Человеческий фактор
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
субъективный фактор производства, рассматриваемый как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность.
Источник: Термины рыночной экономики
Человеческий фактор
психология экономического поведения производителей, потребителей, управленцев, рассматриваемая как фактор, существенно влияющий на экономические процессы и отношения.
Источник: Экономическая история. Словарь терминов и понятий 2018 г.
Человеческий фактор
исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных качеств людей: ценностные ориентации; нравственные принципы; нормы поведения в сфере труда, быта, потребления; жизненные планы; уровень знаний и информированности; характер трудовых и социальных навыков; установки и представления о личностно значимых элементах социальной жизни (о социальной справедливости, правах и свободе человека, гражданском долге).
Человеческий фактор
Компонент производительных сил, который образуется в результате участия людей в процессе создания материальных и духовных ценностей, оказания социально необходимых услуг. Выделяют следующие основные аспекты изучения и управления ч. ф.: индивидуально-психологический (уровень личности), социально-психологический (уровень коллектива), социально-экономический, юридический, социологический (уровень общества и его подструктур).
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
ФАКТОРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
1) совокупность анатомо-морфологических, физиологических и психологических особенностей человека, оказывающих влияние на эффективность его деятельности в система «человек – среда» или ограничивающих эту деятельность; 2) специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных, научно-технических, организационноуправленческих и др. отношений; все, что относится к человеку как к субъекту деятельности в разных сферах общественной жизни.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Человеческий фактор
Многоаспектное понятие, в котором в зависимости от контекста понимаются разные качества и свойства, присущие человеку или людям, человеческие возможности, человеческие требования и др. Например, когда говорят, что в современном мире возросла роль Ч. ф., то имеют в виду, очевидно, возросшую роль влияния широких масс людей на политику, на действия властей; когда выдаётся задание проектировщику, конструктору, то под Ч. ф. имеют ввиду учёт человеческих параметров, возможностей и требований к объекту проектирования или конструирования; когда под Ч. ф. имеют ввиду фактор эффективности деятельности, то речь идёт о совокупности наиболее существенных человеческих качеств, обеспечивающих эту эффективность и др.
Источник: Словарь-справочник по экономике труда М. Берлин. Директ-Медиа 2017
Человеческий фактор
личностные, профессиональные, деловые моральные качества работников в соединении с уровнем реализации их личных потребностей и интересов. Человеческий фактор в экономике — это совокупность профессионально-квалификационных, гражданских, морально-этических, культурных и других качеств человека, характеризующих его как личность и имеющих решающую роль в его производственной деятельности. Человек как носитель рабочей силы воплощает гамму общественных отношений и личных качеств, существенно влияющих на его потребности, интересы и мотивы к труду, его отношение к работе и ответственность за результаты производства. Активность человеческого фактора является решающей в общественном производстве, от него в конечном счете зависит состояние и функционирование производительных сил общества, включая создание и использование вещественного фактора производства.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
исторически сложившаяся в данном обществе совокупность основных соц. качеств людей их ценностных ориентаций, нравственных принципов, норм поведения в сфере труда, досуга, потребления, жизненных планов, уровня знаний и информированности, характера трудовых и соц. навыков, установок и представлений о личностно значимых элементах соц. жизни соц. справедливости, правах и свободе человека, гражданском долге и т.д. Ч.ф. имеет отношение не только к индивидам, но и к группам и коллективам, особенностям соц.-психологического климата в них, господствующим нормам поведения и т.д. Общеисторическая тенденция состоит в возрастании роли Ч.ф. в соц.-экон. развитии. В периоды соц. преобразований особое значение приобретают такие характеристики Ч.ф., как стремление и восприимчивость к нововведениям, способность к соц. инициативе, активности, к освоению новых соц. норм и знаний, трудовых и соц. навыков, стратегического соц. мышления. Основные направления развития Ч.ф. демократизация общества, углубление самоуправления народа, прежде всего прямого участия его в выработке, принятии и выполнения гос. и др. решений, создание системы управления и стимулирования, которая усиливает ценностную ориентацию на труд и на общественные интересы, формирует нравственные основания честной и добросовестной работы.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
специфическое обозначение человеческой деятельности. Следует различать Ч. ф. и человеческий фактор производства. Ч. ф. есть субъект общественных отношений, а человеческий фактор производства – субъект производственных отношений. Подобное разграничение носит условный характер, поскольку в каждом из этих терминов переплетаются связи и отношения, свойственные каждому из них. Но, наряду с этим, между ними существуют различия, касающиеся, в частности, объема и количества сфер их действия. Ч. ф. характеризует трудовую, социальную, духовную деятельность людей. Человеческий фактор производства выражает только трудовую, производственную деятельность человека. Таким образом, Ч. ф. – понятие богаче по структуре и более емкое по социально-экономическому содержанию, чем человеческий фактор производства. Структура и содержание Ч. ф. обусловлены характером общественных отношений, а уровень его развития и реализации детерминированы степенью и темпами развития производительных сил, производственных и надстроечных отношений данного общественного строя. Ч. ф. формируется и обогащается в органической связи объективного и субъективного. С одной стороны, он суть продукт общественного развития, а с другой – активный, созидающий субъект данного общества и конкретной человеческой индивидуальности. Существенным моментом Ч. ф. является его активизация. В отечественной литературе сущность этого понятия нередко суживается, ограничивается только использованием наличных способностей. Названное свойство, несомненно, важно, ибо уровень и характер реализации способностей каждого индивида обусловливают его вклад в конечные результаты общества. Вместе с тем сам вклад предопределяется уровнем профессионально-квалификационной подготовки, интеллектуального развития, морально- нравственных качеств, а также характером, содержанием, условиями труда и т. д. Следовательно, активизация Ч. ф. предполагает, кроме реализации способностей, еще и ее исходный момент – производство данных способностей, которые нуждаются в прогресссивном развитии и обогащении. Таким образом, Ч. ф. включает в себя два основных элемента: производство и реализацию способностей человека.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.