БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических отношения и нормах законодательства.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

Бюджетная система
основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность бюджетов (республиканского, местных), включаемых в нее самостоятельными частями.

Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.

СИСТЕМА БЮДЖЕТНАЯ
совокупность бюджетов публично-правовых образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

Система Бюджетная

англ. budget systems совокупность
всех бюджетов государства. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местный бюджеты; в федеративных есть еще бюджеты членов федерации.

Источник: Бизнес-словарь

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, разрабатываемых, утверждаемых и исполняемых органами государственной власти или местного самоуправления всех уровней.

Источник: Термины рыночной экономики

Бюджетная система
основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Б.с. РФ включает три звена - федеральный бюджет, бюджеты 89 субъектов Федерации, около 29 тысяч местных бюджетов.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
по бюджетному законодательству РФ основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ.

Источник: Большой финансовый словарь

Бюджетная система
основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджета. Органы государственного управления, составляющие и реализующие государственные бюджеты, контролирующие поступление доходов и расходование бюджетных средств, вся сфера нормативного регулирования этих процессов.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении учреждений. Б. с. РФ включает в себя государственный бюджет и бюджеты входящих в Федерацию административно-государственных образований, находящихся между собой в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Источник: Экономический словарь.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
совокупность всех видов бюджетов и внебюджетных фондов, связанных между собой определенными, установленными законом взаимоотношениями. Бюджетная система может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных государствах бюджетная система, как правило, двухзвенная: центральное звено и местные бюджеты; в федеративных есть еще среднее звено – бюджеты членов федерации.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
(англ. budget systems) – совокупность всех бюджетов страны. Основывается на политическом строе общества и экономической системе государства, его административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные принципы построения Б. с., ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризуют бюджетное устройство страны. Б. с. может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные бюджеты; в федеративных есть еще среднее звено – бюджеты членов федерации.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Бюджетная система
(Budget system) - в широком смысле этот термин трактуется как основанная на экономических отношениях, соответствующем типе государственного устройства и нормах права совокупность централизованных и децентрализованных бюджетов, входящих в их состав образований, а также внебюджетных фондов органов власти всех уровней государственного управления, включающая, кроме того, соответствующие каждому бюджетному уровню виды налогов, сборы, расходные обязанности и межбюджетные трансферты. В более узком понимании бюджетная система трактуется как совокупность всех бюджетов страны.

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность бюджетов (республиканского, местных), включаемых в нес самостоятельными частями. Ее е д и и - ство обеспечивается: единой законодательной базой и формой бюджетной документации; использованием единой бюджетной классификации (обязательной единой группировкой доходов и расходов); предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего на следующий уровень бюджетов, единой денежной системой. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. См. Дефицит бюджета, Секвестр, Бюджет государственный.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

СИСТЕМА, БЮДЖЕТНАЯ
основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ. Можно выделить три группы видов бюджетов, входящих в Б.с. РФ: федеральный бюджет, бюджета субъектов РФ и местные бюджеты административно-территориальных образований РФ. Каждая группа включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ в целом. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования. Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории. Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение. Роль каждого вышестоящего бюджета заключается и в том, что он выступает своеобразным гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет, если последний не обеспечивает финансирование такого минимума.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

Бюджетная система
совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах. Характер бюджетной системы определяется социальноэкономическим и политическим строем страны, а ее организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства.
Характерной чертой бюджетной системы капиталистических стран является наличие многочисленных автономных бюджетов отдельных организаций, внебюджетных смет и фондов, не подлежащих утверждению парламентами, что позволяет монополистическому капиталу бесконтрольно использовать средства государственной казны в своих интересах.
В СССР бюджетная система включала союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты. Каждый край, область, автономная область, национальный округ, район, город, поселковый Совет и сельский Совет имели свой местный бюджет, утверждавшийся соответствующим Советом депутатов трудящихся. Общее количество бюджетов, объединяемых бюджетной системой СССР, составлял почти 50 тыс.
Направления и величина расходов различных бюджетов определялись задачами и функциями союзных, республиканских и местных органов власти, закрепленных Конституцией СССР и союзных республик, и др. законодательными актами. Из союзного бюджета СССР финансировались отрасли хозяйства и культуры, находившиеся в подчинении союзных органов и имевшие общесоюзное значение, а также расходы на оборону страны, общесоюзные органы государственной власти и управления. Из государственных бюджетов союзных республик финансировались отрасли, подчиненные республиканским органам, из местных бюджетов – в основном отрасли местного хозяйства и расходы социально-культурных учреждений, обслуживавших население отдельных местностей.

