деньги как мера ценности

Найдено 1 определение
деньги как мера ценности
Одной из функций денег (money) является выполнение роли меры ценности. Т.е. деньги создают систему учетных единиц, в которых выражаются цены (prices) и отложенные платежи, например долги (debts). value, theory of (теория ценности (стоимости»: Ценность - это внутренняя мера значи-тельности товара. Если стоимость выражается в деньгах, то она определяет цену (price). Со времен Аристотеля (Aristotle) принято разделять понятия потребитель-ной и меновой ценности. Потребительная ценность не является внутренним качеством товара, а отражает его способность удовлетворять потребности человека. Меновая ценность - это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Меновое отношение двух товаров представляет собой относительные цены этих товаров, выраженные в постоянном денежном товаре. В классической экономической теории (classical economics) существование потре-бительной ценности является предварительным условием наличия у товара меновой ценности. Для того чтобы товар производился или обменивался, он должен обладать полезностью (utility). Меновая ценность товара определяется издержками его производства, т.е. заработной платой, прибылью и рентой. Так объяснял цену товара Адам Смит (Smith), который утверждал, что издержки производства определяют «естественную цену» товара, относительно которой в зависимости от краткосрочных изменений спроса колеблются фактические цены. Давида Рикардо (Ricardo) часто называют создателем трудовой теории ценности (labour theory of value). «Ценность товара... зависит от относительного количества труда, необходимого для его производства», - утверждал Рикардо, хотя он сознавал, что строгая трудовая теория ценности может существовать только при определенных специальных допущениях. Однако для Рикардо теория ценности являлась в первую очередь не базой теории относительных цен, а основой, на которой строилось объяснение распределения дохода (income distribution). Рикардо стремился найти неизменную меру абсолютной ценности. Во второй половине XIX в. экономисты неоклассической школы концентрировали свое внимание не на внутренней ценности, а на факторах, определяющих рыночную цену. В отличие от своих предшественников, разрабатывая теорию меновой ценности, они обратились К полезности товара. Цена определяется предельной полезностью (marginal utility), являющейся причиной и источником меновой ценности. Альфред Маршалл (Mar-shall) выдвинул идею о том, что рыночная цена определяется взаимодействием спроса (demand) и предложения (supply), причем оба эти явления вытекают из принципа полезности. Теория ценности из попытки определения внутренней ценности превратилась в теорию аллокации ограниченных ресурсов. Современная экономическая теория продолжила работу в этом направлении, заменив единственный принцип полезности двойственным стимулом максимизации полезности для потребителя (спрос) и максимизации прибыли (profit maximization) для производителя (предложение). Только последователи Карла Маркса (Магх), развившего трудовую теорию ценности в теорию прибыли или прибавочной стоимости (surplus value), сохраняют разделение на теорию ценнос

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003