Человеческий капитал

Найдено 38 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Человеческий капитал (human capital)
приведенная стоимость будущих трудовых доходов человека.

Источник: Финансы. Словарь по книге

Человеческий капитал

Уникальные способности и трудовые навыки каждого человека.

Источник: Инвестиционный словарь проекта "k2kapital"

Человеческий капитал
(human capital) — приобретенные навыки и знания, повышающие производительность индивида.

Источник: Экономика организация и менеджмент. С.П. Высшая школа экономики. 2004

Человеческий капитал
Здоровье, сила, образование, профессиональная подготовка и навыки, которые люди привносят в свою работу.

Источник: Глоссарий экономических терминов (по словникам Федерального резервного банка Сан-Франциско, Федерального резервного банка Миннеаполиса, Виртуальной торговой миссии)

человеческий капитал
навыки, приобретенные работником в ходе обучения и работы, помогающие ему повысить производительность труда и собственные доходы.

Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006

КАПИТАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
капитал в форме интеллектуальных способностей, приобретенных благодаря формальному обучению, образованию или на основе практического опыта.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
мера воплощенной в человеке способности приносить поток дохода. Этот капитал формируется как врожденными, так и благоприобретенными качествами человека.

Источник: Термины рыночной экономики

КАПИТАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
совокупность физических, моральных, интеллектуальных качеств и свойств отдельного человека, населения страны в целом, прежде всего, ее трудовых ресурсов.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Человеческий капитал
(Human capital) - компонент интеллектуального капитала, включающий совокупность знаний, навыков и (творческих и инновационных) способностей сотрудников организации.

Источник: Словарь научных терминов по экономике интеллектуальных активов

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
(individual capital) капитальные ресурсы общества, вложенные в людей, человека; человеческие возможности участвовать в производстве, творить, строить, создавать ценности.

Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.

Человеческий капитал
знания и навыки, накопленные человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияющие на возможность его трудоустройства и уровень получаемой зарплаты.

Источник: Словарь экономических терминов

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта, повышающих трудовые возможности работников, их трудовую отдачу, производительность и качество труда.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

Человеческий капитал
(human capital) — сплав таких факторов, как образование, подготовка, опыт, интеллект, энергия, рабочие привычки, инициатива и другие, которые оказывают влияние на маржинальный продукт работника.

Источник: Экономикс. Экспресс-курс.

Человеческий капитал
принадлежащие человеку производительные акгивы (здоровье, способности, умения, навыки), позволяющие ему на протяжении определенного времени создавать доходы и являющиеся результатом инвестиций в них.

Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Человеческий капитал
(human capital, 人力资本) представляет собой оценку потенциальной способности индивидуума приносить доход; он включает в себя врождённые способности и таланты, а также полученное образование, приобретённую квалификацию, накопленный опыт.

Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.

человеческий капитал
ценность команды менеджеров и сотрудников компании. Обычно ценность знаний, умений, опыта и имеющихся деловых связей сотрудников не может быть точно оценена в виде капитала, но именно от нее часто зависит больше, чем от объема вложенных в компанию финансовых средств.

Источник: Глоссарий венчурного предпринимательства.

Человеческий капитал
способность людей к участию в процессе производства, их знания, опыт, трудовые навыки. ИНВЕСТИЦИЯМИ в человеческий капитал считаются затраты на здравоохранение, образование, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ людей.

Источник: Экономический глоссарий всемирного банка (www.worldbank.org)

Человеческий капитал

Человеческий капитал - капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека.
Человеческий капитал - в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
социально-экономическое явление, представляющее собой совокупность сформированных способностей (сумма накопленных знаний, умений и навыков, а также запасов здоровья), а также систему мотиваций, определяющую направление использования указанных способностей, необходимым условием которого является регулирование инвестиций.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

Человеческий капитал
созданный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целенаправленно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым ведут к росту заработков данного человека.

Источник: Глоссарий по книге "Микроэкономика"

Человеческий капитал
(human capital)-оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход; включает врожденные способности и талант, а также уровень образования и приобретенной квалификации. Вложения в Ч.к. могут дать высокий экономический эффект, и в последние десятилетия они все в большей степени определяют развитие экономики, прежде всего в индустриальных странах.

Источник: Оценка бизнеса. Словарь-справочник.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
(англ. human capital) – в зарубежной экономике под Ч. к. понимается капитал в форме интеллектуальных способностей, приобретенных благодаря формальному обучению, образованию или на основе практического опыта. Ч. к. является одним из важнейших факторов дифференциации заработной платы, поскольку при установлении оплаты труда учитываются интеллектуальные способности работников.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
в широком смысле это совокупность врожденных способностей, талантов, а также полученных и сформированных в результате инвестиций знаний, навыков, умений, личных качеств, которые потенциально могут приносить доход их обладателю. Трудовые ресурсы могут быть преобразованы в человеческий капитал при условии их вовлечения я общественное производство и эффективного использования.

Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016

Человеческий капитал
это врожденные способности и таланты, приобретенные знания, умения и навыки, а также определенный запас физического и психического здоровья, воплощенные в индивидууме, которые люди привносят в свою работу. Человеческий капитал представляет собой оценку потенциальной способности индивидуума приносить доход; он включает в себя врождённые способности и таланты, а также полученное образование, приобретённую квалификацию, накопленный опыт.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Человеческий капитал
«Исходя из этого, мы разделяем мнение Е. Е. Румянцевой в том, что «стоимость человеческого капитала должна включаться в стоимость совокупных активов и национального богатства общества» («Новая экономическая энциклопедия», С. 208). Демчук А. Г. К вопросу о соотношении понятий «рынок трудовых ресурсов», «рынок рабочей силы», «рынок труда» // Вестник Белгородского университете кооперации, экономики и права. 2008. № 2. С. 181. http://elibrary.ru/download/23003365.pdf.

Источник: Новая экономическая энциклопедия. Послесловие к определению сущности базовых понятий экономической науки и практики 2017

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
(human capital) — та часть человеческих знаний, которая является условием производственной деятельности. База знаний страны пополняется путём исследований, и знания распространяются через всеобщее образование и профессиональную подготовку, инвестиции в человеческий капитал позволяют создать новую, технически усовершенствованную продукцию и новые производственные процессы, что повышает экономическую эффективность и может быть столь же значимо для экономического роста, сколь и физический КАПИТАЛ.
См. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

Человеческий капитал
накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник, и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г.Беккером в 1960 г. Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5—15%.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
(human capital) Умение и мастерство, общее или специальное, приобретенные человеком в ходе профессиональной подготовки и производственного опыта. Согласно концепции, предложенной в 1960-х гг. Г. Беккером, заработная плата в какой-то мере отражает прибыль на человеческий капитал; эта концепция была использована для объяснения больших различий в заработной плате людей, выполняющих внешне одинаковую работу. С ее помощью можно было ответить на вопрос, почему даже в периоды спада (recession) фирме удается сохранять своих довольно высокооплачиваемых работников, несмотря на наличие вынужденной безработицы (involuntary unemployment). См. также: теория эффективной заработной платы (efficiency wage theory).

Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь

Капитал человеческий
накопленные знания, умения, опыт, образование, квалификация, информация, физическое и психологическое здоровье, духовное богатство, способности и талант. Основные подходы к оценке накопленного человеческого капитала: затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку работников, поддержание здоровья и другие затраты, относимые к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется накоплением чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла; доходный принцип основан на оценке получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
производственное вложение капиталов не столько в заводы и машины, сколько в людей. В экономической теории капиталовложение в человеческие ресурсы оценивается по сравнению с уровнями экономической отдачи от других видов инвестиций. Ясно, что данный процесс начинается в семье и продолжается в школе и высшем образовании, а также затрагивает обеспечение здравоохранения. Будучи предметом экономической теории и объектом эмпирического исследования, теория Ч.к. Дж. Беккера объясняет разницу в доходах, по крайней мере отчасти, возвратом Ч.к., затраченного, в частности, на получение образования, отдача от которого довольно высока. Аналогичным образом бедность иногда объясняется результатом нехватки Ч.к. Аргументы данной теории оспариваются с разных сторон. Ведь отдача от образования фактически происходит от других источников и может действовать просто как фильтр, тогда как от врожденной способности или семейного происхождения зачастую зависит соотношение между образованием и доходом.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
профессиональные знания и способности, приобретенные отдельным лицом  или коллективом, отчасти благодаря улучшению состояния здоровья и питания, образования и профессионального обучения. Человеческий капитал представляет собой  инвестиции человека в образование, обучение и здравоохранение, которые повышают его производительные возможности и, соответственно, доходы. Считается, что индивиды, вкладывающие время и деньги в образование, обучение и развитие других качеств, влияющих на производительность их труда (а следовательно на их ценность в глазах работодателя) обладают большим человеческим капиталом. Идея различения человеческих капиталов используется многими экономистами для объяснения неравенства, существующего на рынке труда: предполагается, что разница в оплате труда отражает различную величину вкладываемого в работу человеческого капитала. Предполагается, что более низкие вознаграждения членов социальных групп, находящихся в явно невыгодном положении на рынке труда (включая женщин и этнические меньшинства), по крайней мере частично связаны с их более низкими инвестициями в человеческий капитал.

Источник: Экономическая социология: Курс лекций. – 3-е стер. изд.

Человеческий капитал
«Е. Е. Румянцева утверждает, что человеческий капитал — это оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход» Мосейкин Ю. Н. Контуры грядущего мира: построение постиндустриального общества в XXI веке. Источник Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2011. № 2 (8): в 3-х ч. Ч. III. C. 127. http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2011_2-3_32.pdf. «Обобщающим вариантом трактовки термина « человеческий капитал», на наш взгляд, является определение, данное Е. Е. Румянцевой, согласно которому человеческий капитал включает врожденные способности, а также образование и приобретенную квалификацию, которые способствуют повышению производительности труда и получению дохода. Здесь имеется в виду стоимость, создаваемая в результате затрат на обучение, образование и укрепление здоровья». Конарева И. В. Некоторые теоретические аспекты развития человеческого капитала // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 1. С. 240. http://elibrary.ru/download/46971413.pdf.

Источник: Новая экономическая энциклопедия. Послесловие к определению сущности базовых понятий экономической науки и практики 2017

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
(human capital) Приведенная дисконтированная величина дополнительной производительности людей с опытом и квалификацией, превышающая производительность неквалифицированного труда. Человеческий капитал может быть приобретен путем специальной подготовки или вследствие обучения на производстве. Подобно капиталу в форме материальных активов, он подвержен старению в результате изменения технологии или спроса. В отличие от капитала в форме материальных активов он не может быть продан в обществе, где отсутствует рабство; это означает, что он не может быть использован в качестве обеспечения кредитов. За подготовку, необходимую для создания человеческого капитала, надо платить. Подготовка специфического для данной фирмы человеческого капитала, которая не увеличивает способность рабочих получать большую заработную плату вне нее, может быть обеспечена работодателями. Общий или профессиональный человеческий капитал, который может быть использован другими работодателями, увеличивает способность рабочих получать большую заработную плату в других фирмах, поэтому в целом предприниматели неохотно осуществляют этот вид подготовки. Следовательно, издержки по созданию человеческого капитала ложатся в основном на самих людей, их семьи, благотворительные учреждения или государство.

Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в 1960 г.
Для современного этапа мирового научно - технического и социально - экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5 - 15%.
По ряду показателей развития человеческого капитала - грамотности взрослого населения, средней продолжительности и качеству обучения, развитию бесплатной медицинской помощи - Россия до недавнего времени находилась в числе стран с высоким их уровнем. Однако незавершенность реформ, особенно в социальной сфере, отсутствие последовательной долгосрочной социально - экономической стратегии и эффективной социальной политики привели к тому, что основные показатели развития человеческого капитала ныне значительно ухудшились. Дальнейший ход российских реформ во многом зависит от преодоления этих негативных тенденций и создания условий для успешного развития человеческого капитала. В этом залог экономического роста страны и благосостояния населения.

Источник: Экономический словарь

Человеческий капитал
ресурсы развития территории, носителями которых являются люди. Ключевыми характеристиками Ч. к. являются уровень образования, здоровья, способность к труду, к творчеству и ценностные установки, влияющие на трудовую и творческую деятельность; главным показателем качества Ч. к. обычно считают уровень образования. Понятие «Ч. к.» близко понятию «трудовые ресурсы», но, в отличие от них, подразумевает возможность увеличения капитала в процессе его использования: так, например, интеллектуальная, исследовательская деятельность приводит к увеличению накопленных знаний и, тем самым, к улучшению качества Ч. к. Переход от использования понятия трудовых ресурсов к понятию Ч. к. связан со сменой условий экономической деятельности с индустриальных на постиндустриальные: в индустриальную эпоху массового производства люди используются в экономике преимущественно пассивно, важнейшим конкурентным преимуществом территории является дешевая рабочая сила; в постиндустриальную эпоху для экономического развития становятся важны не только труд, но и знания, креативность; важным конкурентным преимуществом территории становится не столько дешевая, сколько умная, образованная и творческая рабочая сила (Ч. к.). Наряду с понятием «Ч. к.» широко распространено понятие социального капитала [социальные связи, которыми обладает человек или группа людей и которые могут быть использованы в экономической деятельности (например, в ходе найма рабочей силы)] и символического капитала [распространенные в некотором обществе представления о статусе, значении некоторого человека или некоторого места, которые способствуют его развитию (в случае человека: позволяет получить более высокооплачиваемую должность; в случае места способствует повышению инвестиционной и туристической привлекательности)]. См. ст. Креативный класс. Н.Ю. Замятина

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.

человеческий капитал
Сущностью человеческого капитала являются инвестиции в человеческие ресурсы с целью повышения их производительности. Затраты осуществляются в ожидании будущих выгод - отсюда и термин «инвестиции в человеческие ресурсы». Как и в случае с любыми другими инвестициями, возникает вопрос: являются ли они экономически целесообразными? Ответ на этот вопрос зависит от того, будут ли доходы в достаточной степени превосходить затраты и удовлетворяются ли стандартные инвестиционные критерии (investment criteria). Существует прямая аналогия между инвестициями в человеческий и физический капитал, однако есть и различия. В частности, человеческий капитал не может являться обеспечением при займе, так как он не может быть продан. Кроме того, индивид не может распределить или диверсифицировать свой риск, как это может сделать владелец физического капитала. За исключением этих факторов, человеческий и физический капиталы очень близки по своей природе, например, человеческий капитал, так же как и физический, подвержен обесцениванию (depreciation). Концепция капиталовложений человека в самого себя имеет очень широкую область применения. Она относится не только к инвестициям в среднее и высшее образование, обучение без отрыва от производства (см. on-the-job training), но также и к инвестициям в дошкольное воспитание в семье, приобретение хорошего здоровья и получение информации о рынке труда в процессе поиска работы. Теория человеческого капитала является основой многих достижений в современной экономической науке и предлагает одно из главных объяснений дифференциации заработной платы по возрасту и профессиям, неравномерному распределению безработицы по уровням квалификации, практике регулирования производственных обязанностей профсоюзами и т.д., а также вносит вклад в политику принятия решений в области, скажем, распределения ресурсов на образование и профессиональную подготовку. См. Becker, G., Human Capital, National Bureau of Economic Research (1964).

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
одна из концепций совр. бурж. политич. экономич. разрабатывающая проблематику формирования рабочей силы. Была выдвинута в кон. 50-х — нач. 60-х гг. в работах амер. экономистов Г. Беккера, Б. Вейсброда, Дж. Минцера, Л. Хансена, Т. Шульца, получила дальнейшую разработку в трудах М. Блауга, Р. Лейарда, Дж. Псахарополуса (Великобритания), С. Боулса, И. Вейса, Й. Бэн-Порэта, Б. Чизуика (США) и др. Отражает переориентацию бурж. экономич. науки с проблем использования трудовых ресурсов, особенно степени их занятости, на проблемы создания качественно новой рабочей силы в условиях научно-технич. революции, связанной с повышением требований, предъявляемых произ-вом к уровню проф. и общеобразоват. подготовки работника, существенным увеличением объёма затрат, направляемых в сферу образования, усилением вмешательства бурж. гос-ва в процессы формирования рабочей силы. Осн. идеи «Ч. к.» т. сформулированы в книге Г. Беккера «Человеческий капитал» (Becker G. S., Human capital: a theoretical and empirical analysis, with special reference to education, N. Y., 1964; 2 ed., N. Y., 1975).
В целом «Ч. к.» т. развивается в русле неоклассического направления. Но инструментарий неоклассич. школы используется сторонниками этой теории для изучения тех социальных институтов (образование, брак, семья и т. д.), к-рые прежде, как правило, оставались за пределами экономич. исследования. При этом упор делается на количественном, технико-экономич. анализе. Внимание к социальным феноменам сближает «Ч к.» т. с институциональным направлением в бурж. политэкономии (см. Институционализм). Но если институционалисты привлекают для объяснения экономич. процессов социальные факторы, то теоретики «человеческого капитала» поступают прямо противоположным образом, анализируя социальные явления с помощью традиционных экономич. и эконометрия, инструментов и категорий.
Ядро «Ч. к.» т. составляет положение об аналогии между процессами формирования рабочей силы и капитала. Под «человеческим капиталом» сторонники этой теории понимают знания, навыки и способности человека, к-рые содействуют росту его производит. силы: «Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека» («Human resources. Fiftieth anniversary colloquium 6», N. Y., 1972, p. 5). Важнейшими формами «инвестиций в человека» бурж. экономисты считают образование, производств. подготовку, здравоохранение, миграцию, поиск информации о ценах и доходах, рождение и воспитание детей. Образование и производств. подготовка повышают уровень знаний человека, т. е. увеличивают объём «человеческого капитала»; охрана здоровья, содействуя сокращению заболеваемости и смертности, продлевает «срок его службы»; миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в регионы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т. е. повышают цену за услуги «человеческого капитала»; рождение и уход за детьми воспроизводят «человеческий капитал» в следующем поколении.
На поверхности явлений процессы формирования капитала и рабочей силы имеют определ. технико-экономич. сходство: и тот и другой требуют отвлечения значит. средств в ущерб текущему потреблению, определяют уровень развития нар. х-ва в будущем, дают длительный по своему характеру производств. эффект. Однако при анализе политико-экономич. сущности процессов приравнивание знаний и способностей человека к капиталу несостоятельно с науч. точки зрения. Экономич. природа «человеческого» и физич. капитала (собственно рабочей силы и средств произ-ва) глубоко различна. Первый создаёт стоимость, второй — переносит её; первый является объектом эксплуатации, второй — её орудием. Знания и способности могут реализоваться лишь в труде своего носителя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника к.-л. затрат труда с его стороны. Критикуя теории, в к-рых рабочая сила рассматривается как капитал, а заработная плата — как процент на него, К. Маркс писал: «К сожалению, имеются два обстоятельства, неприятным образом опрокидывающих это безмозглое представление: во-первых, рабочий должен работать, чтобы получать эти проценты, и, во-вторых, он не может обратить в звонкую монету капитальную стоимость своей рабочей силы путем ее передачи другому» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 8).
Специфичен подход «Ч. к.» т. к проблемам распределения доходов. Традиционно в центре внимания бурж. политэкономии находилось т. н. функциональное распределение, т. е. распределение дохода по факторам произ-ва — труду, земле и капиталу. Сторонники «Ч. к.» т. ввели в теоретич. анализ ещё один фактор — «человеческий капитал». В то же время они сделали осн. акцент на личном распределении доходов, присваиваемых владельцами этого «четвёртого фактора». Используя технику регрессионного анализа, бурж. экономисты стремятся определить влияние на рост заработной платы таких параметров, как образование, производств. опыт, личные способности и др. В интерпретации результатов подобных исследований отчётливо прослеживаются идеология, установки теоретиков «человеческого капитала». Они пытаются доказать, что капитализм меняет свою социальную природу вследствие того, что наряду с собственниками средств произ-ва появляется и развивается новая группа собственников — владельцы «человеческого капитала»: «...неквалифицированные рабочие стали капиталистами в том смысле, что приобрели много знаний и навыков, которые имеют экономическую ценность» (Schultz Т. W., Economic value of education, N. Y.— L., 1963, p. X). В такой трактовке капиталистич. общество состоит не из двух антагонистич. классов — пролетариата и буржуазии, а из двух якобы практически мало чем отличающихся групп капиталистов. В «инвестициях в человека» буржуазные экономисты видят важнейший инструмент перераспределения доходов. Образование — одну из важнейших форм «инвестиций в человека» — они называют «великим уравнителем». По их мнению, ускоренный рост «человеческого капитала» по сравнению с ростом материально-вещественных средств производства ведёт к более равномерному распределению личных доходов. [По оценкам амер. бурж. экономистов, на протяжении 20 в. невещное богатство («образовательный фонд») росло в США быстрее, чем вещное (4,1% против 2,1%, по расчётам Т. Шульца; 3,7% против 2,7%, по оценке Дж. Кендрика)].
Но в действительности классовая принадлежность рабочего не может измениться в результате повышения уровня его квалификации и общеобразоват. подготовки. Разница лишь в том, что если прежде капиталистич. эксплуатации подвергался по преимуществу неквалифициров. рабочий, занятый на простых операциях, то в условиях научно-технич. революции осн. объектом эксплуатации стал работник со сравнительно высоким уровнем образования и проф. подготовки, способный к выполнению сложных трудовых процессов. Даже в более ограниченном смысле — в качестве средства сглаживания различий в размерах личного дохода — роль сферы образования переоценивается теоретиками «человеческого капитала». Как показывают статистич. данные, в США за послевоен. период, несмотря на нек-рое сокращение неравенства в распределении образования среди социальных классов и групп, неравенство в доходах не только не уменьшилось, но, напротив, ещё более возросло. Массовая безработица, распространившаяся в 70-х гг. на лиц с университетскими дипломами в большинстве капиталистич. стран, рассеяла иллюзии относительно равноправного партнёрства «двух форм капитала».
Довольно значит. место в «Ч. к.» т. занимает изучение «вклада» образования в экономич. рост. По этому вопросу наметилось два подхода, в основе к-рых лежит идея, что «вклад» образования в экономич. рост можно определить на основе различий в заработках лиц с разными уровнями образования. В первом случае образование трактуется как обособленный источник роста (Т. Шульц), во втором — как качеств. характеристика фактора «труд» (Э. Денисон). По расчётам Шульца, за период 1929—57 на долю образования приходилось 16,6—33,3% прироста нац. дохода США; в тех же пределах лежит оценка Денисона — 24%. Для оценки эффективности образования бурж. экономистами используется техника анализа по методу «издержки-выгоды» (cost-benefit analysis), сводящегося к идентификации, стоимостной оценке и сравнению дисконтированных (приведённых к одному моменту времени) величин «выгод» и «издержек» образования (исчисление нормы «отдачи») .
Теоретики «человеческого капитала» выделяют множество самых различных «выгод» образования — денежных и натуральных, прямых и косвенных. К числу внешних, или «экстернальных выгод» относят, напр., сокращение преступности в результате роста культурного уровня населения, лучшую дошкольную подготовку детей образованных родителей, добровольные услуги обществу со стороны лиц с высоким уровнем образования и т. д. Но все эти «экстернальные» эффекты с трудом поддаются количеств, измерению. Поэтому осн. формой экономич. «отдачи» образования считается увеличение заработной платы работника вследствие повышения его проф. и общеобразоват. уровня. «Доход от образования» рассчитывается как разность в пожизненных заработках двух лиц, получивших неодинаковую образоват. подготовку (напр., одного — закончившего вуз, а другого — среднюю школу). В состав «издержек» образования, помимо прямых расходов на обучение, включаются также «потерянные» заработки, т. е. заработки, к-рые учащиеся могли бы получать, если бы вместо продолжения образования они сразу пошли на произ-во (как правило, «потерянные» заработки составляют примерно 60% суммарной стоимости обучения). Норма «отдачи» — это такая норма процента, при к-рой приведённая стоимость будущих «выгод» равна приведённой стоимости «издержек»; чем она выше, тем прибыльнее инвестиции в образование. (По оценкам бурж. экономистов, норма «отдачи» «человеческого капитала», как правило, превышает норму прибыли физич. капитала. Так, норма «отдачи» для начального образования в США —до 100%, для среднего — 15—20%, для высшего — 10—15%; при этом у «белой» рабочей силы норма «отдачи» выше, чем у «цветной», у мужчин — выше, чем у женщин.)
В «Ч. к.» т. норма «отдачи» (по аналогии с нормой прибыли) выступает как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой образования в целом и всей экономикой. Высокие нормы «отдачи» свидетельствуют о недоинвестировании в данную отрасль или сферу нар. х-ва, низкие — о переинвестировании. Предполагается, что учащиеся руководствуются тем же мотивом, что и предприниматели,— мотивом максимизации дохода — и поэтому направляют свои средства в те сферы экономики, где наибольшая норма «отдачи». Решая вопрос о продолжении учёбы, они сравнивают предполагаемую норму «отдачи» с нормой процента и предпринимают инвестиции в образование лишь в том случае, когда первая выше второй. Однако в условиях капитализма действит. механизм регулирования инвестиций в образование существенно отличается от трактовки «Ч. к.» т. Работники стремятся к образованию не потому, что рассматривают его как выгодное помещение своих средств, а в силу того, что обучение выступает условием продажи их рабочей силы. Размер и направление инвестиций в образование зависят в конечном счёте от потребностей совокупного обществ. капитала в обученной рабочей силе. Когда эти потребности возрастают, трудящиеся получают доступ к более высоким ступеням образования. «Ч. к.» т. неспособна ответить на вопрос, почему предприниматели заинтересованы в эксплуатации лучшего по качеству труда, почему крупнейшие корпорации стремятся монополизировать «обученные рабочие силы» (см. В. И. Ленин, Полн. собр.соч., 5изд., т. 27, с. 320). Объясняется же это тем, что квалифициров. работник способен к труду повышенной сложности, создающему в единицу времени больше стоимости, а следовательно, и прибавочной стоимости, чем труд простой: «Если труд ювелира дороже труда чернорабочего, то и прибавочное рабочее время ювелира в такой же пропорции дороже, чем прибавочное время чернорабочего» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 2, с. 424).
Экономический смысл норм «отдачи» ограничен. Предназначенные для оценки «выгодности» образования с точки зрения самих обучающихся, они ничего не говорят о том, насколько оправданными и эффективными . являются затраты на повышение качества труда с точки зрения произ-ва прибавочной стоимости. В них не учитывается влияние на заработную плату таких важных факторов, как качество обучения, личные способности и т. д. Но главное, что оценки, опирающиеся на различия в оплате труда и оставляющие без внимания различия в его производительности, могут сильно искажать действит. экономич. эффект образования и подготовки рабочей силы.
Идеи, заложенные в «Ч. к.» т., оказали определ. воздействие на практику гос.-монополистич. регулирования. Расчёты сторонников теории, характеризующие значит. «вклад» образования в экономич. рост, более высокий уровень нормы отдачи «человеческого капитала» по сравнению с нормами прибыли физич. капитала, послужили экономич. обоснованием беспрецедентного расширения сферы просвещения и подготовки кадров в развитых капиталистич. странах в 50—60-х гг. Не менее важную роль сыграло положение «Ч. к.» т., широко используемое бурж. идеологами, о том, что повышение уровня образования населения может привести к большему равенству доходов и экономич. возможностей в капиталистич. обществе. Но наибольшее значение имело само широкое применение терминов «капитал» и «инвестиции», вышедшее за рамки спец. экономич. исследований, к затратам на образование. Последнее перестало восприниматься обществ. мнением как один из видов непроизводит. потребления. Во многом благодаря «Ч. к.» т. бурж. политич. деятели и бизнесмены стали рассматривать расходы на образование не как потерю для произ-ва, пустую трату средств, а как «инвестиции», непосредственно дающие хоз. эффект. Однако в кон. 60-х — нач. 70-х гг. в развитых капиталистич. странах выявилась низкая эффективность «инвестиций в человека» как инструмента гос.-монополистич. регулирования. Рост затрат на образование не привёл к большему равенству доходов, не наблюдалось ускорения темпов экономич. развития; возникло перепроиз-во специалистов высшей квалификации, безработица среди к-рых достигла колоссальных размеров. Кризисные явления в области подготовки и использования трудовых ресурсов, причины к-рых коренятся в антагонистич. производств. отношениях капитализма, не могли не отразиться на положении «Ч. к.» т. как ведущей буржуазной доктрины формирования рабочей силы.
Уже в момент своего появления «Ч. к.» т. не получила единодушного признания среди бурж. экономистов. Наиболее резкую оппозицию встретила она со стороны ряда Англ. экономистов (Дж. Вэзи, Т. Балог, П. Стритен и др.). Особенность этой первой волны критики состояла в том, что она носила преим. негативный характер: положения «Ч. к.» т. не принимались, но взамен практически ничего позитивного не предлагалось. С нач. 70-х гг. «Ч. к.» т. становится объектом острых атак радикальных экономистов и представителей «теории фильтра». Критики 70-х гг. не только отвергают установки ортодоксального подхода, но и предлагают своё, альтернативное объяснение изучаемых явлений.
Развитие «теории фильтра», выступающей в какой-то мере как антипод «Ч. к.» т., шло в основном по пути построения абстрактных моделей; конкретных попыток оценить экономич. эффективность образования не предпринималось. Эта концепция предстаёт не в форме внутренне единой теории, а в виде набора индивидуальных и зачастую сильно расходящихся между собой точек зрения различных исследователей (А. Берг, М. Спенс, Дж. Стиглиц, и Тобмен и Т. Уэйлс, Л. Туроу, К. Эрроу — США, П. Уилс — Великобритания), не сравнима с «Ч. к.» т. ни по широте охвата проблем, ни по разработанности методов анализа. В то же время оба подхода в известной мере дополняют друг друга, т. к. «Ч. к.» т. обращена к проблемам предложения рабочей силы, а «теория фильтра» — к проблемам спроса на неё. В «теории фильтра» образованию отводится совсем иная роль, чем в «Ч. к.» т. С точки зрения последней образование — это содержательный процесс: образованный человек производительнее благодаря знаниям и навыкам, приобретённым в ходе обучения. В «теории фильтра» образование рассматривается как средство отбора, как механизм, сортирующий учащихся по степени их личных способностей. Оно отбирает наиболее одарённых людей, но само по себе ничего не добавляет к их производительности. Образованию, следовательно, приписывается не производительная, а селективная функция. Это — не «великий уравнитель», а «великое сито».
Нанимая работников, фирмы не располагают прямой информацией об их деловых качествах. В то же время о потенциальной производительности нанимаемых работников можно судить по косвенным признакам. Напр., если руководство фирмы убеждено, что лица с худшей образоват. подготовкой менее производительны, то оно предпочтёт не брать их на работу. Согласно «теории фильтра», источником более высокой заработной платы выступает не образование работника, а уровень его способностей, к-рые существовали до и помимо обучения. Образование всего лишь удостоверяет наличие этих способностей. Поскольку существуют методы проверки деловых качеств работника, требующие значительно меньших затрат, то отсюда делается вывод об экономич. неэффективности образования, его убыточности с точки зрения всего нар. х-ва. Нек-рые сторонники «теории фильтра» (Берг) вообще считают, что образование — это «ложный сигнал», что оно выдаёт за реальные не существующие на самом деле различия в способностях и что повышенная заработная плата лиц с высоким образоват. уровнем объясняется предубеждённостью фирм.
Буржуазные теории формирования рабочей силы подвергнуты всестороннему критич. анализу в сов. экономич. лит-ре.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
171.17 кб

Человеческий капитал

Ермоленко Александр Александрович, Ермоленко Андрей Александрович
Статья посвящена проблеме человеческого капитала. В кризисных условиях для субъектов «экономики пространства» особую ценность приобретают импульсы к модернизации.
Читать PDF
342.61 кб

Человеческий капитал

Трушин Александр
Читать PDF
377.29 кб

Человеческий капитал

Ермоленко Александр Александрович, Ермоленко Андрей Александрович
Статья посвящена проблеме человеческого капитала. В кризисных условиях для субъектов "экономики пространства" особую ценность приобретают импульсы к модернизации.
Читать PDF
135.27 кб

Человеческий капитал России

Курганский Сергей Александрович
Исследованы демографические и экономические процессы в России. Проведен анализ тенденций развития национального человеческого капитала России в контексте реформ и трансформаций экономической системы.
Читать PDF
430.05 кб

Состояние человеческого капитала

Хуснутдинова Эльза Раджовна
В работе рассматривается состояние человеческого капитала, анализируется профессионально-квалификационная структура рабочей силы. Приведены основные показатели, используемые для исследования человеческого капитала.
Читать PDF
527.19 кб

Структура человеческого капитала

Колесникова Юлия Сергеевна
В статье рассматривается строение человеческого капитала, выраженное через такие виды нематериального капитала как: витальный, социальный, интеллектуальный и репутационный капитал.
Читать PDF
114.68 кб

Измерение человеческого капитала

Арабян К.К.
Анализ основных методов оценки интеллектуальных активов показывает, что сегодня нет единой методики, позволяющей надежно оценить совокупность интеллектуальных активов кампании.
Читать PDF
303.29 кб

Инвестиции в человеческий капитал

Муравьева Ксения Николаевна
Инвестиции в человеческий капитал — это затраты, произведенные в целях будущего увеличения производительности труда работников и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом.
Читать PDF
235.30 кб

К вопросу о человеческом капитале

Пивоваров В. И., Мазур В. В.
В статье рассмотрен вопрос эффективности инвестиций в человеческий капитал их связь с процессом инноваций.
Читать PDF
471.09 кб

Инвестиции в человеческий капитал

Остропальченко М.И., Леонидова А.И.
Обоснованность инвестиций в человеческий капитал в условиях кризиса, их классификация и роль в деятельности фирмы.
Читать PDF
3.21 мб

Содержание человеческого капитала

Долгова Татьяна Валентиновна, Мешкова Юлия Олеговна
Актуальность научного исследования обусловлена тем, что эффективность использова-ния и развития человеческого капитала является главным приоритетом для большинства ведущих странмира.
Читать PDF
1,000.57 кб

Инвестиции в человеческий капитал

Бакиева Рохиля Балабековна, Цой Марина Петровна
В статье рассматриваются роль и значение инвестиций в системе образования Республики Узбекистан. Отмечены недостатки и преимущества образовательного процесса на опыте зарубежных стран.
Читать PDF
161.69 кб

Управление человеческим капиталом

Базылева Марина
Основой процессов развития экономики на микрои макроуровне выступают прежде всего отношения по формированию, накоплению и использованию человеческого капитала (ЧК).
Читать PDF
591.06 кб

Диалектика человеческого капитала

Горобец Петр Данилович
В данной статье рассматриваются вопросы становления, признания и оценки человеческого капитала с учетом его современного восприятия, логики гносеологического и антологического развития проблем человеческого капитала как одного из
Читать PDF
603.29 кб

Человеческий капитал в сфере науки

Семенов Евгений Васильевич
В статье представлен анализ развития современной науки в России и роли в этом процессе человеческого капитала.

Похожие термины: