Большого бизнеса теория

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Большого бизнеса теория
теория, возникшая в 40-х гг. 20 в. в США. Восхваляет монополии, пропагандирует их необходимость, общественную полезность. Представители Б.б.т. - Г.Моултон, Д.Лилиенталь, А.Д.Каплан, К.Рендолл, Дж.Уорси, У.Уизерс, Ф.Маклуп и другие. Крупный корпоративный бизнес, по этой теории, - не только естественный результат концентрации капитала и необходимый фактор технического и экономического прогресса, но и конечная высшая форма развития производства, направленного на удовлетворение потребностей современного общества. С конца 50-х и в 60-70-х гг. сторонники большого бизнеса особенно тщательно разрабатывают положения, согласно которым важнейшая цель и назначение большого бизнеса и крупной корпорации - «общественное благо». Не имея возможности отрицать, что монополии ведут производство в интересах присвоения наибольших прибылей, они стремятся доказать, что интересы монополий совпадают с общественными: «То, что хорошо для «Дженерал моторе», выгодно и для США» (Вельсон), «благосостояние института бизнеса и того, что его окружает, нераздельно» (Рендолл). Уорси и Уизерс совместно с А.Берли разработали новую «философию бизнеса», согласно которой большой бизнес руководствуется «моральными мотивами»: «бизнес на деле руководствуется общечеловеческими интересами», «руководители корпорации заботятся в первую очередь об интересах рабочих и всего народа». Некоторые теоретики большого бизнеса отрицают его монополистический характер на том основании, что при нем не уничтожается конкуренция (Лилиенталь). Однако наличие конкуренции отнюдь не лишает крупнейшие капиталистические корпорации монополистического характера. Переплетение монополии и конкуренции составляет важнейшую особенность монополистического капитализма. Часть теоретиков большого бизнеса (например Маклуп) является сторонниками большого бизнеса именно из-за его монополистического характера.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

БОЛЬШОГО БИЗНЕСА ТЕОРИЯ
бурж. теория, возникшая в 40-х гг. 20 в. в США. Восхваляет монополии, пропагандирует их необходимость, обществ. полезность. Представители Б. б. т. - Г. Моултон, Д. Лилиенталь, А. Д. Каплан, К. Рендолл, Дж. Уорси, У. Уизерс, Ф. Маклуп и др. Крупный корпоративный бизнес, по этой теории, не только естеств. результат концентрации капитала и необходимый фактор технич. и экономич. прогресса, но и конечная высшая форма развития произ-ва, направленного на удовлетворение потребностей совр. общества. С кон. 50-х и в 60 - 70-х гг. апологеты большого бизнеса особенно тщательно разрабатывают положения, согласно к-рым важнейшая цель и назначенце большого бизнеса и крупной корпорации - «общественное благо». Не имея возможности отрицать, что монополии ведут произ-во в интересах присвоения наибольших прибылей, они стремятся доказать, что интересы монополий совпадают с общественными: «То, что хорошо для Дженерал моторс, выгодной для США» (Вильсон), «благосостояние института бизнеса и того, что его окружает, нераздельно» (Рендолл). Уорси и Уизерс совместно с А. Берли разработали новую «философию бизнеса», согласно к-рой большой бизнес руководствуется «моральными мотивами»: «бизнес на деле руководствуется общечеловеческими интересами», «руководители корпорации заботятся в первую очередь об интересах рабочих и всего народа». В действительности крупное произ-во используется монополиями против интересов общества. Некоторые теоретики большого бизнеса отрицают его монополистич. характер на том основании, что при нём не уничтожается конкуренция (Лилиенталь). Однако наличие конкуренции отнюдь не лишает крупнейшие капиталистич. корпорации монополистич. характера. Как отмечал В. И. Ленин, монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют конкуренцию, а существуют над нею и рядом с нею (см. Полн. собр. соч., 5 капиталистич. т. 27, с. 386). Переплетение монополии и конкуренции составляет важнейшую особенность монополистич. капитализма.
Часть теоретиков большого бизнеса (напр., Маклуп) является сторонниками большого бизнеса именно из-за его монополистич. характера. В связи с расширением вмешательства гос-ва в экономику теоретики большого бизнеса подчёркивают значение крупного бизнеса как защитника «корпоративного» принципа. Крупные корпорации должны брать на себя «ответственность» за экономич. политику гос-ва в интересах «служения народу», Берли, Уорси, Рендолл прямо характеризуют совр, гос-во в США как гос-во «крупной корпорации». Слияние большого бизнеса с гос. аппаратом они представляют как «плановый капитализм». Колоссальный рост экономич. мощи горстки крупнейших монополий, подчинение им сотен тысяч мелких и средних монополизированных предприятий выдаются теорией большого бизнеса за установление «гармонии» мелкого и крупного произ-ва в «государстве крупной корпорации». Теория большого бизнеса как в своём первоначальном, так и в новейшем варианте «государства крупной корпорации» - реакционная экономич. теория, призванная оправдать и приукрасить власть монополист. гигантов, беспощадную эксплуатацию ими всего общества. См. также Олигополия.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.