ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОМУ КАПИТАЛИЗМУ

Найдено 1 определение
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОМУ КАПИТАЛИЗМУ
осуществляемая на совр. этапе революц. процесса стратегия прогрессивных сил развитых капиталистич. стран с участием и во главе с коммунистич. партиями, направленная на ликвидацию господства гос.-монополистич. олигархии и осуществление коренных социально-экономич. преобразований.
Рост и укрепление мировой системы социализма, выход из сферы империализма ряда стран Азии, Африки и Лат. Америки, ставших на некапиталистический путь развития, избравших социалистич. ориентацию, растущее взаимодействие и взаимопомощь развивающихся стран и социалистич. сообщества в общей антиимпериалистич. борьбе, подъём массового рабочего движения в капиталистич. странах, его растущая боевитость привели к крупным сдвигам на мировой арене в пользу социализма, к значительному ограничению свободы действий империализма. Появились благоприятные междунар. условия для полного и всестороннего использования всех возможностей на всех поприщах деятельности рабочего класса и его коммунистич. авангарда в развитых капиталистич. странах. Сложившаяся в развитых капиталистич. странах система гос.-монополистич. капитализма — слияние силы монополий с силой бурж. гос-ва — определяет характер, содержание и формы борьбы революц. сил.
Происходящие изменения в структуре и методах гос.монополистич. капитализма, концентрация экономич. мощи в руках монополистич. капитала, усиление вмешательства и участия гос-ва в процессе капиталистич. воспроиз-ва увеличивают экономич. власть монополистич. фракции буржуазии, а также дают возможность ей осуществлять господство в политич. сфере. Но при этом и вследствие этого происходит дальнейшее обострение всех свойственных капитализму противоречий и прежде всего его основного противоречия — между обществ. характером произ-ва и частной формой присвоения.
Определившаяся долговременная тенденция усиления кризисных явлений в капиталистич. экономике ведёт к углублению всеохватывающего общего кризиса капитализма. Пытаясь стабилизировать свой строй, гос.-монополистич. олигархия усиливает наступление на рабочий класс, нар. массы. Экономич. потрясения и связанное с этим обострение всех противоречий капитализма сужают поле социальных манёвров для монополистич. капитала, подрывают позиции сторонников политики реформ, пытающихся затормозить революц. процесс. Сознание необходимости демократия, выхода из экономич. неурядиц и потрясений всё более проникает в среду рабочего класса и широких масс трудящихся.
В центр мировой политики выдвинулись такие крупнейшие проблемы, как предотвращение термоядерной войны, прекращение гонки вооружений и разоружение, утверждение принципов мирного сосуществования в отношениях мужду гос-вами независимо от различий в их обществ. строе, противодействие гегемонизму, ликвидация колониализма, расизма и неоколониализма. Борьба за разрешение этих проблем сплачивает прогрессивные силы всех стран мира.
Марксистско-ленинская теория революц. процесса, вобрав в себя многообразный опыт борьбы междунар. пролетариата, реального социализма, нац.-освободит, движений, развивается вместе с история, практикой. Всемирно-историч. вклад, внесённый Коммунистич. партией Советского Союза и др. правящими коммунистич. партиями в революц. обновление мира, в прогресс всего человечества, подтвердил, что только верность основополагающим принципам марксизма-ленинизма, постоянное творческое его развитие является компасом для революц. сил, ведущих борьбу за освобождение от всевластия капитала, за торжество социализма. Марксистско-ленинская теория, совокупный опыт революц. свершений и построения социализма дают возможность установить общие закономерности перехода от капитализма к социализму: гегемония рабочего класса, ядром к-рого является коммунистич. партия; осуществление социальной революции в той или иной форме; союз рабочего класса с крестьянством, трудящимися фермерами и некапиталистич. городскими слоями; ликвидация монополистич. и в конечном счёте всякой капиталистич. собственности на средства произ-ва и установление обществ. собственности; постепенное социалистич. преобразование с. х-ва; социалистич. революция в области идеологии и культуры; формирование новой интеллигенции, преданной народу; ликвидация нац. гнёта; защита завоеваний демократии и социализма; пролетарский интернационализм.
Вместе с тем для революц. процесса характерно многообразие. В каждой отдельной стране реальные пути революц. перехода к социализму определяются конкретной историч. обстановкой, сложившимися социально-политич. условиями, отвечают уровню развития производит. сил, нац. особенностям. В совр. история, условиях конкретным путём, который может привести широкие массы к борьбе за социализм, являются антимонополистич. борьба, установление обще демократия., антимоно1Юлистич. гос-ва, на основе к-рых можно сплотить эти массы вокруг рабочего класса и его коммунистич. авангарда.
Постановка вопроса о возможных этапах революц. борьбы за социализм принадлежит К. Марксу. Он писал о переходном состоянии общества «...когда, с одной стороны, нынешняя экономическая основа общества еще не преобразована, а с другой стороны, рабочие массы накопили достаточно сил, чтобы заставить принять переходные мероприятия, рассчитанные на то, чтобы осуществить в конечном счете радикальное переустройство общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 384—85). В работе В. И. Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» указывается, что борьба за глубокие демократия, преобразования может привести к созданию революционно-демократич. гос-ва, в к-ром были бы коренным образом подорваны основы господства крупного капитала (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 190—94). 4-й конгресс Коминтерна, разрабатывая тактику единого фронта, констатировал: «Между настоящим периодом господства открытой буржуазной реакции и полной победы революционного пролетариата над буржуазией лежат различные этапы и возможно различные кратковременные эпизоды. Коммунистический Интернационал и его секции должны иметь в виду и эти возможности. Они должны уметь защищать революционные позиции при всяком положении» (Коммунистический Интернационал в документах. 1919—1932, М., 1933, с. 298). 7-й конгресс Коминтерна, выдвинув задачу борьбы за правительство единого фронта, рассматривал подобное правительство как переходную форму власти.
Международное Совещание коммунистических и рабочих партий, проходившее в Москве в 1969, установило, что создаются благоприятные предпосылки для объединения всех демократия, сил в политич. союз, способный решающим образом ограничить роль монополий в экономике развитых капиталистич. стран, положить конец власти крупного капитала и осуществить такие коренные политич. и экономич. преобразования, к-рые обеспечат наиболее благоприятные условия для продолжения борьбы трудящихся за социализм. Проблема антимонополистич. этапа — борьба за антимонополистич., общенар. демократию, как часть борьбы за социализм, содержится в программных заявлениях коммунистич. партий развитых капиталистич. стран.
Путь рабочего класса и его союзников к власти, установлению антимонополистич. демократии лежит через объединение сил рабочего класса, достижение единства действий всех левых сил и создание антимонополистич. коалиции, опирающейся на массовые движения. Социальной основой политич. единства прогрессивных сил является тот факт, что монополистич. капитализм посягает на все стороны жизни трудящихся. Рабочий класс является самым последовательным борцом против господства монополистич. капитала. В ликвидации этого господства заинтересованы те слои общества, к-рые испытывают гнёт монополий: мелкая буржуазия города и деревни, большая часть интеллигенции, средние слои. К проведению демократия, социальных преобразований стремятся различные прогрессивные движения — молодёжные, студенческие, женские, а также различные угнетённые национальные и расовые меньшинства.
Единство действий рабочего класса складывается в борьбе за повседневные экономич. и социальные требования, против наступления монополистич. капитала и его гос-ва на социальные завоевания рабочего класса. Борьба за демократия, выход из кризисных потрясений, против стремления гос.-монополистич. олигархии переложить все тяготы экономич. кризисов и спадов на широкие нар. массы создаёт условия для союза рабочего класса со всеми немонополистич. слоями населения. Прогрессивные силы ещё до прихода к власти разрабатывают всеобъемлющие долгосрочные программы и конкретные планы экономич. и социального развития, противопоставляя их «программам роста экономики» гос.-монополистич. олигархии. Антимонополистич. экономич. программы являются необходимыми инструментами и лозунгами в борьбе рабочего класса и его союзников за устранение диктата монополистич. капитала до прихода и программами действия после прихода антимонополистич. сил к власти. Антимонополистич. коалиция в зависимости от условий принимает специфич. нац. формы, но в любом случае это широкий демократия, союз, народное и демократия, единство. Антимонополистич. коалиция — гл. предпосылка глубоких обществ. преобразований для ограничения, а затем ликвидации политич. и экономич. власти монополистич. капитала и создания условий для перехода к социализму.
Частью борьбы за единство действий рабочего класса, его ядром является сотрудничество коммунистов и социалистов. Антикоммунистич. позиции правых лидеров социал-демократия, партий не могут, разумеется, заставить коммунистов прекратить усилия по достижению единства действий с товарищами по классу в рядах др. партий рабочего класса. Ведя борьбу за единство действий рабочего класса, коммунистич. партии твёрдо отстаивают свои идейные и организационные принципы. В Итоговом документе Конференции коммунистич. и рабочих партий Европы, состоявшейся в Берлине в июне 1976, указывается, что её участники «...отвергают любую политику и мировоззрение, означающие по существу подчинение рабочего класса капиталистич. системе. Они подчеркивают свою волю последовательно выступать за укрепление своих партий и расширение их связей с рабочим классом, со всеми трудящимися. Одновременно они вновь подчеркивают готовность внести свой вклад в равноправное сотрудничество со всеми демократическими силами и особено с социалистическими и социал-демократическими партиями, в борьбе за мир, демократию и прогресс общества» (Конференция коммунистических и рабочих партий Европы. Берлин, 29—30 июня 1976 года, М., 1977, с. 21).
Осуществление власти широким союзом рабочего класса и всего народа возможно лишь в рамках антимонополистической подлинно демократия, системы. Непременным условием реализации этой демократии является участие в правительстве демократия, единства коммунистов, к-рые в ряде стран превратились в силу, способную взять на себя долю ответственности за судьбы страны. Возможности и формы участия коммунистич. партий в руководстве страной, условия их вхождения в правительство различны, но непременным является опора на массы, обращение к ним за поддержкой, развёртывание массовой борьбы вне парламента.
Гос-во антимонополистич. демократии не является ещё социалистическим или осуществляющим социалистич. революцию. Его история, задача — лишить монополии политич. и экономич. власти. Характер и содержание гос-ва антимонополистич. демократии определяются уже самим способом его возникновения. В ходе его деятельности будут происходить изменения в структуре гос. аппарата, его демократизация, преобразование парламента. Формы политич. власти, к-рую рабочий класс в тесном союзе с др. антимонополистич. силами установит после победы, различны в зависимости от конкретных условий каждой отдельной страны. Однако при всех обстоятельствах, включая наличие нескольких рабочих и др. демократии, партий, эти формы власти будут обеспечивать самую широкую, полную демократию всем трудящимся, их участие в управлении делами общества, защищать новый порядок от попыток реакции вернуть власть и реставрировать гос.-монополистич. капитализм. Установление гос-ва антимонополистич. демократии не означает, разумеется, прекращения классовой борьбы, последняя примет лишь иные формы. Несомненно, что подавление сопротивления гос.-монополистич. олигархии, потерявшей своё господство, будет трудной задачей. Междунар. империализм не откажется от защиты своих позиций, от посягательств на нац. суверенитет, вмешательства во внутр. дела др. стран, широко используя транснациональные корпорации, «стратегию» наднациональной интеграции. Нельзя исключить также возможность антилевых переворотов, они не неизбежны, но вполне возможны.
Антимонополистич. коалиция, придя к власти, первоначально осуществит ряд социально-экономич. преобразований, направленных на ограничение всевластия монополий, комплекс общедемократич. реформ. Эти преобразования, очевидно, будут произведены мирными средствами. Но дальнейшие преобразования, направленные на ликвидацию монополий, могут быть осуществлены только в ходе борьбы и зависят от соотношения классовых сил, единства рабочего класса и его союзников. Следует отметить, что в любом случае это будет насилие во внутригос. рамках, т.к. речь идёт о социальной революции, о замене в конечном счёте частномонополистич. собственности демократии, собственностью гос-ва антимонополистич. демократии. «Марксисты,— писал В. И. Ленин,— никогда не забывали, что насилие неизбежно будет спутником краха капитализма во всем его масштабе и рождения социалистического общества» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 48).
Экономич. структура гос-ва антимонополистич. демократии будет, очевидно, состоять из разнородных укладов: ведущего и расширяющегося гос. уклада, управляемого демократия, силами; частномонополистич. капитала, позиции к-рого будут неуклонно сокращаться; немонополистич. частного крупного и среднего капитала; мелкого капитала; мелкобурж. простых товаропроизводителей в городе и деревне, постепенно объединяемых в различного типа кооперативы.
Функционирование экономич. организма будет происходить под воздействием двух осн. факторов: объективных процессов, связанных, в частности, с борьбой различных укладов, и определённой экономич. политики демократия, гос-ва. Вмешательство гос-ва в экономич. жизнь является объективной необходимостью, непременным условием расширенного воспроиз-ва при нынешнем характере и уровне производит. сил. Вот почему тенденция к усилению гос. воздействия на экономич. жизнь, наблюдаемая на гос.-монополистич. ступени, получит своё дальнейшее развитие при антимонополистич. строе. Само это вмешательство и участие гос-ва, поскольку оно будет происходить под руководством рабочего класса и его союзников, приобретёт демократия. черты, определённую социалистич. направленность.
В области экономической и социальной перед гос-вом антимонополистич. демократии встанет двойная задача: преобразование экономич. структуры для удовлетворения требований социального прогресса, роста производит. сил в целях экономич. развития общества, а так же необходимость систематич. повышения уровня жизни рабочего класса и всех трудящихся. Решение неотложных, насущных проблем рабочего класса (обеспечение права на труд, увеличение количества рабочих мест, создание возможности получить квалификацию, улучшение социального обеспечения, снижение пенсионного возраста) и борьба за коренные общественные преобразования взаимосвязаны. Разумеется, что и как следует делать в к.-л. определённый момент в будущем зависит от тех конкретных условий, в к-рых антимонополистич. силам придётся действовать.
Приход к власти антимонополистич. коалиции сразу же предоставит рабочему классу и его союзникам мощное оружие для коренных социально-экономич. преобразований — гос. сектор экономики. Антимонополистич. коалиция использует гос. власть для того, чтобы «на ходу» взять в свои руки весь гос. механизм хозяйствования и осуществить его демократизацию. Демократия, гос-во усилит существующие и создаст новые орудия гос. контроля над экономич. жизнью и гос. участия в ней. Безусловный приоритет демократия, гос-ва будет законодательно обеспечен в смешанных предприятиях, в к-рых совместно функционирует гос. и частный капиталы. Гос-во установит надзор над деятельностью крупных монополистич. объединений. Оно ограничит свободное распоряжение с их стороны средствами произ-ва, введёт контроль над финанс. операциями, соглашениями между крупными предприятиями по вопросам цен и произ-ва, прибылями, политикой заработной платы, политикой инвестиций, проектами слияний, пресечёт предоставление транснациональным корпорациям значит. квот акц. капитала. Своей научно-технич. политикой гос-во будет стрвхмиться к тому, чтобы научно-технич. прогресс содействовал социальному прогрессу, а не препятствовал ему.
Новое гос-во поставит под контроль ден. рынок и кредитную систему — частные коммерч. банки, страховые об-ваидр. финанс. учреждения, с тем чтобы подготовить их национализацию. Это даст возможность вести борьбу против спекуляции, а также против утечки капиталов за границу. Установление контроля над внешне-экономич. связями создаст условия для планомерного экономич. развития, для обеспечения стабильности валюты, ограничит в известной степени отрицательное воздействие на гос-во антимонополистич. демократии экономич. потрясений, переживаемых мировой капиталистич. системой.
При демократия, строе средства произ-ва в целом не являются ещё общенар. собственностью, однако демократия. национализация нек-рых ключевых отраслей пром-сти, с. х-ва и т. п.— объективная необходимость для эффективной политики, ведущей к сужению экономич. позиций монополистич. капитала, разрушению фундамента господства финанс. групп. Сосредоточение осн. орудий и средств произ-ва в руках гос-ва антимонополистич. демократии является демократия, решением проблемы концентрации и централизации капитала и произ-ва в соответствии с ростом производительности труда в условиях научно-технич. революции. Наконец, демократия, национализация, увеличивая степень огосударствления произ-ва, является средством осуществления прогрессивного экономич. развития, обеспечивая повышение производительности труда.
Своевременность выдвижения требования национализации, её масштабы, последовательность определяются конкретными условиями, сложившимися в отдельных странах. Сама национализация в условиях антимонополистич. строя будет происходить (и это определяется характером и история, задачами этого строя) по мере подготовки необходимых условий перехода от гос. контроля к прямому подчинению частных монополистич. предприятий гос-ву, в соответствии с необходимостью осуществления экономически назревших мер, близких и понятных широким массам. Установление гос. собственности на все общественные земли и содержащиеся в их недрах богатства — неотъемлемая и, вероятно, одна из первейших задач демократия, национализации.
В ряде случаев национализация будет форсироваться под давлением необходимости. Так будет в отношении предприятий, находящихся под контролем иностр. капитала, предприятий, существующих на гос. субсидии или зависящих гл. обр. от выполнения гос. контрактов, а также когда предприятие находится в упадке, терпит банкротство или если оно своей деятельностью тормозит экономич. развитие. Проведение национализации, переход в руки гос-ва банков и предприятий не означает во всех случаях конфискацию частного имущества, не исключает выплаты компенсаций акционерам, особенно когда дело касается мелких акционеров.
Не отождествляя демократия, национализацию с мерами социалистическими, вместе с тем следует отметить, что произойдёт изменение характера гос. собственности с переходом управления ею в руки демократия, гос-ва, поскольку социальная сущность национализированной собственности неотделима от характера гос. власти. Коренные изменения в экономич. структуре дадут возможность осуществить радикальное перераспределение нац. дохода в интересах рабочего класса, всех трудящихся. Большую роль в этом отношении сыграют три фактора: коренная налоговая реформа, ликвидация бурж. «политики доходов», развитие общественных форм потребления.
Существующий значительный частнокапиталистич. сектор будет действовать в законодательно установленных рамках «участия трудящихся в управлении производством». Демократия, гос-во осуществит дифференцированный подход к различным формам собственности. Немонополистич. предпринимательство будет долго ещё занимать определённое место в экономике. Использование всех его возможностей в интересах развития нар. х-ва явится важнейшей задачей. Более того, перед новым гос-вом возникнут известные обязательства в отношении мелких и средних предпринимателей, ограждение их от посягательств крупного капитала, предоставление им льготных кредитов, оказание помощи в получении сырья, доступа к патентам, лицензиям, а также производств. координация их деятельности с деятельностью крупных гос. предприятий.
В своей агр. политике демократия, гос-во будет исходить из необходимости защитить интересы фермеров от произвола монополий, крупных землевладельцев, частных банков, иностр. конкуренции, обеспечить достаточный уровень жизни фермеров и содействовать прогрессу с. х-ва в соответствии с требованиями научно-технич. революции. Гос-во с участием мелких производителей будет осуществлять контроль над деятельностью монополий, оперирующих в сфере с. х-ва. Большую роль призвано сыграть кооперативное движение как массовая общественная организация под демократия, контролем. Антимонополистич. гос-во создаст благоприятные условия для развития различных форм производств. кооперирования с. х-ва.
Взяв в свои руки механизм управления х-вом и осуществив его демократизацию, гос-во антимонополистич. демократии использует его для сознательного и систематич. воздействия на экономич. отношения, на процесс накопления и воспроиз-ва капитала, направление капиталовложений для глубокого преобразования социально-экономич. структуры общества. Демократия, плановое управление нар. х-вом использует существующие рычаги регулирования и программирования, совершенствуя и преобразуя их. Оно разработает оптимальную модель экономики, стимулирующую её рост при обеспечении стабильности цен и повышении материального уровня жизни трудящихся. Это плановое управление по своему характеру явится определённой переходной ступенью между гос.-монополистич. программированием и планированием в социалистич. обществе.
Внешне-экономич. политика гос-ва антимонополистич. демократии будет осуществляться на принципах междунар. сотрудничества. Монополистич. интеграции антимонополистич. гос-во противопоставит последовательную программу борьбы за насущные интересы народов. Выступая против автаркии, гос-во будет стремиться преобразовать межгос. объединения типа «Общего рынка» на демократия, началах, установить демократия, контроль над их деятельностью, ликвидировать засилье транснациональных корпораций. Возникнут новые формы междунар. экономич. сотрудничества между гос-вами антимонополистическими и социалистическими, а также новые отношения антимонополистич. гос-в с развивающимися странами.
Гос-во антимонополистич. демократии является этапом революц. процесса, динамичное развитие его служит подготовкой перехода общества к социализму. История, роль антимонополистич. гос-ва в соответствии с условиями каждой страны, различием ситуаций, особенностей развития будет включать в себя основные экономич. и социально-политич. преобразования, способные расчистить путь к социализму. Эта расчистка пути к социализму будет заключаться в подрыве экономич. фундамента совр. капитализма в результате демократизации управления гос. предприятиями, национализации частных монополий, устранения экспансии транснац. корпораций; в постепенном изменении всех немонополистич. форм экономики путём объединения и одновременно подчинения их плановому руководству гос-ва; в возрастании влияния развивающейся прогрессивной демократии на экономич. базис общества в целях его трансформации; во всё большем отделении и освобождении немонополистич. форм, развивавшихся в недрах капитализма, от их антагонистич. характера, в росте элементов социализма. Всё это обеспечит перерастание гос-ва антимонополистич. демократии в социалистическое. Глубокие социальные преобразования сделают возможным продвижение к социализму демократия. путём, поскольку сами общедемократич. цели, за к-рые борется рабочий кт:г.сс и все прогрессивные силы общества, объективно имеют социалистич. ориентацию. Т. о., антимонополистич. и социалистич. этапы революц. борьбы являются взаимосвязанными в процессе единого перехода от капитализма к социализму, при этом переход от антимонополистич. демократии к социализму представляет собой решающий качественный скачок. Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий, проходившее в Москве в 1969 г., определило соотношение демократия, и социалистич. преобразований в совр. эпоху. «Коммунистические и рабочие партии,— говорится в Основном документе Совещания,— в отличие от правых и „левых“ оппортунистов, не противопоставляют борьбу за глубокие экономические и социальные требования, за передовую демократию борьбе за социализм, а считают ее частью этой борьбы» (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий 1969 г., Документы и материалы, М., 1969, с. 306).
Несомненно, что жизнь внесёт свои поправки в предполагаемые этапы развития, в разработанные планы борьбы, что возможны неожиданные повороты в развитии стран. Отсюда возникает необходимость быть готовыми к любым сменам обстановки, к применению любых форм борьбы. Каким будет конкретно путь от антимонополистич. демократия, строя к социализму, его временная протяжённость, будет ли возможность пройти его без иностр. воен. интервенции и гражданской войны зависит от мощи рабочего класса данной страны, прочности его союза с др. демократия, силами, от степени теоретич. и политич. зрелости, силы авангарда рабочего класса — коммунистич. партии, от мощи и единства мировой социалистич. системы, соотношения классовых сил в мире.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.