Экономическая реформа
РЕФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
Сознательно проводимые преобразования, направленные на изменение существующих экономических отношений.
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Экономическая реформа
Экономическая реформа - сознательно проводимые государством преобразования, направленные на изменение экономических отношений.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Экономическая реформа
преобразование в государственном устройстве и в политике, которое неизбежно ведет к изменениям в экономическом поведении хозяйствующих субъектов и к переустройству хозяйственных структур.
Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Реформа Экономическая
преобразования государственного масштаба в управлении экономикой, способах проведения экономической политики, связанные с низкой эффективностью функционирования действующей экономической системы.
Источник: Бизнес-словарь
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА
сознательно проводимые государством преобразования, кардинальные изменения в хозяйственном механизме страны, т. е. в совокупности форм, методов, рычагов управления народным хозяйством, направленные на трансформацию существующих экономических отношений.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА
преобразование, изменение, переустройство (от лат. reformo — преобразование) хоз. механизма, т. е. форм, методов, рычагов и орг-ций (институтов, учреждений) управления хоз-вом, проводимое в рамках данной обществ. формации. Э. р. могут распространяться на весь хоз. Механизм страны, могут затрагивать отдельные сферы хоз. жизни или отрасли нар. х-ва страны. Напр., реформы организации управления пром-стью (или отд. отраслью), с. х-вом, транспортом; реформа социального законодательства, ден. реформа, налоговая реформа, кредитная (или банковская) реформа, реформа страхового дела и др. Э. р. обычно сопровождается юридич. оформлением — принятием соответствующих нормативных правовых актов: законов, постановлений, инструкций о проведении реформы.
При капитализме Э. р. носят двойственный и противоречивый характер, отражающий присущие капиталистич. строю антагонистич. противоречия. Такие, напр., реформы, как прогрессивные изменения социального законодательства об оплате труда, продолжительности рабочего дня, социальном обеспечении трудящихся, к-рые осуществлялись в 20 в. в ряде капиталистич. стран (США, Англии, Франции и др.), носили вынужденный характер. Они были вызваны к жизни организованной борьбой рабочего класса с капиталом, Великой Октябрьской социалистич. революцией, а после 2-й мировой войны 1939—45 — образованием и развитием мировой социалистич. системы. Эти реформы, по определению В. И. Ленина, являются мерою, «...предохраняющей правящие классы от падения...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 209). Коммунистич. партии капиталистич. стран поддерживают борьбу трудящихся за проведение прогрессивных реформ, способных частично улучшать условия труда. Одновременно коммунистич. партии разоблачают разного рода бурж.-реформистские иллюзии о трансформации капитализма в социализм посредством реформ и выступают за доведение классовой борьбы до революц. преобразования капиталистич. общества в социалистическое. В Программе КПСС подчёркивается, что «в новой исторической обстановке рабочий класс многих стран еще до свержения капитализма может навязать буржуазии осуществление таких мер, которые выходят за пределы обычных реформ, имеют жизненное значение как для рабочего класса и развития его дальнейшей борьбы за победу революции, за социализм, так и для большинства нации» (1976, с. 37).
В условиях общего кризиса капитализма и перерастания монополистич. капитализма в гос.-монополистический многие проводимые в развитых капиталистич. странах Э. р., в частности валютные, банковские, финансовые и др., носят антициклич. характер и направлены на усиление гос. регулирования капиталистич. экономики. Таковы различные экономич. меры, проведённые в США в 30-х гг. президентом Рузвельтом для выхода страны из глубокого экономич. кризиса и последующей депрессии. Эти Э. р. вошли в историю под названием «Нового курса Рузвельта».
Ярко выраженный гос.-монополистич. характер носят осуществлённые в 60—70-х гг. реформы в области капиталистич. экономики, направленные на «спасение» капитализма и умножение монопольно-высоких прибылей финанс. олигархии. Напр., в сер. 60-х гг. в ФРГ были проведены реформы, представляющие попытку выйти из больших хоз. трудностей и резко обострившихся антагонистич. противоречий в стране: введено т. н. глобальное планирование структуры нар. х-ва, предоставлены дотации из гос. бюджета ряду мелких и средних предприятий, внедрён принцип ускоренной амортизации, внесены нек-рые изменения в порядок налогового обложения предприятий и их банковского кредитования и др. В 70-х гг. были проведены валютные реформы, представляющие собой тщетную попытку выйти из затяжного валютного кризиса и хронической инфляции, охвативших всю мировую капиталистич. систему х-ва.
При социализме Э. р. имеют принципиально иной характер и новое функциональное назначение.
Они направлены на создание и неуклонное совершенствование базирующегося на господстве обществ. собственности на средства произ-ва социалистич. хоз. механизма планомерного управления экономикой и осуществляются в интересах строительства социализма и коммунизма, повышения благосостояния народа. В основе проводимой социалистич. странами Э. р. лежат имеющие непроходящее междунар. значение ленинские принципы социалистич. хозяйствования: принцип демократия. централизма в управлении экономикой, принципы планирования, хоз. расчёта, материальной заинтересованности работников в результатах труда и др. Но непосредственные задачи и конкретное содержание Э. р. различны в каждой социалистич. стране в зависимости от этапа коммунистич. строительства, от уровня технико-экономич. развития, от масштабов нар. х-ва, от история, и нац. особенностей страны.
В переходный от капитализма к социализму период при проведении Э. р. учитываются общие объективные условия и задачи этого периода: многоукладный характер экономики, наличие антагонистич. противоречий между социализмом и капитализмом, необходимость обеспечения полной победы социализма над капитализмом в стране. В то же время в каждой социалистич. стране проводимые в переходный период Э.р. имеют свою специфику, особенно существенную в странах, идущих к социализму, минуя капиталистич. стадию развития.
В СССР в переходный к социализму период Э. р., проведённые в нач. 20-х гг., были связаны с такими особыми условиями, как победоносное окончание Гражд. войны 1918—20, что дало возможность перейти от вынужденной политики воен. коммунизма с её продразвёрсткой, отменой торговли, натурализацией хоз. отношений, жёсткой централизацией распределения произведённой продукции к разработанной В. И. Лениным экономич. политике социалистич. строительства, получившей название нэпа. Эти Э.р. заключались в переходе от продразвёрстки к продналогу (1921) и переводе трестов и крупных пром. предприятий на хоз. расчёт (1921 — 22), в изменении налоговой системы (1921 — 1923), в проведении ден. реформы (1922—24). Названные меры сопровождались изданием соответствующих законодат. актов и представляли собой органич. звенья Э.р., направленной на создание хоз. механизма, отвечающего требованиям строительства социализма, ленинской экономич. политики Коммунистич. партии и социалистич. гос-ва в переходный период.
В годы первой пятилетки была проведена система мероприятий, составляющих Э. р., направленную на создание хоз. механизма, обеспечивающего социалистич. индустриализацию страны и социалистич. преобразование крестьянских х-в, успешное завершение социалистич. реконструкции х-ва и победу социализма в стране. Эта Э. р. включала в себя реорганизацию управления пром-стью (1929), введение системы генеральных договоров на реализацию продукции .между пром-стью и торгующими орг-циями (1929), перестройку системы заготовок с.-х. продукции (1927—30), налоговую (1930) и кредитную (1930—32) реформы.
После 2-й мировой войны в социалистич. странах Европы, Азии и позднее на Кубе были проведены аграрные, денежные, налоговые и кредитные реформы. При проведении этих Э. р. социалистич. страны попользовали опыт Сов. Союза с учётом своих история, и нац. особенностей переходного к социализму периода.
В фазе социализма, и особенно на этапе развитого социализма, возникает необходимость дальнейшего совершенствования сложившегося хоз. механизма в целях активизации его воздействия на ускорение научно-технич. прогресса, повышение эффективности обществ. произ-ва, улучшение качества работы в условиях подъёма жизненного уровня народа и постепенного преобразования социализма в полный коммунизм. В соответствии с этими задачами Сентябрьский (1965) пленум ЦК КПСС принял решение «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (см. «КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 8, 1972, с. 516—22). Это решение послужило началом проведения в СССР Э. р., направленной на совершенствование хоз. механизма развитого социалистич. общества. Важной вехой в осуществлении этой сложной задачи явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности произ-ва и качества продукции» (см. Планирование народного хозяйства). Оно носит комплексный характер и предусматривает совершенствование всех составных звеньев и элементов хоз. механизма страны. Это постановление направлено на обеспечение устойчиво высоких темпов динамичного развития сов. экономики, укрепление его планомерности, повышение социально-экономич. эффективности общественного произ-ва в целях строительства материально-технич. базы коммунизма и достижения высокого уровня благосостояния всех членов развитого социалистич. общества.
Со 2-й пол. 60-х гг. Э. р. проводятся и в ряде социалистич. стран.
При капитализме Э. р. носят двойственный и противоречивый характер, отражающий присущие капиталистич. строю антагонистич. противоречия. Такие, напр., реформы, как прогрессивные изменения социального законодательства об оплате труда, продолжительности рабочего дня, социальном обеспечении трудящихся, к-рые осуществлялись в 20 в. в ряде капиталистич. стран (США, Англии, Франции и др.), носили вынужденный характер. Они были вызваны к жизни организованной борьбой рабочего класса с капиталом, Великой Октябрьской социалистич. революцией, а после 2-й мировой войны 1939—45 — образованием и развитием мировой социалистич. системы. Эти реформы, по определению В. И. Ленина, являются мерою, «...предохраняющей правящие классы от падения...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 209). Коммунистич. партии капиталистич. стран поддерживают борьбу трудящихся за проведение прогрессивных реформ, способных частично улучшать условия труда. Одновременно коммунистич. партии разоблачают разного рода бурж.-реформистские иллюзии о трансформации капитализма в социализм посредством реформ и выступают за доведение классовой борьбы до революц. преобразования капиталистич. общества в социалистическое. В Программе КПСС подчёркивается, что «в новой исторической обстановке рабочий класс многих стран еще до свержения капитализма может навязать буржуазии осуществление таких мер, которые выходят за пределы обычных реформ, имеют жизненное значение как для рабочего класса и развития его дальнейшей борьбы за победу революции, за социализм, так и для большинства нации» (1976, с. 37).
В условиях общего кризиса капитализма и перерастания монополистич. капитализма в гос.-монополистический многие проводимые в развитых капиталистич. странах Э. р., в частности валютные, банковские, финансовые и др., носят антициклич. характер и направлены на усиление гос. регулирования капиталистич. экономики. Таковы различные экономич. меры, проведённые в США в 30-х гг. президентом Рузвельтом для выхода страны из глубокого экономич. кризиса и последующей депрессии. Эти Э. р. вошли в историю под названием «Нового курса Рузвельта».
Ярко выраженный гос.-монополистич. характер носят осуществлённые в 60—70-х гг. реформы в области капиталистич. экономики, направленные на «спасение» капитализма и умножение монопольно-высоких прибылей финанс. олигархии. Напр., в сер. 60-х гг. в ФРГ были проведены реформы, представляющие попытку выйти из больших хоз. трудностей и резко обострившихся антагонистич. противоречий в стране: введено т. н. глобальное планирование структуры нар. х-ва, предоставлены дотации из гос. бюджета ряду мелких и средних предприятий, внедрён принцип ускоренной амортизации, внесены нек-рые изменения в порядок налогового обложения предприятий и их банковского кредитования и др. В 70-х гг. были проведены валютные реформы, представляющие собой тщетную попытку выйти из затяжного валютного кризиса и хронической инфляции, охвативших всю мировую капиталистич. систему х-ва.
При социализме Э. р. имеют принципиально иной характер и новое функциональное назначение.
Они направлены на создание и неуклонное совершенствование базирующегося на господстве обществ. собственности на средства произ-ва социалистич. хоз. механизма планомерного управления экономикой и осуществляются в интересах строительства социализма и коммунизма, повышения благосостояния народа. В основе проводимой социалистич. странами Э. р. лежат имеющие непроходящее междунар. значение ленинские принципы социалистич. хозяйствования: принцип демократия. централизма в управлении экономикой, принципы планирования, хоз. расчёта, материальной заинтересованности работников в результатах труда и др. Но непосредственные задачи и конкретное содержание Э. р. различны в каждой социалистич. стране в зависимости от этапа коммунистич. строительства, от уровня технико-экономич. развития, от масштабов нар. х-ва, от история, и нац. особенностей страны.
В переходный от капитализма к социализму период при проведении Э. р. учитываются общие объективные условия и задачи этого периода: многоукладный характер экономики, наличие антагонистич. противоречий между социализмом и капитализмом, необходимость обеспечения полной победы социализма над капитализмом в стране. В то же время в каждой социалистич. стране проводимые в переходный период Э.р. имеют свою специфику, особенно существенную в странах, идущих к социализму, минуя капиталистич. стадию развития.
В СССР в переходный к социализму период Э. р., проведённые в нач. 20-х гг., были связаны с такими особыми условиями, как победоносное окончание Гражд. войны 1918—20, что дало возможность перейти от вынужденной политики воен. коммунизма с её продразвёрсткой, отменой торговли, натурализацией хоз. отношений, жёсткой централизацией распределения произведённой продукции к разработанной В. И. Лениным экономич. политике социалистич. строительства, получившей название нэпа. Эти Э.р. заключались в переходе от продразвёрстки к продналогу (1921) и переводе трестов и крупных пром. предприятий на хоз. расчёт (1921 — 22), в изменении налоговой системы (1921 — 1923), в проведении ден. реформы (1922—24). Названные меры сопровождались изданием соответствующих законодат. актов и представляли собой органич. звенья Э.р., направленной на создание хоз. механизма, отвечающего требованиям строительства социализма, ленинской экономич. политики Коммунистич. партии и социалистич. гос-ва в переходный период.
В годы первой пятилетки была проведена система мероприятий, составляющих Э. р., направленную на создание хоз. механизма, обеспечивающего социалистич. индустриализацию страны и социалистич. преобразование крестьянских х-в, успешное завершение социалистич. реконструкции х-ва и победу социализма в стране. Эта Э. р. включала в себя реорганизацию управления пром-стью (1929), введение системы генеральных договоров на реализацию продукции .между пром-стью и торгующими орг-циями (1929), перестройку системы заготовок с.-х. продукции (1927—30), налоговую (1930) и кредитную (1930—32) реформы.
После 2-й мировой войны в социалистич. странах Европы, Азии и позднее на Кубе были проведены аграрные, денежные, налоговые и кредитные реформы. При проведении этих Э. р. социалистич. страны попользовали опыт Сов. Союза с учётом своих история, и нац. особенностей переходного к социализму периода.
В фазе социализма, и особенно на этапе развитого социализма, возникает необходимость дальнейшего совершенствования сложившегося хоз. механизма в целях активизации его воздействия на ускорение научно-технич. прогресса, повышение эффективности обществ. произ-ва, улучшение качества работы в условиях подъёма жизненного уровня народа и постепенного преобразования социализма в полный коммунизм. В соответствии с этими задачами Сентябрьский (1965) пленум ЦК КПСС принял решение «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (см. «КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 8, 1972, с. 516—22). Это решение послужило началом проведения в СССР Э. р., направленной на совершенствование хоз. механизма развитого социалистич. общества. Важной вехой в осуществлении этой сложной задачи явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности произ-ва и качества продукции» (см. Планирование народного хозяйства). Оно носит комплексный характер и предусматривает совершенствование всех составных звеньев и элементов хоз. механизма страны. Это постановление направлено на обеспечение устойчиво высоких темпов динамичного развития сов. экономики, укрепление его планомерности, повышение социально-экономич. эффективности общественного произ-ва в целях строительства материально-технич. базы коммунизма и достижения высокого уровня благосостояния всех членов развитого социалистич. общества.
Со 2-й пол. 60-х гг. Э. р. проводятся и в ряде социалистич. стран.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.