Циклы управленческие
Циклы управленческие
периодическая смена систем управления экономикой, проходящих в своем развитии сходные фазы жизненного цикла. Переход от одного цикла к другому находит выражение в качественном преобразовании (реформе) системы управления. Различают среднесрочные, долгосрочные и сверхдолгосрочные управленческие циклы. В структуре управленческого цикла выделяют фазы: — подготовительную, когда ведется поиск и вырабатывается концепция нового этапа развития управления; — начала реформы, когда экспериментально отрабатываются и начинают вводиться элементы новой системы управления; — распространения новой системы управления с модификациями в различных сферах; — зрелости, наиболее полной отдачи преобладающей системы управления с совершенствованием отдельных ее элементов; — старения и кризиса, когда система управления в основном исчерпала свой потенциал, перестала отвечать изменившимся условиям развития управляемого объекта и готовится новая волна реформ в экономике. В настоящее время начался новый сверхдолгосрочный управленческий цикл, обусловленный становлением постиндустриального общества и характеризующийся следующими чертами: а) гуманизация процесса управления, большая его ориентация на активизацию человеческого фактора, расширение самостоятельности и инициативы управляемых коллективов и личностей, учет их интересов. Управление в рыночной экономике осуществляется как мягкий дирижизм, не подавляющий свободы действий и ограничивающий монополистические тенденции; этому способствуют деконцентрация производства, упор на малый и средний бизнес, расширение самоуправления; б) повышение гибкости управления, быстрая реакция на изменение условий управления, отказ от жестких, закостеневших бюрократических схем и методов управления; в) расширение горизонтов управления, возрастание роли стратегического управления в прогнозировании и выборе стратегии, умелой его реализации в меняющейся обстановке, учет цикличности в динамике, взаимодействие многообразных факторов в многомерной экономике; г) осуществление технологического переворота в управлении на основе современных информационных технологий, что позволяет принимать управленческие решения на базе более полной информации и своевременно их корректировать; д) повышение профессионализма управления как госслужащих, так и менеджеров, формирование системы непрерывного образования в этой сфере; е) усиление глобализации управленческой деятельности, согласование форм и методов в интегрирующихся странах при решении глобальных проблем в деятельности транснациональных корпораций.