Бюджетное устройство

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Бюджетное устройство
организационные принципы и структура построения бюджетной системы.

Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

УСТРОЙСТВО БЮДЖЕТНОЕ
организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
по бюджетному законодательству РФ организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Источник: Большой финансовый словарь

УСТРОЙСТВО, БЮДЖЕТНОЕ
организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. В связи с разграничением компетенции между РФ и субъектами РФ вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов РФ предполагает и наличие местных бюджетов.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
организация государственного бюджета, включая состав и структуру его внутренних подразделений, функциональные разграничения сфер их использования, соподчиненность, взаимодействие, правовую и процедурную стороны. Экономические основы бюджетного устройства базируются на сущности бюджетных отношений, а организационные основы обусловлены ролью бюджета в общественном воспроизводстве и вытекают из государственного устройства.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

Бюджетное устройство
организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Определяется государственным устройством. В так называемых унитарных (единых, слитных) государ ствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты, которые своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный - федеральный бюджет, бюджеты членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, субъектов Федерации в России) и местные бюджеты. Местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними; базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи, характерные для последнего (напр., если государство является федерацией, то и бюджетное устройство будет учитывать федеративные начала в построении бюджетных отношений). Б.у., отражая сложную иерархию бюджетных взаимосвязей внутри страны, включает в себя 3 составляющие: бюджетную систему; бюджетные права, к-рыми наделяются органы публичной власти соответств. уровня (федеральные, субфедеральные, муниципальные); принципы разграничения, распределения и перераспределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов. Б.у. четко определяет разницу между экономич., правовой и плановой формами бюджета, раскрывает соотношение между разл. видами бюджетов (федеральным, областным, краевым, городским, консолидированным и т.д.), показывает значение и содержание бюджетной классификации, устанавливает принципы формирования бюджетов (полноты отражения доходов и расходов бюджета, сбалансированности и т.д.) и основы их функционирования. Дальнейшее совершенствование бюджетного устройства России на принципах федерализма заложено в «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.», принятой Правительством РФ 15 авг. 2001

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
организация бюджетной системы и принципы ее построения. Б. у. в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации (см. Бюджет консолидированный). Основополагающие принципы Б. у. России закреплены Конституцией и специальным бюджетным законодательством. Бюджетная система определяется как основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета России, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований России. В структуре бюджетной системы Российской Федерации в качестве самостоятельных выделяются: республиканский бюджет России, бюджеты республик в составе России, бюджеты автономной области и округов, краевые, областные, Москвы и СанктПетербурга, городские, районные бюджеты, районные бюджеты в городе, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Все части бюджетной системы взаимосвязаны, и их функционирование непосредственно зависит от государственного устройства. В соответствии с Законом РСФСР «06 основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» Б. у. признается важнейшим структурообразующим элементом государственной власти. Это диктует необходимость дальнейшей демократизации и децентрализации бюджетного процесса, наделения бюджетов республик в составе России, краев и областей финансовой самостоятельностью. Она основывается прежде всего на формировании собственных доходных источников, а также на долговременной нормативной базе во взаимоотношениях между бюджетами по вертикали, соблюдении сбалансированности бюджетов. Через бюджетную систему государство перераспределяет финансовые ресурсы в целях выравнивания уровня социально-экономического развития регионов путем установления нормативов по регулирующим доходным источникам и оказания безвозмездной помощи в виде дотаций из бюджета и субвенций.

Источник: Рыночная экономика. Словарь.-М. Республика 1993.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
организация бюджетной системы, принципы ее построения. Б. у. в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему России. В Б. у. Российской Федерации как самостоятельные части включаются: республиканский бюджет России, республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные, бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Бюджетная система едина. Единство обеспечивается единой право-вой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюд-жетов Российской Федерации и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику. Республиканский бюджет РФ, республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно Верховными Советами республик в составе РФ, местными Советами народных депутатов в рамках законодательства Российской Федерации.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах - и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально - экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно - налоговой политики государства.
Основными принципами бюджетного устройства Российской Федерации являются:
1) принцип единства бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
3) принцип самостоятельности бюджетов - а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;
4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов - все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;
5) принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
6) принцип эффективности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
7) принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов; открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами;
8) принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально - экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
9) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Источник: Экономический словарь

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
1.17 мб

Бюджетное устройство Франции

Абальмаз В.В.
В данной статье проведена характеристика статьи о бюджетном устройстве Франции. Рассматривается зависимость государственного бюджета от экономической структуры государства Франции
Читать PDF
138.49 кб

Концепция правового статуса субъектов бюджетного устройства

Пешкова Христина Вячеславовна
Статья посвящена особой характеристике правового статуса государства и муниципальных образований бюджетной компетенции (бюджетным правам и обязанностям).
Читать PDF
75.96 кб

Анализ состояния бюджетного устройства Российской Федерации

Бандурин В. В., Щедров В. И.
В статье проведен анализ бюджетного устройства Российской Федерации. Рассмотрены элементы бюджетного устройства и типы бюджетного федерализма.
Читать PDF
172.65 кб

Управленческие процедуры: инструментарий бюджетного устройства государства

Пешкова Х.В.
Статья посвящена исследованию государственного управления в области финансов, в частности управления бюджетом.
Читать PDF
272.48 кб

Правовая характеристика элементов бюджетного устройства Российской Федерации

Литвиненко Александр Николаевич, Самойлова Людмила Константиновна
Рассмотрена базовая категория российского бюджетного права «бюджетное устройство». Перечислены и охарактеризованы законодательно обособленные структурные элементы бюджетного устройства Российской Федерации.
Читать PDF
350.98 кб

Реализация принципа разделения властей в сфере бюджетного устройства государства

Пешкова Христина Вячеславовна
Статья посвящена исследованию особенностей проявления принципа разделения властей в сфере бюджетного устройства современного российского государства.
Читать PDF
261.68 кб

Правовая характеристика элементов бюджетного устройства Российской Федерации (часть 2)

Александр Николаевич Литвиненко, Людмила Константиновна Самойлова
Рассмотрена базовая категория российского бюджетного права — «бюджетное устройство». Перечислены и охарактеризованы законодательно обособленные структурные элементы бюджетного устройства Российской Федерации.
Читать PDF
270.42 кб

К вопросу о территориальной организации и бюджетном устройстве в городских муниципалитетах

Пакшенкова Светлана Викторовна
Представлен исторический обзор переломных моментов в становлении местного самоуправления (МСУ).
Читать PDF
474.08 кб

Влияние характеристики административно-территориального устройства на механизм выравнивания бюджетно

Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И.
Красноярский край одна из крупнейших единиц административного деления России, его площадь составляет 2 339,7 тыс. км2 (13,7% от площади территории РФ).
Читать PDF
277.10 кб

Устройство бюджетной системы: понятие и соотношение с бюджетным устройством как финансовоправовой ка

Бочкарева Екатерина Александровна
В статье анализируются имеющиеся в науке финансового права подходы к определению категории «бюджетное устройство» и его соотношению с категорией «бюджетная система».