(debt crisis) Неспособность или нежелание крупнейших должников обслуживать свои долги или серьезные опасения, что они не будут обслуживать долги. Долговой кризис возникает, когда крупнейшие должники не могут или не хотят платить проценты и суммы в счет погашения основного долга либо кредиторы не испытывают уверенности в том, что эти платежи будут производиться. Подобные ситуации чаще всего возникают, когда сумма долга велика, процентные ставки растут, а экономика переживает спад. Международный долговой кризис 80-х гг. XX в. разразился в результате того, что несколько развивающихся стран – крупнейших должников начали испытывать трудности с обслуживанием своих долговых обязательств.
ДОЛГОВОЙ КРИЗИС
ДОЛГОВОЙ КРИЗИС
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Долговой кризис
(debt crisis) – неспособность резидентов страны в течение продолжительного времени справляться с обслуживанием внешнего долга страны. Д.к.: 1) имеет характер кризиса внешней ликвидности, или, иными словами, валютного кризиса, т. е. хронической нехватки принадлежащих резидентам страны ликвидных активов в иностранной валюте для нормального обслуживания внешних платежных и кредитных обязательств страны; 2) отток капитала из страны приобретает такие масштабы, что это нарушает процесс внутреннего воспроизводства и провоцирует глубокий экономический кризис, выражающийся в спаде деловой активности, падении ВВП страны, а также приводящий и к резкому сокращению государственных расходов и социальных программ.
Факторы, вызывающие д.к., могут носить как структурный, так и конъюнктурный характер, хотя такое разделение весьма условно. В реальной действительности одновременно действуют обе группы факторов, так что то или иное неблагоприятное сочетание закономерностей внутреннего экономического развития страны и ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и вызывает кризисное обострение долговой проблемы.
В силу природных и исторических причин современные страны по-разному наделены основными факторами производства – капиталом, трудом и сырьем. Соответственно, на их рынках формируются разные цены на эти факторы и разный уровень их вознаграждения, что создает предпосылки для международного перемещения наиболее мобильного из них – капитала. Неоднородность мировой экономики неизменно порождает разницу в темпах экономического развития стран.
В период после Второй мировой войны для США и Западной Европы были характерны высокие темпы экономического роста и высокая норма сбережения в экономике. Однако к концу 1960-х годов эта группа стран подошла к завершению волны экономического развития, основанной на внедрении в массовое потребление так называемых предметов потребления длительного пользования. Перенасыщение внутреннего рынка привело к снижению доходности дальнейших инвестиций в экономику развитых стран. Аккумулированные сбережения требовали применения на новых рынках с низкой обеспеченностью капиталом. Возник феномен еврорынков (см. Евровалютные рынки), освободивший капитал от национальных ограничений в инвестировании. Капитал из развитых стран стал все в больших объемах инвестироваться в развивающиеся страны.
В развивающихся странах Азии и Латинской Америки складывалась благоприятная ситуация для ускоренного экономического развития, основанного на использовании сложившихся в европейских странах технологий массового производства и послевоенных стандартов потребления. Дешевые труд и сырье, низкие социальные и экологические стандарты позволяли международным компаниям налаживать эффективное производство в расчете на мировой рынок, а постепенно формировавшийся внутренний рынок этих стран создавал дополнительный спрос на продукцию.
Вместе с тем приток прямых иностранных инвестиций ограничивался относительной неразвитостью инфраструктуры и общественных институтов большинства стран Азии и Латинской Америки. Проблема социально-экономической модернизации не могла быть решена исключительно за счет прямых инвестиций из-за рубежа. Предпринимательский капитал не шел в отрасли, инвестиционный цикл в которых отличался длительностью сроков. Тем более невозможно было ожидать масштабных инвестиций в социальную сферу, а повышение образовательного уровня населения, формирование базовых стандартов в здравоохранении, развитие городской инфраструктуры требовались для реализации выбранной модели ускоренного развития на базе импорта технологий массового производства. Низкая база и невысокий внутренний уровень сбережений в развивающихся странах не позволяли должным образом решать эти задачи.
К началу 70-х годов XX в. сложилась ситуация, когда дешевый и свободный от национальных ограничений международный заемный капитал пошел в развивающиеся страны. Избыток капитала в США и Западной Европе был столь велик, что даже по относительно рискованным операциям кредитования развивающихся стран в течение длительного времени сохранялась отрицательная реальная процентная ставка. Долгосрочные тенденции мирового экономического развития также благоприятствовали государственным инвестициям в этих странах. Спрос на азиатские и латиноамериканские товары как традиционного сырьевого, так и промышленного экспорта рос, а соответственно, улучшались условия торговли этих стран. Казалось, что возникавший при масштабном заимствовании за рубежом дефицит платежного баланса по текущим операциям уже в среднесрочной перспективе будет сбалансирован за счет промышленного экспорта из этих стран. А бюджетный дефицит, являвшийся следствием крупных государственных инвестиций, финансируемых за счет зарубежных кредитов, мог быть преодолен за счет роста налоговой базы в результате крупномасштабного расширения современного промышленного сектора экономики и повышения доходов населения.
Однако эта стратегия модернизации быстро и без кризисов сработала только в ряде восточноазиатских стран, которые имели ряд сравнительных преимуществ над другими развивающимися странами. Так, в этих странах внешнее заимствование жестко ограничивалось сферами промышленной и транспортной инфраструктуры. Промышленная модернизация была, в основном, сориентирована на экспорт, что привело к быстрому формированию большого профицита платежного баланса по текущим операциям. В сравнении с латиноамериканскими странами уровень сбережений в этих странах традиционно значительно выше, а уровень потребления населения в начале модернизации был беспрецедентно низок. А главное, в них сложилась определенная, основанная на конфуцианской этике, деловая и трудовая культура, которая в максимальной степени соответствовала требованиям массового промышленного производства.
В большинстве латиноамериканских и азиатских стран, однако, не удалось добиться высокой эффективности инвестиций за счет иностранных кредитов. Не следует исключать и того фактора, что часть иностранных кредитов была потрачена на непроизводительные цели (закупки вооружения, коррупция). В силу ряда причин темпы промышленной модернизации также оказались ниже, чем предполагалось. Бюджетные дефициты и дефициты платежного баланса по текущим операциям стали хроническими. Так называемый долговой навес (debt overhang) оказался деструктивным как для государственных финансов, так и для внутренних сбережений этой группы стран. Уже к концу 1970-х годов в большинстве развивающихся стран вновь привлекаемые иностранные кредиты шли в значительной мере на рефинансирование накопленных долговых обязательств.
К этим структурным причинам д.к. добавились и конъюнктурные. С 1974 по 1984 г мировая экономика и в особенности развивающиеся страны испытали два внешних шока. Первый был вызван пятикратным повышением цен на нефть за этот период. Большинство ведущих развивающихся стран являются крупными нефтеимпортерами. Поскольку современное производство построено на использовании нефтепродуктов в качестве основного источника энергии, то эластичность потребления нефти крайне низка. Десятилетия дешевой нефти привели ктому, что в 1970-е годы мир не имел никаких технологий энергосбережения. В этих условиях развивающиеся страны вынуждены были брать новые иностранные среднесрочные кредиты для обеспечения приемлемого уровня импорта нефти. Поскольку нефтяной шок оказался долгосрочным (не менее чем на 15 лет), то такие кредиты были заведомо невозвратными.
Если до начала 1980-х годов большинство развивающихся стран все еще справлялось с возросшей валютной нагрузкой, то последовавший на рубеже десятилетий второй шок – процентный – привел к полной невозможности дальнейшего выполнения ими долговых обязательств. Беспрецедентное повышение мировых цен на нефть и последовательное ослабление международной финансовой дисциплины в 1970-е годы (развал Бреттон-Вудской золотовалютной международной валютно-финансовой системы) привели развитые страны к длительному периоду высокой (двухзначной) инфляции. Для борьбы с инфляцией центральные банки стран Западной Европы и США резко подняли процентные ставки, чем спровоцировали глубокий экономический кризис.
Для развивающихся стран это означало тройной удар. С одной стороны, на десятки процентов вырос объем долговых платежей. При этом спад в экономиках развитых стран привел к снижению спроса на экспортные товары развивающихся стран и, соответственно к сокращению валютных поступлений. Одновременно, в условиях кредитного сжатия стало невозможно привлечь новые кредиты для осуществления долговых платежей. Д.к. развивающихся стран из скрытой формы перешел в явную. Одна за другой крупнейшие развивающиеся страны отказывались проводить долговые платежи.
В отличие от долговых проблем развивающихся стран в прошлом д.к. 1980-х годов стал мировой проблемой. К концу 1980-х годов международный рынок долговых обязательств превзошел уровень 300 млрд долл. США (существенно превысив совокупный уровень ресурсов Международного валютного фонда), а к середине 1990-х годов достиг уровня 1 трлн долл. США. Ни банки-кредиторы, ни международные финансовые организации не были готовы к таким масштабным неплатежам. Банкам-кредиторам понадобилось не менее пяти лет, чтобы сформировать должные резервы на потери по ссудам и выработать стратегию долгового урегулирования в новых условиях (см. Реструктуризация внешнего долга). МВФ также не располагал достаточными ресурсами для того, чтобы помочь развивающимся странам быстро выйти из острой фазы кризиса. Кроме того, экономические рекомендации МВФ не соответствовали характеру кризиса экономик развивающихся стран. Традиционный инструментарий МВФ, выработанный в годы золотовалютного стандарта и мирового экономического роста, рассчитан на сглаживание краткосрочных колебаний мировой конъюнктуры. Если же его последовательно применять в случае долгосрочных структурных кризисов, то такие рецепты ведут только к усугублению диспропорций в экономике, вновь и вновь порождающих кризисы ликвидности.
Реструктуризация внешнего долга внесла существенный вклад в урегулирование долговой ситуации большинства развивающихся стран на рубеже веков, однако решающий вклад в преодоление д.к. внес новый этап долгосрочного мирового экономического роста, начавшийся в конце 1990-х годов и продолжавшийся до 2008 г.
Факторы, вызывающие д.к., могут носить как структурный, так и конъюнктурный характер, хотя такое разделение весьма условно. В реальной действительности одновременно действуют обе группы факторов, так что то или иное неблагоприятное сочетание закономерностей внутреннего экономического развития страны и ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и вызывает кризисное обострение долговой проблемы.
В силу природных и исторических причин современные страны по-разному наделены основными факторами производства – капиталом, трудом и сырьем. Соответственно, на их рынках формируются разные цены на эти факторы и разный уровень их вознаграждения, что создает предпосылки для международного перемещения наиболее мобильного из них – капитала. Неоднородность мировой экономики неизменно порождает разницу в темпах экономического развития стран.
В период после Второй мировой войны для США и Западной Европы были характерны высокие темпы экономического роста и высокая норма сбережения в экономике. Однако к концу 1960-х годов эта группа стран подошла к завершению волны экономического развития, основанной на внедрении в массовое потребление так называемых предметов потребления длительного пользования. Перенасыщение внутреннего рынка привело к снижению доходности дальнейших инвестиций в экономику развитых стран. Аккумулированные сбережения требовали применения на новых рынках с низкой обеспеченностью капиталом. Возник феномен еврорынков (см. Евровалютные рынки), освободивший капитал от национальных ограничений в инвестировании. Капитал из развитых стран стал все в больших объемах инвестироваться в развивающиеся страны.
В развивающихся странах Азии и Латинской Америки складывалась благоприятная ситуация для ускоренного экономического развития, основанного на использовании сложившихся в европейских странах технологий массового производства и послевоенных стандартов потребления. Дешевые труд и сырье, низкие социальные и экологические стандарты позволяли международным компаниям налаживать эффективное производство в расчете на мировой рынок, а постепенно формировавшийся внутренний рынок этих стран создавал дополнительный спрос на продукцию.
Вместе с тем приток прямых иностранных инвестиций ограничивался относительной неразвитостью инфраструктуры и общественных институтов большинства стран Азии и Латинской Америки. Проблема социально-экономической модернизации не могла быть решена исключительно за счет прямых инвестиций из-за рубежа. Предпринимательский капитал не шел в отрасли, инвестиционный цикл в которых отличался длительностью сроков. Тем более невозможно было ожидать масштабных инвестиций в социальную сферу, а повышение образовательного уровня населения, формирование базовых стандартов в здравоохранении, развитие городской инфраструктуры требовались для реализации выбранной модели ускоренного развития на базе импорта технологий массового производства. Низкая база и невысокий внутренний уровень сбережений в развивающихся странах не позволяли должным образом решать эти задачи.
К началу 70-х годов XX в. сложилась ситуация, когда дешевый и свободный от национальных ограничений международный заемный капитал пошел в развивающиеся страны. Избыток капитала в США и Западной Европе был столь велик, что даже по относительно рискованным операциям кредитования развивающихся стран в течение длительного времени сохранялась отрицательная реальная процентная ставка. Долгосрочные тенденции мирового экономического развития также благоприятствовали государственным инвестициям в этих странах. Спрос на азиатские и латиноамериканские товары как традиционного сырьевого, так и промышленного экспорта рос, а соответственно, улучшались условия торговли этих стран. Казалось, что возникавший при масштабном заимствовании за рубежом дефицит платежного баланса по текущим операциям уже в среднесрочной перспективе будет сбалансирован за счет промышленного экспорта из этих стран. А бюджетный дефицит, являвшийся следствием крупных государственных инвестиций, финансируемых за счет зарубежных кредитов, мог быть преодолен за счет роста налоговой базы в результате крупномасштабного расширения современного промышленного сектора экономики и повышения доходов населения.
Однако эта стратегия модернизации быстро и без кризисов сработала только в ряде восточноазиатских стран, которые имели ряд сравнительных преимуществ над другими развивающимися странами. Так, в этих странах внешнее заимствование жестко ограничивалось сферами промышленной и транспортной инфраструктуры. Промышленная модернизация была, в основном, сориентирована на экспорт, что привело к быстрому формированию большого профицита платежного баланса по текущим операциям. В сравнении с латиноамериканскими странами уровень сбережений в этих странах традиционно значительно выше, а уровень потребления населения в начале модернизации был беспрецедентно низок. А главное, в них сложилась определенная, основанная на конфуцианской этике, деловая и трудовая культура, которая в максимальной степени соответствовала требованиям массового промышленного производства.
В большинстве латиноамериканских и азиатских стран, однако, не удалось добиться высокой эффективности инвестиций за счет иностранных кредитов. Не следует исключать и того фактора, что часть иностранных кредитов была потрачена на непроизводительные цели (закупки вооружения, коррупция). В силу ряда причин темпы промышленной модернизации также оказались ниже, чем предполагалось. Бюджетные дефициты и дефициты платежного баланса по текущим операциям стали хроническими. Так называемый долговой навес (debt overhang) оказался деструктивным как для государственных финансов, так и для внутренних сбережений этой группы стран. Уже к концу 1970-х годов в большинстве развивающихся стран вновь привлекаемые иностранные кредиты шли в значительной мере на рефинансирование накопленных долговых обязательств.
К этим структурным причинам д.к. добавились и конъюнктурные. С 1974 по 1984 г мировая экономика и в особенности развивающиеся страны испытали два внешних шока. Первый был вызван пятикратным повышением цен на нефть за этот период. Большинство ведущих развивающихся стран являются крупными нефтеимпортерами. Поскольку современное производство построено на использовании нефтепродуктов в качестве основного источника энергии, то эластичность потребления нефти крайне низка. Десятилетия дешевой нефти привели ктому, что в 1970-е годы мир не имел никаких технологий энергосбережения. В этих условиях развивающиеся страны вынуждены были брать новые иностранные среднесрочные кредиты для обеспечения приемлемого уровня импорта нефти. Поскольку нефтяной шок оказался долгосрочным (не менее чем на 15 лет), то такие кредиты были заведомо невозвратными.
Если до начала 1980-х годов большинство развивающихся стран все еще справлялось с возросшей валютной нагрузкой, то последовавший на рубеже десятилетий второй шок – процентный – привел к полной невозможности дальнейшего выполнения ими долговых обязательств. Беспрецедентное повышение мировых цен на нефть и последовательное ослабление международной финансовой дисциплины в 1970-е годы (развал Бреттон-Вудской золотовалютной международной валютно-финансовой системы) привели развитые страны к длительному периоду высокой (двухзначной) инфляции. Для борьбы с инфляцией центральные банки стран Западной Европы и США резко подняли процентные ставки, чем спровоцировали глубокий экономический кризис.
Для развивающихся стран это означало тройной удар. С одной стороны, на десятки процентов вырос объем долговых платежей. При этом спад в экономиках развитых стран привел к снижению спроса на экспортные товары развивающихся стран и, соответственно к сокращению валютных поступлений. Одновременно, в условиях кредитного сжатия стало невозможно привлечь новые кредиты для осуществления долговых платежей. Д.к. развивающихся стран из скрытой формы перешел в явную. Одна за другой крупнейшие развивающиеся страны отказывались проводить долговые платежи.
В отличие от долговых проблем развивающихся стран в прошлом д.к. 1980-х годов стал мировой проблемой. К концу 1980-х годов международный рынок долговых обязательств превзошел уровень 300 млрд долл. США (существенно превысив совокупный уровень ресурсов Международного валютного фонда), а к середине 1990-х годов достиг уровня 1 трлн долл. США. Ни банки-кредиторы, ни международные финансовые организации не были готовы к таким масштабным неплатежам. Банкам-кредиторам понадобилось не менее пяти лет, чтобы сформировать должные резервы на потери по ссудам и выработать стратегию долгового урегулирования в новых условиях (см. Реструктуризация внешнего долга). МВФ также не располагал достаточными ресурсами для того, чтобы помочь развивающимся странам быстро выйти из острой фазы кризиса. Кроме того, экономические рекомендации МВФ не соответствовали характеру кризиса экономик развивающихся стран. Традиционный инструментарий МВФ, выработанный в годы золотовалютного стандарта и мирового экономического роста, рассчитан на сглаживание краткосрочных колебаний мировой конъюнктуры. Если же его последовательно применять в случае долгосрочных структурных кризисов, то такие рецепты ведут только к усугублению диспропорций в экономике, вновь и вновь порождающих кризисы ликвидности.
Реструктуризация внешнего долга внесла существенный вклад в урегулирование долговой ситуации большинства развивающихся стран на рубеже веков, однако решающий вклад в преодоление д.к. внес новый этап долгосрочного мирового экономического роста, начавшийся в конце 1990-х годов и продолжавшийся до 2008 г.
Источник: Что есть что в мировой экономике?