БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Найдено 1 определение
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
совокупность бюджетов адм.-терр. единиц гос-ва, а также бюджетов самостоятельных в финанс. отношении гос. учреждений, основанная на экономич. отношениях и юридич. нормах. Построение бюджетной системы определяется структурой и характером взаимоотношений (субординацией) между отд. её звеньями. Б. с. к. с. характеризуется ограниченностью финанс. прав органов местного самоуправления. Разобщённость Б. с. к. с. выражается в том, что гос. бюджет не консолидирует финанс. ресурсы всех адм.-терр. единиц, хотя с усилением власти гос. монополистич. капитализма происходит бюрократия, централизация Б. с. к. с.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы гос. устройства. Так, бюджетная система унитарных гос-в (напр., Франции, Великобритании) состоит из двух звеньев - гос. бюджет и местные бюджеты. Бюджетная система федеративных гос-в включает наряду с гос. бюджетом и местными бюджетами третье звено: бюджеты штатов (США), кантонов (Швейцария), земель (ФРГ) и т. п. Компетенция федерального пр-ва определяется конституцией. Как правило, к ведению центр. пр-ва относится воен. дело, внеш. сношения, таможенная охрана границ, почта, телеграф, телефон, железные дороги (не во всех странах), система мер и весов, монетное дело и т. д. Соответственно определяются расходы и источники доходов федерального бюджета. Пр-ва, входящие в федерацию, составляют и утверждают свои бюджеты самостоятельно через собств. выборные органы. Совр. буржуазия стремится к расширению влияния центр. пр-ва, к утверждению приоритета федерального пр-ва в области гос. финансов. Если в эпоху возникновения федеративных гос-в расходы федерации покрывались т. н. матрикулярными взносами, т. е. членскими взносами гос-в, объединившихся в федерацию, а также за счёт доходов от таможен, почты и телеграфа, частично и от железных дорог (напр., в Германии), то в дальнейшем по мере милитаризации капиталистич. экономики и роста воен. расходов доходы из указанных источников не покрывали растущих расходов федерации в целом. Результатом этого явился процесс усиленной централизации гос. власти. Этот процесс ярко проявился в США после 1-й (1914 - 18) и особенно после 2-й (1939 - 45) мировых войн. Так, если принять за 100% сумму расходов всех трёх звеньев бюджетной системы США (федеральное пр-во, штаты и местные органы), то до 1-й мировой войны на долю федерального бюджета приходилось 23,1% общей суммы расходов, после 2-й мировой войны доля федерального бюджета возросла и составила 86,4% всей суммы бюджетов США. В процессе роста концентрации произ-ва, централизации капитала, усиления власти монополий всё большая часть источников доходов сосредоточивается в руках гос-ва и усиливается финанс. зависимость местных бюджетов от центра. Особенно это характерно для 50 - 60-х гг., когда местные бюджеты возрастали значительно быстрее, чем центр. бюджет, что объяснялось увеличением субсидий местным бюджетам из центра. В США уд. вес бюджетов штатов и местных бюджетов в общей сумме бюджетных расходов увеличился с 36,4% в 1950 до 43,9% в 1964; в Великобритании доля местных бюджетов выросла за эти годы с 17,8 до 24,2%; в Италии - с 22,8 до 25,4%; в Японии - с 13,6 до35,4%. Местные бюджеты всё шире используются в целях развития инфраструктуры, регулирования экономики.
Конституция ФРГ формально разграничивает бюджетные права между федерацией и землями. Так, законодательство по таможенным пошлинам и фискальным монополиям всецело находится в ведении федерации, а законодательство по налогам на потребление и обращение (за исключением налогов местного значения), налогам на доходы и на имущество, налогу с наследств и дарений, поимущественному и промысловому налогам относится к компетенции как федерации, так и земель. Фактически же компетенция земель в области бюджетного законодательства значительно ограничена. На основе налоговой реформы 1954 федеральные власти полностью сосредоточили в своих руках вопросы регулирования налогов на потребление и обращение, получили монопольное право в отношении налогов на доходы и имущество, налогов с наследства и дарений. Кроме того, федеральное пр-во обременяет земли и общины дополнит, расходами на содержание гос. аппарата, дорожное строительство (преимущественно воен. назначения), на содержание полиции и др. Возникающий при этом в бюджетах земель дефицит покрывается т. н. пособиями по выравниванию, к-рые являются эффективным средством давления федерального пр-ва на местные органы самоуправления.
В унитарных гос-вах бюджетная система централизована. Так, во Франции бюджет департамента составляется префектом (т. е. представителем центр. власти) и передаётся на рассмотрение ген. совета, который вотирует бюджет по статьям без права перевода средств из одной статьи в другую. Одобренный советом бюджет представляется префектом на утверждение Совета министров. Т. к. местные ресурсы, как правило, не перекрывают расходов департаментов,пр-во предоставляет им целевые дотации, а также передаёт в распоряжение департаментов процентные отчисления от гос. налогов. Всё это ставит департаменты в финанс. зависимость от центр. власти. В Великобритании, где местное самоуправление в своё время получило наибольшее развитие, гос. финансы также централизованы, а компетенция местных органов постоянно сокращается. Так, через центр. бюджет выделяются средства на все местные расходы (просвещение, социальное обеспечение, полиция, пожарная охрана, большая часть расходов на суд, здравоохранение и дорожное х-во). Муниципалитеты, гор. и сел. округа осуществляют только расходы на коммунальное и жилищное х-во. Для покрытия этих расходов им даются целевые правительств, дотации и субвенции. Часть местных расходов с согласия центр. органов власти покрывается путём выпуска займов, размещаемых через банки, сберегат. кассы и страховые компании.
Бюрократии, централизация, типичная для бюджетной системы капиталистич. стран, достигается за счёт более быстрого роста общегос. расходов и соответствующей концентрации финанс. ресурсов в руках центр. власти, что влечёт за собой рост финанс. зависимости местных органов власти от Центра и соответствующее сужение их бюджетных прав.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.