ДЕНЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Найдено 1 определение
ДЕНЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
Овладение ден. системой и её преобразование социалистическим государством. В результате социалистич. революции, как предвидели К. Маркс и Ф. Энгельс и как это подтвердилось на практике, происходят коренные преобразования в ден. системах: а) созданный в результате национализации банков Госбанк становится эмиссионным и кредитным органом социалистич. гос-ва; б) ден. эмиссия наряду с ден. ресурсами, мобилизуемыми посредством кредитной функции банка, используется для регулирования всего кредитного дела в интересах народа, в ущерб крупным собственникам денег, т. е. класса крупных капиталистов; в) сохраняя деньги и ден. обращение, диктатура рабочего класса заменяет во внутреннем обороте полноценные металлич. деньги бум. знаками стоимости; г) золото после социалистич. революции демонетизируется и используется в интересах трудящихся как мировые деньги - платёжное и покупательное средство исключительно во внеш. обороте.
Говоря о необходимости сохранить ден. систему, коренным образом преобразовав её в процессе осуществления социалистич. революции, К. Маркс вместе с тем резко критиковал мелкобурж. иллюзии о якобы возможных радикальных социальных изменениях без революц. преобразования самого капиталистич. способа произ-ва. Он писал о том, что мерами в области ден. обращения, кредита и банков невозможно экономически революционизировать бурж. общество, что его болезнь «...нельзя вылечить „преобразованием“ банков или учреждением рациональной „денежной системы“» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 74). Весь опыт исторического развития капитализма в 19 - 20 вв. подтверждает правильность этого тезиса.
В. И. Ленин развил и конкретизировал учение Маркса и Энгельса о роли ден.-кредитной системы в переходный период от капитализма к социализму, разработав стратегию и тактику овладения ею, создания единого гос. банка, который будет представлять собой «...нечто вроде скелета социалистического общества» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 307). По идее Ленина этот единый банк в переходный период должен осуществлять контроль за ден. обращением в интересах народа. При этом Ленин неоднократно подчёркивал, что финанс. политика диктатуры пролетариата должна быть направлена на оздоровление ден. системы, на создание твёрдой валюты.
С установлением диктатуры рабочего класса возникает объективная необходимость овладения гос. финанс. аппаратом и центром ден. системы - эмиссионным банком страны. В ряде стран (СССР, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Албании, Кубе) ден. система сформировалась путём перестройки эмиссионного механизма, полученного в наследие от старого строя.
В Сов. России важным элементом процесса овладения ден. системой было подчинение Госбанка Сов. власти и обобществление частных банков, проведённое в два этапа - сначала установление контроля над ними, а затем их национализация. Был национализирован Госбанк - эмиссионный центр страны. От руководства ден. системой страны были отстранены высшие чиновники Мин-ва финансов, Госбанка и Казначейства, назначены комиссары Сов. пр-ва, взявшие на себя руководство этими органами. Была возобновлена в основном (несмотря на продолжавшуюся забастовку чиновников) работа аппарата Госбанка, обеспечившего выполнение требований Сов. пр-ва по финансированию его затрат. Так же, как и в Сов. России, эмиссионными центрами бурж. гос-ва в результате социалистич. революции овладели и нар.демократич. пр-ва нек-рых др. стран.
В ряде стран (Монголии, Китае, Польше) эмиссионный механизм был создан заново. В Монголии до 1925 вообще не было никакой нац. валюты и эмиссионного аппарата. В качестве примитивных ден. эквивалентов выступали характерные для скотоводч. народов ходовые товары - овцы, кирпичный чай; наряду с ними обращались слитки и металлич. монеты, а также бум.ден. знаки царской Россини др. стран. Поэтому в Монголии и не могла стоять задача овладения эмиссионным механизмом. При участии СССР в 1924 был создан банк, который в 1925 получил право выпуска банкнот-тугриков, а все др. виды платёжных средств были изъяты из обращения. Оказав финанс. и орг. помощь МНР в создании ден. кредитной системы, СССР передал в 1954 безвозмездно в собственность страны свои акции Монголбанка. В связи с этим монг. пр-во в 1954 ликвидировало акц. форму эмиссионного банка и переименовало Монголбанк в Госбанк МНР.
В Китае до социалистич. революции фактически не существовало единой централизованной ден. системы. Множественность валют являлась следствием феод. пережитков. 2-я мировая война усилила хаотичность ден. обращения в стране. В кит. деревне широкое развитие получили натуральные отношения, цены исчислялись в чумизе (зерне). После победы нар. революции на базе интеграции локальных эмиссионных центров были созданы предпосылки для унификации ден. системы. Сначала унифицировалось ден. обращение в смежных р-нах, в к-рых временно допускалось обращение ден. единиц соседних р-нов по фиксированному соотношению; для двух объединившихся р-нов устанавливалась единая валюта. Обмен местных ден. знаков на общегос. в большинстве р-нов КНР был осуществлён к 1 окт. 1949, но в отд. р-нах он завершился лишь в 1951. Т. о., впервые в истории Китая образовалась единая централизованная ден. система.
В Польше эмиссионный центр страны - Банк Польши - в 1939 был эвакуирован вместе с его золотым запасом в Великобританию. Фашистские оккупанты образовали в Кракове эмиссионный банк, который прекратил своё существование после их изгнания. Для строительства нового нар.-демократич. строя требовались значит. средства. Эмиссионное дело первоначально было возложено на учреждённую в Люблине Кассу ведомств, к-рая вскоре была преобразована в центр. казначейскую кассу (ЦКК). Она имела право выпуска банкнот до 1 млрд. злотых, регулировала ден. обращение, обслуживала ведомства. центр. казначейская касса прекратила своё существование, когда в 1945 был создан Нац. банк Польши, к-рому было предоставлено право эмиссии банкнот, а находившийся в Великобритании Банк Польши по закону был лишён этого права.
В Вост. Германии, ещё до образования ГДР, в февр. 1947 в пяти землях сов. зоны оккупации были созданы банки для выполнения функций регулирования ден. обращения и организации расчётов. В результате нарушения зап. державами Потсдамских соглашений и проведения в июне 1948 сепаратной ден. реформы в Зап. Германии возникла необходимость создания эмиссионного банка в вост. Германии, который был учреждён в июле 1948 пр-вом земель и Немецкой экономич. комиссией. Социально-экономич. основой учреждения этого эмиссионного института являлись глубокие демократич. реформы, проведённые в сов. зоне оккупации Германии, и прежде всего национализация крупной пром-сти и банков, ранее принадлежавших монополистич. капиталу. С провозглашением в окт. 1949 Германской Демократической Республики этот банк стал её эмиссионным центром. Расчётный и кредитные банки земель в марте 1950 были включены в состав этого банка в качестве его филиалов.
Во Вьетнаме и Корее до 1945 существовала ден. и кредитная система чисто колониального типа. Эмиссию банкнот во Вьетнаме осуществлял в пиастрах франц. колониальный Индокитайский банк, занимавший в экономике страны господствующие позиции. После Августовской революции 1945, свергнувшей власть франц. и япон. империалистов, в период развернувшейся войны против интервентов формировалась заново нац. ден.-кредитная система. В 1951 в ДРВ на базе Управления производственного кредита и Управления казначейства был создан кредитно-эмиссионный центр - Госбанк ДРВ, который и взял на себя задачу создания ден. системы нового типа.
В Корее до образования КНДР функции эмиссионного центра страны выполнял находившийся в Сеуле Чосонбанк, контролируемый япон. капиталом. Сев. Корея, на территории к-рой образовалась КНДР, не имела собств. эмиссионного центра. Такой центр был создан в окт. 1946 на базе возникшего в начале 1946 Центр. (Главного) банка Сев. Кореи и 58 национализированных нар. властью япон. и корейских банков. Этот банк стал выпускать банкноты в вонах. В янв. 1949 Эмиссионный банк Сев. Кореи был переименован в центр. банк КНДР.
Овладение ден. системой не может быть полным без проведения национализации коммерч. банков и концентрации ден. оборота (наличного и безналичного) в едином банке. Объективным требованием социалистич. революции было создание в каждой стране единой унифицированной, общегосударственной ден. системы. С этой целью проводилась серьёзная чистка доставшейся в наследие от старого строя расстроенной системы ден. обращения (см. Денежные реформы социалистических стран).
Сущность Д. с. с. с. Методы её организации в разных странах. Д. с. с. с., в отличие от капиталистич., - это планомерная организация движения денег в нар. х-ве, основанная на регламентации общих основ ден. оборота и ден. отношений (внутр. и междунар.). Д. с. с. с. отражает объективные требования, предъявляемые к сфере ден. обращения плановой организацией социалистич. воспроиз-ва. Вместе с тем в ней находит конкретное выражение коренное изменение природы и функций денег в социалистическом обществе.
Д. с. с. с. в рамках каждого социалистич. гос-ва является единой, планомерно организованной и строго централизованной. Эмиссия средств обращения полностью централизована в одном гос. органе. Платёжные документы (платёжные требования, чеки, платёжные поручения), на основании к-рых совершаются расчёты между предприятиями и хоз. органами, используются только для безналичных платежей через Госбанк, и, следовательно, не могут обращаться вне банка, т. е. функционировать в качестве кредитных орудий обращения. Принцип централизации управления ден. системой соответствует как экономич. роли социалистич. гос-ва, так и роли самой ден. системы в нар. х-ве, функционирование к-рой в условиях планового ведения х-ва должно быть координировано со всеми элементами хоз. организма из единого центра. Все страны социализма соблюдают данный принцип. Временное отступление от этого принципа в СССР, вызванное военными условиями в годы Гражд. войны и военной интервенции 1918 - 20 и в Китае (после 2-й мировой войны и в годы борьбы за освобождение страны до окт. 1949), выразившееся в функционировании ряда параллельных эмиссионных центров, было довольно быстро преодолено. Все сов. республики, объединившиеся в Союз ССР, добровольно отказались от использования своего эмиссионного права в пользу общесоюзных органов власти. Так же поступили все республики, вошедшие в состав Федеративной Социалистической Республики Югославии, добровольно отказавшись от эмиссионного права в пользу пр-ва Федерации.
Социалистич. государство устанавливает: наименование своей валюты; золотое содержание ден. единицы и её курс по отношению к др. валютам; порядок выпуска в обращение металлич. и бум. ден. знаков. Эти признаки присущи не только социалистич., но и любой др. ден. системе суверенного гос-ва. Большинство социалистич. стран установило золотое содержание своих валют и на этой основе фиксировало её курс по отношению к валютам др. стран. Золотое содержание валют нек-рых социалистич. стран (Албании, ДРВ, КНР, КНДР) непосредственно не фиксировано и устанавливается косвенно - через фиксацию курса этих валют в иностр. валюте. Во всех социалистич. странах гос-во выпускает металлич. и бум. ден. знаки. К первым относится разменная монета, а последние эмитируются либо только в форме банковских билетов, либо в двух формах - казначейских и банковских (кредитных) билетов (СССР, Румыния). Но эмиссия казначейских билетов не используется для покрытия дефицита гос. бюджета, они выпускаются в таком же порядке, как и банковские билеты. Казначейские билеты имеют фактически одинаковое с банковскими обеспечение и лишь формально отличаются от них.
Весь ден. оборот, все ден. расчёты (наличные и безналичные) предприятий, хоз. органов и учреждений (гос., кооперативных и общественных) сосредоточены в одном Госбанке - едином общегос. центре расчётов, краткосрочного кредитования и регулирования ден. обращения. В социалистич. ден. системе сферы наличных и безналичных расчётов разграничены совершенно чётко и в законодат. порядке. Этим также (наряду с др. моментами) принципиально отличается социалистич. система расчётов и ден. обращения от капиталистической. Вместе с тем при социализме обеспечивается единство ден. оборота: безналичные ден. средства обратимы в наличные и наоборот. Банк выдаёт своим клиентам с их счетов деньги в наличной форме лишь на определ. цели, а в ряде случаев также и в порядке определ. нормативов. Это право используется банком как средство общегос. контроля за деятельностью предприятий, укрепления планово-финанс. дисциплины и регулирования гос-вом объёма обращения наличных денег. Такое регулирование не касается вкладов населения в сберегат. кассах, к-рыми трудящиеся свободно распоряжаются. Единство ден. оборота (наличного и безналичного) отражает в сфере обращения единство процесса социалистич. воспроиз-ва и всех его моментов - произ-ва, обмена, распределения и потребления (см. Денежного обращения законы).
Д. с. с. с. обладает устойчивостью и эластичностью. Кредитная форма денег и кредитный механизм используются для регулирования ден. обращения. Условия выпуска денег в обращение предполагают необходимость их возврата в банк. Реальность планов и контроль за их выполнением обеспечивают устойчивость денег, к-рая проявляется в твёрдых или снижающихся ценах и в фиксированных тарифах зарплаты и услуг.
Покупательная сила социалистич. валют связана с их золотым содержанием и курсом (см. Валютный курс). Эти валюты имеют двойное обеспечение - товарное и золото-валютное, причём преобладает первое. Идею товарного обеспечения сов. денег выдвинул В. И. Ленин при переходе к нэпу. В своём письме в финанс. комиссию ЦК РКП(б) 27 марта 1921 он писал: «... нам надо именно теперь, в момент введения натур. налога и обмена (на хлеб), начать систематически готовить „оздоровление“ валюты путем выпуска бон под обеспечение товаров (товарного фонда, хлебного фонда и пр.)» (Ленинский сб., XXXVI, 1959, с. 213 - 14).
С точки зрения обеспечения устойчивости денег отсутствие при социализме золотого ден. обращения вполне компенсируется планированием и повседневным регулированием товарного и ден. обращения на базе обобществлённого произ-ва. Такую организацию ден. обращения предвидел ещё Маркс: «Вся история современной промышленности показывает, что если бы производство внутри страны было организовано, то металл требовался бы только для того, чтобы выплачивать разницу по балансу международной торговли, когда равновесие её в данный момент нарушено» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 62). В обеспечении денег социалистич. стран золото выполняет гл. обр. роль мировых денег: золотые запасы социалистич. гос-в в любой момент могут быть использованы в качестве покупательного средства на мировом капиталистич. рынке, чтобы обеспечить объём такого импорта товаров, какой необходим в данный момент для сбалансирования на внутр. рынке спроса и предложения товаров, для поддержания устойчивости и покупательной силы денег. Т. о., золотой запас - это необходимый для социалистич. гос-ва резервный товарный фонд, накопленный в форме мировых денег. Монополизация гос-вом всех операций по обмену валюты своей страны на валюту др. стран, т. е. валютная монополия - специфич. элемент Д. с. с. с.
Объективной необходимостью для социалистич. экономики и одним из важнейших и специфич. элементов Д. с. с. с. является планирование ден. обращения. План развития ден. обращения в качестве необходимого элемента нар.-хоз. плана составляется как единый для всей страны. Общегос. эмиссионный аппарат, единое управление ден. системой обеспечивают реализацию этого плана. Вместе с тем своевр. насыщение каждого р-на необходимой для оборота ден. массой в соответствии с его экономич. развитием достигается одновременным осуществлением эмиссии как в центре, так и во всех р-нах и пунктах страны. Правильная система эмиссионного регулирования обеспечивает гибкое сочетание строго централизованного руководства и контроля за эмиссионной операцией с децентрализацией оперативно-технических функций по её осуществлению.
Во всех социалистич. странах правом эмиссии обладает только один - центр. эмиссионный банк. Плановые размеры эмиссии устанавливаются в центре, и, как правило, эмиссионный план доводится до каждого филиала эмиссионного банка. На основе и в рамках единого общегос. централизованного управления ден. системой регулируется эмиссионная операция. Филиалы банка либо обладают спец. запасными фондами готовых для обращения ден. знаков, либо такой ден. резерв учитывается и планируется как элемент их оборотной кассы. Планирование ден. обращения из единого центра позволяет гос-ву сознательно учитывать требования объективных законов ден. обращения и этим обеспечивать устойчивость валюты, нормальное функционирование ден. системы страны.
Господствующей формой ден. знаков, эмитируемых в социалистич. странах, и осн. элементом ден. систем являются банковские билеты. Поэтому Д. с. с. с. можно определить как систему банкнотного (кредитного) обращения, планомерно организованного на основе балансирования доходов и расходов населения. Эмиссия ден. знаков Госбанком может использоваться лишь в качестве ресурса кредитования банком нар. х-ва.
В организации и методике планирования, в режиме регулирования ден. обращения в социалистич. странах наблюдаются значит. различия, предопределённые спецификой конкретных условий. Однако для всех стран характерно то, что эмиссионно-кассовый план банка - это не только прогноз развития ден. обращения, но и директива, т. е. руководство к действию для всех звеньев ден. системы сверху донизу, а через финанс. планы также и для предприятий, хоз. органов и учреждений, от деятельности к-рых зависит выполнение этой директивы. И в странах, где местные учреждения банка не связаны жёсткими рамками спущенного сверху кассового плана, правление банка, получая непрерывно информацию о кассовых оборотах и размерах эмиссии, контролирует и регулирует деятельность своих филиалов, чтобы обеспечить выполнение утверждённого пр-вом республики кассового плана.
Опыт социалистич. стран показывает, что управление ден. механизмом на основе общегос. плана ден. обращения может осуществляться тремя способами: 1. Выпуск ден. знаков на местах производится только с разрешения центра. При этой системе осуществляется предварительный контроль центра за эмиссионной операцией в каждом периферийном пункте, независимо от того, выпускаются ли деньги в обращение в соответствии с планом или сверх плана. Так, в СССР выпущенными в обращение считаются не только наличные деньги, выданные клиентам банка, но и деньги, находящиеся в оборотной кассе филиалов. Перечисление ден. наличности из запасных фондов в оборотную кассу, т. е. эмиссия денег, производится только с разрешения Госбанка СССР на основе эмиссионной директивы пр-ва. Сумму наличности свыше лимита оборотной кассы, каждый филиал банка должен перечислять в запасные фонды, т. е. изымать из обращения. 2. Осуществление эмиссии на местах под контролем центра. Имея установленный в центре эмиссионный лимит по кассовому плану, филиалы банка могут самостоятельно производить эмиссионную операцию. Филиалы могут превысить эмиссионный лимит кассового плана, но они отчитываются перед центром о причинах этого превышения. Следовательно, при этой системе осуществляется последующий контроль центра за эмиссионной операцией на местах. 3. Смешанная система, сочетающая элементы первого и второго методов регулирования эмиссионной операции.
Экономич. реформа, проведённая в ряде социалистич. стран в 60-х гг., значительно расширила сферу применения кредита (как краткосрочного, так и долгосрочного), оказываемого эмиссионным банком предприятиям в условиях полного хозрасчёта. Это серьёзно повысило роль кредитных методов планового воздействия на экономику и их значение в организации ден. обращения, в обеспечении устойчивости ден. систем в этих странах.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.