Единая аграрная политика
Единая аграрная политика
Единая аграрная политика - в ЕС - политика содействия аграрному сектору экономики.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА
(ЕАП) (Common agricultural policy (CAP)) — политика содействия аграрному сектору, проводимая европейским сообществом (ЕС). Основные цели: поддержание удовлетворительного уровня жизни фермеров и повышение экономической эффективности аграрного сектора (см. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА).
Руководство ЕАП осуществляют Европейский аграрный совет и Гарантийный фонд, однако реализация основных мероприятий и оперативные решения (например, фиксирование цен на сельскохозяйственную продукцию на данный год) остаются за Советом министров ЕС. Содействие аграрному сектору осуществляется в четырёх направлениях.
(а) Около 70—75% фермерских хозяйств получают выгоду от системы поддержки ЦЕН, которая поддерживает цены на сельскохозяйственную продукцию, произведённую в странах ЕС, на более высоком уровне по сравнению с ценами на мировом рынке. Цены на молоко, зерновые, масло, сахар, свинину, говядину, телятину, некоторые фрукты и овощи и столовое вино фиксируются ежегодно и, после того как они уже зафиксированы, поддерживаются на этом уровне посредством скупки части продукции, не реализованной на рынке. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ выплаты используются для пересчёта общеевропейской цены на каждый конкретный продукт в национальные валюты и пересмотра цен в случае изменений валютных курсов стран — членов ЕС.
(б) Подвижные ставки импортных пошлин используются для повышения цен на импорт до уровня внутренних цен (это относится к вышеназванным продуктам), таким образом обеспечивая конкурентоспособность всей продукции ЕС. 25% фермерских хозяйств ЕС, на которые не распространяется прямая ценовая поддержка, полагаются исключительно на тарифную защиту, позволяющую поддерживать на высоком уровне цены внутреннего рынка.
(в) экспортные субсидии позволяют фермерам ЕС снизить свои экспортные цены и тем самым успешно конкурировать на мировых рынках.
(г) Дотации предоставляются фермерским хозяйствам для модернизации и совершенствования ими своего производства в целях повышения экономической эффективности аграрного сектора.
ЕАП — наиболее крупная статья расходов в общем бюджете ЕС. В 1991 г. расходы на неё составили 65% суммарных расходов ЕС. В последние годы свыше 90% бюджета ЕАП было затрачено на ценовую поддержку и экспортные субсидии.
Хотя ЕАП может претендовать на ряд успехов (прежде всего достижение самообеспечения ЕС многими продуктами питания), критики заявляют, что она имеет множество недостатков: потребители проигрывают, поскольку им приходится платить чрезмерно высокие цены за продукты питания; ресурсы размещаются нерационально, так как неэффективные, несущие большие затраты фермерские хозяйства слишком сильно защищены и слишком мало средств направляется на долгосрочные структурные реформы и модернизацию сектора; цены, искусственно завышаемые за счёт закупок непроданных товаров, стимулируют общее перепроизводство и имеют своим результатом крупные излишки продукции, которую дорого хранить и трудно распродать; и, наконец, субсидируемый экспорт из ЕС может снизить мировые цены на сельскохозяйственную продукцию, значительно затрудняя существование развивающихся стран, многие из которых (особенно страны, не заключившие ломейское соглашение) уже понесли тяжёлый урон в результате отклонений в торговле стран ЕС (см. ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ТОРГОВЛИ).
См. ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ, ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ.
Руководство ЕАП осуществляют Европейский аграрный совет и Гарантийный фонд, однако реализация основных мероприятий и оперативные решения (например, фиксирование цен на сельскохозяйственную продукцию на данный год) остаются за Советом министров ЕС. Содействие аграрному сектору осуществляется в четырёх направлениях.
(а) Около 70—75% фермерских хозяйств получают выгоду от системы поддержки ЦЕН, которая поддерживает цены на сельскохозяйственную продукцию, произведённую в странах ЕС, на более высоком уровне по сравнению с ценами на мировом рынке. Цены на молоко, зерновые, масло, сахар, свинину, говядину, телятину, некоторые фрукты и овощи и столовое вино фиксируются ежегодно и, после того как они уже зафиксированы, поддерживаются на этом уровне посредством скупки части продукции, не реализованной на рынке. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ выплаты используются для пересчёта общеевропейской цены на каждый конкретный продукт в национальные валюты и пересмотра цен в случае изменений валютных курсов стран — членов ЕС.
(б) Подвижные ставки импортных пошлин используются для повышения цен на импорт до уровня внутренних цен (это относится к вышеназванным продуктам), таким образом обеспечивая конкурентоспособность всей продукции ЕС. 25% фермерских хозяйств ЕС, на которые не распространяется прямая ценовая поддержка, полагаются исключительно на тарифную защиту, позволяющую поддерживать на высоком уровне цены внутреннего рынка.
(в) экспортные субсидии позволяют фермерам ЕС снизить свои экспортные цены и тем самым успешно конкурировать на мировых рынках.
(г) Дотации предоставляются фермерским хозяйствам для модернизации и совершенствования ими своего производства в целях повышения экономической эффективности аграрного сектора.
ЕАП — наиболее крупная статья расходов в общем бюджете ЕС. В 1991 г. расходы на неё составили 65% суммарных расходов ЕС. В последние годы свыше 90% бюджета ЕАП было затрачено на ценовую поддержку и экспортные субсидии.
Хотя ЕАП может претендовать на ряд успехов (прежде всего достижение самообеспечения ЕС многими продуктами питания), критики заявляют, что она имеет множество недостатков: потребители проигрывают, поскольку им приходится платить чрезмерно высокие цены за продукты питания; ресурсы размещаются нерационально, так как неэффективные, несущие большие затраты фермерские хозяйства слишком сильно защищены и слишком мало средств направляется на долгосрочные структурные реформы и модернизацию сектора; цены, искусственно завышаемые за счёт закупок непроданных товаров, стимулируют общее перепроизводство и имеют своим результатом крупные излишки продукции, которую дорого хранить и трудно распродать; и, наконец, субсидируемый экспорт из ЕС может снизить мировые цены на сельскохозяйственную продукцию, значительно затрудняя существование развивающихся стран, многие из которых (особенно страны, не заключившие ломейское соглашение) уже понесли тяжёлый урон в результате отклонений в торговле стран ЕС (см. ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ТОРГОВЛИ).
См. ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ, ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988