализацией производства и капитала и относительно узкими рамками национальных государств. Развитие современных производительных сил требует отказа от национальных форм регулирования экономики и перехода к его наднациональным, международным формам. Э.и. является высшей формой интернационализации хозяйственной жизни. Э.и. развивается от простых к более сложным формам. Самая простая форма объединения - зона (ассоциация) свободной торговли, предполагающая отмену таможенных пошлин и другие ограничения во взаимной торговле. Таможенный союз, кроме того, требует проведения общей внешнеторговой политики, введения единого таможенного тарифа по отношению к странам, не участвующим в группировке. Кроме создания таможенного союза, интеграционные группировки осуществляют отмену ограничений в области движения капиталов и рабочей силы. Проводятся мероприятия в области согласования валютной политики. Более развитая форма Э.и. - экономический союз - предполагает не только функционирование общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы, но и проведение общей внутриэкономической политики, деятельность наднациональных экономических органов. На этих основах создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В условиях значительно возросшей экономической роли государства снятие экономических барьеров между странами без проведения общей экономической политики не обеспечивает реально экономического объединения. Наиболее полной формой интеграции, по мысли ее идеологов, должна стать политическая интеграция государств, т.е. фактически их объединение в единое государство. Преобразование ЕЭС в Европейский союз (ЕС) - шаг в этом направлении. Поскольку объективная тенденция к интернационализации хозяйственной жизни действует в масштабе всего мира, то действует и тенденция к интеграции в мировом масштабе. Но интеграция в полном смысле этого слова в масштабе мирового хозяйства невозможна в силу противоречий между странами. Объединение в единую экономическую систему стран с разным уровнем экономического развития фактически способствовало бы установлению отношений господства развитых стран над экономически менее развитыми. Э.и. может быть реальной, если ее пытаются осуществить страны с примерно одинаковым уровнем развития и уже достаточно тесно связанные между собой в экономическом отношении. При этом экономическое объединение ряда стран имеет, как правило, своей целью укрепление позиций предпринимателей данных стран в конкурентной борьбе с предпринимателями других, не входящих в эту группировку, стран. На практике получили распространение региональные экономические группировки. Реальные шаги в направлении интеграции промышленно развитых стран сделаны вначале в Западной Европе, для которой характерна "мелкогосударственность", большая политическая раздробленность, а противоречие между значительно возросшей степенью интернационализации производства и капитала и сохранением отдельных государств, создающих различные преимущества для своего национального производства, проявилось особенно остро. Путем экономического объединения и образования наднациональных экономических органов западноевропейские страны пытаются в какой-то мере разрешить это противоречие и создать более широкую экономическую область для развития производительных сил. Объединение западноевропейских государств должно способствовать укреплению их позиций относительно США. Однако противоречия между самими западноевропейскими странами привели первоначально к формированию двух группировок в Западной Европе - ЕЭС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). ЕЭС, ориентирующееся на более высокие формы интеграции, постепенно практически поглотило ЕАСТ и преобразовалось в ЕС, в который входят сейчас страны Западной Европы и собираются вступить страны Восточной Европы. Другой группировкой промышленно развитых стран становится Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), объединяющее США, Канаду и Мексику. Тенденция к Э.и. получила распространение и среди развивающихся стран. В Латинской Америке, в Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии возникло около 20 экономических группировок. Причины интеграции промышленно развитых и развивающихся стран различны. Если в первом случае интеграция порождается высоким уровнем развития производительных сил, переросших национальные рамки, и стремлением предпринимателей расширить сферу своего господства, то во втором случае Э.и. порождается скорее слабым уровнем развития экономики, стремлением развивающихся стран путем объединения создать лучшие условия для индустриализации и становления национальной экономики. В ряде случаев развивающиеся страны объединяются и для того, чтобы ослабить свою экономическую зависимость от западных держав. На пути интеграции развивающихся стран стоят серьезные трудности, вызванные противоречиями между участниками группировок, стремлением западных держав использовать интеграцию развивающихся стран в своих интересах. Большая часть группировок развивающихся стран создается в форме общих рынков, т.е. страны договариваются об отмене таможенных пошлин, количественных и иных ограничений по взаимной торговле, а также об установлении свободного перелива капиталов и отмене валютных ограничений. Общие рынки развивающихся стран основываются на принципах свободной конкуренции. Хотя конкурентная борьба между предпринимателями разных стран в условиях общего рынка и ведет к разделению труда и росту взаимной торговли, она несет с собой, вместе с тем, разрушительные последствия для менее конкурентоспособных производителей. От создания общих рынков выигрывают, как правило, более развитые страны. Промышленное развитие в менее развитой стране в условиях общего рынка может быть вообще задержано ввиду беспрепятственного притока промышленных товаров извне. Все это приводит к противоречиям и даже глубоким кризисам этих группировок. Такая ситуация сложилась, например, в Восточно-Африканском экономическом сообществе, где уровень экономического развития Кении был существенно выше, чем в Уганде и особенно в Танзании. Региональная интеграция развивающихся стран может дать реальные плоды, если она основывается на соглашениях, предусматривающих целенаправленное развитие специализации и кооперации между странами, совместное строительство крупных промышленных и транспортных объектов и т.д. По этому пути первоначально шли страны Андского пакта развития. Наиболее существенные шаги в области интеграции развивающихся стран сделаны в Латинской Америке, где еще в начале 60-х гг. были созданы две экономические группировки - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), позже преобразованная в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции, и Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). Кроме того, в Латинской Америке возникли Андский пакт развития, МЕРКОСУР, Карибское сообщество (КАРИКОМ). В Африке действуют два экономических сообщества западноафриканских стран - ЭКОВАС и КЭАО и целый ряд других группировок. В Азии повышается реальная роль АСЕАН. Расширяется Организация экономического сотрудничества, объединяющая страны Центральной Азии. В конце 90-х гг. абсолютное большинство развивающихся стран участвует в той или иной региональной экономической группировке. Это свидетельствует о том, что развивающиеся страны отводят региональной интеграции важную роль в деле развития своей национальной экономики. На иных принципах развивалась Э.и. между социалистическими странами, входившими в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Их взаимоотношения строились на плановой основе путем координации народнохозяйственных планов на международном уровне. Хотя в конце 80-х гг. были предприняты попытки более широко использовать рыночные формы связей между странами, развивать сотрудничество на уровне предприятий и объединений, реального сближения экономик СССР и стран Восточной Европы, несмотря на существенную специализацию и кооперирование между ними, не произошло. В 1990 г. СЭВ распался.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.28 мб

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

И. А. Пашаева
В рамках данной работы проведен анализ сущности свободных экономических зон, исследована их роль и значение для развития экономики России.
Читать PDF
184.25 кб

Особая экономическая зона Самарской области

Тюкавкин Николай Михайлович, Крюкова Кристина Викторовна
В статье рассмотрены основные вопросы формирования особой экономической зоны Самарской области, предпосылки создания, условия функционирования, цели и задачи.
Читать PDF
2.32 мб

Ангаро-Енисейская особая экономическая зона

Котилко В.В.
Красноярский научно-исследовательский институт геологии минерального сырья выпустил монографию Ю.Н.
Читать PDF
187.28 кб

Ангаро-Енисейская особая экономическая зона

Котилко В.В.
Красноярский научно-исследовательский институт геологии минерального сырья выпустил монографию Ю.Н.
Читать PDF
278.52 кб

Особая экономическая зона Калининградской области

Носкова Мария Дмитриевна, Крылова О.В.
В данной статье рассмотрены общие положения закона об особой экономической зоне в Калининградской области. Представлены льготные условия для предприятий-резидентов ОЭЗ.
Читать PDF
106.78 кб

Бурятская индустриальная зона: экономический анализ

Потапов Леонид Васильевич
В статье рассматриваются основные экономические параметры и составляющие бурятской индустриальной зоны, а также перспективы ее развития.
Читать PDF
250.35 кб

Периодизация экономического развития по зонам акцента

Неверов А. Н.
Статья посвящена проблеме периодизации экономического развития. Целью работы выступает обоснование выделения трех макропериодов в экономическом развитии: экономики адаптации, экономики биосферы, экономики ноосферы.
Читать PDF
219.25 кб

Новеллы законодательства об особых экономических зонах

Громова Елизавета Александровна
Анализируются последние изменения законодательства об особых экономических зонах.
Читать PDF
247.51 кб

К вопросу об управлении особыми экономическими зонами в РФ

Коробова Ольга Викторовна, Наумова Наталия Валерьевна, Блюм Марина Анатольевна
В целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций, для развития обрабатывающих отраслей экономики, транспортной инфраструктуры, создания новых видов продуктов в России созданы и функционируют свободные (особые) экономичес
Читать PDF
131.11 кб

Эффект синергии применительно зонам к особым экономическим

Богдановский Д.Л.
Современнее развитие экономики тесно связано с накоплением и интенсивным использованием интеллектуального капитала, выступающим в качестве нового источника достижения конкурентоспособности и эффективности деятельности социально-эк
Читать PDF
190.42 кб

Особая экономическая зона как инструмент развития территории

Прохорова Виктория Владимировна, Кравченко Николай Петрович
Развитие региональных экономических систем современной России детерминирует формирование особых экономических зон.
Читать PDF
152.70 кб

Особая экономическая зона «Алабуга»: состояние и пути развития

Шмонов Н. Н.
Рассматривается республиканская инфраструктура для развития инноваций, роль особой экономической зоны в комплексной программе по стимулированию развития высокотехнологичных отраслей экономики.
Читать PDF
96.04 кб

Соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах

Лисица В. Н.
В статье проанализирован порядок заключения соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности, а также об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне
Читать PDF
462.28 кб

Свободная экономическая зона в Крыму: планы и первые результаты

Батюшкова О.И.
В работе рассмотрены вопросы создания свободной экономической зоны на территории Крымского полуострова с точки зрения законодательства дающего потенциальным резидентам СЭЗ льготы и преференции.
Читать PDF
199.61 кб

Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона

Передкова Инна Валерьевна
Основной целью статьи является раскрытие роли особой экономической зоны в развитии экономики регионов в современном мире.

Похожие термины: