ДОГМАТИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДОГМАТИЗМ
одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами; в основе Д. – слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ДОГМАТИЗМ
метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий, отвергает принцип конкретности истины.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Догматизм
мышление, опирающееся на догмы, то есть положения, взятые без учета конкретных условий их применимости в данной исторической обстановке; положения, которые признаются неизменными, хотя изменялись объективные условия развития. Догматизм характерен для религиозных верований, мировоззрения идеалистов, для всех теорий, которые отстаивают отжившее, реакционное, борются против нового, растущего, прогрессивного. Правильное само по себе учение может превратиться в догму, если его рассматривать как нечто застывшее, не подлежащее развитию. Марксизм-ленинизм — непримиримый враг догматизма. Революционная теория развивается и обогащается на основе нового исторического опыта и новых научных знаний, учитывая выдвигаемые жизнью новые задачи и требования.

Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов

ДОГМАТИЗМ
[от греч. dogma (dogmatos) - установленное мнение, положение]. В экономике - формалистич. понимание экономич. теории как совокупности вечных истин, неизменных понятий, формул и дефиниций. Д. чужд диалектике, его гносеологии, корни кроются в метафизич. методе мышления и познания, в антиисторизме, в отрыве теории от обществ. практики. Для Д. характерно оперирование закостенелыми категориями и общими положениями без учёта времени и места, конкретных истории, условий, жёсткий схематизм в суждениях. Догматич. подход даже к правильной теории искажает её содержание и делает невозможным её творч. развитие на основе изучения и обобщения новых фактов и явлений экономической жизни.
Исторически Д. ведёт своё начало от религ. учений, к-рые строились в виде системы постулатов, принимаемых на веру. В науке Д., как способ мышления, паразитирует на неразвитости, незрелости её теоретич. решений, на несовершенстве методологич. В капиталистич. обществе Д. находит благоприятную социальную почву в классовой ограниченности бурж. мировоззрения. Это сказывается прежде всего на обществ. науках. Д. остаётся характерной чертой теоретич. мышления идеологов разных слоёв буржуазии, что в политич. экономии наиболее полно проявляется в её апологетич. построениях.
Д. в буржуазной политической экономич. Бурж. политич. экономия не отличается единством науч. системы. Её содержание образуют разнородные, часто исключающие друг друга взгляды, концепции, течения, школы. Однако все они имеют определ. направленность и нек-рую общую методология. основу. В трактовке экономич. категорий и законов бурж. теории догматически исходят из постулата, согласно к-рому человек по своей неизменной природе - частный собственник, а частная собственность - естественная и вечная основа произ-ва, экономич. и социального прогресса общества. Это составляет гл. догму бурж. политич. экономии. Самые различные и даже исключающие друг друга бурж. теории рассматривают «...капиталистический строй не как исторически преходящую ступень развития, а наоборот, как абсолютную, конечную форму общественного производства...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 14). Законы и категории капитализма бурж. экономисты стремятся представить как всеобщие, надысторич. законы развития х-ва, «вечные истины», что неизбежно придаёт им характер теоретич. догм. В рамках бурж. политич. экономии существует множество конкурирующих концепций стоимости (цены), денег, рынка, прибыли, капитала, зем. ренты и т. д. Но большинство из них исходит из аксиоматич. признания надысторич. всеобщности названных категорий, как якобы непосредственно выражающих те или иные свойства частно-собственнич. природы человека. Так, товарно-ден. отношения считаются продуктом развития естеств. склонности человека к обмену, конкуренция - естеств. формой проявления соперничества талантов и способностей людей, частное предпринимательство - наилучшим способом развития инициативы и энергии человека в хоз. деятельности, прибыль - естеств. вознаграждением за предпринимательский труд и т. д. Большая изобретательность в создании «оригинальных» концепций и существование «моды» на них объясняются неустойчивостью и изменчивостью социально-экономич. условий бурж. общества: коллизиями конкурентной борьбы на внутр. и внеш. рынках, развитием классовых противоречий и т. д. В результате постоянно изменяются и потребности разных слоёв буржуазии в новых эффективных способах и формах теоретич. защиты как групповых (конкурентных), так и общеклассовых интересов. Вот почему, догматически отстаивая теоретич. постулаты о вечности и незыблемости экономич. устоев капитализма, бурж. политич. экономия всегда предлагает большой выбор «современных теорий», от самых абстрактных до узкоэмпирич. и историко-описательных. В то же время интересы капиталистич. предпринимательства требуют от бурж. экономич. науки обстоятельных конкретных исследований механизма функционирования х-ва, рекомендаций науч. организации труда в условиях крупного машинного произ-ва и т. д. Но именно узкоклассовая направленность развития прикладного раздела теории, содержащего позитивные элементы, не освобождает бурж. политич. экономию от апологетич. характера и связанного с ним Д.
От элементов Д. в исходных методологич. позициях не была свободна и классич. бурж. политич. экономич. рассматривавшая экономич. категории и законы не исторически, а как вечные и неизменные сущности. Так, лучшие её представители А. Смит, Д. Рикардо и др., исследуя внутр. зависимости бурж. отношений произ-ва, не сумели увидеть их история, формы. Они полагали, что имеют дело с «естественными» законами произ-ва вообще. Односторонность и неподвижность теоретич. обобщений и выводов, легко усваиваемых формально-логич. мышлением, нередко придаёт им характер предрассудков. Одним из таких, особенно устойчивых, предрассудков оказалась т. н. Догма Смита. Начавшийся после Д. Рикардо в трудах его эпигонов процесс вульгаризации бурж. политич. экономии означал всё большее выхолащивание науч. элементов и превращение её в собрание безжизненных постулатов. Эта вульгарная политич. экономия ограничивается тем, писал Маркс, «...что педантски систематизирует затасканные и самодовольные представления буржуазных деятелей производства об их собственном мире как лучшем из миров и объявляет эти представления вечными истинами» (там же, с. 91, прим.). Выступивший с критикой бурж. отношений произ-ва, но не понявший ни их происхождения, ни их развития, П. Ж. Прудон, как отмечал Маркс, смог «...подвергнуть их только догматической критике» (там же, т. 27, с. 406). В экономич. категориях он видел не теоретич. выражение исторически развивающихся производств. отношений, а искони существующие вечные идеи и, т. о., снова возвращался к исходной точке зрения. Д. бурж. политич. экономич. утвердившийся на почве апологетики капитализма, неизбежно усиливал кризис теоретич. мысли. Его своеобразным выразителем в 19 в. стала историческая школа. Открыто отказавшись от исследования причинных связей экономич. явлений и доктринёрски отвергнув экономич. теорию вообще, она объявила гл. принципом науки собирание фактов и их описание. На место абстрактно-теоретич. постулатов были поставлены постулаты «священных» вековых традиций, имевшие всё ту же апологетич. цель - защитить и увековечить принцип частной собственности. Истории, школа даже по признанию её бурж. критиков выродилась в лишённый науч. ценности эмпиризм. Вместе с тем в бурж. экономич. науке не прекращались и теоретич. поиски новых путей защиты капитализма и создания теоретич. противовеса марксизму. Заметный след оставила австрийская школа, предпринявшая попытку поставить на службу апологетике абстрактную теорию внеисторич. «чистой экономики». Её исходным постулатом стало априорное утверждение, что источник стоимости - полезность, а не труд, величина стоимости (цены) определяется субъективными оценками покупателей и продавцов, а прибыль - различием субъективных оценок настоящих и будущих благ. На этих основах, весьма далёких от экономич. реальности, и покоится теоретич. концепция маржинализма.
Значит. событием в бурж. политич. экономич. относящемся к 1-й пол. 20 в., является кейнсианство. Его последователи даже говорят о «кейнсианской революции». Но эта «революция» вполне укладывается в рамки бурж. политич. экономии. Она лишь подвергла известному критич. пересмотру нек-рые старые догмы, касающиеся функционирования капитализма, с точки зрения совр. его проблем. В частности, были отвергнуты догмы Ж. Б. Сея о самоустанавливающемся равновесии спроса и предложения (каждое предложение создаёт свой собств. спрос, что исключает общее перепроиз-во); об автоматич. функционировании капиталистич. экономики и вытекающем из неё принципе «laissez faire, laissez passer»; о золотом стандарте, как основе устойчивого ден. обращения, нек-рые догмы антикризисной политики, а также традиционное «предубеждение» экономистов против инфляции. На место старых догм были выдвинуты новые. Основной в теории и политике была объявлена проблема эффективного спроса, в недостаточности к-рого усматривается корень всех зол капитализма и, в частности, причина неполной занятости. Ухудшение эффективного спроса, в свою очередь, объясняется действием психология, закона понижения предельной склонности к потреблению. Согласно теории Дж. М. Кейнса, преодолеть эти отрицат. тенденции и добиться установления полной занятости в условиях автоматически действующих экономич. механизмов невозможно. Поэтому необходимо активное вмешательство гос-ва, политика к-рого должна обеспечивать прежде всего усиление эффективного спроса. Рекомендации Кейнса по проведению такой политики существенно расходились с нек-рыми традиционными представлениями. Однако в целом теория Кейнса остаётся на поверхности внешних функциональных связей и не затрагивает существа классовых противоречий капитализма; прокламирует возможность усовершенствования экономич. механизма частного предпринимательства посредством использования правительств, политики и повернула бурж. политич. экономию в сторону совр. проблем гос.-монополистич. капитала и поиска новых форм его апологетики.
Кейнсианство значительно усилило также тенденцию к расширению количественного анализа. В экономич. исследования было внесено много чисто технич. и «инженерных» элементов, что отчасти связано с расширением сферы применения математич. методов и вычислит. техники. Повысился науч. уровень решения организационно-производств. и конкретно-экономич. задач. Но т. к. это направление по существу игнорирует социально-экономич. аспект проблем совр. капитализма, оно не может радикально изменить характер бурж. политич. экономии и превратить её во всех отношениях в позитивную науку. Такое превращение невозможно из-за апологетич. характера и доктринёрского, неисторич. способа теоретич. мышления представителей бурж. экономич. науки. «Только в том случае, - писал Маркс, - если вместо противоречащих друг другу догм рассматривать противоречащие друг другу факты и действительные противоречия, являющиеся скрытой подоплекой этих догм, только в этом случае политическую экономию можно превратить в положительную науку» (там же, т. 32, с. 145).
Борьба против проявления Д. в марксистско-ленинской политической экономич. Подлинным революц. переворотом в экономич. науке явилось создание марксистской политич. экономии. Она не только неизмеримо обогатила содержание науки, но в корне изменила сам способ теоретич. мышления, освободив его от ограниченности бурж. доктринёрства, от сковывающих рамок Д. Марксистская политич. экономия в противоположность буржуазной возникла как цельная теория, опирающаяся на диалектич. метод, что сделало возможным всестороннее изучение экономич. строя общества в его реальном история, развитии. экономич. законы и категория впервые были представлены не в виде вечных неподвижных логич. истин, выводимых из неизменной человеческой природы, а в форме науч. абстракций, отражающих реальные экономич. отношения в их развитии и являющихся истинами лишь постольку, поскольку существуют эти отношения. Такой подход разрушил самые основы Д. в экономич. теории. «Наша теория, - писал Ф. Энгельс, - не догма, а разъяснение -процесса развития, который заключает в себе ряд последовательных фаз» (там же, т. 36, с. 497).
Марксистская политич. экономия не может быть правильно понята и усвоена, если к ней подходить как к системе застывших постулатов. Марксизм-ленинизм по своему существу, способу теоретич. мышления и методу направлен против Д. Марксизм - творчески развивающееся учение. Конкретно-историч. подход к теоретич. решению любой проблемы, единство логич. и история, методов анализа экономич. процессов - незыблемые его принципы. Они несовместимы ни с каким Д. «...Материалистический метод, - отмечал Энгельс, - превращается в свою противоположность, когда им пользуются не как руководящей нитью при историческом исследовании, а как готовым шаблоном, по которому кроят и перекраивают исторические факты» (там же, т. 37, с. 351). Далее он разъяснял: «...наше понимание истории есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструирования на манер гегельянства» (там же, с. 371). Маркс и Энгельс настойчиво повторяли, что их теория не освобождает от необходимости самым основательным образом изучать историю каждой страны и каждого народа, чтобы понять пути их экономич. развития. Они подчёркивали, что никогда нельзя достичь такого понимания, «пользуясь универсальной отмычкой какой-нибудь общей историко-философской теории».Свои представления о будущем основоположники марксизма не конструировали, а вырабатывали на основе науч. анализа реальных история, тенденций развития совр. им бурж. общества. «...Партия, к которой я принадлежу, - писал Энгельс, - не выдвигает никаких раз навсегда готовых предложений. Наши взгляды на черты, отличающие будущее некапиталистическое общество от общества современного, являются точными выводами из исторических фактов и процессов развития и вне связи с этими фактами и процессами не имеют никакой теоретической и практической ценности» (там же, т. 36, с. 363 - 64).
Д. в теории неизбежно приводит на практике к сектантству и оппортунизму в рабочем движении. На такую связь прямо указывал Энгельс, подчёркивая, что «...люди, выдающие себя за ортодоксальных марксистов и превратившие идею нашего движения в окаменелую догму, которую надо заучивать наизусть..., представляют собой просто секту» (там же, т. 38, с. 94). Основоположники науч. социализма вели непримиримую борьбу против доктринёрского усвоения и использования их учения, против мелкобурж., мещанского и филистёрского образа мыслей в социалнстич. движении. Они беспощадно высмеивали тех людей, к-рые, называя себя марксистами, рассматривали теорию «...доктринерски и догматически, как нечто такое, что надо выучить наизусть, и тогда уж этого достаточно на все случаи жизни. Для них это догма, а не руководство к действию» (там же, т. 36, с. 488). Имея в виду такого рода «марксистов», Маркс говорил: «Я знаю только одно, что я не марксист» (там же, т. 37, с. 370).
После смерти Маркса и Энгельса опасность усиления Д. и доктринёрского извращения марксистской теории возросла. Д. становится господствующим способом мышления среди теоретиков и лидеров 2-го Интернационала. Это нашло соответствующее отражение как в возникшем ревизионизме, так и в доктринёрской защите марксизма с позиций Д. Истолковывая ряд принципиальных положений и выводов марксистской теории как закостенелые, не способные к развитию постулаты, ревизионисты объявили их полностью устаревшими. С ревизионистами полемизировали ортодоксы вроде К. Каутского и др., к-рые, не проявив способности к творч. развитию теории применительно к изменившимся история, условиям, защищали не столько существо марксизма, сколько его букву.
Применяя нек-рые положения марксизма без учёта времени и места, конкретных история, условий, теоретики 2-го Интернационала превратили их в мёртвые книжные догмы. Так, по-своему интерпретируя марксистское положение об определяющей роли производит. сил в развитии общества, они утверждали, что пролетарская революция победит сначала в самых передовых пром. странах. Победу же революции в России они объявили «незакономерной», т. к. Россия не достигла такой высоты развития производительных сил, при которой возможен социализм. Извращая марксистское положение о руководящей роли рабочего класса в социалистич. революции, лидеры 2-го Интернационала вывели догму, согласно к-рой пролетариат не может и не должен брать власть, если он не составляет большинства населения в стране. Вывод Маркса и Энгельса, сделанный применительно к условиям домонополистич. капитализма, о том, что пролетарская революция сможет победить одновременно в наиболее развитых странах Европы, был превращён в закостенелую догму.
Подлинная защита марксизма от ревизионизма и засилия Д., творческое развитие марксистской теории применительно к новым история, условиям осуществлены В. И. Лениным. Отстаивая и развивая творч. марксизм, Ленин решительно боролся против доктринёрского его усвоения, ограничивающегося «...заучиванием и простым повторением „формул“, способных в лучшем случае лишь намечать общие задачи, необходимо видоизменяемые конкретной экономической и политической обстановкой каждой особой полосы исторического процесса» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 132). О меньшевиках, мелкобурж. демократах и оппортунистах 2-го Интернационала Ленин писал: «Они все называют себя марксистами, но понимают марксизм до невозможной степени педантски. Решающего в марксизме они совершенно не поняли: именно, его революционной диалектики» (там же, т. 45, с. 378). Всей своей теоретич. и политич. деятельностью Ленин показал, что марксистская теория «не догма, а руководство к действию». В своей знаменитой книге «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме» он писал: «...величайшей ошибкой, величайшим преступлением таких „патентованных“ марксистов, как Карл Каутский, Отто Бауэр и т. п., является то, что они этого не поняли, не сумели применить в самые важные моменты революции пролетариата» (там же, т. 41, с. 55). Изучив и глубоко с марксистских позиций проанализировав экономику и политику империализма, Ленин поднял теорию марксизма на новую ступень, обогатив её важными положениями и выводами, дал марксистское обоснование путей революц. перехода от капитализма к социализму в эпоху империализма, разработал основы экономич. теории строительства социализма и коммунизма. Творчески развивая марксизм, Ленин защитил его от доктринёрского извращения, от мертвящего Д., сохранил марксизм как живое, неустаревающее учение, тесно связанное с революционной практикой, как науч. руководство в строительстве социализма и коммунизма. Выступая против односторонней, формалистич. интерпретации теоретич. положений и выводов марксизма, против бездумного цитатничества, Ленин призывал оставаться верным духу, а не букве учения, всегда «...учитывать живую жизнь, точные факты действительности, а не продолжать цепляться за теорию вчерашнего дня...» (там же, т. 31, с. 134). Высмеивая тех людей, к-рые хотели оставаться верными марксизму, «...повторяя бессмысленно заученную формулу, вместо изучения своеобразия новой, живой действительности» (там же, с. 133), он учил творческому подходу к марксистской теории. «Весь дух марксизма, вся его система, - писал он, - требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (Р) лишь в связи с другими; (у) лишь в связи с конкретным опытом истории» (там же, т. 49, с. 329).
Коммунистич. партия Советского Союза и др. братские партии, идя ленинским курсом, руководствуются марксистско-ленинским учением, творчески развивая его на основе всестороннего изучения изменяющихся история, условий и накопленного опыта революц. борьбы за социализм. КПСС прошла большую школу творческого развития и применения марксистско-ленинской теории к решению самых сложных проблем подготовки и проведения пролетарской революции, создания Сов. гос-ва, строительства социалистич. экономики и её постепенного преобразования в коммунистическую. Это происходит в постоянной острой борьбе за чистоту марксистско-ленинской теории против схоластики и Д., против любых её извращений. Большое значение имели съезды КПСС, на к-рых давался марксистский анализ изменяющейся история, обстановки и определялись назревшие задачи. В истории КПСС были периоды, когда опасность Д. и доктринёрского извращения марксистско-ленинской теории усиливалась. Это имело место и в период борьбы с с «левым» доктринёрством («отзовисты», «левые коммунисты»), и с троцкистско-зиновьевской оппозицией. Определ. влияние на проявление Д. оказал культ личности И. В. Сталина, когда мн. положения марксистской теории подверглись известной схематизации. В экономич. теории развилось комментаторство, уход от спорных проблем и широких творческих дискуссий. С абстрактно-догматич. позиций освещались в экономич. литературе нек-рые принципиальные вопросы - перехода к социализму, а также современного гос.-монополистич. капитализма. Партия преодолела эти проявления Д.
Строительство материально-технической базы коммунизма потребовало усиления подлинно научной, творческой разработки новых сложных экономич. проблем, преодоления имевших ещё место элементов Д. и известного отрыва экономич. теории от практики, дальнейшего развития ленинских принципов хозяйствования применительно к совр. условиям.
В социалистич. обществе, где нет антагонистич. классрв, а господствующим мировоззрением является марксизм-ленинизм, социальные и идеология, корни Д. подорваны. Но он не исчезает автоматически с изменением социальных условий. Трудности развития теории, неразработанность её отд. частей, слабая связь с практикой, утрата история, подхода к экономич. явлениям, неумение использовать диалектич. метод применительно к той или иной области исследования - всё это создаёт почву для проявлений Д. в теории. Поэтому Д. в экономич. науке, как и в любой другой, преодолевается на основе укрепления связи теории с практикой, всестороннего и глубокого изучения новых экономич. явлений и процессов, на основе последовательного применения в науч. исследованиях материалистич. диалектики. Сила подлинной науки в том и состоит, что во всех своих обобщениях и выводах она опирается на факты, на глубокий их анализ.
Опасность догматич. извращения теории возникает из шаблонного (слепого) приложения её старых формул и выводов к новой практике, из цитатного, чисто книжного подхода к решению назревших проблем. В марксистской политич. экономич. напр., в своё время утвердилась теоретич. формула о несовместимости социализма и товарного произ-ва.
Однако уже первый практич. опыт строительства экономики социализма показал, что товарно-ден. отношения, обретая новое содержание, способны успешно развиваться на базе общественной собственности. Учитывая этот опыт, Ленин указывал на необходимость овладения товарно-ден. отношениями с целью их использования в интересах строительства социализма. Это положение стало неотъемлемой частью экономич. политики партии и на последующих этапах социалистич. строительства. Но Д. проявляется и в другой крайности - в ревизионистских попытках свести экономику социализма к рыночным отношениям, как якобы универсальной и вечной форме рационального х-ва.
Высшим критерием истины является практика. Она же - разрушительница всех безжизненных догм. Решающее значение победы Великой Окт. социалистич. революции для теории социализма Ленин видел в том, что «социализм из области догмы, о которой могут говорить только совсем ничего не понимающие люди, из области книжки, программы перешел в область практической работы». «Ныне, - указывал Ленин, - о социализме можно говорить только по опыту» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 499). Теперь это более чем полувековой опыт. экономич. теория социализма не могла бы развиваться без учёта этого опыта.
Борьба против Д. в теории - актуальная проблема и в совр. междунар. коммунистич. и рабочем движении. Марксистско-ленинские партии и их теоретич. кадры не отгорожены от влияния бурж. и мелкобурж. идеологии не только в капиталистич., но и в социалистич. странах. Догматич., механич. повторение общих истин марксизма без учёта времени и места нередко служит лишь прикрытием ревизии его революционной сути как справа, так и слева. КПСС последовательно борется против любых проявлений Д., извращающих марксистско-ленинскую теорию. В то же время она решительно разоблачает любые попытки оппортунистов ревизовать живую суть марксизма-ленинизма, его революц. принципы под видом борьбы против Д. Начиная с родоначальника ревизионизма Э. Бернштейна, таким прикрытием широко пользуются разного рода оппортунисты и ревизионисты вплоть до наших дней.
Выступив под маской верности марксизму-ленинизму, вульгаризируя основные положения марксизма-ленинизма в левацко-догматич. духе, маоистское руководство КПК допустило грубые искажения революционной теории, отступило от основных принципов строительства социализма. Огромный вред международному рабочему и нац.-освободит. движению нанесла раскольническая антисоветская линия маоистов, многие годы прикрывавших свои великодержавно-националистич. цели лжемарксистской «левой» фразеологией. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий 1969 призвало последовательно бороться против право- и левооппортунистич. искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма. С ленинской непримиримостью партия вела и ведёт бескомпромиссную борьбу как против догматич. извращений марксистской теории, против «левого» доктринёрства, так и против ревизионизма в любой его форме. Т. о., преодоление Д. как ограниченного способа теоретич. мышления является проблемой, к-рая касается не только «чистой науки». Это и социальная и идеология, проблема, к-рая может успешно решаться лишь в бескомпромиссной борьбе против бурж. и мелкобурж. мировоззрения. И дело здесь не просто в принципиальной критике немарксистских концепций, к-рая необходима, а прежде всего в творческой, позитивной разработке экономич. теории на основе глубокого и всестороннего изучения развивающейся экономич. действительности. Марксистско-ленинское экономич. учение тем быстрее преодолеет любые проявления Д., чем полнее оно будет использовано как науч. руководство к действию в изменяющихся конкретных история, условиях. Постоянно укрепляя и развивая связи с жизнью, марксистско-ленинская теория ставит самый прочный заслон против Д. и доктринёрского её извращения.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
165.36 кб

2013. 03. 004. Леиашвили П. Экономикс в тисках эмпиризма и догматизма. – Тбилиси: Сиахле, 2013. – 62

Макашева Н. А.