БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Бюджет субъекта Федерации
фонд денежных средств производства субъекта Федерации, его финансовый план на текущий финансовый год. Термин Б.с.Ф.употребляется в двух значениях: в узком означает бюджет производства субъекта Федерации (области, края, республики); широком - консолидированный Б.с.Ф.(консолидированный бюджет республики, края, области и т.д.), т.е. включающий в себя наряду с Б.с.Ф. в узком значении и местные бюджеты. Т.о., в РФ бюджет каждого из ее 89 субъектов включает в себя собственно Б.с.Ф. и бюджеты местных органов власти, расположенных на территории данного субъекта Федерации. Как правило, термин «Б.с.Ф.» употребляется в широком значении. Собственно Б.с.Ф.утверждается органами законодательной власти субъекта Федерации и имеет статус закона или постановления. Доходы Б.с.Ф.(консолидированного) формируются за счет собственных налогов, различных форм разделения федеральных налогов и неналоговых поступле ний. Следующие виды федеральных налогов формируют доходную базу Б.С.Ф.: налог на добавленную стоимость по нормативам отчислений в Б.С.Ф., устанавливаемым в законе о федеральном бюджете на соответствующий год; акцизы на отдельные виды товаров, устанавливаемые при утверждении федерального бюджета на соответствующий год; подоходный налог с физических лиц, распределение которого между федеральным бюджетом и Б.с.Ф. устанавливается в федеральном бюджете; налог на прибыль, устанавливаемый специальной территориальной ставкой федерального налога на прибыль предприятий и организаций; некоторые другие федеральные налоги. Неналоговые доходы Б.с.Ф.складываются за счет различных видов доходов от собственности и операций с ней, сборов на специальные услуги, доходов от внешнеэкономической деятельности, поступлений из федерального бюджета и некоторых других. Основными направлениями расходов Б.с.Ф. являются: народное хозяйство, содержание органов власти и управления субъекта Федерации, содержание органов охраны правопорядка, здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культура и искусство, финансовая помощь местным бюджетам, бюджетные ссуды.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
представляет собой экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта федерации, находящегося в распоряжении соответствующего органа власти, являющегося его основным финансовым планом, утверждаемым законодательным органом. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации». Роль и социально - экономическое значение бюджетов субъектов Федерации определяется в основном теми же характеристиками, что и федерального бюджета, однако их роль специфична - соответственно специфике задач, решаемых на региональном уровне. Формирование бюджетов субъектов РФ осуществляется на основе общих принципов, установленных в Бюджетном кодексе РФ и иных федеральных законах.
Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов Федерации полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся: 1) собственные налоговые доходы: региональные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определяются законами о бюджетах субъектов Федерации на очередной финансовый год; 2) регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Неналоговые доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет различных видов доходов от собственности и операций с ней (например, части прибыли унитарных предприятий, находящихся в ведении субъектов РФ, остающейся после уплаты налогов, - в размерах, установленных законами соответствующих субъектов РФ), сборов на специальные услуги, доходов от внешнеэкономической деятельности, поступлений из федерального бюджета и некоторых других.
Основными направлениями расходов бюджета субъекта Федерации являются: народное хозяйство, содержание органов власти и управления субъекта Федерации, содержание органов охраны правопорядка, здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культура и искусство, финансовая помощь местным бюджетам, бюджетные ссуды. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из региональных бюджетов финансируются расходы: на обеспечение деятельности органов государственной власти и управления соответствующих субъектов; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам и пр.

Источник: Экономический словарь

БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ (региональный бюджет)
форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Поскольку субъектами РФ являются разл. виды государственных и административно-территориальных образований, то и Б.с.Ф. представлены разными видами бюджетов – республиканскими (у республик в составе РФ), областными (у областей и автономных областей), окружными (у округов, входящих в состав РФ), краевыми (у краев), бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ. По мере возрастания роли региональных органов гос. власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономич. процессов на соответств. территории усиливается и значение Б.с.Ф., растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан. Разрабатывается и утверждается Б.с.Ф. в форме закона субъекта РФ; как и все др. российские бюджеты, он составляется на один финансовый год, период к-рого совпадает с календарным годом. Бюджетный кодекс РФ закрепил за субъектами РФ право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять Б.с.Ф., осуществлять систематич. контроль за его исполнением. Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается: наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета; правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно получ. в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнит. расходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятых федеральными органами власти, и одновременно недопустимостью компенсировать за счет бюджетов др. уровней дополнит. расходы (потери доходов), возникшие по вине самого субъекта РФ в ходе исполнения Б.с.Ф. Доходы Б.с.Ф. согласно Бюджетному кодексу РФ формируются за счет собственных налоговых доходов, регулирующих налогов (за исключ. сумм, передаваемых бюджетам муниципальных образований в порядке бюджетного регулирования), неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. К собственным налоговым доходам относятся: региональные налоги и сборы, определенные Налоговым кодексом РФ (напр., налог на имущество предприятий, единый налог на вмененный доход для юридич. лиц и др.); отчисления от федеральных налогов, установленные на постоянной основе в соответствии с разграничением между бюджетами разного уровня налоговой ставки или налоговой базы (напр., налог на прибыль, нек-рые виды акцизов и т.д.), и др. В состав регулирующих доходов входят федеральные налоги, по к-рым ежегодно при утверждении федерального бюджета устанавливают нормативы отчислений в Б.с.Ф. на очередной финансовый год (налог на доходы физических лиц и др.). К неналоговым доходам Б.с.Ф. относятся: доходы от использования или продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации (дивиденды по акциям; арендная плата за сданное в аренду имущество; проценты, полученные от размещения временно свободных денежных средств в банках; поступления от продажи акций, находящихся в собственности субъекта Федерации; доходы от реализации бесхозяйного и конфискованного имущества и т.д.); доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов гос. власти субъектов Федерации; средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (сборы, взимаемые ГИБДД, штрафные санкции; суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступления, и т.п.). Отд. группу бюджетных доходов составляют безвозмездные перечисления, поступающие от нерезидентов (международных орг-ций, правительств иностр. гос-в и т.п.), юридич. и физич. лиц, бюджетов др. уровней (в виде дотаций, субвенций, трансфертов, средств по взаимным расчетам, возникающим в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательствах, и др.). Обособленную группу бюджетных доходов образуют средства, поступающие от гос. внебюджетных и целевых бюджетных фондов. Структура доходов по всей совокупности региональных бюджетов России характеризуется тем, что почти на 2/3 формируется за счет регулирующих источников, причем более 40% составляют отчисления от федеральных налогов, а более 25% – разл. виды финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета. Столь высокая доля регулирующих источников в известной мере объективно предопределена чрезвычайным разнообразием социально-экономич. условий, в к-рых протекает жизнь конкретных регионов, что заставляет федеральную власть широко использовать методы бюдж. регулирования для сглаживания региональных различий. Большой вес регулирующих доходов требует изменения методологии формирования доходов Б.с.Ф., совершенствования межбюджетных отношений. Доля собственных доходов в Б.с.Ф. даже у экономически развитых регионов не превышает 30%, что существенно осложняет решение проблемы обеспечения финансовобюджетной самостоятельности субъектов Федерации. Расходы Б.с.Ф. формируются т.о., чтобы обеспечить субъектам Федерации выполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказание гос. услуг регионального уровня). В зависимости от экономич. содержания расходы Б.с.Ф. делятся на текущие и капитальные; первые обеспечивают текущее функционирование региональных органов гос. власти и бюджетных учр-ний регионального уровня, гос. поддержку отд. отраслей экономики в соответствии с региональными целевыми программами, финансовую помощь муницип. образованиям, осуществление междунар. и внешнеэкономич. связей субъектов Федерации, расходы на обслуживание гос. долга субъектов Федерации, а также др. расходы, не включаемые в состав капитальных; вторые – инновац. и инвестиц. деятельность в соответствии с утверждаемыми целевыми адресными инвестиционными программами (См. Расходы бюджета). Часть расходов Б.с.Ф. финансируется исключительно из региональных бюджетов, другая – относится к расходам совместного ведения и покрывается средствами бюджетов разного уровня (напр., расходы на обеспечение правоохранит. деятельности, соц. защиту населения, охрану окружающей природной среды и воспроизводство природных ресурсов, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, обеспечение деятельности СМИ и др.). Наибольший уд. вес в составе расходов Б.с.Ф. (около 40%) занимают ассигнования на поддержку и развитие отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства и рыболовства, транспорта, связи, жилищно-коммун. хозяйства и др.; на втором месте (более 25%) – расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и др. цели. При формировании Б.с.Ф. обязательно должен соблюдаться принцип сбалансированности. Поэтому если расходы регионального бюджета, обеспечивающие выполнение субъектами Федерации их задач и функций, оказываются выше доходов и образуется дефицит бюджета, то для его финансирования привлекаются заемные средства; при этом субъекты Федерации в соответствии с действ. бюджетным законодательством могут осуществлять только внутренние заимствования (см. Бюджетные заимствования) и только на расходы, связанные с осуществлением инвестиционных программ и обслуживанием регионального долга

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
348.67 кб

Оценка долговой устойчивости бюджетов субъектов федерации

Галухин Антон Викторович
Долговая устойчивость бюджетов регионов является важной компонентой общей бюджетной устойчивости и одной из ключевых характеристик бюджетной безопасности территорий.
Читать PDF
268.18 кб

Субъект федерации как агент бюджетной политики государства

Анофрикова Е. Э.
Субъект и агент содержательно синонимы, но в наших условиях юридическая субъектность еще не означает субъектности реальной, содержательной, «агентской» в терминологии современной экономической теории.
Читать PDF
300.77 кб

О бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации

Родионова В. М.
Уже достаточно давно в недрах ведущих экономических ведомств страны разрабатывается проект федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ.
Читать PDF
5.86 мб

О бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации

Родионова В.М.
Читать PDF
266.83 кб

Особенности исполнения бюджетов субъектов Российской федерации

Федотов Дмитрий Юрьевич
Исследованы особенности исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Проанализированы демографические процессы, складывающиеся в регионах России в 1996-2009 гг.
Читать PDF
218.89 кб

Проблемы организации бюджетного процесса в субъектах Федерации

Федорова Алена Юрьевна, Чернышова Оксана Николаевна
В данной статье основное внимание уделяется необходимости реформирования органи-зации бюджетного процесса.
Читать PDF
641.49 кб

Особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации

Романченко О.В., Зозуля И.В.
В статье рассматриваются вопросы бюджетной политики России в современных экономических и политических реалиях.
Читать PDF
121.02 кб

Особенности расходов бюджетов субъектов федерации на образование

Елистратова Е.Ю.
В статье рассматриваются приоритеты государственной финансовой политики в сфере общего образования на данном этапе развития экономических отношений.
Читать PDF
556.48 кб

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коломак Е. А., Сумская Т. В.
Читать PDF
1.85 мб

Предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации

Геляхова Л.А., Кумышева М.К.
Государственный бюджет в Российской Федерации можно назвать основным средством аккумулирования финансовых ресурсов в стране. Предоставление денежных средств рассматривается как мера по предотвращению финансового кризиса в стране.
Читать PDF
237.53 кб

О дифференциации расходов бюджетов субъектов российской Федерации

Зиганшина Л.А.
В статье выявлены проблемы эффективности и результативности расходов бюджетов при существующей дифференциации в экономическом развитии субъектов РФ.
Читать PDF
5.90 мб

О концепции развития бюджетного планирования в субъекте Федерации

Istomina Natalya A.
Risks in the context of ongoing reform of the budget process (towards performance-based budgeting).planning in a subject of Federation designed to fully take into account midterm and long-term economicdocuments in the sphere.
Читать PDF
670.63 кб

Организация бюджетного менеджмента в субъекте Российской Федерации

Ковалева Т.М.
Читать PDF
1.36 мб

Акцизы в формировании доходов бюджета субъекта Российской Федерации

Тиникашвили Тенгиз Шаликоевич, Тигиева Алина Феликсовна
Статья посвящена определению роли акцизов в формировании доходов субъектов Российской Федерации. Значительные изменения в налогообложении акцизов на федеральном уровне привели к уменьшению доходов бюджета РСО-Алания.
Читать PDF
10.65 мб

"МОДЕЛЬНЫЕ" БЮДЖЕТЫ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Афанасьев Роман Сергеевич, Богданов Леонид Николаевич, Гулидов Руслан Витальевич, Леонов Сергей Николаевич
Рассмотрена предлагаемая Правительством РФ методика распределения дотаций субъектам РФ из федерального бюджета на основе расчета «модельного» бюджета.

Похожие термины: