Друкер Питер
ДРУКЕР ПИТЕР
(Drucker Peter) американский теоретик в области менеджмента, автор многочисленных работ, среди которых особенно выделяется «Практика менеджмента» (1954). Имя Д. связывают с возникновением целевого управления (управления по целям), в основе которого лежит идея постановки перед работниками общих задач с тем, чтобы позволять им самим рассчитывать необходимые затраты, следить за выполнением работ, сравнивать фактические результаты с поставленной задачей.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
Друкер Питер
Род. в 1909г. , умер в 2005 г) — американский экономист, социолог, публицист, специалист в области проблем управления, «крестный отец» современного менеджмента. В 1931 г. П. Друкер. получил ученую степень доктора юриспруденции во Франкфурте; в 1937 г. эмигрировал в США, где был экономическим и финансовым консультантом крупнейших корпораций; с 1942 г. работал профессором философии, политологии и социальных наук в различных учебных заведениях США.
П. Друкер. заявил о себе как ведущий теоретик так называемой эмпирической школы в индустриальной социологии, которая претендует на синтез «классической» школы управления (менеджмента) с доктриной «человеческих отношений». П. Друкер. отмечает, что исследования самого Тейлора и развитая в дальнейшем его продолжателями «тейлоровская система» далеко не тождественны. Мы находим в работах Тейлора, замечает П. Друкер., ряд важных положений, от которых его последователи отказались в ущерб развитию теории и практики управления. Подчеркивая, что Тейлор первым применил количественный анализ к исследованию процесса труда, П. Друкер приходит к выводу, что современное «научное управление», в том числе системный анализ и даже человеческие отношения, являются частью тейлоровского наследия. Особенно высоко оценивает П. Друкер. то обстоятельство, что Тейлор был не только теоретиком, но и практиком, «первым консультантом в области управления. Иными словами, он соединил в одном лице, в одной жизни и теорию, и практику, мысль и эксперимент, практическую работу и обучение». Это-то единство теории и бизнеса и есть, с точки зрения Друкер, главная определяющая особенность «эмпирической» школы. Ее теоретики постоянно переходят от принципов тейлоризма к принципам доктрины «человеческих отношений», пытаясь восполнить односторонность каждого из этих направлений. Для П. Друкера характерен «менеджериальный редукционизм»: сведение проблем современного развития к проблеме управления обществом, понимаемым аналогично крупной корпорации. Управление, подчеркивает Д., — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу. Современное общество, по П. Друкеру., — это плюралистическое «общество организаций,все большее число членов которых становятся менеджерами и "профессионалами знания"». Отсюда выводится ведущая роль в современной жизни менеджмента, который — в противоположность технократии, — связывая своей деятельностью все социальные институты воедино, должен идти дальше непосредственной выгоды, делая человеческую жизнь плодотворной и формируя новое качество жизни общества и экономики, общины и индивида, В этой связи Д. формулирует «этику благоразумия» — своего рода категорический императив «общества организаций».
П. Друкер. считал, что основные усилия менеджеров, организаторов производства должны быть направлены на создание системы заинтересованности, формирование и совершенствование эффективной мотивации труда. На уровне предприятий это проявляется прежде всего в оплате труда и достижении каждым работником удовлетворенности трудом. Конкретные ситуацчи, конкретные условия, в которых действует менеджер, отмечает П. Друкер., настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными, сточки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство. В этой связи он формулирует основы ситуационного подхода к управлению: необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений. П. Друкер рассматривает ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, ратует за превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления, а также подготовки и переподготовки управленческих кадров.
П. Друкер. выступает против представлений о том, что только ЭВМ призвана сыграть решающую роль в научной организации управления. Он занимает осторожную позицию и в отношении профессионализации управления, указывая, что «творческая сущность» деятельности менеджера, которая всегда остается в значительной мере искусством, исключает возможность чисто научного решения ее специфических задач. Поэтому, подчеркивает П. Друкер, научные принципы, методы, формы организации управленческой деятельности должны черпаться из непосредственного опыта, путем его систематического изучения, анализа и обобщения. Основные работы П. Друкера.: «Практика управления», «Новое общество», «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы», «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении».
П. Друкер. заявил о себе как ведущий теоретик так называемой эмпирической школы в индустриальной социологии, которая претендует на синтез «классической» школы управления (менеджмента) с доктриной «человеческих отношений». П. Друкер. отмечает, что исследования самого Тейлора и развитая в дальнейшем его продолжателями «тейлоровская система» далеко не тождественны. Мы находим в работах Тейлора, замечает П. Друкер., ряд важных положений, от которых его последователи отказались в ущерб развитию теории и практики управления. Подчеркивая, что Тейлор первым применил количественный анализ к исследованию процесса труда, П. Друкер приходит к выводу, что современное «научное управление», в том числе системный анализ и даже человеческие отношения, являются частью тейлоровского наследия. Особенно высоко оценивает П. Друкер. то обстоятельство, что Тейлор был не только теоретиком, но и практиком, «первым консультантом в области управления. Иными словами, он соединил в одном лице, в одной жизни и теорию, и практику, мысль и эксперимент, практическую работу и обучение». Это-то единство теории и бизнеса и есть, с точки зрения Друкер, главная определяющая особенность «эмпирической» школы. Ее теоретики постоянно переходят от принципов тейлоризма к принципам доктрины «человеческих отношений», пытаясь восполнить односторонность каждого из этих направлений. Для П. Друкера характерен «менеджериальный редукционизм»: сведение проблем современного развития к проблеме управления обществом, понимаемым аналогично крупной корпорации. Управление, подчеркивает Д., — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу. Современное общество, по П. Друкеру., — это плюралистическое «общество организаций,все большее число членов которых становятся менеджерами и "профессионалами знания"». Отсюда выводится ведущая роль в современной жизни менеджмента, который — в противоположность технократии, — связывая своей деятельностью все социальные институты воедино, должен идти дальше непосредственной выгоды, делая человеческую жизнь плодотворной и формируя новое качество жизни общества и экономики, общины и индивида, В этой связи Д. формулирует «этику благоразумия» — своего рода категорический императив «общества организаций».
П. Друкер. считал, что основные усилия менеджеров, организаторов производства должны быть направлены на создание системы заинтересованности, формирование и совершенствование эффективной мотивации труда. На уровне предприятий это проявляется прежде всего в оплате труда и достижении каждым работником удовлетворенности трудом. Конкретные ситуацчи, конкретные условия, в которых действует менеджер, отмечает П. Друкер., настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными, сточки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство. В этой связи он формулирует основы ситуационного подхода к управлению: необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений. П. Друкер рассматривает ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, ратует за превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления, а также подготовки и переподготовки управленческих кадров.
П. Друкер. выступает против представлений о том, что только ЭВМ призвана сыграть решающую роль в научной организации управления. Он занимает осторожную позицию и в отношении профессионализации управления, указывая, что «творческая сущность» деятельности менеджера, которая всегда остается в значительной мере искусством, исключает возможность чисто научного решения ее специфических задач. Поэтому, подчеркивает П. Друкер, научные принципы, методы, формы организации управленческой деятельности должны черпаться из непосредственного опыта, путем его систематического изучения, анализа и обобщения. Основные работы П. Друкера.: «Практика управления», «Новое общество», «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы», «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении».
Источник: Основные понятия менеджмента: глоссарий