БЮДЖЕТНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
англ. budget proceeds) – совокупность всех видов денежных средств, поступающих в распоряжение органа государственной власти (федерального и регионального уровней) или органа местного самоуправления и используемых им для выполнения своих функций. В зависимости от экономич. природы Б.п. подразделяются на доходы бюджета и средства для покрытия дефицита бюджета. Первые в соответствии с действ. бюдж. законодательством поступают регулярно и безвозмездно; вторые не являются «регулярными», хотя это и не исключает их постоянного присутствия, если дефицит бюджета становится хроническим. К доходам бюджета относятся также поступления, связ. с возвратом государственных кредитов, ранее выданных иностр. гос-вам, их юридич. лицам и междунар. орг-циям, и бюджетных кредитов, выданных юридич. лицам. Кредитная природа этих доходов требует особой формы их учета, вытекающей из того, что они не являются ни безвозмездными, ни регулярными и зависят от сроков и условий погашения бюджетных кредитов. Для мобилизации средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета, законодат. (представит.) органы власти принимают соотв. нормативно-правовые акты. Источники покрытия дефицита бюджета складываются из бюджетных заимствований, привлекаемых на возвратной и платной основе, и бюджетноденежной эмиссии, обусловл. необходимостью покрытия расходов бюджета за счет выпуска в обращение дополнит. массы ден. средств сверх той их суммы, края связана с потребностями обслуживания товарооборота в стране. В развитых гос-вах функции ден. властей обычно институционально отделены от прочих гос. функций и осуществляются, как правило, гос. органом типа центрального (национального) банка. В этом случае бюджетная денежная эмиссия возможна только путем передачи денежными властями вновь создаваемой денежной массы в распоряжение органа, исполняющего бюджет. Эта передача может оформляться на квазивозмездной основе, т.е. в форме кредита центрального банка, предоставляемого бюджетным властям. Однако финанс. суть таких заимствований, их экономич. последствия существенно иные, чем при заимствовании средств у банковского или тем более у нефинансового сектора экономики. Хотя в России Бюджетный кодекс прямо не вводит возможность эмиссионного финансирования бюджета, но практически она определяется не только бюдж. законодательством, но и полномочиями Центрального банка РФ. В этих вопросах возможности бюджета тесно связаны с устройством ден. системы страны. Разграничение между доходами бюджета и иными Б.п. очень важно для учета влияния бюджета на экономич. развитие. Грань между разными видами Б.п. слишком тонкая, а потому точно ее установить должно бюджетное законодательство