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно - территориальном делении. Социально - экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует бюджетное устройство страны. Бюджетная система может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также среднее звено - бюджеты членов федерации (например, в Российской Федерации - субъектов Федерации, в США - штатов, в ФРГ - земель, в Швейцарии - кантонов и т. д.).
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность всех бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права Российской Федерации и ее субъектов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет РФ и государственные федеральные внебюджетные фонды; второй уровень - бюджеты субъектов РФ и государственные территориальные внебюджетные фонды; третий уровень - местные бюджеты. Бюджетная система РФ децентрализована: входящие в ее состав бюджеты самостоятельны: вертикаль исполнительной власти, предусмотренная Конституцией РФ, не распространена на бюджетную систему. В структуре бюджетной системы Российской Федерации в качестве самостоятельных звеньев выделяются: федеральный бюджет РФ; бюджеты 89 субъектов Федерации; различные категории местных бюджетов (бюджеты районов, городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов). Несмотря на самостоятельность бюджетов, все уровни бюджетной системы тесно взаимосвязаны между собой, и функционируют на единых принципах. Организация бюджетной системы России основывается на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности, адресности и целевого характера бюджетных средств. (Более подробно см.: «Бюджетное устройство».)
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Особое место в бюджетной системе РФ занимают консолидированные бюджеты, используемые в качестве информационной базы о состоянии и тенденциях развития бюджетной системы, а также государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющие социальную и экономическую направленность, используемые в целях перераспределения доходов общества в интересах отдельных социальных слоев населения.

Источник: Экономический словарь

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Различия в государственном устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обусловливают наличие разных видов бюджетных систем. Различают прежде всего бюджетные системы унитарных и федеративных государств: первые включают два уровня бюджетной системы – центральный бюджет и звено местных бюджетов; вторые – три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Уровни (или звенья) бюджетной системы зависят от наличия в стране разных уровней государственного и муниципального управления; звено бюджетной системы соответствует уровню управления. Верхний уровень бюджетной системы и в унитарных, и в федеративных государствах представлен всегда одним бюджетом – бюджетом центрального правительства в унитарных государствах или федеральным бюджетом в федеративных государствах. 2-й уровень бюджетной системы, как и 3-й, представлен разными видами бюджетов в зависимости от специфики тех государственных и муниципальных образований, к-рые обусловливают различия в государственном устройстве конкретных стран. Т.о., вид бюджета всегда связан с конкретным органом власти, основной финансовой базой деятельности к-рого он является. В государствах с федеративным устройством бюджеты среднего звена бюджетной системы могут соотноситься с федеральным бюджетом по-разному: либо в соответствии с принципом равенства бюджетов субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом (симметричная федерация с симметричными бюджетными правами субъектов федерации); либо, наоборот, взаимоотношения субъектов федерации с федеральным центром характеризуются неравенством (асимметричная модель бюджетной системы федеративного государства). Существенные различия в организации и характере функционирования бюджетных систем имеются в государствах с либерально-демократической и административно-командной системами управления. В первых важнейшим принципом построения бюджетной системы является самостоятельность каждого бюджета, обусловленная широкими демократическими правами каждого органа власти; в государствах с административно-командной системой управления бюджетная система строится на принципе единства, когда каждый бюджет выступает как часть единого государственного бюджета страны, а потому не может быть самостоятельным, и принципе централизма, означающем не только высокую степень централизации бюджетных средств на верхнем уровне бюджетной системы, но и почти безграничные возможности перераспределения ден. средств между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов на основе централизованно принимаемых решений. Именно такой была бюджетная система быв. СССР, базировавшаяся на принципах единства и централизма. В демократических государствах, характеризующихся рыночными методами хозяйствования, бюджетные системы могут различаться степенью самостоятельности каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны. В зависимости от этого различают бюджетные системы американского и западно-европейского типа. В первых самостоятельность каждого бюджета доведена до ее логического завершения, так что бюджеты внутри системы американского типа являются не только самостоятельными, но и автономными; здесь принцип «один налог – один бюджет» реализуется полностью. В бюджетных системах западноевропейского типа самостоятельность каждого бюджета органично сочетается с возможностью получения органами власти 2-го и 3-го уровней стабильной финансовой помощи из др. бюджетов при наличии резких колебаний в уровне социальной обеспеченности граждан по территории страны. В таких бюджетных системах (напр., в ФРГ) используют методы бюджетного выравнивания социальной обеспеченности граждан разных территорий, что обусловлено социально-ориентированной моделью экономики. Бюджетная система страны, подобно расширенному бюджету, может быть представлена в расширенном варианте – тогда в нее входит не только совокупность бюджетов всех уровней, но и свод внебюджетных фондов. Понятие расширенной бюджетной системы используется в практике международных сопоставлений, когда наряду с чисто бюджетными показателями важно учесть количеств. параметры внебюджетных фондов (см. Бюджет консолидированный)

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
637.42 кб

Бюджетная система Новой Зеландии

Джон Зохраб
В Новой Зеландии существует система бюджетирования, ориентированного на результат.
Читать PDF
129.49 кб

БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА МОСКВЫ

Институт экономики РАН разрабатывает Стратегию социально-экономического развития Москвы до 2025 г. В работе участвуют ученые и специалисты ряда институтов РАН.
Читать PDF
102.13 кб

Изменения в системе бюджетного учета

Гарнов И. Ю.
В статье рассмотрены изменения, которые внесены в систему бюджетного учета (Инструкция № 148н) приказом Минфина России от 30.12.2009 № 152н, исходя из новых требований бюджетного и налогового законодательства.
Читать PDF
160.63 кб

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Виницина В.В.
В статье обсуждаются организация бюджетной системы РФ и степень централизации межбюджетных потоков. Представленный материал может заинтересовать преподавателей и студентов.
Читать PDF
136.46 кб

Безопасность бюджетной системы России

Мосалов С. М.
Проблема обеспечения национальной безопасности, особенно в период глубокого финансового, а затем и экономического кризиса 2008 г.
Читать PDF
597.96 кб

Кобинаторика рисков бюджетной системы

Гамукин В.В.
Предмет/тема. В статье отмечается, что текущая бюджетная ситуация в России складывается под воздействием целой системы бюджетных рисков. В отечественной научной литературе наработаны разнообразные классификации бюджетных рисков.
Читать PDF
289.30 кб

Реформування бюджетної системи України

Малишко В.В.
У статті охарактеризовано розвиток бюджетної системи України, проаналізовано напрями реформування бюджетної системи України, а також проблеми, які виникли у ході бюджетної реформи.
Читать PDF
2.09 мб

Комбинаторика рисков бюджетной системы

Гамукин В.В.
Предмет/тема. В статье отмечается, что текущая бюджетная ситуация в России складывается под воздействием целой системы бюджетных рисков. В отечественной научной литературе наработаны разнообразные классификации бюджетных рисков.
Читать PDF
2.18 мб

Система контроля бюджетной организации

В. В. Бурцев
Читать PDF
346.72 кб

Бюджетно-налоговая система государства

Горшенина Е.В.
Редакция журнала «Экономические исследования» продолжает публикацию материалов из третьего раздела учебного пособия по экономической теории Горшениной Е. В.
Читать PDF
69.36 кб

Бюджетная система как правовая категория

Образцова Ирина Александровна
Статья посвящена анализу категории «бюджетная система».
Читать PDF
25.80 мб

Перспективы развития бюджетной системы РФ

Каширина Марианна Валерьевна
Актуальность исследования бюджетной системы Российской Федерации заключается в том, что государственный бюджет является основным источником финансирования функций и деятельности государства, служит регулятором экономических процес
Читать PDF
247.75 кб

Проблемы развития бюджетной системы России

Селезнев Александр Захарович
Статья посвящена анализу позитивных тенденций в развитии бюджетной системы России, аргументации необходимости формирования ее человекоцентричной модели, ориентированной на реализацию конституционной нормы о социальности государств
Читать PDF
188.58 кб

Развитие системы бюджетных закупок в России

Маланичев Сергей Александрович
Рассматриваются основные направления и периоды развития системы государственных и муниципальных закупок, проводится сравнение программ, реализуемых при внедрении в бюджет программно-целевого метода планирования, предлагаются мероп
Читать PDF
316.53 кб

Пути стабилизации бюджетной системы Украины

Пешко А.В.
Розглянуто моделі бюджетної системи та основні завдання щодо реформування бюджетної системи. Аналізується питання становлення бюджетної системи України. Сформульовано шляхи її стабілізації.

Похожие термины:

  • ФЕДЕРАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

    (federal fiscal system) Бюджетная система федерации, включающая бюджеты отдельных штатов и федерального правительства. В рамках такой системы налоги взимаются, а расходы осуществляются на обоих уровнях. Ес
  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Б
  • Бюджетная система Российской Федерации

    совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

    совокупность бюджетов всех адм.-терр. единиц, связанных между собой и имеющих определ., установленные законом взаимоотношения. Базируется на социалистич. системе х-ва и обществ. собственности на с
  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

    совокупность бюджетов адм.-терр. единиц гос-ва, а также бюджетов самостоятельных в финанс. отношении гос. учреждений, основанная на экономич. отношениях и юридич. нормах. Построение бюджетной систе