Цель управления
Цель управления
желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто.
Источник: Менеджмент. Глоссарий по книгам.
ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
обеспечение слаженной работы звеньев системы управления для выполнения договорных обязательств при экон. целесообразном использовании всех видов ресурсов. Ц.у может быть представлена в виде характеристики (количественной, качественной) поведения управляемого объекта, которая определенным образом упорядочивает множество состояний (или линий поведения) объекта так, что одни состояния (линии поведения) в наибольшей степени соответствуют поставленной цели, чем др. с учетом факторов внешней и внутренней среды.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто. Различают следующие Ц. у.: перспективные и непосредственные; общие и частные; промежуточные и конечные и т. д. Ц. у. не должна противоречить требованиям основных законов и определяется с учетом реальных возможностей развития объекта управления. Кроме того, должно осуществляться гармоничное соотношение Ц. у. и средств ее достижения. Процесс формулирования Ц. у. называют целеполаганием. Целеполагание – процесс осознания и формулирования субъектом Ц. у., являющейся неотъемлемой составной частью, стадией процесса управления. К основным правилам целеполагания следует отнести: описание конкретной ситуации, требующей вмешательства субъекта управления; выбор генеральной Ц. у. и формулирование ее как желаемого результата, а не процесса; декомпозиция (дифференцирование) генеральной Ц. у. на подцели различных уровней; исключение постановки альтернативных Ц. у. (подцелей); установление для каждой Ц. у. (подцели) критериев ее достижения; формулирование подцелей в виде задач перед объектами управления и т. д. Дерево целей – как правило, графическое изображение законченной декомпозиции генеральной Ц. у., в котором фиксируются конечные и промежуточные Ц. у. в их соподчиненности. Позволяет наглядно представить и установить, с одной стороны, приоритет Ц. у. (подцелей) и, с другой стороны, вероятность их достижения с учетом имеющихся ресурсов. В сфере спорта дерево целей может строиться с использованием различных подходов: а) чисто целевой: цель сборной команды; цели по дисциплинам, видам (номерам) программы; цели каждого конкретного спортсмена; б) содержательный: цель сборной команды; цели по дисциплинам, видам (номерам) программы; подцели (задачи) по основным видам подготовки; мероприятия, необходимые для достижения подцелей (решения задач).
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Цель управления
желательное состояние объекта управления или его составляющих элементов, факторов и процессов в будущем. Цели управления можно подразделять: по характеру сфер целеполагания – на технические, экономические, финансовые, социальные, организационные, правовые, политические и т. п.; значимости влияния – на стратегические и тактические; временному признаку – на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные; сфере влияния – на внутренние и внешние цели организации; локальности объектов целеполагания – на цели организации, цели структурных подразделений; содержанию управленческих решений, обеспечивающих достижение целей, – на инновационные и стандартные цели. Цели управления в значительной мере определяются целями организации, однако не являются адекватными им. Первые обеспечивают достижение вторых, хотя и те и другие формируются и обосновываются менеджментом. Задача целей управления – создать в организации такие условия, которые позволяли бы достичь ее целей. Цели управления и вытекающие из них задачи должны быть напряженными, но достижимыми. Исследования показывают, что те руководители, которые руководствуются этим правилом, добиваются эффективного управления. Ненапряженные цели и задачи не позволяют полностью использовать внутренний потенциал организации, расхолаживают коллектив, не мотивируют его на непрерывное развитие. Подобным же образом напряженные, но нереальные цели и задачи приводят к безрезультатной или низкоэффективной деятельности трудового коллектива, бесполезным затратам ресурсов организации, подрыву веры персонала в профессиональные способности своего руководства, снижению его активности. Поэтому цели и задачи управления, как цели и задачи организации, составляют самостоятельную группу факторов последней наряду с технико-технологическими, организационными, человеческими факторами, определяющими ее внутреннюю рабочую среду. Важным условием эффективного управления является координа ция целей управления всех структурных звеньев системы управления, обеспечивающая их единство с общими целями управления организацией и целями самой организации. При формировании целей управления, как и целей организации, необходимо стремиться к их конкретным количественным показателям или к вполне различимым качественным уровням. Для выдвижения целей управления используются различные методы, т. е. способы их обоснования: эвристические, аналитические, экономико-математические (моделирование), метод дерева целей.
Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник