экономическая теория местоположения

Найдено 1 определение
экономическая теория местоположения
Раздел экономической теории, изучающий силы, определяющие местоположение объектов хозяйственной деятельности, и пытающийся объяснить и предсказать характер их пространственного размещения. Хотя теория в основном рассматривает принятие решения производителем или фирмой (firm) относительно места осуществления производственной деятельности, она также уделяет внимание пространственной структуре сельского хозяйства, размещению больших и малых городов, а в рамках экономики городов (urban economics) - расположению домохозяйств. Первая важная работа в области теории размещения была опубликована И.Г. фон Тюненом (Thiinen) в 1826 г. (См. НаН, Р., (ed), Von Thiinen’s Isolated State, Pergamon Press, Oxford, 1966). Фон Тюнен проанализировал расположение сельскохозяйственных производителей вокруг города, в котором находится рынок их продукции.
Предполагалось, что производители являются «получателями цены» и имеет место совершенная конкуренция (perfect competition). Тюнен показал, что решения стремящихся к максимизации прибыли производителей относительно того, какие культуры производить, определяются расстоянием от их участка земли до рынка. Продукты, стоимость перевозки которых относительно высока (т.е. издержки на перевозку (transfer costs) высоки относительно стоимости продукции), будут выращиваться близко от города, тогда как продукты, стоимость перевозки которых невысока, будут выращиваться на полях, расположенных дальше от города. Теория Тюнена имеет значение и для теории экономической ренты (economic rent), так как она показывает, что рента, получаемая собственником фактора производства (factors of production), может быть связана не только с его качеством, но и с местом расположения. Главное значение модели Тюнена для теории местоположения состоит в определении роли транспортных издержек при принятии решения относительно размещения производства. Хотя идеи Тюнена способ-ствовали определенному прогрессу в экономике городов, она не внесла существенного вклада в анализ размещения промышленности. Первый серьезный анализ размещения промышленности был осуществлен Альфредом Вебером в начале нашего века (См. Friedrich, C.J., Alfred Weber’s Theory of the Location of Industries, Chicago University Press, Chicago, 1929). Вебер рассматривал проблему работающей вусловиях совершенной конкуренции фирмы, связанную с выбором места ее расположения тогда, когда рынок находится в одном месте, а источники сырья - вдругих местах. Так же, как и в теории совершенной конкуренции, фирма стремится максимизировать прибыль, и, если предполагается, что производственные издержки везде одинаковы, то решение о месте расположения сводится к нахождению точки, в которой транспортные расходы будут минимальными. В простейшем варианте модели, когда имеются один рынок и один источник сырья, подход Вебера дал следующие результаты: 1. Если производство рассматриваемого товара является «облегчающим», т.е. товар легче (занимает меньший объем или является менее скоропортящимся), чем сырье, из которого он изготавливается, то фирма должна располагаться возле источника сырья.(См. input orientation.) Если производственный процесс является «утяжеляющим», товар занимает больший объем или является более скоропортящимся, чем сырье, то фирму следует располагать возле рынка. (См. market operation.) Вообще, фирма должна располагаться либо возле рынка, либо возле источника, а не в какой-либо промежуточной точке. Это положение основывается на том, что любое промежуточное положение потребует дополнительных затрат на погрузочно–разгрузочные работы, а более короткие маршруты ликвидируют экономические выгоды от дальних перевозок (long-haul economies). Более сложные варианты модели Вебера включают множественность рынков и источников сырья, пространственные вариации издержек производства (в частности, стоимости рабочей силы (labour)) и возможность экономии от агломерации (agglomeration economies). Главную критику вызвало предположение Вебера о совершенной конкуренции, ведущее к игнорированию того влияния, которое оказывает место расположения фирмы на спрос на ее продукцию. Существует возможность, что место расположения фирмы предоставит ей определенную монопольную власть, и поэтому более приемлемым представляется подход, предполагающий наличие несовершенной конкуренции (imperfect competition). Первый анализ влияния спроса на размещение промышленности предпринял Август Лёш в начале 40-х годов. (См. The Economics of Location, Yale University Press, New Haven, 1954.) Расширяя теорию Вебера путем учета спроса и анализа развития схем расположения промышленности как процесса проб и ошибок, Лёш создал детально проработанную теорию расположения хозяйственных объектов. Он начал с предположения о стране, расположенной на плоской равнине с равномерно распределенными населением и сырьевыми материалами (что отличалось от модели Вебера). Схемы расположения отраслей промышленности, по мнению Леша, в основном были обусловлены влиянием транспортных расходов и эффекта масштаба (economies of scale). Эту теорию можно рассматривать как развитие теории монополистической конкуренции (monopolistic competition) Чемберлина (Chamberlin). Работа Лёша представляла собой также первую попытку применения концепции общего равновесия (general equilibrium) к теории местоположения. В то время как более ранние подходы рассматривали только одну фирму или хозяйственную единицу (т.е. имел место подход частичного равновесия (partial equilibrium)), Лёш старался проанализировать размещение экономической деятельности в целом. В дальнейшем его подход был развит многими экономистами, в частности в работе hard, W., Location and the Space Economy, MIT Press, Cambridge, USA, 1956. Экономические факторы, определяющие пространственное расположение городов, были впервые исследованы В. Кристал лером (См. Baskin С. (переводчик), Central Places in Southern Germany, Prentice Hall, New York, 1966). Теория Кристаллера, больше известная под названием теории центрального города, имеет сходство с теорией Лёша, однако она менее сложна с теоретической точки зрения и рассматривает скорее сферу услуг и схему расположения рыночных городов, чем размещение промышленности. Хотя большинство моделей в теории местоположения рассматривают схемы равновесного (equilibrium) размещения и основываются на стандартных допущениях относительно максимизации прибыли и полезности (utility), существуют и альтернативные подходы. Некоторые экономисты утверждают, что динамические процессы размещения промышленности приведут к неравновесию (disequilibrium), т.е. ко все большей концентрации промышленности в определенных регионах. Такие результаты обычно предсказываются при применении к решению проблем расположения моделей кумулятивного воздействия (cumulative causation), а также вытекают из теории полюсов роста (growth pole). Другие экономисты при анализе местоположения промышленности отказываются от предположения о максимизации прибыли. В таком случае развитие теории местоположения становится связанным с развитием теорий фирмы, в которых анализируются альтернативы максимизации прибыли. В частности, некоторые экономисты стараются применить поведенческую теорию фирмы (behavioural theory of the firm) к проблемам размещения. (См. locational interdependence.)

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003