Bowles Samuels (р. 1939)
alt="http://www.seinst.ru/images/boulz.jpg">
Сэмюэл Боулз является одним из ведущих радикальных экономистов и известным деятелем Союза радикальной политической экономии, профессиональной ассоциации критически настроенных экономистов, которая публикует журналReview of Radical Political Economics. Но Боулз не всегда был радикалом: его книги «Планирование образовательных систем в целях экономического роста» (Planning Educational Systems for Economic Growth, Harvard University Press, 1969) и «Некоторые вопросы и проблемы микроэкономики» (Notes and Problems in Microeconomic Theory, Markham, 1970; North-Holland, 1980), в соавторстве с Д. Кендриком и П. Диксоном, являются совершенно ортодоксальными книгами по экономике образования и продвинутой микроэкономике.
Первые радикальные нотки Боулза зазвучали где-то в конце 1960-х, особенно в часто цитируемой статье «Школьное образование и неравенство от поколения к поколению» (Schooling and Inequality from Generation to Generation, Journal of Political Economy, May/June 1972).
Позднее Боулз совместно с Гинтисом и другими радикальными экономистами развил концепцию неполного трудового контракта в действительно новую парадигму оспариваемого обмена1, альтернативную вальрасианской концепции взаимовыгодного обмена.
Книги «Понимание капитализма: конкуренция, командное управление и изменения в экономике США» (Understanding Capitalism: Competition, Command and Change in the US Economy, Harper & Row, 1985), написанная в соавторстве с Ричардом Эдвардсом, «Демократия и капитализм» (Democracy and Capitalism, Basic Books, 1986), в соавторстве с Гербертом Гинтисом, и «Будущее бесплодной земли2: демократическая экономическая теория после 2000 г.» (After the Waste Land: A Democratic Economics for the year
2000, M. E. Sharpe, 1991), в соавторстве с Томасом Вейскопфом и Дэвидом Гордоном, заложили новую микроэкономическую основу анализа современного капитализма и дали новый макроэкономический прогноз его будущего развития.
Публикация книги «Школьное образование в капиталистической Америке» (Schooling in Capitalist America, Basic Books, 1976), написанной в соавторстве с Г. Гинтисом, ознаменовала собой окончательный разрыв с ортодоксальной экономической наукой. В этой работе Боулз и Гинтис выступали в пользу «тезиса о соответствии» — организация и система вознаграждения образовательных учреждений в капиталистической экономике «соответствует» или полностью следует организации и системе вознаграждения на предприятиях — и предложили свою интерпретацию всей истории американского образования как реакции на жесткие требования бизнеса. В результате они пришли к выводу, что эффективная реформа образовательной системы возможна только при социализме участия3. Книга была переведена на несколько языков и стала бестселлером, если и не среди экономистов, то по крайней мере среди
социологов. В последствии Боулз и Гинтис обратились к марксистской экономической теории, утверждая, что последняя нуждается в серьезной переработке (особенно ее жесткая привязка на трудовой теории ценности и игнорирование семьи как экономического института). Одна из их важных статей, «Структура и практика в трудовой теории ценности» (Structure and Practice in the Labor Theory of Value, Review of Radical Economies, March 1981), показывает, насколько далеки их взгляды от взглядов ортодоксальных марксистов прошедшей эпохи (см. Добб М.). Одним из различий является их тезис о том, что половая и расовая дискриминация на рынках труда является неотъемлемой и существенной особенностью капитализма. Поскольку контракт о найме на работу является «неполным» (см. Демсец X.) и поскольку конфликт интересов работников и капиталистов неразрешим (типично марксистский элемент аргументации), капиталисты должны предотвращать согласованные действия работников, направленные на реализацию их общих интересов, потому что, как только это происходит, рабочая сила выходит из-под контроля. Золотым правилом контроля над рабочей силой является правило «разделяй и властвуй». Поэтому, как утверждают Боулз и Гинтис, капитализм не может освободиться от половой, расовой и этнической дискриминации работников.
Боулз родился в 1939 г. в Нью-Хейвн, штат Коннектикут. Он получил степень бакалавра в Йельском университете в I960 г. и степень доктора философии в Гарвардском университете в 1965 г. Его докторская диссертация была ранней версией его первой книги «Планирование образовательных систем». Боулз начал преподавать в Гарварде в 1971 г. В 1974 г. он оставил Гарвард, чтобы возглавить кафедру экономики в Массачусетском университете, Амхерст.
Боулз был членом редакционного совета журнала Review for Radical Political Economies в 1974-76 гг., a также членом организационного комитета Центра популярной экономики с 1978 г.