БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических отношения и нормах законодательства.
Источник: Капитал. Энциклопедический словарь
Бюджетная система
основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность бюджетов (республиканского, местных), включаемых в нее самостоятельными частями.
Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.
СИСТЕМА БЮДЖЕТНАЯ
совокупность бюджетов публично-правовых образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством.
Источник: Актуальный словарь современной экономики
Система Бюджетная
англ. budget systems совокупность
всех бюджетов государства. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местный бюджеты; в федеративных есть еще бюджеты членов федерации.
Источник: Бизнес-словарь
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, разрабатываемых, утверждаемых и исполняемых органами государственной власти или местного самоуправления всех уровней.
Источник: Термины рыночной экономики
Бюджетная система
основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Б.с. РФ включает три звена - федеральный бюджет, бюджеты 89 субъектов Федерации, около 29 тысяч местных бюджетов.
Источник: Современный экономический словарь-справочник.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
по бюджетному законодательству РФ основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ.
Источник: Большой финансовый словарь
Бюджетная система
основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджета. Органы государственного управления, составляющие и реализующие государственные бюджеты, контролирующие поступление доходов и расходование бюджетных средств, вся сфера нормативного регулирования этих процессов.
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении учреждений. Б. с. РФ включает в себя государственный бюджет и бюджеты входящих в Федерацию административно-государственных образований, находящихся между собой в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.
Источник: Экономический словарь.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
совокупность всех видов бюджетов и внебюджетных фондов, связанных между собой определенными, установленными законом взаимоотношениями. Бюджетная система может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных государствах бюджетная система, как правило, двухзвенная: центральное звено и местные бюджеты; в федеративных есть еще среднее звено – бюджеты членов федерации.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
(англ. budget systems) – совокупность всех бюджетов страны. Основывается на политическом строе общества и экономической системе государства, его административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные принципы построения Б. с., ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризуют бюджетное устройство страны. Б. с. может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные бюджеты; в федеративных есть еще среднее звено – бюджеты членов федерации.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Бюджетная система
(Budget system) - в широком смысле этот термин трактуется как основанная на экономических отношениях, соответствующем типе государственного устройства и нормах права совокупность централизованных и децентрализованных бюджетов, входящих в их состав образований, а также внебюджетных фондов органов власти всех уровней государственного управления, включающая, кроме того, соответствующие каждому бюджетному уровню виды налогов, сборы, расходные обязанности и межбюджетные трансферты. В более узком понимании бюджетная система трактуется как совокупность всех бюджетов страны.
Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность бюджетов (республиканского, местных), включаемых в нес самостоятельными частями. Ее е д и и - ство обеспечивается: единой законодательной базой и формой бюджетной документации; использованием единой бюджетной классификации (обязательной единой группировкой доходов и расходов); предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего на следующий уровень бюджетов, единой денежной системой. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. См. Дефицит бюджета, Секвестр, Бюджет государственный.
Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.
СИСТЕМА, БЮДЖЕТНАЯ
основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ. Можно выделить три группы видов бюджетов, входящих в Б.с. РФ: федеральный бюджет, бюджета субъектов РФ и местные бюджеты административно-территориальных образований РФ. Каждая группа включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ в целом. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования. Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории. Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение. Роль каждого вышестоящего бюджета заключается и в том, что он выступает своеобразным гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет, если последний не обеспечивает финансирование такого минимума.
Источник: Большой бухгалтерский словарь
Бюджетная система
совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах. Характер бюджетной системы определяется социальноэкономическим и политическим строем страны, а ее организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства.
Характерной чертой бюджетной системы капиталистических стран является наличие многочисленных автономных бюджетов отдельных организаций, внебюджетных смет и фондов, не подлежащих утверждению парламентами, что позволяет монополистическому капиталу бесконтрольно использовать средства государственной казны в своих интересах.
В СССР бюджетная система включала союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты. Каждый край, область, автономная область, национальный округ, район, город, поселковый Совет и сельский Совет имели свой местный бюджет, утверждавшийся соответствующим Советом депутатов трудящихся. Общее количество бюджетов, объединяемых бюджетной системой СССР, составлял почти 50 тыс.
Направления и величина расходов различных бюджетов определялись задачами и функциями союзных, республиканских и местных органов власти, закрепленных Конституцией СССР и союзных республик, и др. законодательными актами. Из союзного бюджета СССР финансировались отрасли хозяйства и культуры, находившиеся в подчинении союзных органов и имевшие общесоюзное значение, а также расходы на оборону страны, общесоюзные органы государственной власти и управления. Из государственных бюджетов союзных республик финансировались отрасли, подчиненные республиканским органам, из местных бюджетов – в основном отрасли местного хозяйства и расходы социально-культурных учреждений, обслуживавших население отдельных местностей.
Источник: Краткий тематический политэкономический словарь
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно - территориальном делении. Социально - экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует бюджетное устройство страны. Бюджетная система может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также среднее звено - бюджеты членов федерации (например, в Российской Федерации - субъектов Федерации, в США - штатов, в ФРГ - земель, в Швейцарии - кантонов и т. д.).
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность всех бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права Российской Федерации и ее субъектов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет РФ и государственные федеральные внебюджетные фонды; второй уровень - бюджеты субъектов РФ и государственные территориальные внебюджетные фонды; третий уровень - местные бюджеты. Бюджетная система РФ децентрализована: входящие в ее состав бюджеты самостоятельны: вертикаль исполнительной власти, предусмотренная Конституцией РФ, не распространена на бюджетную систему. В структуре бюджетной системы Российской Федерации в качестве самостоятельных звеньев выделяются: федеральный бюджет РФ; бюджеты 89 субъектов Федерации; различные категории местных бюджетов (бюджеты районов, городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов). Несмотря на самостоятельность бюджетов, все уровни бюджетной системы тесно взаимосвязаны между собой, и функционируют на единых принципах. Организация бюджетной системы России основывается на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности, адресности и целевого характера бюджетных средств. (Более подробно см.: «Бюджетное устройство».)
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Особое место в бюджетной системе РФ занимают консолидированные бюджеты, используемые в качестве информационной базы о состоянии и тенденциях развития бюджетной системы, а также государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющие социальную и экономическую направленность, используемые в целях перераспределения доходов общества в интересах отдельных социальных слоев населения.
Источник: Экономический словарь
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Различия в государственном устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обусловливают наличие разных видов бюджетных систем. Различают прежде всего бюджетные системы унитарных и федеративных государств: первые включают два уровня бюджетной системы – центральный бюджет и звено местных бюджетов; вторые – три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Уровни (или звенья) бюджетной системы зависят от наличия в стране разных уровней государственного и муниципального управления; звено бюджетной системы соответствует уровню управления. Верхний уровень бюджетной системы и в унитарных, и в федеративных государствах представлен всегда одним бюджетом – бюджетом центрального правительства в унитарных государствах или федеральным бюджетом в федеративных государствах. 2-й уровень бюджетной системы, как и 3-й, представлен разными видами бюджетов в зависимости от специфики тех государственных и муниципальных образований, к-рые обусловливают различия в государственном устройстве конкретных стран. Т.о., вид бюджета всегда связан с конкретным органом власти, основной финансовой базой деятельности к-рого он является. В государствах с федеративным устройством бюджеты среднего звена бюджетной системы могут соотноситься с федеральным бюджетом по-разному: либо в соответствии с принципом равенства бюджетов субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом (симметричная федерация с симметричными бюджетными правами субъектов федерации); либо, наоборот, взаимоотношения субъектов федерации с федеральным центром характеризуются неравенством (асимметричная модель бюджетной системы федеративного государства). Существенные различия в организации и характере функционирования бюджетных систем имеются в государствах с либерально-демократической и административно-командной системами управления. В первых важнейшим принципом построения бюджетной системы является самостоятельность каждого бюджета, обусловленная широкими демократическими правами каждого органа власти; в государствах с административно-командной системой управления бюджетная система строится на принципе единства, когда каждый бюджет выступает как часть единого государственного бюджета страны, а потому не может быть самостоятельным, и принципе централизма, означающем не только высокую степень централизации бюджетных средств на верхнем уровне бюджетной системы, но и почти безграничные возможности перераспределения ден. средств между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов на основе централизованно принимаемых решений. Именно такой была бюджетная система быв. СССР, базировавшаяся на принципах единства и централизма. В демократических государствах, характеризующихся рыночными методами хозяйствования, бюджетные системы могут различаться степенью самостоятельности каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны. В зависимости от этого различают бюджетные системы американского и западно-европейского типа. В первых самостоятельность каждого бюджета доведена до ее логического завершения, так что бюджеты внутри системы американского типа являются не только самостоятельными, но и автономными; здесь принцип «один налог – один бюджет» реализуется полностью. В бюджетных системах западноевропейского типа самостоятельность каждого бюджета органично сочетается с возможностью получения органами власти 2-го и 3-го уровней стабильной финансовой помощи из др. бюджетов при наличии резких колебаний в уровне социальной обеспеченности граждан по территории страны. В таких бюджетных системах (напр., в ФРГ) используют методы бюджетного выравнивания социальной обеспеченности граждан разных территорий, что обусловлено социально-ориентированной моделью экономики. Бюджетная система страны, подобно расширенному бюджету, может быть представлена в расширенном варианте – тогда в нее входит не только совокупность бюджетов всех уровней, но и свод внебюджетных фондов. Понятие расширенной бюджетной системы используется в практике международных сопоставлений, когда наряду с чисто бюджетными показателями важно учесть количеств. параметры внебюджетных фондов (см. Бюджет консолидированный)
Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь