БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Найдено 1 определение
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
совокупность бюджетов всех адм.-терр. единиц, связанных между собой и имеющих определ., установленные законом взаимоотношения. Базируется на социалистич. системе х-ва и обществ. собственности на средства произ-ва, что создаёт возможность планомерного сочетания финанс. потребностей центр. и местных органов власти.
Бюджетная система в СССР. 5-й Всеросс. съезд Советов (июль 1918) зафиксировал принцип единства гос. бюджета с разграничением общегос. и местных доходов и расходов (см. также Бюджеты государственные социалистических стран). В 1922, после образования СССР, основы бюджетного устройства СССР были установлены Конституцией СССР, к-рая определила осн. принципы распределения доходов и расходов между бюджетами. Важное значение в развитии бюджетной системы СССР имели Положение о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утверждённых ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927, Постановление ЦИК и СНК СССР от 21 дек. 1931 «О республиканских и местных бюджетах» и др. Бюджетная система СССР определяется тем, что СССР по гос. устройству является союзным гос-вом - федерацией. Соответственно гос. бюджет СССР объединяет союзный бюджет, гос. бюджеты союзных республик, авт. республик, бюджеты краёв, областей, округов, р-нов, городов, посёлков; в общие итоговые суммы гос. бюджета включается также бюджет гос. социального страхования. Бюджетное устройство регулируется Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик от 30 окт. 1959.
Гос. бюджеты союзных республик - это самостоят. бюджеты, утверждаемые по отд. видам доходов и расходов Верховными Советами союзных республик. С 1955 при утверждении гос. бюджета СССР Верховный Совет СССР устанавливает бюджеты союзных республик лишь в общей сумме доходов и расходов. Гос. бюджеты союзных республик в свою очередь делятся на респ. бюджеты, гос. бюджеты авт. республик и местные бюджеты (краевые или областные, городские, районные, бюджеты сел. и поселковых советов), утверждаемые соответствующими местными Советами (см. схему). Общее количество бюджетов, объединяемых бюджетной системой СССР, составляет почти 50 тыс.

Все доходы гос. бюджета принадлежат гос-ву в целом, и распределение их между отд. бюджетами производится с учётом общих задач коммунистич. строительства, на основе балансирования доходов и расходов. Расходы каждого бюджета определяются в соответствии с теми задачами, которые поставлены государством в области развития пром-сти, с. х-ва, поднятия материального и культурного уровня трудящихся.
Бюджетная система других социалистич. стран. Как правило, бюджетная система в др. социалистич. странах двухзвенная; она состоит из центр. бюджета и местных бюджетов. В Болгарии - это окружные (гор.) бюджеты и бюджеты общин, в Румынии - респ. бюджет (включающий и бюджет социального страхования) и бюджеты местных органов власти, в Чехословакии - центр. бюджет, местные бюджеты чешских областей и гос. бюджет Словакии (объединяющий бюджеты словацких центр. ведомств и местные бюджеты словацких областей), в Югославии - бюджет федерации, бюджеты отд. республик (членов федерации) и бюджеты местных органов, в КНДР - бюджеты провинций и уездов (городов), в МНР - аймачные бюджеты и бюджеты сомонов. Т. о., во всех социалистич. странах каждая адм. единица имеет свой самостоят. бюджет, ведущая же роль принадлежит центр. бюджетам, на долю к-рых приходится в среднем ок. 3/4 всех расходов гос. бюджетов. Во всех социалистич. странах происходит расширение прав местных органов власти и соответствующий рост доли доходов местных бюджетов в едином гос. бюджете страны.
В 1949 - 52 в социалистич. странах были проведены бюджетные реформы, в результате к-рых в гос. бюджеты были включены местные бюджеты и бюджеты гос. социального страхования, ранее не входившие в состав центр. бюджета. Проведение бюджетной реформы было необходимо для обеспечения проведения единой финанс. политики гос-ва. За счёт средств центр. бюджетов в социалистич. странах обеспечивается финансирование осн. капитальных вложений в нар. х-во, осн. расходы на науку и культуру, финансирование обороны и содержание центр. органов гос. власти. В компетенцию местных бюджетов входит финансирование местного х-ва, удовлетворение бытовых нужд трудящихся, вопросы просвещения, здравоохранения и социального обеспечения. Права местных органов власти постоянно расширяются, что находит своё выражение в повышении доли местных бюджетов в едином гос. бюджете соответствующей страны.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.