БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БЮДЖЕТНОЕ
совокупность федеральных законов, законов субъектов Федерации, правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
англ. budget legislation) – совокупность законодательных и других нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Б.з. Российской Федерации – это иерархическая система нормативных правовых актов, состоящая из Бюджетного кодекса РФ (принят в 1998, вступил в действие с 1 января 2000) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответств. год, законов субъектов Федерации о бюджетах субъектов Федерации на соответств. год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответств. год и иных федеральных законов, законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. Принятие нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в Российской Федерации, находится в компетенции не только законодательных (представительных) органов власти, но и органов исполнительной власти. Так, Президент РФ, исходя из своих полномочий, издает указы, Правительство РФ принимает соответств. постановления и распоряжения, федеральные органы исполнительной власти разрабатывают инструкции и методические указания и т.д. Нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, не могут противоречить законам (решениям) представительных органов власти и органов местного самоуправления. В случае противоречия между ними действуют правовые нормы законодательных актов. Иерархия нормативных актов действующего Б.з. РФ реализуется на основе четкого их структурирования прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с ними все нормативные правовые акты Российской Федерации подразделяются по четырем уровням. Основу 1-го уровня составляет Бюджетный кодекс РФ; 2-й уровень представлен федеральными и субфедеральными законами, а также нормативными актами представительных органов местного самоуправления; 3-й уровень – постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также нормативными актами органов местного самоуправления; 4-й – правовыми актами Министерства финансов РФ и др. федеральных ведомств, касающимися бюджетной сферы, а также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня. Иерархически построенное Б.з.РФ устанавливает соответств. приоритеты, если нормы одних законодательных актов противоречат другим. Так, федеральные и субфедеральные законы, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые соответственно на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ. В случае их противоречия приоритетными являются правовые нормы, содержащиеся в статьях Бюджетного кодекса РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено Б.з. Российской Федерации, применяются правила международного договора. Но закрепляя приоритет международных договоров по сравнению с внутрироссийским Б.з., Бюджетный кодекс РФ одновременно подчеркивает, что правила международных договоров в сфере бюджетных отношений действуют непосредственно, за исключением случаев, когда из содержания международного договора вытекает, что для его применения требуется издание специального внутригосударственного правового акта. Во многих странах Б.з. построено аналогично российскому: между нормативными правовыми актами разного уровня установлена определенная иерархия, позволяющая увязать их в единую систему. В отличие от такого характера взаимоотношений между правовыми актами разного уровня в США на федеральном уровне и в штатах действуют автономные бюджетные акты, правовые нормы к-рых нуждаются в гармонизации. Это порождает проблему «нестыковки» Б.з. федерального и штатного уровня. Часть Б.з. РФ (напр., Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997) и др.) имеет долгосрочный характер, другая – действует только в пределах одного года (напр., федеральные законы о федеральном бюджете на соответств. год, законы субъектов РФ об их бюджетах на соответств. год, решения представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответств. год). Так, федеральный закон о федеральном бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня его подписания; при этом он подлежит немедленному опубликованию. Акты Б.з. РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ или федеральным законом

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 13

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
76.75 кб

Новеллы бюджетного законодательства

Саакян Т. В.
Бюджетный кодекс РФ ожидают большие системные поправки в части понятийного аппарата, исполнения бюджета, государственно-муниципального финансового контроля, изменения организационно-правового статуса государственных (муниципальных
Читать PDF
3.61 мб

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Т.В. Конюхова
Читать PDF
300.79 кб

К вопросу о совершенствовании бюджетного законодательства

Гуляев И.А.
В статье рассматриваются понятия бюджета, доходов бюджета, бюджетной системы, сформулированные как в действующем бюджетном законодательстве, так и в проекте БК РФ.
Читать PDF
122.76 кб

Вопросы использования терминов в бюджетном законодательстве

Синицин Н. А.
В постсоветской России в бюджетном законодательстве появились термины и понятия, отражающие становление и развитие новой бюджетной системы страны на основе демократических начал в условиях рыночной экономики.
Читать PDF
130.35 кб

Вопросы использования терминов в бюджетном законодательстве

Синицин Н.А.
В постсоветской России в бюджетном законодательстве появились термины и понятия, отражающие становление и развитие новой бюджетной системы страны на основе демократических начал в условиях рыночной экономики.
Читать PDF
461.93 кб

Об ответственности за нарушение бюджетного законодательства

Конюхова Таисия Владимировна
Читать PDF
171.40 кб

Основные направления оптимизации бюджетного законодательства

Богов Х.М.
При подготовке Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 2006 гг. имели место существенные нестыковки.
Читать PDF
250.60 кб

Правовые основы оценки и анализа в бюджетном законодательстве

Омарова Ш.А.
В статье исследуется роль оценки и анализа за исполнением государственных бюджетных программ.
Читать PDF
201.50 кб

Некоторые проблемы в сфере применения бюджетного законодательства

Саттарова Н. А.
Читать PDF
155.91 кб

Государственные внебюджетные фонды и бюджетное законодательство РФ

Седова М. Л.
Читать PDF
347.21 кб

Некоторые проблемы бюджетного законодательства Российской Федерации

Болтинова О.В.
В статье рассматриваются некоторые проблемы бюджетного законодательства Российской Федерации, а именно, аспекты межбюджетного регулирования в условиях применения программно-целевых методов управления общественными финансами.
Читать PDF
16.66 мб

Становление и развитие бюджетного законодательства Российской Федерации

Болтинова Ольга Викторовна
Статья посвящена становлению и развитию современного бюджетного законодательства РФ и охватывает период с начала 90-х гг. прошлого века по настоящее время.
Читать PDF
453.49 кб

Система российского бюджетного законодательства: проблемы и противоречия

Дягилева Д. Н.
Читать PDF
209.86 кб

Становление законодательства о регулировании бюджетного контроля в России

Косарев Виктор Сергеевич
Рассматривается становление законодательства в области бюджетного контроля.
Читать PDF
20.53 мб

Финансовое выравнивание и его принципы в бюджетном законодательстве Германии

Морозова Ольга Сергеевна
В статье отмечается, что в системе межбюджетных отношений Германии центральное место занимает финансовое выравнивание, понимаемое как распределение полномочий, доходов и расходов между различными уровнями власти в государстве.

Похожие термины: