Concentration  measures.  Показатели  концентрации

Найдено 1 определение
Concentration  measures.  Показатели  концентрации
Показатели  степени сосредоточения производства на крупнейших предприятиях. Самым широким показателем является совокупный уровень концентрации (aggregate concentration), который определяет, например, долю двухсот крупных фирм в общем объеме промышленного производства или долю общего объема производства 100 крупнейших компаний. Такие показатели дают представление о степени концентрации во всей экономике страны и об изменениях, которые происходят в этом процессе с течением времени. Такие общие показатели, однако, не подходят для экономического анализа, который сосредоточивается на конкретных рынках и  их  функционировании.  Поэтому  экономисты  разработали  ряд показателей, которые характеризуют степень концентрации в отрасли продавцов и покупателей (см. Seller concentration, Buyer concentration).  Одним  из  них  является  коэффициент  концентрации (см. Concentration ratio), который показывает, какова доля нескольких крупных фирмна данномрынке. В Великобритании принято рассчитывать этот коэффициент с учетом доли трех или пяти крупнейших фирм, в то время как в США - четырех фирм. Рассмотрим график. v:shapes="_x0000_i1050"> Коэффициент  концентрации  показывает  степень  концентрации продавцов только в каждой отдельной точке на кривой концентрации. Это затрудняет сравнение кривых двух рынков A и B. Например, если опираться на коэффициент концентрации по трем фирмам, тогда на рынке А степень концентрации выше. При использовании  коэффициента  по  пяти  фирмам  оказывается,  что большая концентрация наблюдается на рынке B. Еще одним показателем уровня концентрации является индекс Герфиндаля (см. Herfindahl index), который преодолевает эту проблему, т.к. учитывает количество и долю на рынке всех фирм. Описанные выше показатели концентрации характеризуют теоретически возможное, абсолютное распределение (absolute concentration) суммарных долей данного количества крупнейших фирм на рынке. Чтобы показать фактическую степень концентрации продавцов, используется кривая Лоренца (Lorenz curve), отражающая неравномерность распределения суммарного числа крупных фирм в общем объеме продаж на данном рынке (relative concentration measure). Рассмотрим график.   v:shapes="_x0000_i1051">   Диагональная прямая линия показывает, как выглядело бы равномерное распределение долей фирм. Степень отклонения кривой Лоренца от этой прямой демонстрирует относительный уровень концентрации продавцов. Таким образом, можно было бы ожидать, что 50% объема продаж придется на 50% фирм. Однако на самом деле, как показывает кривая Лоренца, 50% объема продаж приходится на 25% крупнейших фирм. Коэффициент Джини (Gini coefficient) представляет собой суммарный показатель и характеризует степень отклонения линии фактического распределения долей фирм от линии абсолютной равномерности (или неравномерности) их  распределения.  Он  рассчитывается  путем  деления  площади, расположенной ниже кривой Лоренца на площадь, расположенную выше прямой линии. Значение коэффициента колеблется от 0 до 1: чем выше коэффициент, тем больше неравномерность распределения. Кривая Лоренца и коэффициент Джини используются также для измерения степени неравенства распределения доходов.  

Источник: Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика