Бюджет

Найдено 57 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бюджет
централизованный фонд денежных ресурсов государства (свод доходов и расходов).

Источник: Экономическая теория: словарь основных терминов

Бюджет
Письменное изложение планов компании, выраженное в финансовых терминах (смета).

Источник: Словарь к руководству по финансовому менеджменту на предприятиях Украины, Alimenta (Италия)

Бюджет
это план будущих операций, выраженных в количественных (в основном денежном) измерителях.

Источник: Контроллинг для менеджеров

БЮДЖЕТ
форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Источник: Большой финансовый словарь

Бюджет (смета)
Финансовый план, намечающий индикативные показатели расходов, доходов и т.д. организации на определенный период.

Источник: Банковский словарь

Бюджет
план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона.

Источник: Основы менеджмента. Глоссарий к книге

БЮДЖЕТ
расчет денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период, утвержденный в законодательном порядке.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

Бюджет
(1) — метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Бюджет
сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти.

Источник: Словарь экономических терминов

Бюджет
подразумевается финансовый план доходов и расходов. т. е. поступление финансовых ресурсов, связанных с реализацией конкретного инвестиционного проекта.

Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013

БЮДЖЕТ
планирование краткосрочных доходов и расходов с целью достижения долгосрочных финансовых целей; Б. показывает ожидаемые расходы и доходы за определенный период времени.

Источник: Экономический словарь.

БЮДЖЕТ
1) роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период; 2) совокупность доходов и расходов лица, семьи за определенный период.

Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999

БЮДЖЕТ
(budget) — план доходов и расходов государства, фирмы, домашнего хозяйства на определённый срок.
См. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА, БЮДЖЕТ ФИРМЫ.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

бюджет
совокупность доходов и расходов государства, учреждения или отдельного хозяйства, вытекающих из плана их деятельности на известный период времени, обыкновенно на предстоящий год.

Источник: Справочный коммерческий словарь

Бюджет

Бюджет - в РФ - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

Бюджет

Детальная смета финансовой деятельности, например, рекламный бюджет (смета расходов на рекламу), план сбыта, бюджет капиталовложений (смета инвестиций в основной капитал).

Источник: Инвестиционный словарь проекта "k2kapital"

Бюджет
баланс денежных доходов (поступлений) и расходов (использования), составляемый для государства, местных органов управления, предприятий, учреждений, семей или отдельных лиц на определенный срок.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

Бюджет
(от от англ. budget – сумка, кошелек) – финансовый план, обеспечивающий взаимоувязку расходов организации с имеющимися (или возможными) доходами на определенный период времени, обычно на один год.

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь

Бюджет
(2) — особый вид финансового плана, каждая позиция (статья) которого представлена в формате «план-факт», что обеспечивает возможность оперативного контроля выполнения плана с заданным временным интервалом.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Бюджет
(англ. budget – сумка и ее содержание, запас) – роспись, смета денежных доходов и расходов государства, штата, республики, города, района, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный период времени.

Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.

БЮДЖЕТ
баланс денежных доходов и расходов субъектов хозяйственной деятельности (государства, республик, областей, предприятий, учреждений и т п.) на определенный период времени; утверждается в законодательном порядке.

Источник: Управление маркетингом. Словарь терминов. Изд-во Курганского гос. ун-та 2010

Бюджет
(бюджет времени) (3) — предположительное исчисление доходов и расходов организации или государства на определенный срок; распределение и структурирование доходов и расходов; распределение затрат, имеющихся ре сурсов.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

БЮДЖЕТ
1) роспись доходов и расходов государства на определенный период, утверждается в законодательном порядке; 2) совокупность ожидаемых или фактических доходов и расходов государства, учреждения, предприятия, лица или семьи за определенный период.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

Бюджет
(Budget) - общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов, их роспись за определенный период, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным пользователем бюджетных средств.

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

БЮДЖЕТ
сбалансированная смета доходов и расходов, составленная в денежном выражении на определенный период. Приходная и расходная части бюджета отражают источники формирования дохода и направления его расхода. Различают бюджет государственный, местный, городской и т.п.

Источник: Краткий словарь экономиста

БЮДЖЕТ
Схема денежных поступлений и расходов юридического или физического лица, которые они ожидают получить и истратить в будущем периоде времени (плановый бюджет) или фактически получают и тратят в настоящий период (текущий бюджет). Имеет форму сбалансированной сметы доходов и расходов.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

Бюджет
(фр. budget) – информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности. Также иногда называется Планом по прибыли (profit plan).

Источник: Словарь по менеджменту.

Бюджет
от англ. budget - бюджет) - баланс денежных доходов (поступлений) и расходов (использования) того или иного хозяйствующего субъекта, органа власти, общественной организации. Выделяют бюджет государственный, субъектов Федерации, местный, консолидированный (сводный), федеральный, семейный и т.д.

Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Бюджет
(budget) - смета, документ, содержащий количественные (денежные) показатели доходов и расходов компании (предприятия) для определенного периода времени. Б. устанавливает ориентиры деятельности, помогает координировать ее и облегчает контроль (который обычно основывается на сравнении фактических затрат с данными бюджета).

Источник: Оценка бизнеса. Словарь-справочник.

Бюджеты (бюджет)

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). (нл.) ст. 11 НК РФ Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. ст. 6 БК РФ

Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016

БЮДЖЕТ
(budget) 1. Финансовый план, намечающий желаемые показатели доходов, расходов и т.п. организации на определенный период. 2. Британский финансовый план на предстоящий год, представляемый на обсуждение в парламент, обычно в марте или апреле, Канцлером Казначейства. Содержит экономические прогнозы и предполагаемые изменения в налогообложении на предстоящий год.

Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь

БЮДЖЕТ
в экономике это роспись доходов и расходов субъекта хозяйствования за определенный период времени, как правило, за год. Используется для учета имеющихся и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия. В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в том числе, региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Бюджет
раскладка доходов и расходов государства на определенный срок (обычно на год), утвержденная высшим законодательным органом. Употребляется как определение возможных расходов и доходов учреждения, предприятия, семьи и т. д. В условиях социализма государственный бюджет служит интересам всего народа, в то время как бюджеты капиталистических стран являются средством дальнейшего обогащения монополий, усиления эксплуатации трудящихся масс.

Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов

Бюджет
это план в денежном выражении, показывающий величину дохода, расхода, необходимые для достижения поставленной цели предприятия Поскольку в английском языке используется слово «бюджет», от него вся процедура называется бюджетирование, а в России распространен термин «план» и вся процедура его составления называется планирование. Поэтому «план» и «бюджет» по смыслу являются очень близкими, в большинстве случаев фактически являются взаимно заменяемыми.

Источник: Бюджетирование.

БЮДЖЕТ
(англ. budget) – роспись денежных доходов (поступлений) и расходов (использования), составляемая для государства, местных органов управления, предприятий, учреждений, семей или отдельного лица на определенный период (год, квартал, месяц). Приходная и расходная части Б. содержат указания на источники поступления и направления расходования средств. Если расходы превышают доходы, то баланс Б. сведен с дефицитом. Превышение же доходов над расходами образует положительный остаток.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

БЮДЖЕТ
[budget] — оперативный финансовый план, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по отдельным финансовым операциям или инвестиционным проектам. Разработка бюджетов характеризуется термином «бюджетирование» [budgeting] и направлена на решение двух основных задач: а) определение объема и состава расходов; б) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников. В практике финансового менеджмента используются два основных вида бюджетов — капитальный и текущий.

Источник: Основы финансового менеджмента. Глоссарий 1999 г.

бюджет
1) детальный план (предполагаемые размеры) расходов и доходов правительства на новый финансовый год; 2) прогноз финансового положения предприятия (компании) в течение определенного периода; расчет материальных затрат и потребностей; обычно расчет идет от бюджета производства и материальных затрат к наличному бюджету и далее - к расчетному балансу компании и счету прибылей; 3) смета расходов и доходов по проекту, мероприятию; см. balanced budget; capital budget; cash budget; 4) экономичный, на основе продуманного бюджета, дешевый (напр., бюджетный отдых (budget holiday)).

Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006

бюджет
смета документ, содержащий количественные показатели для определенного периода времени. Может включать запланированные доходы, расходы, активы, обязательства и денежные потоки. Бюджет устанавливает для организации ориентиры, помогает координировать вес виды деятельности и облегчает контроль. Для целей планирования используется жесткий обобщающий бюджет (master budget), а контроль обычно осуществляется путем сравнения фактических затрат с данными гибкого бюджета (flexible budget). См. zero-based budgeting. rolling/continuous budget, participative budgeting, negotiated budget.

Источник: Управленческий учет. Официальная терминология CIMA. ФБК-Пресс. 2004

БЮДЖЕТ
(англ. budget - сумма и ее содержание, запас) - роспись, смета денежных доходов и расходов государства (города, района, учреждения), семьи или отдельного лица на определенный период времени (год, квартал, месяц). Его приходные и расходные части содержат указания на источники поступления и направления расхода средств. Превышение расходной части над доходной означает бюджетный дефицит и характеризует неустойчивое положение финансов. Превышение доходов над расходами образует положительный остаток. Термин применяется и к распределению затрат времени. См. Бюджет времени, Бюджет государственный, Бюджетная система.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

БЮДЖЕТ
подробный план, в котором отражаются доходы и расходы в течение установленного срока.
* бюджет маркетинговый – смета расходов компании на всю маркетинговую деятельность. Например, расходы на маркетинговые исследования, по продвижению товара или торговой марки, созданию и поддержанию своего имиджа и т.д.;
* бюджет рекламный – размер и структура финансовых средств, предназначенных для осуществления рекламной деятельности;
* бюджетирование – постоянно действующая система финансового планирования в организациях, определяющая организационные доходы и расходы в течение определенного временного периода.

Источник: Глоссарий по маркетингу 2013 г.

БЮДЖЕТ
1. роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период, утвержденная в установленном порядке. Б. является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого составляется бюджет, различают государственный, региональный, местный (муниципальный), семейный (потребительский)бюджеты. Правомерно говорить и о бюджете предприятия, фирмы, составленном в форме плана, балансадоходов и расходов, прогноза финансового положения предприятия; 2. смета расходов по проекту.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

Бюджет
это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач функций местного самоуправления.
Городские активы – совокупность принадлежащих различным собственникам локализованных на конкретной территории материальных активов, выступающих как единство производственных, в т.ч. трудовых, жилищных, инфраструктурных и финансовых фондов
и нематериальных активов, выраженных в имидже города, его кредитном рейтинге и авторитете, уровне интеллектуального развития, образования и профессиональной подготовке населения, созданном инновационном заделе, степени правового и институционального развития, потребительской активности, состоянии общественного мнения, характере ожидания бизнес среды, граждан и пр.

Источник: Словарь терминов по экспертизе и управлению недвижимостью

БЮДЖЕТ

имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Чаще всего бюджет составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия, но существуют и бюджеты времени, в которых сопоставляется располагаемое время и расходуемое. Бюджет является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого составляется бюджет, различают государственный, региональный, местный (муниципальный), семейный (потребительский) бюджеты. Правомерно говорить и о бюджете предприятия, фирмы, составленном в форме баланса доходов и расходов.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

БЮДЖЕТ
выраженная в денежной сумме смета (роспись) доходов и расходов на определенный период — год, квартал, месяц и т. д. Виды бюджетов разнообразны: бюджеты государств, местных самоуправлений, городов и т. д. Бюджет всегда выступает в форме внешне сбалансированной сметы доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то бюджет сводится с недостатком (дефицитом). Если доходы превышают расходы, то бюджет сводится с положительным остатком. Социально-экономическая природа государственного бюджета любой страны, структура бюджетных доходов и расходов, назначение и влияние бюджета на экономическую и политическую жизнь страны определяются общественным строем, характером экономических законов (см. Государственный бюджет при капитализме, Государственный бюджет при социализме). Экономическая наука и статистика исследуют также личные бюджеты, бюджеты семей трудящихся, которые отражают размеры и структуру их доходов и расходов (см. Бюджетный набор, Прожиточный минимум).

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

БЮДЖЕТ
(англ. budget — букв.: денежная сумка) — таблица, в одной части которой указаны денежные доходы, а в другой — расходы за тот же период времени. Так что бюджет — это роспись, смета денежных расходов и доходов, составляемая для того, чтобы заранее знать источники доходов и направления расходов денег и достичь их соответствия, баланса. Бюджет можно назвать денежным планом семьи (семейный бюджет), организации (бюджет предприятия), города, территории (региональный бюджет), страны (государственный бюджет). Если в составленном бюджете ожидаемые доходы меньше намеченных расходов, то бюджет построен с дефицитом, равным разности между величиной расходов и доходов; если в бюджете доходы превышают расходы, то налицо профицит, равный разности между доходами и расходами. Государственный бюджет обычно составляется на один год и утверждается законодательными органами страны. Государственный бюджет может быть составлен и принят с определенным дефицитом, составляющим от 5 до 20 % доходной части бюджета.

Источник: Школьный экономический словарь. 1999 г.

БЮДЖЕТ
сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период - год, квартал, месяц. Если расходная часть превышает доходную, то бюджет сводится с дефицитом (недостатком). Превышение доходов над расходами образует положительный остаток бюджета. Бюджеты бывают различных видов: государств, местных самоуправлений, городов и т. д. Социально-экономическая природа государственного бюджета, структура его доходов и направление расходов, роль бюджета в экономической и политической жизни страны определяются характером общественного и государственного строя. В буржуазных странах государственный бюджет используется в интересах обогащения и укрепления господства прежде всего крупного капитала, милитаризации экономики и гонки вооружений, усиления эксплуатации и подавления трудящихся масс. В социалистических странах государственный бюджет направлен на развитие народного хозяйства, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, на подъем материального и культурного уровня жизни всех трудящихся, на укрепление обороноспособности социалистического государства. В противоположность бюджету капиталистических стран, где основным источником доходов являются налоги на трудящиеся массы, в социалистических странах решающими источниками доходов государственного бюджета выступают доходы от социалистических предприятий. Экономической наукой исследуются также бюджеты семей трудящихся, в которых отражаются объем и структура их доходов и расходов.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

Бюджет

Бюджет – смета доходов и расходов частного лица, организации или государства в целом, устанавливаемая на определенный временной период - как правило, на год. Бюджет представляет собой финансовый план, при помощи которого можно прогнозировать будущие поступления и затраты.


Исходя из того, для кого определяется бюджет, он может быть


государственным; бюджетом организации; семейным (бюджетом домохозяйства).

Кроме того, понятие бюджета часто используется и в узкоспециализированном контексте. Например, бюджет отдельно взятого проекта – план доходов и расходов, непосредственно связанных, предположим, с выпуском той или иной новой продукции или предложением на рынке новой услуги. Бюджет фильма – список предстоящих затрат на съемки.


Бюджетное планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Применительно к банковской сфере им можно считать сметы предстоящих денежных поступлений и платежей, причем как в совсем краткосрочной перспективе – расчеты «сегодня», «завтра», так и на достаточно длительный период – один, три, шесть и более месяцев.


При помощи бюджетирования денежных потоков кредитные организации планируют и контролируют свою ликвидность.


Доходы и расходы в бюджете могут быть выражены в денежных единицах, а также в процентах. Например, статьи расходов часто определяются как процент от доходов. Кроме того, затраты могут напрямую зависеть от поступлений. Так, существует понятие БОР («бюджет, ориентированный на результат») - методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми показателями.

Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru

БЮДЖЕТ
(англ. budget - сумка) - 1) роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке; 2) предположительное исчисление доходов и расходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок, как правило, на год; 3) централизованная форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В федеративном государстве бюджеты представлены тремя уровнями: федеральным, региональным (субъект федерации), местным бюджетом (муниципальное образование). Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет, расчеты по которому используются в процессе макроэкономического прогнозирования, финансового и налогового планирования. Бюджет - это финансовый план, состоящий из доходов и расходов. К доходам бюджета относятся денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти (федерального и регионального уровней) и органов местного самоуправления.
Расходы бюджета составляют денежные средства, направляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на финансовое обеспечение задач и функций органов государственной власти (федерального и регионального уровней) и органов местного самоуправления. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Федеральный бюджет выполняет следующие основные функции - способствует перераспределению национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП); является важным элементом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства; обеспечивает социальную направленность расходования бюджетных средств; оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы; организует распределительные процессы в народном хозяйстве; позволяет осуществлять контроль за финансово - хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

Источник: Экономический словарь

бюджет
В Великобритании правительство представляет основной государственный бюджет каждый год обычно в марте или апреле. В последние годы он часто дополняется «мин и-бюджетами». Принятие нового бюджета в Великобритании традиционно является основанием для внесения правительством изменений в. уровень и структуру налогообложения (taxation). Странно, но план государственных расходов составляется отдельно, хотя бюджет определяется как план текущихи капитальных государственных расходов и доходов. В последние годы плану правительственных расходов стало уделяться больше внимания. Со времени Второй мировой войны считается, что государственный бюджет является главным инструментом регулирования экономической ситуации в стране. Таким образом, если признается, что инфляционное давление стало слишком сильным, то предлагается ограничительный бюджет. Эго означает, что налоги будут увеличены, государственные расходы сократятся. Сейчас стало общепризнанным, что правительство может управлять бюджетным дефицитом (budget deficits) или профицитом (surpluses) для достижения своих целей в управлении экономикой. Разумный уровень дефицита (или профицита) стал в последние годы главным предметом дискуссий. При разработке бюджета правительство вносит изменения в структуру налогообложения и в меньшей степени - в структуру правительственных расходов. Все это делается длядостижения экономических целей. Например, подоходный налог может быть снижен для поощрения риска и деловой активности. С другой стороны, шкала налогов можетбыть изменена для повышения степени социальной справедливости (vertical equity) в том виде, как она представляется правительству. Принципиально бюджет состоит из трех частей, представляющих собой разделы ассигнований (allocation), распределения (distribution) и стабилизации (stabilization). Все эти разделы сведены в один бюджет из соображений административной целесообразности. Фактически каждый раздел требует своего отдельного решения. В реальных бюджетах, представляемых правительством Великобритании, часто предусматриваются возможности внесения изменений не только в бюджетную, но и в кредитно-денежную (monetary) политику, что, строго говоря, отношения к бюджету не имеет.

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

Бюджет
под государственным бюджетом разумеют утвержденную в законодательном порядке роспись предстоящих в определенный период времени (обыкновенно на 1 год) государственных расходов и ожидаемых для их покрытия государственных доходов, с подведением их баланса. Бюджет будет активным, если общая сумма доходов государства превышает его расходы, и наоборот, пассивным (дефицитным), если расходы превышают доходы. При значительном превышении доходов, излишек может служить ресурсом для новых расходов (на культурные или хозяйственные цели); с другой стороны, сбалансированный с большим излишком бюджет может служить основанием для уменьшения податного обложения населения (иначе говоря, приближение к бюджетному равновесию будет при этом достигнуто путем уменьшения тех или иных доходов). Если же бюджет сведен с дефицитом, то правительство должно изыскать источники для покрытия дефицита, при чем источники покрытия его должны быть указаны в самом бюджете (т.е. росписи). Главным условием при составлении бюджета является точность бюджетных исчислений; они должны быть настолько близкими к действительности, чтобы не создалась необходимость в значительных уклонениях от бюджета, в обращении к непредусмотренным в бюджете источникам доходов или в дополнительных ассигнованиях из внебюджетных ресурсов. Поэтому составление бюджета требует основательного знания всего государственного хозяйства и прежде всего изучения бюджетов предшествующих бюджетных периодов. Точность бюджетных исчислений достигается тем легче, чем нормальнее течет государственная жизнь; напротив, в период сильных политических сдвигов и нарушения устойчивости хозяйственной жизни — бюджетные исчисления становятся гадательными, и бюджет в значительной мере теряет практическое значение. Особенно это имеет место при неустойчивости денежной единицы и быстром ее обесценении, так как фактическая ценность доходных поступлений и производимых расходов - не соответствует бюджетным предположениям. Бюджет может быть или валовым, т.е. обнимать собой все доходы и расходы, или же чистым, когда показывается лишь сальдо, т.е. чистый доход или чистый расход по каждому бюджетному разделу; в первом случае он называется брутто-бюджетом, во втором - нетто-бюджетом.

Источник: Краткая экономическая энциклопедия (финасовая торговая банковская). Украинский экономист. 1925

БЮДЖЕТ
(Budget) - (а) роспись (смета) относящихся к определенному временному периоду предстоящих доходов и расходов (затрат) в терминах стоимостных оценок; (б) условный термин в системе управленческого учета, означающий процедуру согласования притоков и оттоков некоторого ресурса (актива) или изменения некоторого показателя (например, бюджет прямых затрат сырья и материалов, бюджет производства, бюджет переменных накладных расходов и др.).
В централизованных финансах бюджет используется прежде всего для согласования ожидаемых (планируемых) доходов и расходов государства, его субъектов и местных органов власти. Если доходная часть бюджета превосходит расходную, говорят о профиците бюджета; если имеет место обратное — о его дефиците; равенство доходной и расходной частей бюджета характеризуется как сбалансированность бюджета. Существуют различные теории относительно того, какая политика государства в отношении формирования бюджета и в какой экономической ситуации более предпочтительна.
В децентрализованных финансах понятие «бюджет» также имеет определенное распространение в традиционном его понимании как документа, в котором систематизированы все доходы и затраты данного экономического субъекта, относящиеся к определенному периоду. Сопоставляя доходы и затраты, можно выводить различные финансовые результаты — как промежуточные, так и финальный. Бюджет, как правило, составляется в стоимостных оценках, однако в практике управленческого учета имеются исключения. Одним из примеров бюджета может служить отчет о прибылях и убытках, составленный в прогнозных оценках; иными словами, используется структура доходов и затрат, предусмотренная форматом отчетной бухгалтерской формы, но подготавливаемая на основе ожидаемых и (или) планируемых показателей. В практике западных компаний есть также понятие бюджетированного баланса (budgeted balance sheet) как баланса, составленного на конец планируемого периода и отражающего ожидаемое (или планируемое в качестве ориентира) состояние активов, капитала и обязательств фирмы. Бюджетированные баланс и отчет о прибылях и убытках составляют основу так называемой прогнозной финансовой отчетности (pro forma financial statements), разрабатываемой в крупной западной компании в процессе финансового планирования ее деятельности. Известно также понимание бюджета как конкретизированного с помощью стоимостных показателей плана работы фирмы; при этом подразумевается, что последний разрабатывается необязательно в стоимостных оценках. В крупных структурированных корпорациях может существовать система взаимосвязанных бюджетов, упорядоченных по уровням управления, центрам ответственности, технологическим линиям и др.

Источник: Учет анализ и финансовый менеджмент. 2006

БЮДЖЕТ
1) роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период; 2) совокупность доходов и расходов лица, семьи за определенный период.
Различают три состояния госбюджета: нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной; дефицитное, когда расходы превышают доходы; профицитное, если доходы превышают затраты.
Причины дефицита госбюджета:
1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
3. Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово-экономическая политика. Меры по снижению бюджетного дефицита:
1. Переход от финансирования к кредитованию.
2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
3. Снижение расходов на управление государством.
4. Изменение системы налогообложения.
5. Повышение роли местных Б.
Существует четыре традиционных способа покрытия дефицита Б.: 1) выпуск госзаймов; 2) ужесточение налогообложения; 3) секвестр, т. е. пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям; 4) производство денег, или сеньораж, т. е. печатание денег. Однако в настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке и могут быть использованы для покрытия дефицита Б. Однако политика центрального банка, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: Б. должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу; значит, доходы населения упали и налоговые поступления в Б. сократились. Стремясь сбалансировать Б., правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию. Поэтому ежегодно балансируемый Б. является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: Б. должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо Б. покроет государственный долг, появившийся в период спада. Б. сбалансируется не за один год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не Б., а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в России ориентируется на первую концепцию.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

БЮДЖЕТ
(budget) – подробный план, в котором отражаются доходы и расходы в течение установленного срока. Любые маркетинговые или рекламные кампании могут осуществляться только при наличии соответствующего бюджета.
- ассигнования на рекламу (advertising appropriation) – часть дохода рекламодателя, вкладываемая в рекламу за определенный промежуток времени. Ассигнования на рекламу обычно определяются после вычисления административных и производственных расходов, прямых торговых издержек и приемлемого уровня прибыли. Величина ассигнований на рекламу может определяться, исходя из: а) процента прогнозируемых продаж; б) необходимости выполнения поставленной задачи; в) оценки числа проданных единиц товара в предыдущий отчетный период; г) затрат на рекламу конкурентов; д) а также на основе волевого решения. Ассигнования используются в рамках программы, рассчитанной на конкретный период времени (3, 6, 12 месяцев или более продолжительный срок).
- более высокая тарифная ставка см. Штрафная ставка.
- бюджет на продвижение см. Продвижение.
- защитное бюджетирование (competitive-parity method) – определение расходов на рекламу, исходя из рекламных расходов конкурентов. В основе этого ме тода лежит идея, что для защиты от конкурентов необходимо расходовать на рекламу так же много (или так же мало), как конкуренты.
- маркетинговый (marketing budget) – смета расходов компании по продвижению товара, марки, созданию и поддержанию своего имиджа.
- метод: «цель и задача» (objective-and-task) – метод формирования рекламного бюджета, суть которого заключается в определении конечных целей рекламной кампании и постановке задач, направленных на достижение этих целей. В рамках каждой задачи определяются необходимые для ее решения конкретные действия. Затем производится стоимостная оценка каждой составляющей, а их сумма показывает величину рекламного бюджета.
- планирование расходов на рекламу от возможностей компании (affordable method) – метод, при котором рекламодатель исходит из той суммы, которую он может истратить. Этот метод игнорирует цели рекламы и то, каким образом эти цели могут быть наилучшим образом достигнуты. Рекламодатель может истратить меньше денег, чем необходимо для достижения своих целей, или потерпеть неудачу в обеспечении необходимой поддержки новому или испытывающему падение спроса товару.
- по стадиям жизненного цикла (life cycle budget) – оценка расходов и доходов, связанных с данным продуктом, по стадиям его жизненного цикла – начиная от стадии разработки и кончая снятием с производства.
- продаж ( sales budget) – осторожная оценка ожидаемого объема продаж, используемая в первую очередь для принятия решений по текущим закупкам, организации производства и денежных потоков.
- «расчет от наличн ых средств» (affordable method) – способ формирования маркетингового или рекламного бюджета посредством выделения компанией такой суммы на продвижение товара, которую она себе может позволить.
- «расчет процента от суммы продаж» ( sales percentage calculation) – форма формирования маркетингового или рекламного бюджета, рассчитанная в установленном процентном отношении от текущей или прогнозируемой выручки (как правило, 2–5–7 %).
- расчет бюджета на продвижение см. Продвижение, расчет бюджета на продвижение.
- смета расходов на рекламу (advertising budget) – конкретное распределение ассигнований по отдельным средствам распространения рекламы и на прочие виды мероприятий с указанием сроков проведения и объема затрат по каждому мероприятию. Часто употребляется в значении плана рекламной кампании, рекламной деятельности.
- стимулирования продаж (сбыта) (promotion budget) – смета расходов, связанных со стимулированием сбыта, в том числе расходов на проведение общест венных кампаний, распространение рекламных сувениров и т. п. Общая сумма, выделенная на финансирование мероприятий по стимулированию сбыта.
- схема 50–50 (fifty-fifty plan)– схема оплаты рекламы, при которой 50% её стоимости оплачивает продавец, а 50% – производитель. Паритетное участие общенационального и локального рекламодателя в расходах на проведение рекламы.
- рекламный ( advertising budget) – размер и структура финансовых средств, предназначенных для осуществления рекламной деятельности.

Источник: Реклама. Маркетинг. Pr.

БЮДЖЕТ
англ. public budget) – 1) по экономической сущности – денежные отношения, складывающиеся у органов гос. власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично – и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан; 2) по материально-вещественному воплощению – фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление; 3) по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Как совокупность объективно обусловленных денежных отношений Б. – это экономическая категория, имеющая разл. организационно-правовые формы проявления. Различают Б.: федеральный; областной; краевой и т.д. (см. Бюджет субъекта РФ); районный, городской, сельский и др. (см. Бюджет муниципального образования). Бюдж. отношения возникают в процессе деятельности органов гос. власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение финансирования общегос., региональных и муницип. мероприятий по регулированию экономики, содержанию и развитию соц. сферы, охране обществ. порядка, упрочению нац. безопасности и др. Бюдж. отношения многообразны, поскольку опосредуют распределение ден. средств между секторами экономики, отраслями нар. хоз-ва, территориями страны и т.д. Б. как экономической категории присущи 2 функции – распределительная (перераспределение ден. доходов между разными сферами деятельности, подразделениями обществ. произ-ва, уровнями гос. управления, соц. слоями об-ва и т.д.) и контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюдж. средств). Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники общественного произ-ва; осн. объектом бюдж. распределения выступает национальный доход (гл. обр. чистый доход); вовлечение в бюджетное перераспределение элементов нац. богатства (золотого запаса, валютных резервов, накопл. страховых резервов и др.) сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономич. кризисом, последствиями крупномасштабных стихийных бедствий и т.п.). С помощью контрольной функции выявляется финанс. положение конкретных экономич. субъектов, отраслей нар. хоз-ва, территориальных образований, хотя далеко не все их финанс. ресурсы проходят через Б. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финанс. ресурсы поступают в распоряжение органов гос. власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюдж. средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотр. бюдж. полномочий и т.д., но и к каким экономич. и соц. последствиям это приводит. Б. оказывает огромное влияние на обществ. произ-во, выступая ускорителем, а иногда – тормозом социальноэкономич. развития об-ва. При переходе к рыночной экономике он не утрачивает своей активной роли и может стать важным фактором успешного осуществления экономич. и соц. преобразований. Б. может существенно менять сложившиеся народнохоз. пропорции, положительно влиять на отраслевую и территориальную структуры обществ. произ-ва. Через налоги, налоговые льготы, бюджетное финансирование можно изменять деятельность хозяйствующих субъектов, направив ее на быстрое обновление производств. потенциала, ускорение НТП, рост рентабельности и т.д. В условиях рынка именно Б. призван оказывать помощь гос-ву в проведении социально значимых реформ (пенсионной, образовательной и др.), нивелировать соц. последствия расслоения граждан по материальному положению. Б. как финансовый документ отражает результаты планового образования и расходования конкретных денежных средств. Он ежегодно разрабатывается исполнительными и утверждается законодательными (представительными) органами гос. власти и местного самоуправления. Составляется Б. в форме баланса доходов и расходов, показатели к-рого отображают предполагаемое (предусматриваемое) движение средств. Многообразие органов гос. власти и местного самоуправления, в распоряжении к-рых формируются бюдж. фонды, обусловливает и разные по названию и содержанию бюдж. планы, при этом их названия зависят от конкретных административно-территориальных и гос. образований в данной стране, а содержание – от функций и полномочий, закрепл. за соотв. органом гос. власти или органом местного самоуправления. В России Федеральным Собранием РФ ежегодно принимается Закон «О федеральном бюджете на 20… год»; законодат. органами республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга – законы о республиканских бюджетах соотв. республик, законы о краевых, областных бюджетах и т.д.; органами местного самоуправления – решения по конкретным видам местных бюджетов. Б. называют также финансовый план нек-рых некоммерч. орг-ций и структур –– международных (напр., ООН, ЕС) и российских (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и др.), а также коммерческих предприятий – бюджет фирмы. Разработка финанс. планов фирмы называется бюджетированием. Б. могут называть и документ, отражающий намечаемые доходы и расходы домашнего хозяйства, – бюджет домохозяйства.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Бюджет
план доходов и расходов на определенный период. Б. является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, составляющего Б., различают государственный, региональный, местный (муниципальный) Б., Б. предприятий, семейный (потребительский) Б. Б. государственный — смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Доходы Федерального Б. за январь — август 2004 г. составили 2114,9 млрд руб. (20,2 % от ВВП) (за аналоичный период 2003 г. — 1678,0 млрд руб., 20,2 % от ВВП). Основными статьями доходов Федерального Б. являются: единый социальный налог (285,5 млрд руб. (2,7 % от ВВП) за январь - август 2004 г.; 231,9 млрд руб. (2,8 %) за январь- август 2003 г.); налог на добавленную стоимость (669,0 млрд руб. (6,4 %) за январь — август 2004 г.; 571,5 млрд руб. (6,9 %) за январь — август 2003 г.); налог на прибыль (130,1 млрд руб. (1,2 %) за январь - август 2004 г.; 110,8 млрд руб. (1,3 %) за январь — август 2003 г.); акцизы (85,5 млрд руб. (0,8 %) за январь — август 2004 г.; 175,4 млрд руб. (2,1 %) за январь — август 2003 г.); таможенные сборы и пошлины (512,5 млрд руб. (4,9 %) за январь - август 2004 г.; 284,0 млрд руб. (3,4 %) за январь — август 2003 г.); неналоговые поступления (145,2 млрд руб. (1,4 %) за январь - август 2004 г.; 124,2 млрд руб. (1,5 %) за январь - август 2003 г.). Расходы Федерального Б. за январь - август 2004 г. составили 1630,7 млрд руб. (15,-6 % от ВВП) (за январь - август 2003 г. — 1454,2 млрд руб., 17,5 % от ВВП). Основными статьями расходов Федерального Б. являются: перечисление ЕСН в Пенсионный фонд (288,2 млрд руб. (2,8 % от ВВП) за январь - август 2004 г.; 239,4 млрд руб. (2,9 %) за январь -август 2003 г.); обслуживание государственного долга (процентные платежи) (156,0 млрд руб. (1,5 %) за январь — август 2004 г.; 168,9 млрд руб. (2,0 %) за январь - август 2003 г.); на национальную оборону (258,6 млрд руб. (2,5 %) за январь — август 2004 г.; 215,8 млрд руб. (2,6 %) за январь - август 2003 г.); на социальную сферу (210,1 млрд руб. (2,0 %) за январь — август 2004 г.; 182,4 млрд руб. (2,2 %) за январь — август 2003 г.); финансовая помощь бюджетам других уровней (573,5 млрд руб. (5,5 %) за январь - август 2004 г.; 512,6 млрд руб. (6,2 %) за январь — август 2003 г.). Б. минимальный потребительский — расчетная величина, характеризующая стоимостную оценку минимальных благ и услуг потребительского Б. более высокого уровня посравнению с прожиточным минимумом (см. Прожиточный минимум, Потребительская корзина), обеспечивающая нормальное воспроизводство рабочей силы для работающих и жизнедеятельность для нетрудоспособных. Ориентировочный расчет осуществляется на основании данных Госкомстата России. Официально с 1992 г. заменен на показатель прожиточного минимума (физиологического), в котором уже не учитываются расходы на посещение кино, театров, домов отдыха и др. Б. семьи — баланс фактических доходов и расходов семьи за определенный период времени (месяц, квартал или год), характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения. В доходной части отражаются доходы ее членов по всем источникам поступлений, в расходной — расходы семьи по их назначению: на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилища и услуг культурно-бытового назначения, транспорта, оплату путевок в санатории, дома отдыха, расходы, связанные с ведением личного подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельностью, уплата налогов, обязательных платежей, взносы и др. Доходная и расходная части Б. балансируются с учетом накоплений семьи в виде прироста наличных денег, валюты, вкладов в учреждениях банка, покупки ценных бумаг, стоимости продуктов личного подсобного хозяйства и др. Источником данных о Б. семьи являются выборочные обследования домашних хозяйств. Дефицит государственного Б. — превышение расходной части государственного Б. над его доходной частью — является одним из факторов развития инфляционного процесса (см. Инфляция). Считается, что если дефицит государственного Б. составляет 1—3 %, то государственный Б. в норме, превышение этого показателя на 10 % неизбежно приводит к гиперинфляции. В 1999 г. дефицит госбюджета России составил 2,1 % от валового внутреннего продукта. В 2000 г. отмечалось некоторое снижение этого показателя до 0,8 % за год, а в некоторые месяцы даже наблюдался профицит госбюджета России (превышение доходной части государственного Б. над его расходной частью). С 2001 г. в российской экономике сохраняется профицит федерального Б. В январе — августе 2004 г. его размер составил 484,2 млрд руб. или 4,6 % от ВВП. Основными способами финансирования дефицита государственного Б. являются: кредитно-денежная эмиссия, выпуск займов и увеличение налоговых поступлений в госбюджет (см. Налоговая политика).

Источник: Экономика. Словарь по обществознанию

БЮДЖЕТ
1) основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов); - роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период, утвержденная в законодательном порядке.
Виды бюджетов:
бюджет, автоматический - возобновление в неизменном виде бюджета истекшего года на новый бюджетный год. Действовал вследствие того, что новый бюджет не был представлен или его утверждение задерживалось;
бюджет, автономный - самостоятельные сметы доходов и расходов, относительно независимые от бюджетов центрального правительства. А.б. имеют государственные и смешанные предприятия и учреждения, а также специальные правительственные фонды (например фонды социального страхования);
бюджет-брутто - метод построения бюджета, при котором в него включаются полные суммы доходов и эксплуатационные расходы государственных предприятий и имуществ; все оборотные транзитные статьи, проходящие в равных суммах по доходам и расходам;
бюджет, военный - официальная смета прямых военных расходов государства, выделенная в государственном бюджете в специальный раздел;
бюджет времени населения - бюджет, который характеризует структуру затрат суточного фонда времени (в рабочие, выходные дни и в среднем за день недели) отдельных лиц, семей, различных групп населения в зависимости от пола, возраста членов семьи, места проживания, занятости и ряда других признаков. В суточном фонде времени выделяются: 1) рабочее время 2) время, связанное с работой (прием и сдача смены, уход за собой после работы, время на передвижение к месту работы и обратно, на питание и другие) 3) внерабочее время, связанное с организацией домашнего потребления, бытом семьи (покупка товаров, получение услуг, приготовление пищи, уход за помещением, стирка, шитье и т.п.) 4) время на удовлетворение физиологических потребностей (прием пищи, сон и т.п.) 5) свободное время. Материалы о бюджете времени населения собираются путем периодически проводимых выборочных обследований населения;
бюджет геллера - один из наиболее известных бюджетов потребления, используемых в США для оценки стоимости жизни; бюджет городской семьи из четырех человек;
бюджет государственный - установленная государством форма образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций и задач государства;
бюджет денежных средств - проектируемые компанией поступления и расходы денежных средств на некоторый период времени в будущем;
бюджет долгосрочных расходов - суммы, предназначенные организацией на покрытие будущих капиталовложений;
бюджет домашнего хозяйства - баланс фактических доходов и расходов домашнего хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год). В доходной части бюджета домашнего хозяйства отражаются все доходы его членов по следующим источникам: оплата труда, доходы от предпринимательской и иной деятельности, пенсии, стипендии, пособия, дивиденды, проценты, доходы от собственности, рента, доходы от личного подсобного хозяйства и другие. В расходной части бюджета показываются расходы домашнего хозяйства по их назначению: на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилища и коммунальных услуг, услуг культурно-бытового назначения, транспорта, расходы в связи с ведением личного подсобного хозяйства, налоги и другие. Доходная и расходная части бюджета балансируются с учетом накоплений домашнего хозяйства в виде изменения суммы наличных денег, прироста вкладов на банковских счетах и т.п. Источником данных о бюджете домашнего хозяйства являются выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств;
бюджет, дополнительный - бюджет, составляющийся по расходам, возникшим в текущем бюджетном году после утверждения бюджета;
бюджет, затратный - экономическая политика, базирующаяся на бюджетном дефиците;
бюджет, местный - совокупность бюджетов административно-территориальных единиц, целиком находящихся в ведении местных органов власти и управления;
бюджет на нулевой основе - бюджет, который составляется по принципу системы ЗББ (баланса на нулевой основе), то есть каждый раз заново, без учета уже произведенных затрат по ранее принятым программам, их пропорций, приоритетов;
бюджет, непрерывный - бюджет, который постоянно пересматривается на протяжении бюджетного года (года, квартала) для уточнения бюджетных показателей на предстоящий месяц, квартал;
бюджет-нетто - метод построения бюджета, при котором его взаимоотношения с государственным хозяйством строятся по сальдо: в бюджете отражаются лишь итоговые финансовые результаты деятельности предприятий, находящихся на самостоятельном бюджете;
бюджет организаций - документ, регламентирующий доходы и расходы организации на определенный период;
бюджет полной занятости - соотношение государственных расходов и доходов, активное или пассивное сальдо бюджета, которое сложилось бы, если бы экономика в течение года функционировала в условиях полной занятости;
бюджет, потребительский - баланс денежных доходов и расходов семьи, характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения;
бюджет, потребительский минимальный - стоимость набора минимальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму; определяется на основе потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных, непродовольственных товарах и услугах. Рассчитывается на одного члена семьи по категориям населения на определенный период времени (год, месяц). Состав минимально необходимых товаров и услуг определяется минимальной "потребительской корзиной", также формируемой по категориям потребителей;
бюджет, потребительский рациональный - общественно необходимый, рациональный норматив потребления населением различных материальных благ (продуктов питания, одежды, предметов культуры и быта, жилища и другие) и услуг культурно-бытового назначения. Разрабатывается для различных социально-демографических групп населения. Служит для определения перспектив развития социально-экономической политики государства;
бюджет, присоединенный - один из видов бюджетов специальных фондов. П.б. включается в состав центрального бюджета, как правило, по принципу бюджета-брутто;
бюджет прожиточного минимума - стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы;
бюджет развития - часть бюджета органов государственной власти или местного самоуправления любого уровня. В нем предусматриваются ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями как в производственную, так и в непроизводственную сферы, и иные расходы по расширенному воспроизводству в целях социально-экономического развития страны или ее отдельных территориальных образований, а также расходы по восстановлению окружающей среды;
бюджет, региональный - территориальный бюджет одной или нескольких крупных административно-территориальных единиц;
бюджет, рекламный - смета ассигнований на рекламную деятельность;
бюджет семьи - баланс фактических доходов и расходов семьи за определенный период времени (месяц, квартал или год). В доходной части отражаются доходы ее членов по всем источникам поступлений, в расходной - расходы семьи по их назначению: на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилища и услуг культурно-бытового назначения, транспорта, оплату путевок в санатории, дома отдыха, расходы в связи с ведением личного подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности, уплата налогов, обязательных платежей, взносы и др. Доходная и расходная части бюджета балансируются с учетом накоплений семьи в виде прироста наличных денег, валюты, вкладов в учреждениях банка, покупки акций, облигаций и других ценных бумаг, стоимости прироста скота и птицы, продуктов личного подсобного хозяйства, кормов и др. Источником данных о Б.с. являются выборочные обследования домашних хозяйств;
бюджет, скользящий - применяется в некоторых государствах, охватывает ряд (обычно пять) лет. В его основу положен скользящий принцип разработки бюджета;
бюджет с нулевой базой - бюджетный метод, при котором требуется обосновывать все расходы, а не только превышение уровня прошлого года;
бюджет текущих расходов - часть центрального бюджета или бюджета любого территориального уровня, в которую включаются расходы на текущее содержание органов власти и управления, правоохранительных органов, судов, бюджетных учреждений, затраты на текущий и капитальный (восстановительный) ремонт их помещений, оборудования и другие расходы, носящие текущий характер и не включаемые в бюджет развития;
бюджет фирмы план доходов и расходов фирмы на определенный предстоящий период. Годовые или ежемесячные бюджеты продаж, производства, затрат и капитальных расходов позволяют фирме планировать будущую деятельность и, собирая фактические данные о продажах, производственных затратах и т.п., сравнивать их с бюджетом, чтобы более эффективно контролировать эту деятельность;
бюджет, циклически сбалансированный - равенство объема правительственных расходов на товары и услуги чистому объему налоговых поступлений в пределах экономического цикла; возникающий в периоды спада деловой активности дефицит бюджета компенсируется бюджетным избытком в периоды процветания (инфляции);
бюджет, чрезвычайный - роспись доходов и расходов государства, составляемая дополнительно к обычному бюджету.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

БЮДЖЕТ
BUDGET
Упорядоченная и скоординированная программа фин. планирования и управления. Составление Б., являющееся основным этапом его планирования, дает мотивацию затрат и контролирует деловые операции. Процесс составления Б. требует от администрации определения целей и задач и разработки скоординированного плана для их достиженияБюдж. контроль осуществляют бюдж. управления, центры и подразделения, к-рые увязывают ответственность администрации по достижению организационных целей и задач и предоставляют возможность постоянного сравнения конкретных результатов этой деятельности с бюдж. предложением по созданию основы для соответствующих действий. Прилагаемая схема раскрывает общую схему процесса стратегического планирования.Полный, или всеобъемлющий, Б. представляет собой относительно полный план будущих операций фирмы. Обычно бюдж. период достаточно короток, что позволяет делать точные предсказания, и одновременно достаточно продолжителен, что позволяет его выполнить. Бюдж. период обычно совпадает с фискальным (налоговым) годом деловой активности, так что конкретные результаты операций можно легко сравнивать с бюдж. расчетами.Полный Б. составляется для промышленного предприятия и выполняется как 1) оперативная смета и 2) фин. Б. При составлении оперативной сметы разрабатывается отчет о доходах фирмы, включая и дополнительные расчеты. Фин. Б. состоит из сбалансированного отчета и указывает на то, как Б. влияет на ресурсы и обязательства компании, включая платежи и поступления по дополнительным ведомостям, отражает движение наличности, капиталовложения и др. статьи, влияющие на балансовый отчет.Оперативная смета и фин. отчет обычно подготавливаются на год, с составлением дополнительных ежемесячных или ежеквартальных ведомостей. Б. капиталовложений, или перспективный Б., обычно разрабатывается на более длительный период времени.При составлении Б. обычно создается бюдж. комиссия по общим вопросам, под руководством к-рой должны разрабатываться детали Б. Совет директоров (или другая высокопоставленная группа с правом принятия решения) одобряет предложения, сделанные бюдж. комитетом. Директор по Б. после этого приступает к подготовке его деталей. Разработка деталей Б. начинается с прогноза дохода от реализации продукции или услуг.После расчета доходов производится расчет расходов, издержек, инкассирования и платежей. Затем составляются фин. отчеты, сбалансированные по доходам и расходам, к-рые проверяются на предмет влияния запланированных по Б. затрат на компанию, акционеров, кредиторов и др. внешних участников. После этого Б. утверждается и исполняется.Очень часто составление оперативной сметы осуществляется в течение третьего квартала года для того, чтобы учесть текущие тенденции, способные оказать воздействие в последующих кварталах. Основные факторысновные факторы, подлежащие рассмотрению при составлении бюджета, включают предполагаемые или желаемые уровни ссуд и депозитов, процентного дохода и расходы на выплату процентов, доходы от пошлин и оплаты персонала. Составленный Б. обычно сопровождается специальными программами, предназначенными для выполнения задач Б. Совокупная смета представляется руководству и Совету для утверждения. Б. используется главным образом для контроля за результатами деятельности фирмы и оценки качества менеджмента. Схема полного Б. приводится ниже.Второй этап процесса бюдж. контроля включает операции по мониторингу для достижения выполнения оперативных планов и целей. Бюдж. контроль опирается главным образом на анализ различий между действительными и стандартными издержками. Элементами процесса контроля являются:- установление ответственности за исполнение Б. с передачей планов тем, на кого возлагается эта ответственность;- оценка различий между конкретными результатами и бюдж. прогнозами;- осуществление соответствующих действий, содействующих исполнению Б.Полный Б. является в основном инструментом планирования. Очень часто такой Б. статичен и негибок и, как правило, рассчитан на один вид деятельности - ожидаемый или нормальный (обычный) уровень производства. Гибкий, или изменяемый, Б. обычно используется как инструмент для контроля за издержками производства и оценки деятельности, поскольку на затраты влияют изменения объема подобной деятельности фирмы. Гибкий Б. разрабатывается для определенного объема деятельности, поскольку на затраты влияют изменения объема подобной деятельности. Гибкие Б. часто выражаются в единицах производства или в стандартных часах работы, отводимых на выпуск соответствующей продукции.Смета (бюджет) капиталовложений представляет собой план для приобретения и финансирования долгосрочных активов. Смета капиталовложений также является средством для обеспечения финансирования этой деятельности. Фин. теория проводит четкое разграничение между решением по инвестициям и по текущим фин. затратам. Смета капиталовложений обычно включает один или более элементов из нижеследующего перечня:1. Новые мощности и основные приобретения мощностей.2. Капитальное обновление и ремонт существующих мощностей.Для принятия инвестиционных решений, связанных со сметой капиталовложений, в настоящее время применяются различные методы. Метод определения чистой текущей стоимости или его варианты обычно являются ведущей методикой. Применение метода чистой текущей стоимости для сметы капиталовложений заключается в следующем:1. Подсчет будущих потоков наличности, а также приход и расход от каждого рассматриваемого альтернативного проекта.2. Дисконтирование будущих потоков наличности на настоящий момент, применяя стоимость капитала фирмы как ставку дисконта.3. Принятие или непринятие предлагаемого проекта на основании правила принятия решения, к-рый максимально повысит богатство фирмы.Практический опыт подсказывает следующие основные выводы в отношении составления Б. (сметы):1. Планирование и составление Б. должны быть взаимосвязаны.2. Составление сметы представляет собой процесс оценки приоритетов в развитии фирмы.3. Планирование и составление Б. должны быть основаны на базе данных и ориентированы на конечный результат.4. Разработка Б. представляет собой распределение ресурсов и формирование источников их покрытия.5. Противоречия могут возникнуть в результате влияния экон. факторов, процесса распределения, отсутствия понимания, узости интересов и неадекватности руководства.6. По характеру составления Б. является политическим процессом и предполагает умение убеждать и идти на компромиссы.7. Существует постоянное противоречие между организационными потребностями и желаниями и наличием ресурсов.8. Фин. ресурсы не являются неисчерпаемыми и самовосполняемыми.9. Б. является ден. выражением институциональных целей и задач.10. Взаимоотношения по Б. должны систематически увязываться с расходованием средств на выполнение плановых задач.11. Составление Б. зависит от людей, к-рые делают произвольный выбор в отношении экон. и неэкономических вопросов.12. Распределение ресурсов является основным источником гибкости, когда прекращается увеличение дохода.13. Решения по Б. часто являются результатом соглашения, притом субъективного.14. Разногласия периодически разрешаются дискризионной властью.В коммерческих и некоммерческих институтах существуют различные виды Б. Выделяют пять основных видов Б:1. Взвешенный Б., к-рый используется вместе с обычным Б. по анализу расходов (или постатейный бюджет).2. Гибкий Б.3. Системы планирования, программирования и составления Б.4. Б. с нулевой базой.5. Б. с учетом колебаний производства.Взвешенный Б. использует подход составления сметы на основе объектов расходования. Взвешенный Б. отражает постатейные категории расходов, к-рые должны быть произведены за период. Статья относится к объектам затрат, таким, как заработная плата. При составлении взвешенного Б. либо каждая линейная статья рассматривается как приращение, либо она остается нескорректированной в основе. Очень часто надбавки рассчитываются как единые процентные корректировки по каждой статье или группе статей. В основе этого лежит положение о том, что текущая смета распределяется должным образом как между функциями, так и объектами расходования средств, и поэтому не нужно в нее вносить больших программных изменений.Изменения в институциональных приоритетах часто вызываются текущими решениями относительно того, какое увеличение необходимо для введения программных изменений. Когда ресурсы истощаются, взвешенный Б. имеет тенденцию продлевать на неопределенный срок существующие программы, независимо от того, насколько неэффективными и непроизводительными они будут.Взвешенный Б. отражает краткосрочный спрос и преемственность за счет возможных долгосрочных целей организаций. Он поощряет затраты с риском создания угрозы для контроля за издержками.Гибкий Б. (Б. по формуле) представляет собой метод, по к-рому фин. потребности операционной деятельности института могут быть определены на основе применения формулы. Системы планирования, программирования и составления Б. (Planning, programming and budgeting system (PPBS) представляют собой управленческие методы, предназначенные для соединения процессов планирования с распределением средств через создание преград для распределения средств без планирования. PPBS отражает производственные показатели, т. е. выпуск продукции и эффективность.Б. с учетом колебаний производства представляет собой бюдж. структуру, к-рая 1) концентрирует внимание на деятельности, из к-рой потребляются ресурсы, или на функциях, к-рые приносят результаты или 2) стимулирует бюдж. процесс, к-рый увязывает организационные цели с источниками для их достижения. Основное его внимание сосредоточено на повышении эффективности посредством классификации видов деятельности и измерения затрат. В Б. с нулевой базой предшествующие Б. не принимаются в расчет при проведении текущих бюдж. расчетов. Любой род деятельности, выполнение программы должны быть оценены заново с нулевой базы.Б. правительства США контролируется директором Службы управления и бюджета (Office of Management and Budget). (Бывшее Сметно-фин. бюро (Bureau of the Budget) было заменено Службой управления и бюджета в соответствии с Планом реорганизации 1970 г., вступившим в силу 1 июля 1970 г.)См. РУКОВОДСТВО ПО РАЗРАБОТКЕ БЮДЖЕТА.БИБЛИОГРАФИЯ:Budget of the United States Government. U.S. Office of Management and the Budget. Washington, DC. Annual.FALLON, W. K. AMA Management Handbook. American Management Association, New York, NY, 1983.HOLCK, M. Annual Budgeting: Developing and Using An Annual Budget Effectively. Augsburg Publishing House, Minneapolis, MN. Annual.Planning Review. Bimonthly.WOELFEL, C. J. Budgeting, Pricing & Cost Controls. Probus Publishing Co., Chicago, IL, 1987.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
1.28 мб

Бюджет города Томска: проблемы формирования и исполнения

Перемитина Наталия Александровна
Анализируется процесс формирования и исполнения местного бюджета на примере бюджета муниципального образования «Город Томск», выявляются проблемы, стоящие перед органами местного самоуправления в процесс формирования и исполнения
Читать PDF
140.02 кб

Бюджет Пенсионного фонда РФ в условиях реализации бюджетной реформы

Файберг Татьяна Владимировна
Представлены результаты анализа доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ, дана оценка его сбалансированности и финансовой устойчивости.
Читать PDF
377.37 кб

Бюджет Томска. Проблемы доходной части

Булахова Т. П., Казаков В. В.
В последние годы прослеживается ухудшение финансового положения муниципальных образований.
Читать PDF
370.87 кб

Бюджет-2011: новые расходы создадут новые риски

Гавриленков Евгений , Струченевский Антон
Размещение российских еврооблигаций в размере $5,5 млрд прошло, как и ожидалось, успешно: спред к казначейским обязательствам США составил 125 базисных пунктов (1,25%) для пятилетнего выпуска и 135 базисных пунктов (1,35%) для дес
Читать PDF
498.48 кб

Областной бюджет основной инструмент региональной экономической и социальной политики

Читать PDF
269.47 кб

Методика оценки эффективности использования средств областного бюджета главным распорядителем бюджет

Проскурякова И. А.
Читать PDF
419.79 кб

Налоговый бюджет как инструмент управления рисками при налоговом планировании

Ломейко А. В.
Описан процесс налогового бюджетирования в организации, используемого для снижения рисков применения налогового планирования.
Читать PDF
126.09 кб

Муниципальный бюджет как ресурс регионального развития

Ломовцева Ольга Алексеевна, Мордвинцев Александр Иванович, Карев Павел Александрович
Рассматриваются проблемы повышения уровня самостоятельности власти на местном уровне за счет формирования дополнительных ресурсных источников, средства которых можно расходовать на реализацию социальных, экологических и других про
Читать PDF
114.80 кб

Построение современного механизма изъятия в бюджет горной ренты

Чернявский Сергей Владимирович
Рассматриваются сущность и принципы организации функционирования расчетных цен, применявшихся в добывающих отраслях промышленности в плановой экономике, а также формы и виды расчетных цен, применявшихся в плановой экономике, метод
Читать PDF
165.69 кб

Бюджет продаж как ключевой элемент в системе бюджетирования региональных компаний по реализации газа

Фоминых Надежда Владимировна
Выработка обоснованных управленческих решений это цель и одновременно главная задача бюджетного процесса, которая является результатом планирования, исполнения, контроля и анализа бюджетов.
Читать PDF
283.55 кб

Валовой внутренний продукт и бюджет российской Федерации в системе национальных счетов

Очкин О. А.
Читать PDF
261.47 кб

Бюджет Европы

Гринберг Р.
Сидорова Е.А. Особенности бюджетной политики в Европейском Союзе. Монография. М.: ИМЭМО РАН, 2012. 129 с.
Читать PDF
78.83 кб

Государственный бюджет: планы декларируемые и планы реальные

Сулакшин С. С.
По мнению автора, бюджет России имеет вполне определенную идеологию экстремистски-либеральую, цель которой ослабление России.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • БЮДЖЕТ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    один из видов местных бюджетов, формируемый на территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) и служащий финансовой базой деятельности его органов местного самоуправл
  • Плательщики акцизов в бюджет

    Плательщики акцизов в бюджет - государственные и частные предприятия, производящие подакцизные товары и оказывающие услуги, облагаемые акцизами.
  • БЮДЖЕТ АВТОМАТИЧЕСКИЙ

    автоматический перенос бюджета прошлого года на новый бюджетный год в случае несвоевременного принятия нового бюджета.
  • БЮДЖЕТ С НУЛЕВОЙ БАЗОЙ

    бюджетный метод, при котором требуется обосновывать все расходы, а не только превышение уровня прошлого года.
  • Базисный бюджет  

    Бюджет, устанавливаемый в начале года. Сравнительный анализ фактических данных с исходным бюджетом показывает размер отклонения от первоначального плана. Сравнение текущего бюджета с исходным п
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

    FEDERAL BUDGETСм. БЮДЖЕТ США
  • Бюджет Кассовый

    См. Бюджет кассовый
  • Бюджет Компании

    документ, распределяющий и регламентирующий доходы и расходы компании на определенный срок.
  • НАЛОГИ И СБОРЫ, ВЗИМАЕМЫЕ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Плательщиками налогов и сборов по Закону "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" я
  • ВЗЫСКАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ, БЕССПОРНОЕ

    взыскание в бюджет сумм со счетов юридических лиц в бесспорном порядке.
  • БЮДЖЕТ-БРУТТО

    система построения бюджета, при которой доходы и расходы предприятия представляются в развернутом виде.
  • Budget . Государственный бюджет

    Финансовый план государственных расходов и источников их финансирования на новый финансовый год. Основными источниками текущих доходов государства являются налоги и взносы в государственные фо
  • Budget . Бюджет компании

    Планируемые доходы и расходы на определенный период времени. Бюджеты производства и продаж, издержек и затрат капитала позволяют компании планировать свою деятельность, а сравнение фактических
  • Местный бюджет

    бюджет муниципального образования.
  • МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

    См. Бюджет местный
  • Наличный бюджет

    план движения наличности.
  • БУХГАЛТЕР ОРГАНА, ИСПОЛНЯЮЩЕГО БЮДЖЕТ

    бухгалтер органа Федерального казначейства или финансового органа, осуществляющий функции по учету исполнения бюджетов. Органы Федерального казначейства ведут учет операций по исполнению феде
  • БЮДЖЕТ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ/ОЦЕНКА БЮДЖЕТА НА ОСНОВЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ

    (full employment budget) Государственный бюджет, составленный на основе неизменности налоговых ставок и порядка налогообложения с учетом предположения, что национальный доход соответствует уровню, достиг
  • Бюджет целевой программы  

    бюджет, структура которого нацелена на отражение расходов (а зачастую и доходов) по целевым программам, реализуемым предприятием.
  • Бюджет центра ответственности  

    бюджет, устанавливающий планы в разрезе лиц, ответственных за их выполнение. Этот бюджет представляет собой механизм контроля функционирования менеджеров центров ответственности, поскольку в не