Бюджетный процесс

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Бюджетный процесс
деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Бюджетный процесс
(Budgetprocess) - регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета соответствующего уровня государственного управления.

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

Бюджетный процесс
регламентированная законом и другими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - в РФ - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
регламентированная законом деятельность органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Источник: Большой финансовый словарь

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса, регламентируемая нормами права по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. В

Источник: Экономический словарь.

ПРОЦЕСС БЮДЖЕТНЫЙ
регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Бюджетный процесс охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета, рассмотрение проекта бюджета, утверждение одобренного проекта бюджета законодательными органами; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

Бюджетный процесс
регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению и региональных (местных) бюджетов и внебюджетных фондов. Он охватывает четыре стадии - составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение его в законодательных органах, исполнение бюджета и составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Принципами бюджетного процесса являются единство, самостоятельность, балансовый метод.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
регламентированная Конституцией Республики Беларусь, законами, актами Президента Республики Беларусь и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые правительством и местными исполнительными и распорядительными органами.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

ПРОЦЕСС, БЮДЖЕТНЫЙ
регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного и местных бюджетов. В РФ составной частью Б.п. является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. Составление и исполнение бюджета является функцией органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - функцией органов представительной власти. Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление бюджетов, их рассмотрение и утверждение. Исполнение бюджетов - это четвертая стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов является составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

ПРОЦЕСС БЮДЖЕТНЫЙ
регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. В РФ составной частью П. б. является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. Составление и исполнение бюджета является функцией органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета – функцией органов представительной власти. Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление бюджетов, их рассмотрение и утверждение. Исполнение бюджетов – это четвертая стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов является составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
регламентированная законом и другими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Его составной частью является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней с целью сбалансирования их доходов и расходов. Б. п. в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законом о бюджетной системе и другими законодательными актами, регулирующими этот процесс, а также решениями местных Советов народных депутатов, принятых в рамках их компетенции. Бюджет формируется на основе прогнозных оценок” поступления доходов и исходя из потребностей в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными государственными и региональными программами. Бюджет республиканский утверждается законом Республики Беларусь, бюджеты местные - решениями местных Советов народных депутатов.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Основными этапами бюджетного процесса являются формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ. Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно - кредитного регулирования; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; органы денежно - кредитного регулирования; органы государственного (муниципального) финансового контроля; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления: рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении; осуществляют контроль за обоснованностью формирования и исполнения бюджетов; формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления: осуществляют составление бюджета; вносят проект бюджета с необходимыми материалами и документами на утверждение законодательных (представительных) органов; исполняют бюджет, представляют отчет об его исполнении на утверждение законодательных (представительных) органов.
Базовыми макроэкономическими показателями для формирования параметров бюджета являются объем ВВП и темпы его роста в очередном финансовом году, предполагаемый уровень инфляции и др. Составление проектов бюджетов всех уровней основывается на Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях бюджетной и налоговой политики страны и соответствующей территории на очередной финансовый год. Непосредственную работу по формированию федерального бюджета РФ организует Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В течение всего периода формирования проекта федерального бюджета осуществляется согласование бюджетных заявок министерств, ведомств, других структур, а также территорий с возможностями федерального бюджета, изыскиваются возможности увеличения его доходов.
Подготовленный проект федерального бюджета, а также необходимые расчеты и материалы к нему вносятся Правительством РФ в Государственную Думу, которая рассматривает его в четырех чтениях. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год направляется в Совет Федерации, где рассматривается в установленном Конституцией РФ порядке. Закон вступает в силу после подписания
Президентом РФ со дня его официального опубликования. Аналогичная процедура составления, рассмотрения и утверждения бюджета проходит на территориальном и местном уровнях.
Исполнение бюджета имеет своей целью обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов: федерального, субъектов РФ, местных. Оперативный документ, на основании которого осуществляется исполнение бюджета - бюджетная роспись. Исполнение бюджета по доходам означает мобилизацию установленных в законе о бюджете сумм налогов, сборов и других платежей и их распределение по уровням бюджетной системы. Исполнение бюджета по расходам означает осуществление финансирования расходов, предусмотренных в бюджете в соответствии с бюджетной росписью.
Важнейшей составной частью бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджетов всех уровней (см.: «Бюджетный контроль»).

Источник: Экономический словарь

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
англ. budgetary process) – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других ее участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению, исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Осн. положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ. Главный акт, регулирующий порядок формирования и исполнения бюджетов на территории России, – Бюджетный кодекс РФ. В соответствии с российским законодательством субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения бюджетов. Б.п. включает 4 стадии: составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов. Продолжительность всех стадий Б.п. от начала составления проектов бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении различна по странам, но, как правило, в связи со сложностью работ, выполняемых на каждой стадии, занимает период около 3 лет. Составление проекта бюджета и исполнение утвержд. бюджета являются функциями соответств. органов исполнит. власти в Центре и регионах (субъектах Федерации) и органов местного самоуправления; рассмотрение же проектов и утверждение бюджетов на предстоящий финансовый год, а также контроль за их исполнением – прерогатива законодат. (представит.) органов гос. власти и органов местного самоуправления. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономич. развития страны и подготовка сводных финанс. балансов. В РФ непосредственно составление проекта федерального бюджета начинается с разработки бюджетной политики страны, осн. направления к-рой определяются в Бюджетном послании Президента РФ, представляемом Правительством РФ не позднее чем за 10 мес. до начала очередного финанс. года. Правительство РФ устанавливает порядок и сроки составления проекта федер. бюджета, порядок работы над материалами и документами, обязат. для представления одновременно с проектом федер. бюджета. Проект федер. бюджета составляется в несколько этапов. На 1-м этапе на основе выбранного Правительством РФ плана-прогноза функционирования российской экономики Министерство финансов РФ разрабатывает гл. характеристики федер. бюджета на очередной финанс. год, распределяет расходы федер. бюджета в соответствии с функциональной классификацией, а также проектировки осн. доходов и расходов федер. бюджета на среднесрочную перспективу. После одобрения Правительством РФ названных показателей Минфин России в двухнедельный срок направляет бюджетные проектировки федер. органам исполнит. власти для распределения по конкретным получателям средств федер. бюджета и уведомляет органы исполнит. власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финанс. год и на среднесрочную перспективу. На 2-м этапе федер. органы исполнит. власти распределяют предельные объемы бюджетного финансирования (см. Финансирование бюджетное) на очередной финанс. год по получателям бюджетных средств. (Несогласов. вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению на межведомственной комиссии, возглавляемой министром финансов.) Разработка и согласование федер. органами исполнит. власти показателей проекта федер. бюджета на очередной финанс. год, а также др. материалов и документов должны быть завершены к 15 июля. На 3-м этапе (с 15 июля по 15 авг.) Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономич. развития РФ, проект федер. бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, др. материалы и документы и принимает проект федер. закона о федер. бюджете (согласованный с субъектами РФ) для внесения его на рассмотрение в Государственную Думу не позднее 15 авг. текущего года. Одновременно с проектом федер. закона о федер. бюджете представляются: предварит. итоги социально-экономич. развития РФ за истекший период текущего года; и ряд прогнозных и проектных материалов на очередной финансовый год – прогноз социально-экономич. развития РФ; осн. направления бюджетной и налоговой политики; прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ; прогноз консолидированного бюджета РФ (см. Бюджет консолидированный); проекты федер. целевых программ и федер. программ развития регионов, предусмотр. к финансированию из федер. бюджета; проект федер. адресной инвестиционной программы и др. документы и материалы. Кроме того, Правительство РФ вносит на обсуждение в Государственную Думу проекты федер. законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах, о бюджетах гос. внебюджетных фондов РФ. Проект федер. закона о федер. бюджете на очередной финанс. год и перечисл. материалы и документы, получ. Советом Государственной Думы, направляются в Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы, к-рый на основании предварит. ознакомления с представл. материалами выносит решение о принятии проекта федер. закона к рассмотрению Государственной Думой. Комитеты, утвержденные Советом Государственной Думы как ответственные за рассмотрение отд. разделов и подразделов федер. бюджета, выносят свои заключения, к-рые направляются в Комитет по бюджету и налогам. После обобщения всех заключений этот Комитет выступает с итоговым заключением по проекту федер. закона о федер. бюджете на заседании Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает проект федер. закона о федер. бюджете на очередной финанс. год в четырех чтениях. При рассмотрении в первом чтении в течение 30 дней со дня внесения Правительством РФ обсуждаются концепция проекта, прогноз социальноэкономич. развития РФ, осн. направления бюджетной и налоговой политики, осн. характеристики федер. бюджета (доходы федер. бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов, распределение доходов от федер. налогов и сборов между федер. бюджетом и бюджетами субъектов РФ, дефицит бюджета в абс. цифрах и процентах к расходам федер. бюджета и источники его покрытия, общий объем расходов бюджета). В случае отклонения в первом чтении проекта федер. закона Государственная Дума может: передать указ. законопроект в согласительную комиссию по уточнению осн. характеристик федер. бюджета и разработки согласов. варианта осн. характеристик федер. бюджета на очередной финанс. год; вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Как правило, при отклонении Государственной Думой проекта федер. закона о федер. бюджете на очередной финанс. год создается согласительная комиссия из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, к-рая в течение 10 дней должна выработать согласованный вариант осн. характеристик федер. бюджета. Согласов. текст проекта федер. закона о бюджете вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу. При обсуждении проекта федер. закона во втором чтении (в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении) обсуждаются расходы федер. бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федер. бюджета, утвержд. в первом чтении, и размер Федерального Фонда финансовой поддержки регионов. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении (в течение 25 дней со дня его принятия во втором чтении) Государственная Дума утверждает: расходы федер. бюджета по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств федер. бюджета по всем уровням функциональной классификации; распределение средств Федерального Фонда финансовой поддержки регионов по субъектам; расходы федер. бюджета на финансирование федер. целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы в пределах расходов, утвержд. по разделам во втором чтении; программы предоставления гарантий Правительства РФ; программы предоставления средств федер. бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов; Программу государственных внешних заимствований РФ. В четвертом чтении (в течение 15 дней со дня его принятия в третьем чтении) проект федер. закона о федер. бюджете на очередной финансовый год голосуется в целом. В работе Государственной Думы по рассмотрению проекта федерального бюджета, как показывает опыт последних лет, принимают участие представители Совета Федерации, внося свои замечания, предложения и рекомендации. Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в верхней палате Парламента. Совет Федерации в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой рассматривает закон и в случае его одобрения в течение 5 дней (со дня одобрения) направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. Если же Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год отклоняется Советом Федерации, то он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, к-рая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный вариант закона. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации Федер. закон о федер. бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Президентом РФ закона он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в состав к-рой включается представитель Президента РФ, а потом согласов. вариант закона вновь рассматривается Федеральным Собранием. В случае непринятия федерального бюджета до начала финанс. года принимается федеральный закон о финансировании расходов из федер. бюджета в первом квартале очередного финанс. года. Утвержд. федеральный бюджет подлежит обязательному исполнению. Аналогично планово-бюджетной работе, осуществляемой исполнительными и законодательными органами государственной власти на федеральном уровне, происходит процесс разработки проектов региональных бюджетов, их рассмотрение и утверждение соответств. органами исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. При этом региональные органы власти руководствуются не только Бюджетным кодексом РФ и др. федер. нормативными актами, но и бюджетным законодательством соответств. субъекта РФ. Несколько специфична по сравнению с разработкой проектов федерального и региональных бюджетов работа по составлению проектов местных бюджетов. Законодат. основой для разработки последних служит наравне с Бюджетным кодексом РФ Федер. закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997), а также бюджетное законодательство соответств. субъекта РФ и решения представительных органов местного самоуправления

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
136.44 кб

Риски бюджетного процесса

Винокурова Евгения Сергеевна
Modern companies operate amid ambiguity and so all business processes, including budgeting, run a risk.
Читать PDF
259.29 кб

О понятии бюджетного процесса

Янкевич Семён Васильевич
Рассматривается понятие бюджетного процесса. Анализируется понятие стадии бюджетного процесса, признаки стадии, принцип последовательности и непрерывности бюджетного процесса.
Читать PDF
73.34 кб

Правила учета и бюджетный процесс

Суворов А. В.
В статье рассмотрены различия учета в бюджетных организациях разных стран, вопросы оказания платных услуг бюджетными организациями в России и особенности формирования и исполнения бюджета Российской Федерации.
Читать PDF
272.64 кб

ЭКЗАМЕНЫ В КОНТЕКСТЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ

Ряписов Н.А.
На взгляд автора статьи, вопрос о показателях проверки знаний по-прежнему актуален.
Читать PDF
278.33 кб

Аспекты коррупции в бюджетном процессероссии

Денисенко Е.В., Мещерякова А.В., Мещерякова С.Н.
Предоставляется возможность осознать понятие коррупции в бюджетном процессе России, рассмотреть различные ее аспекты и факторы распространения.
Читать PDF
318.71 кб

Новации бюджетного процесса в социальной сфере

Алексеева Наталья Анатольевна
Рассмотрены управленческие нововведения в бюджетном процессе в Российской Федерации, связанные с переходом от сметного бюджетного финансирования к субсидированию затрат социальной сферы.
Читать PDF
466.16 кб

Противодействие коррупции в бюджетном процессе

Манахова Ирина Викторовна, Ларионов Владислав Игоревич, Лузгина Ксения Сергеевна
Основное внимание в данной статье уделяется коррупции на всех этапах бюджетного процесса. Рассматриваются последствия, наступающие в результате коррумпированности бюджетного процесса.
Читать PDF
257.00 кб

Современное состояние бюджетного процесса в ФРГ

Зверев А.В.
В статье рассмотрены новейшие тенденции в подготовке и рассмотрении бюджета в Германии. В экономической науке ФРГ ныне существует множество предложений, как уменьшить бюджетные расходы и найти пути к увеличению доходов.
Читать PDF
323.26 кб

СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ

Подколзина Ирина Михайловна, Никулина Мария Владимировна
В статье рассмотрены основные недостатки и нерешенные системные проблемы бюджетного процесса.
Читать PDF
148.97 кб

Особенности бюджетного процесса в промышленности

Панферова Лия Витальевна
Читать PDF
196.19 кб

Школа в условиях модернизации бюджетного процесса

Башкина Галина Васильевна
Рассмотрены основные направления модернизации финансово-экономического механизма в образовании: введение нормативного подушевого финансирования, расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений через изменение
Читать PDF
248.82 кб

Роль контроллинга в процессе бюджетного управления

Кунах Ю. В., Романюта И. В.
Бюджетирование должно не только определять целевые показатели деятельности предприятия и пути их достижения, но обеспечивать контроль их выполнения, тем самым предупреждая о возникающих проблемах и ухудшении ситуации.
Читать PDF
107.99 кб

Правовая характеристика стадий бюджетного процесса

Блихар М.
Проанализированы взгляды ученых относительно понятия “бюджетный процесс” и его содержания.
Читать PDF
190.47 кб

К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ

Сабитова Н. М.
Читать PDF
251.08 кб

К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ

Сабитова Н.М.

Похожие термины: