ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИВАЮЩИМСЯ СТРАНАМ

Найдено 1 определение
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИВАЮЩИМСЯ СТРАНАМ
передача материальных, денежных и др. ресурсов из промышленно развитых в развивающиеся страны безвозмездно или на льготных условиях по сравнению с существующими на соответствующих мировых рынках. Социально-классовый характер Э. п. р. с. (цели, условия и социально-экономич. последствия предоставления) обусловлен тем, какие гос-ва или организации её предоставляют. Условия, на к-рых страны-получатели соглашаются принять помощь, а также эффективность её использования зависят от того, какие классовые силы находятся у власти в этих развивающихся странах.
Э. п. р. с. стала одним из важнейших элементов мирохоз. связей после 2-й мировой войны 1939—45. Её формирование происходило в условиях возникновения и усиления позиций мировой социалистич. системы, распада и последующего крушения колониальной системы империализма.
Э. п. р. с. в зависимости от формы предоставления подразделяется на: 1) финансовую и экономич. помощь (дары, субсидии, а также займы и кредиты на льготных условиях); 2) научно-технич. содействие (предоставление развивающимся странам различных специалистов— преподавателей, врачей, инженерно-технич. персонала и др., подготовка нац. кадров в уч. заведениях развитых стран, проектирование и стр-во различных объектов, передача технологий и пр.).
По источникам поступления Э. п. р. с. классифицируется на: 1) помощь по гос. линии, к-рая может основываться на двусторонних или многосторонних правительств. соглашениях; 2) помощь но линии ООН и её специализированных институтов — Продовольств. и с.-х. орг-ции (ФАО), Орг-ции объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.; 3) помощь по линии междунар. или нац. обществ. орг-ций (Об-во Красного Креста и др.), а также за счёт частных источников.
Э. п. р. с. со стороны ведущих империалистич. держав (стран — участниц Орг-ции экономич. сотрудничества и развития — ОЭСР) и находящихся под их влиянием нек-рых междунар. орг-ций (Междунар. банка реконструкции и развития, Междунар. валютного фонда), представляя собой один из методов воздействия государственно-монополистического капитализма на развивающиеся страны, преследует троякую цель: а) сохранять позиции мирового капитализма как системы, в т. ч. удерживать в своём подчинении нац. экономику и способствовать насаждению капиталистич. отношений в молодых гос-вах; б) оказывать внешнеполитич. давление на развивающиеся страны; в ) создавать благоприятные политико-экономич. условия для деятельности в развивающихся странах частных, в т. ч. многонац. монополий. Таким образом, Э. п. р. с. со стороны империалистич. держав и подчинённых им нек-рых междунар. орг-ций представляет собой одну из форм неоколониализма. Империалистич. державы существенно увеличивают помощь странам, придерживающимся антисоциалистич. ориентации и активно борющимся с нац.освободит. движением (напр., Заиру), а также странам, ныне отошедшим от социалистич. ориентации (напр., АРЕ, Сомали). В то же время помощь странам, вступающим на прогрессивный путь развития, сокращается или полностью прекращается.
С сер. 70-х гг. Э. п. р. с. стали оказывать некоторые страны, входящие в Орг-цию стран — экспортёров нефти (ОПЕК), главным образом Саудовская Аравия, Кувейт.
Формально помощь стран ОЭСР и ОПЕК можно рассматривать как один из решающих элементов внеш. финансирования развития молодых гос-в. В сер. 70-х гг. официальная помощь стран ОЭСР составляла ок. 80%, а стран ОПЕК — ок. 16% внеш. финанс. ресурсов, полученных развивающимися странами (в 1976 соответственно 13,7 и 2,8 млрд. долл.). К этому времени под влиянием роста экономич. связей между социалистич. и развивающимися странами несколько улучшились общие условия предоставления помощи: увеличился срок погашения займов и кредитов и т. н. льготный период, снизилась процентная ставка по займам и кредитам и пр.
Вместе с тем реальная Э. п. р. с. со стороны стран ОЭСР с каждым годом уменьшается. Её доля в валовом нац. продукте развитых капиталистич. стран сократилась с 0,44% в 1964—66 до 0,35% в 1975 и имеет тенденцию к дальнейшему падению. Рост номинальной суммы Э. п. р. с. за этот период был сведён на нет девальвацией осн. капиталистич. валют и резким повышением цен на товары и услуги, предоставляемые в рамках помощи.
Значительные потери развивающиеся страны несут из-за т. н. связанности Э. и. р. с., т. е. её привязки к закупкам товаров по завышенным ценам в странах, предоставляющих помощь.
В 1976 это касалось 45% всей помощи стран ОЭСР, что привело к сокращению реальной ценности такой помощи на 15—20%.
Политика Э. п. р. с., господствовавшая в капнталистин, странах в 50—60-х гг., не могла привести к сокращению разрыва в среднедушевых доходах между развитыми и развивающимися странами, а напротив, она увеличила его (1:16 в 1975 против 1:14 в 1966). Э. п. р. с. не способствовала созданию такой нац. экономики, при к-рой страны-получатели могли бы постепенно начать обходиться без экономич. помощи, осуществляя развитие за счёт внутр. накоплений и обычных коммерч. кредитов. Фактически проводимая империалистнч. странами политика Э. п. р. с. привела к резкому увеличению задолженности развивающихся стран, к усилению их финанс. зависимости от междунар. империализма. За 1967—78 общая задолженность развивающихся стран возросла с 51 до 300 млрд. долл. Среднегодовые темпы роста задолженности составили в этот период 15%, в то время как валового нац. продукта — лишь 6% . По нек-рым прогнозам, в 80-х гг. при сохранении существующего положения чистый приток капиталов в развивающиеся страны может полностью прекратиться и смениться «чистым оттоком капиталов».
Кризис концепции Э. п. р. с. и связанной с нею политики, проводимой по линии ОЭСР, отмечается не только экономистами-марксистами, но и нек-рыми бурж. экономистами (Г. Мюрдаль, Дж. Мейер и др.), а также прогрессивными силами развивающихся стран, выдвигающими концепцию «нового международного экономического порядка».
Э. п. р. с. по линии ООН осуществляется в рамках «Программы развития объединённых наций», к-рая начиная с 1966 включает в себя совокупность программ по технич. содействию (посылка экспертов, стипендии, поставка оборудования и материалов для миссий ООН) и т. н. предынвестиционным операциям (работы по инвентаризации естеств. ресурсов, организация проф. подготовки и ин-тов различных профилей). Деятельность ООН сводится к финансированию операций, проводимых её специализиров. ин-тами (ФАО, ЮНЕСКО, МОТ и др.) в течение «десятилетий развития» (1961 — 1970, 1971—80).
Этот вид помощи в большей степени, чем помощь гос-в капиталистич. мира, учитывает нужды развивающихся стран. Тем не менее и здесь имеется ряд недостатков: а) прежде всего сказывается ограниченность ресурсов, к-рыми располагают орг-ции, связанные с ООН (в 70-х гг. их доля составляла примерно 3,5% общей суммы двусторонней Э. п. р. с., т. е. ок. 300 млн. долл. ежегодно); б) такая помощь, хотя и в меньшей степени, чем двусторонняя помощь империалистич. гос-в, регулируется теми гос-вами, к-рые имеют наибольшие взносы в соответствующие институты ООН; в) эффективность этой помощи сравнительно низка из-за бюрократизации процедуры её предоставления.
Оказание Э. п. р. с. частными благотворит, фондами носит, как правило, спорадич. характер (помощь по борьбе с голодом и эпидемиями и пр.). Кроме того, она ограничена по своим ресурсам (с 1974 ок. 1,4 млрд. долл. ежегодно). Помощь по этой линии сводится к финансированию части «программ развития», охватываемых др. видами Э. п. р. с.: поставка автомашин, с.-х. орудий, мед. оборудования и пр.; содержание отрядов «добровольцев», работающих в развивающихся странах. Эта помощь характеризуется многими бурж. идеологами как идеальный её вид, однако нередко она служит прикрытием для империалистич. целей укрепления политич. и социально-экономич. позиций развитых капиталистич. гос-в в развивающихся странах (деятельность «Союза ради прогресса» в странах Лат. Америки, «Корпуса мира» в ряде развивающихся стран Африки).
Экономическая помощь стран мировой социалистич. системы развивающимся странам представляет собой составную часть политики экономич. сотрудничества между странами. Она выражает принципиально новые междунар. экономич. и политич. отношения. По общему объёму она пока ещё уступает помощи империалистич. гос-в, но выгодно отличается от неё по многим др. показателям.
Э. п. р. с. со стороны социалистич. гос-в оказывается на благоприятных для стран-получателей условиях. В рамках этой помощи кредиты предоставляются сроком на 10—15 лет из расчёта 2,5—3% годовых. Погашение кредитов производится, как правило, не в конвертируемой валюте, а поставками товаров традиц. экспорта стран-получателей. Созданные объекты переходят в полную собственность соответствующих стран.
Э. п. р. с. со стороны социалистич. стран носит целенаправленный характер. Она связана с общей программой развития стран-получателей и направлена на создание в них совр. нац. экономики. Более 70% средств стран — членов СЭВ, предназначенных для оказания Э. и. р. с., направляется в пром-сть и энергетику. значит. часть помощи направляется на подготовку квалифицир. специалистов для нар. х-ва развивающихся стран. К сер. 70-х гг. для этих стран при содействии стран — членов СЭВ было подготовлено более 600 тыс. специалистов в области пром-сти, с. х-ва, науки и культуры. Социалистич. странами построено более 180 уч. заведений, к-рые ежегодно могут выпускать 70—80 тыс. специалистов. Ок. 30 тыс. студентов — граждан молодых независимых гос-в — обучаются в уч. заведениях социалистич. стран.
Э. п. р. с. со стороны социалистич. стран стабильна, что связано с плановым характером их экономики, обеспечивающим устойчивый рост, отсутствие кризисов и спадов. В свою очередь, зарождение и укоренение элементов плановости в экономике развивающихся гос-в создаёт благоприятные предпосылки для углубления различных форм сотрудничества, согласования поставок на длит, период, обеспечения надёжности выполнения обязательств, иришшаемых взаимно социалистич. и развивающимися странами.
СССР и др. социалистич. гос-ва оказывают помощь на началах полного равноправия и уважения суверенитета, не ставя никаких предварит, экономич. и политич. условий, ущемляющих интересы стран-получателей. «Наша партия,— отмечалось на 25-м съезде КПСС,— оказывает и будет оказывать поддержку народам, которые сражаются за свою свободу. Советский Союз при этом не ищет никаких выгод для себя, не охотится за концессиями, не добивается политического господства, не домогается военных баз» (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 12).
В организационном плане Э. п. р. с. со стороны СССР и др. социалистич. гос-в осуществляется гл. обр. на основе двусторонних межправительств, соглашений об экономич. и научно-технич. сотрудничестве. К сер. 70-х гг. страны — члены СЭВ имели такого рода соглашения с 64 развивающимися странами, в т. ч. СССР — с 58. С сер. 70-х гг. всё большее развитие получают многосторонние связи, в частности соглашения об экономич. и научно-технич. сотрудничестве типа «СЭВ — развивающаяся страна».
Из СССР в развивающиеся страны экономич. помощь поступает гл. обр. через Гос. к-т по внешне-экономич. связям (ГКЭС), созданный в 1957. Соответствующие орг-ции существуют и в др. социалистич. странах. Во 2-й пол. 70-х гг. непосредств. участие в оказании Э. п. р. с. принимают и нек-рые пром. мин-ва (напр., в СССР при Мин-ве монтажных и спец. строит, работ создана орг-ция «Главзарубежстрой», на к-рую возложено руководство сов. строит, орг-циями в зарубежных странах).
Новая организац. форма Э. п. р. с. со стороны социалистич. стран — создание и деятельность двусторонних межправительств, комиссий по экономич. и научно-технич. сотрудничеству. Это постоянные органы (заседания происходят 1—2 раза в год), в задачи к-рых входят анализ сотрудничества между странами-участниками, координация их действий и решение наиболее важных практич. вопросов, возникающих в процессе сотрудничества. Подобные комиссии действуют в отношениях СССР с Алжиром, Ираком, Марокко и др. странами.
Новой организац. формой Э. п. р. с., получающей всё большее распространение, является создание смешанных компаний и совместных предприятий стран — членов СЭВ в развивающихся странах. Такие компании с участием СССР действуют в Марокко, Нигерии и др. странах.
Принятие и реализация комплексной программы социалистич. экономич. интеграции странами СЭВ обеспечивают дальнейшее углубление и совершенствование сотрудничества не только в рамках СЭВ, но и между социалистич. и развивающимися странами. В частности, важную роль играет созданный в рамках комплексной программы Междунар. инвестиц. банк (МИБ), услугами к-рого могут пользоваться не только его члены, но и «третьи» страны. В этом банке существует фонд кредитования мероприятий по экономич. и технич. содействию развивающимся странам, спец. стипендиальный фонд для содействия в подготовке нац. кадров для развивающихся стран.
Расширение экономич. сотрудничества между социалистич. и развивающимися странами наталкивается на определённые трудности, связанные с последствиями их долголетнего колониального угнетения и сложившейся однобокостью их экономик, а также со спецификой происходящих в них социально-экономич. процессов и стремлением империалистич. гос-в помешать расширению сотрудничества. Преодоление этих трудностей — одна из важных задач развития экономич. отношений между двумя группами стран.
Дальнейшее осуществление комплексной программы и рост экономич. потенциала социалистич. стран открывают перспективу увеличения разнообразия форм Э. п. р. с. со стороны социалистич. стран и повышения её эффективности. Это в свою очередь влечёт за собой перестройку системы междунар. экономич. отношений.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
329.45 кб

ПОМОЩЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА РАЗВИВАЮЩИМСЯ СТРАНАМ (экономический анализ)

А. В. Изместьев
Читать PDF
13.36 мб

Международно-правовое регулирование помощи развивающимся странам в системе международных экономическ

А.С. Помазан
В настоящей работе объектом исследования является процесс образования, а также современное состояние правовых и политических норм, направленных на оказание международной помощи странам, испытывающим особые потребности в области ра