ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ В УПРАВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВОМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ В УПРАВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВОМ
принцип управления хозяйством при социализме, заключающийся в правильном сочетании централизованного управления с участием местных органов и всех трудящихся в управлении общественным производством. Осуществление его направлено на всемерное повышение эффективности производства в интересах всего общества и отдельных его членов, воспитания трудящихся в духе коммунизма. Демократический централизм в управлении хозяйством возможен только в условиях социалистического строя, позволяющего, с одной стороны, централизовать управление всем народным хозяйством, а с другой - привлечь к управлению широчайшие массы трудящихся. Он представляет собой одно из коренных преимуществ социализма перед капитализмом. Необходимость централизованного управления хозяйством вытекает из самой природы социалистического строя. Завоевание власти трудящимися и переход основных средств производства в общенародную собственность создают необходимость планомерного развития экономики. Появляется возможность осуществить организационное единство народного хозяйства и направлять его развитие из одного центра по заранее разработанному плану. Задачи централизованного руководства определены в Программе КПСС: «Централизованное плановое руководство следует главным образом сосредоточить: на разработке и обеспечении выполнения важнейших показателей народнохозяйственных планов со всемерным учетом предложений, идущих снизу; координации и увязке планов, составляемых на местах; распространении научно-технических достижений и передового опыта; проведении единой государственной политики в области технического прогресса, капитальных вложений, размещения производства, оплаты труда, цен, финансов и осуществлении единой системы учета и статистики». Централизованное управление народным хозяйством дает возможность более эффективно использовать трудовые, материальные и финансовые средства, концентрировать их на решении наиболее важных задач, осуществлять плановое развитие народного хозяйства и избежать многих потерь, присущих стихийному развитию. Вовлечение широких масс трудящихся в управление позволяет вскрыть дополнительные резервы роста производства, разработать и осуществить наиболее эффективную программу решения общих задач, поставленных центральными органами управления. «Централизм, понятый в действительно демократическом смысле, - указывал Ленин, - предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели». Создавая у трудящихся материальную и моральную заинтересованность в развитии производства, социалистический строй открывает широкие возможности вовлечения трудящихся в управление общественным хозяйством. Формы этого участия весьма разнообразны. Это всенародные обсуждения разрабатываемых Коммунистической партией Советского Союза и Советским правительством крупнейших мероприятий по развитию экономики и культуры страны, обсуждение и уточнение планов и хода их выполнения на рабочих и партийных собраниях, участие в работе постоянных производственных совещаний, в экономических и технических организациях на общественных началах (бюро экономического анализа и нормирования труда, институты технического прогресса и др.), участие в движении рационализаторов и изобретателей, развертывание социалистического соревнования. Формы и методы осуществления демократического централизма в управлении хозяйством не остаются неизменными. Они развиваются в зависимости от изменения уровня экономики и характера связей между ее отдельными частями, научно-технического прогресса и применения его достижений в производстве, общественной активности трудящихся и обеспеченности хозяйства квалифицированными кадрами. Особенно глубокое развитие принцип демократического централизма в управлении экономикой нашей страны получил в связи с осуществлением хозяйственной реформы, проводимой в соответствии с решениями мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК и XXIII съезда КПСС. Наряду с укреплением основ централизованного руководства значительно расширены права местных органов в управлении хозяйством, предоставлена большая оперативно-хозяйственная самостоятельность предприятиям в разработке и выполнении государственного плана. Ленинские взгляды на демократический централизм хозяйственного управления при социализме были развиты на XXIV съезде КПСС.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ В УПРАВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВОМ
основной принцип социалистического хозяйствования, дающий возможность правильно сочетать централизованное государственное руководство хозяйством с максимальным развитием творческой активности трудящихся масс, непосредственно участвующих в управлении производством, с развитием инициативы местных органов и повышением их ответственности за выполнение народнохозяйственных планов. Необходимость централизованного руководства хозяйством при социализме обусловлена господством общественной социалистической собственности на средства производства, объединяющей хозяйство в единое целое в масштабе всей страны и соответствующей общественному характеру процесса производства. Действующий при социализме закон планомерного развития народного хозяйства требует подчинения развития всех отраслей общественного производства единому плановому руководству в целях обеспечения пропорциональности всех частей экономики. Поддерживать постоянную пропорциональность в народном хозяйстве невозможно без единого государственного народнохозяйственного плана, без превращения -«всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом» (В. И. Ленин, Соч., т. 27, стр. 68). Социалистическому хозяйствованию чужды стихийность и анархичность в развитии производства, присущие капитализму. Вся хозяйственная и культурная деятельность в социалистическом обществе обусловлена действиями объективных экономических законов, которые социалистическое государство сознательно применяет в практике хозяйственного строительства. {См. Экономическая роль социалистического государства.) Демократический централизм отличается от централизма бюрократического широким вовлечением трудящихся в строительство коммунизма, созданием организационных условий для использования их инициативы и творческой активности. Укрепление централизованного руководства в управлении хозяйством при социализме должно сопровождаться совершенствованием социалистической демократии, все большим вовлечением широких народных масс в управление государственной и экономической жизнью, повышением роли местных органов в хозяйственном и культурном строительстве. «Социализм, — говорил Ленин, — не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно- бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс» (В. И. Ленин, Соч., т. 26, стр. 255). Участие самих работников производства в управлении хозяйством выражается в предоставлении предприятию достаточной хозяйственной оперативной самостоятельности в решении вопросов, связанных с составлением и выполнением производственных планов, в повышении материальной заинтересованности предприятия и каждого его работника в высоких хозяйственных результатах бригады, участка, цеха, всего предприятия в целом. Большую роль в привлечении масс к работе по руководству хозяйством играют производственные совещания, технические конференции, хозяйственные активы, собрания рабочих и служащих, на которых поднимаются и решаются важнейшие вопросы жизни предприятий. Важной формой организации масс в управлении производством являются профсоюзы, призванные развивать инициативу рабочих и служащий на производстве, повседневно участвовать на предприятиях в решении вопросов нормирования и организации труда, заработной платы, улучшения материально-бытовых условий рабочих и служащих. Решениями XX съезда КПСС, февральского Пленума ЦК партии (1957 г.) и VII сессии Верховного Совета СССР (1957 г.) сделан огромный -шаг вперед в развитии принципа демократического централизма в управлении народным хозяйством. Переход от управления промышленностью и строительством через отраслевые министерства и ведомства к новым формам руководства промышленными предприятиями и стройками по территориальному принципу по экономическим административным районам (см.) посредством организации в них советов народного хозяйства (см.) и перенесением центра тяжести оперативного управления промышленностью и строительством на места позволит еще более укрепить централизованное государственное руководство хозяйством, шире развернуть инициативу республиканских и местных органов расширить их права и повысить, их ответственность, активнее вовлекать трудящихся в управление социалистическим производством. Важный момент в демократизации форм управления хозяйством представляют собой мероприятия по дальнейшему развитию колхозного строя и реорганизации маг шинно-тракторных станций,, являющиеся составной частью проводимой Коммунистической партией работы: по совершенствованию управления и улучшению руководства народным хозяйством, по ускорению поступательного движения советского общества по пути к коммунизму.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958