БАНКИ ЭМИССИОННЫЕ
БАНКИ ЭМИССИОННЫЕ
банки, наделенные монопольным правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официальных золотовалютных резервов. В РФ единственным Б.э. является Центральный банк РФ.
Источник: Экономический словарь.
ЭМИССИОННЫЕ БАНКИ
банки, которые, кроме производства обычных банковских операций, обладают правом выпуска кредитных денег — банкнот. Эти банки играют особо важную роль в кредитной системе капиталистических стран. Они: 1) осуществляют выпуск кредитных денег (банкнот); 2) играют роль центральных банков, хранят денежные резервы коммерческих банков и предоставляют им кредиты; 3) выполняют ряд операций по исполнению государственного бюджета, являются кассирами государства (принимают налоговые платежи, выплачивают за счет бюджета проценты по облигациям государственных займов и погашают эти облигации). В буржуазных странах эмиссионные банки являются либо частными акционерными банками, либо государственными банками, либо смешанными банками. Главной клиентурой эмиссионных банков как по активным, так и по пассивным операциям являются частные коммерческие банки и министерства финансов (казначейства). В эпоху империализма и особенно в период общего кризиса капитализма эмиссионные банки становятся мощным орудием финансовой олигархии, а их ресурсы широко используются для проведения инфляционистской денежной политики.
В СССР и странах народной демократии функции эмиссионных банков выполняет Государственный банк, представляющий всенародное достояние, деятельность которого подчинена задачам развития социалистического Хозяйства.
В СССР и странах народной демократии функции эмиссионных банков выполняет Государственный банк, представляющий всенародное достояние, деятельность которого подчинена задачам развития социалистического Хозяйства.
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
Эмиссионные банки
эмиссионными банками именуются банки, которым государство предоставило право выпуска банковых билетов— «банкнот» (см. «бумажные деньги»). В виду важности функций, возлагаемых на эмиссионные банки, во всех почти странах в настоящее время проведен принцип централизации эмиссии в одном центральном банке. Англия и Германия отступают от этого принципа, но и там подавляющая часть эмиссии принадлежит центральным банкам (Bank of England в Англии и Reichsbank в Германии), рядом с которыми существует. небольшое число второстепенных эмиссионных банков, с весьма ограниченным правом эмиссии.
В соединённых штатах, после финансовой реформы 1918 года, право банкнотной эмиссии предоставлено десятку так называемых федеральных резервных банков (до этой реформы там существовали тысячи эмиссионных банков). Наиболее строго принцип централизации банкнотной эмиссии проведен в СССР, где единственным эмиссионным банком являлся (и теперь является) Государственный Банк, и во Франции, где право эмиссии предоставлено только французскому банку (Bangue de France). Юридически эмиссионные банки в европейских странах и Америке являются частными кредитными учреждениями акционерного типа; но ввиду громадного значения банкнотной операции для всего народного хозяйства страны, все правительства стремятся сохранить влияние на их оперативную деятельность, что осуществляется путем назначения представителей государства в управляющие аппараты эмиссионных банков. Так, например, в Германии все служащие Рейхсбанка (Имперского банка) считаются государственными чиновниками, акционеры же выбирают лишь Совет банка; во Франции же преобладающая роль принадлежит выборным представителям акционеров французского банка, но управляющий банком и его заместитель назначаются правительством. У нас как в дореволюционное время, так и теперь Госбанк является чисто государственным учреждением.
Основной задачей банкнотной политики эмиссионных банков является упорядочение банкнотного обращения, в отношении коего теория выдвигает следующие основные условия: а) банковые билеты должны быть выпускаемы в обращение не иначе как под реальное обеспечение (звонкой наличности или доброкачественных краткосрочных требований — по учетным и ссудным операциям банка); б) прием банковых билетов в платеж частными лицами должен быть вполне добровольным (зависящим от их усмотрения и доверия к кредитоспособности эмиссионного банка), а потому легального курса (см. это слово) банковые билеты иметь не должны; в) банковые билеты должны подлежать, при предъявлении в кассу банка, по возможности немедленному размену на звонкую монету, ибо отступление от этого принципа сближает банковые билеты с неразменными бумажными деньгами; г) выпущенные банком банковые билеты должны быть принимаемы им не только к размену, но и в платеж. В отношении обеспечения безостановочного размена банковых билетов и ограждения народного хозяйства от последствий чрезмерных выпусков, в законодательствах и практике эмиссионных банков существуют различные системы, которые могут быть сведены к двум большим группам: а) группе систем обеспечения размена (к этой группе относятся германская и северо-американские системы) и б) группе систем пресечения чрезмерных выпусков (английская и французская системы). Германская система, — или так называемая система частичного покрытия заключается в требовании, чтобы определенная, установленная законом часть находящихся в обращении банковых билетов (одна треть их) была покрыта звонкой наличностью. С этой системой здесь соединяется также и система так называемого косвенного контингентирования; сущность этой системы состоит в установлении определенного контингента для непокрытых звонкой наличностью банковых билетов с тем, чтобы все выпускаемые сверх этого контингента количество непокрытых звонкой наличностью банковых билетов оплачивалось особым сбором в пользу государства, что должно служить сдерживающим моментом против увлечения излишним выпуском банкнот. Северо-американская система представляет собой ту же систему частичного покрытия, как и германская, с тою разницей, что к требованию звонкой наличности в размере определенной доли всего выпущенного в обращение количества банковых билетов (до 25%) присоединяется: а) требование залога в форме государственных процентных бумаг, который бы 90% своей биржевой или номинальной цены (смотря потому, которая из них ниже) покрывал предполагаемый выпуск банковых билетов и б) требование, чтобы общая сумма выпущенных банком банковых билетов не выходила за пределы 90% его складочного капитала, если таковой не превышает 500.000 долларов, или 75%, если капитал не превышает 3 мил. долларов или 60%, если складочный капитал превышает 3 мил. долларов. Английская система, иначе называемая системой непосредственною контингентирования покрытых звонкой наличностью банкнот, устанавливая предельную сумму, на которую банковые билеты могут быть выпущены в обращение без металлического покрытия, требует, чтобы каждая выпускаемая сверх этой суммы банкнота была покрыта звонкой наличностью сполна (выпуск непокрытых звонкой наличностью банкнот в Англии был ограничен предельной суммой 16,2 мил. фунт, стерлингов). Английская система была принята, между прочим, и у нас при введении золотого обращения (реформа Витте 1897 г.), при чем сумма золота, обеспечивающая наши кредитные билеты, должна была быть не менее половины общей суммы выпущенной в обращение кредитных билетов, когда последняя не превышает 600 мил. руб.; кредитные же билеты, находящиеся в обращении свыше 600 мил. руб., должны были быть обеспечены золотом не меньше, чем рубль на рубль (1 империал золота на каждые 15 руб. кредитных билетов).
Таким образом, количество не обеспеченных золотом кредитных билетов (предел эмиссионного права) не должно было превышать 300 мил. руб. Французская система устанавливала лишь максимум банкнотного обращения, предоставляя эмиссионному банку в этих пределах полную свободу действий. Этот максимум подвергался несколько раз изменениям: при введении этой системы (1870 г.) он был установлен в 1800 мил. франков, а в 1895 г. он достиг (по закону 17 ноября этого года)5 тыс. мил. франков. Такими образом, во Франции банкнотное обращение не должно было превысить установленного максимума даже под условием полного покрытия излишка звонкой наличностью. Что касается операций эмиссионных банков, то последние, в силу особого положения этих банков, менее разнообразны, чем у коммерческих банков; выпуски банкнот нормально совершаются при посредстве вкладной и ссудных операций банка (дисконтной, ломбардной и активной контокоррентной). Что касается вкладной операции, то следует заметить, что эмиссионные банки не стремятся к слишком широкому привлечению чужих вкладов, чтобы не быть вынужденными, вследствие обременения своего пассива лишними средствами, искать для них размещения на рынке; ввиду этого эмиссионные банки часто прекращают даже уплату процентов по вкладам и текущим счетам. Из активных операций главной является выдача банкнот под учет векселей, при чем по общему правилу эмиссионные банки относятся к оценке вексельного материала гораздо строже, чем коммерческие банки, и принимают к учету лишь первоклассные торговые векселя. Но в этом отношении им приходится сталкиваться с конкуренцией коммерческих банков, более гибких в своих операциях и более тесно связанных с промышленным и торговым миром, и потому эмиссионным банкам становилось все труднее привлекать хороший вексельный материал, и им приходилось переносить центр тяжести на ломбардную операцию, т.е. выдачу ссуд под залог, преимущественно устойчивых и легко реализуемых фондов (см. это слово). Конечно, ценные бумаги не отличаются такой ликвидностью, как векселя, и в случае паники на бирже и связанных с ней неплатежей по онкольным счетам клиентов банка, приходится прибегать к массовой экзекуции (т.е. продаже заложенных бумаг) при значительном падении их курсов. Таким образом, эмиссионным банкам приходится часто воздерживаться от помещения своих средств и накоплять большие запасы металла, и отчасти иностранных банкнот и девиз; так, напр., до войны центральные банки Англии и России по временам обладали металлическим запасом, превышавшим количество находившихся в обращении банковых билетов. Но параллельно ослаблению связи эмиссионных банков с частным рынком росла их связь с другими банками и они все больше превращались в «банки банков», в кредитные центры, регулирующие работу всего денежно-кредитного аппарата.
Частные банки хранят в эмиссионном банке на текущих счетах довольно значительные суммы; с другой стороны они получают у него кредит путем переучета своего вексельного портфеля (т.е. принятых к учету клиентских векселей), и резервы эмиссионного банка являются для частных банков последним прибежищем в моменты паники и усиленных требований со стороны вкладчиков банков (по вкладам и текущим счетам). С другой стороны, эмиссионные банки, за предоставленную им правительством привилегию, обязуются предоставлять на льготных условиях, в известных, определенных уставом пределах, кредит казне на нужды государства. Кредит этот обычно оказывается под учет краткосрочных обязательств казначейства; но в некоторых случаях оказывается и долгосрочный кредит. В нормальных условиях казна воздерживается от слишком широкого использования эмиссионного банка, как источника для покрытия своих чрезвычайных расходов; но в эпохи политических кризисов и особенно войн — эта граница переступается, и эмиссионный банк служит тогда для правительства ширмой, за которой происходит работа печатного станка для нужд казны. Особенно широки были границы этой работы во время мировой войны, с известными всем вытекавшими отсюда последствиями. Что касается народно-хозяйственного значения банкнотной операции, то главная ее функция заключается в том, что она создает орудие обращения и платежное средство, способное лучше, чем какое либо другое, приспособляться к изменяющимся потребностям оборота. Всякое изменение в количестве и общей ценности сделок, а равно и платежей, обусловливая собою изменения в спросе на орудия обращения и платежные средства, немедленно отражается также на массе обращающихся банковых билетов, при чем, что особенно важно, увеличение или уменьшение этой массы происходит вполне автоматично, само собою, вследствие увеличения или уменьшения количества предъявляемых в банки к учету и ломбардированию векселей и ценных бумаг; банковой администрации приходится лишь констатировать факт увеличения или уменьшения обращающихся банкнот и регулировать это явление при помощи учетного и ломбардного процента. Эта способность банкнотного обращения приспособляться к изменяющимся потребностям оборота имеет особенное значение во время торгово-промышленных кризисов и связанных с ними неплатежей, когда обнаруживается и особенно острая нужда в деньгах. Снабжая в такие моменты средствами наиболее солидные фирмы, при помощи банкнотной операции, банки дают им возможность пережить кризис и тем предохраняют народное хозяйство от дальнейших потрясений. Что касается прибыли от банкнотной операции, то источниками ее являются, во первых, непокрытая кассовой наличностью часть банкнотного обращения, по которой банк пользуется процентами, сам не теряя и не платя таковых, и во вторых, ежегодная безвозвратная утрата части выпущенных в обращение банкнот, сокращающая банкнотный пассив банка без всякого с его стороны участия.
В соединённых штатах, после финансовой реформы 1918 года, право банкнотной эмиссии предоставлено десятку так называемых федеральных резервных банков (до этой реформы там существовали тысячи эмиссионных банков). Наиболее строго принцип централизации банкнотной эмиссии проведен в СССР, где единственным эмиссионным банком являлся (и теперь является) Государственный Банк, и во Франции, где право эмиссии предоставлено только французскому банку (Bangue de France). Юридически эмиссионные банки в европейских странах и Америке являются частными кредитными учреждениями акционерного типа; но ввиду громадного значения банкнотной операции для всего народного хозяйства страны, все правительства стремятся сохранить влияние на их оперативную деятельность, что осуществляется путем назначения представителей государства в управляющие аппараты эмиссионных банков. Так, например, в Германии все служащие Рейхсбанка (Имперского банка) считаются государственными чиновниками, акционеры же выбирают лишь Совет банка; во Франции же преобладающая роль принадлежит выборным представителям акционеров французского банка, но управляющий банком и его заместитель назначаются правительством. У нас как в дореволюционное время, так и теперь Госбанк является чисто государственным учреждением.
Основной задачей банкнотной политики эмиссионных банков является упорядочение банкнотного обращения, в отношении коего теория выдвигает следующие основные условия: а) банковые билеты должны быть выпускаемы в обращение не иначе как под реальное обеспечение (звонкой наличности или доброкачественных краткосрочных требований — по учетным и ссудным операциям банка); б) прием банковых билетов в платеж частными лицами должен быть вполне добровольным (зависящим от их усмотрения и доверия к кредитоспособности эмиссионного банка), а потому легального курса (см. это слово) банковые билеты иметь не должны; в) банковые билеты должны подлежать, при предъявлении в кассу банка, по возможности немедленному размену на звонкую монету, ибо отступление от этого принципа сближает банковые билеты с неразменными бумажными деньгами; г) выпущенные банком банковые билеты должны быть принимаемы им не только к размену, но и в платеж. В отношении обеспечения безостановочного размена банковых билетов и ограждения народного хозяйства от последствий чрезмерных выпусков, в законодательствах и практике эмиссионных банков существуют различные системы, которые могут быть сведены к двум большим группам: а) группе систем обеспечения размена (к этой группе относятся германская и северо-американские системы) и б) группе систем пресечения чрезмерных выпусков (английская и французская системы). Германская система, — или так называемая система частичного покрытия заключается в требовании, чтобы определенная, установленная законом часть находящихся в обращении банковых билетов (одна треть их) была покрыта звонкой наличностью. С этой системой здесь соединяется также и система так называемого косвенного контингентирования; сущность этой системы состоит в установлении определенного контингента для непокрытых звонкой наличностью банковых билетов с тем, чтобы все выпускаемые сверх этого контингента количество непокрытых звонкой наличностью банковых билетов оплачивалось особым сбором в пользу государства, что должно служить сдерживающим моментом против увлечения излишним выпуском банкнот. Северо-американская система представляет собой ту же систему частичного покрытия, как и германская, с тою разницей, что к требованию звонкой наличности в размере определенной доли всего выпущенного в обращение количества банковых билетов (до 25%) присоединяется: а) требование залога в форме государственных процентных бумаг, который бы 90% своей биржевой или номинальной цены (смотря потому, которая из них ниже) покрывал предполагаемый выпуск банковых билетов и б) требование, чтобы общая сумма выпущенных банком банковых билетов не выходила за пределы 90% его складочного капитала, если таковой не превышает 500.000 долларов, или 75%, если капитал не превышает 3 мил. долларов или 60%, если складочный капитал превышает 3 мил. долларов. Английская система, иначе называемая системой непосредственною контингентирования покрытых звонкой наличностью банкнот, устанавливая предельную сумму, на которую банковые билеты могут быть выпущены в обращение без металлического покрытия, требует, чтобы каждая выпускаемая сверх этой суммы банкнота была покрыта звонкой наличностью сполна (выпуск непокрытых звонкой наличностью банкнот в Англии был ограничен предельной суммой 16,2 мил. фунт, стерлингов). Английская система была принята, между прочим, и у нас при введении золотого обращения (реформа Витте 1897 г.), при чем сумма золота, обеспечивающая наши кредитные билеты, должна была быть не менее половины общей суммы выпущенной в обращение кредитных билетов, когда последняя не превышает 600 мил. руб.; кредитные же билеты, находящиеся в обращении свыше 600 мил. руб., должны были быть обеспечены золотом не меньше, чем рубль на рубль (1 империал золота на каждые 15 руб. кредитных билетов).
Таким образом, количество не обеспеченных золотом кредитных билетов (предел эмиссионного права) не должно было превышать 300 мил. руб. Французская система устанавливала лишь максимум банкнотного обращения, предоставляя эмиссионному банку в этих пределах полную свободу действий. Этот максимум подвергался несколько раз изменениям: при введении этой системы (1870 г.) он был установлен в 1800 мил. франков, а в 1895 г. он достиг (по закону 17 ноября этого года)5 тыс. мил. франков. Такими образом, во Франции банкнотное обращение не должно было превысить установленного максимума даже под условием полного покрытия излишка звонкой наличностью. Что касается операций эмиссионных банков, то последние, в силу особого положения этих банков, менее разнообразны, чем у коммерческих банков; выпуски банкнот нормально совершаются при посредстве вкладной и ссудных операций банка (дисконтной, ломбардной и активной контокоррентной). Что касается вкладной операции, то следует заметить, что эмиссионные банки не стремятся к слишком широкому привлечению чужих вкладов, чтобы не быть вынужденными, вследствие обременения своего пассива лишними средствами, искать для них размещения на рынке; ввиду этого эмиссионные банки часто прекращают даже уплату процентов по вкладам и текущим счетам. Из активных операций главной является выдача банкнот под учет векселей, при чем по общему правилу эмиссионные банки относятся к оценке вексельного материала гораздо строже, чем коммерческие банки, и принимают к учету лишь первоклассные торговые векселя. Но в этом отношении им приходится сталкиваться с конкуренцией коммерческих банков, более гибких в своих операциях и более тесно связанных с промышленным и торговым миром, и потому эмиссионным банкам становилось все труднее привлекать хороший вексельный материал, и им приходилось переносить центр тяжести на ломбардную операцию, т.е. выдачу ссуд под залог, преимущественно устойчивых и легко реализуемых фондов (см. это слово). Конечно, ценные бумаги не отличаются такой ликвидностью, как векселя, и в случае паники на бирже и связанных с ней неплатежей по онкольным счетам клиентов банка, приходится прибегать к массовой экзекуции (т.е. продаже заложенных бумаг) при значительном падении их курсов. Таким образом, эмиссионным банкам приходится часто воздерживаться от помещения своих средств и накоплять большие запасы металла, и отчасти иностранных банкнот и девиз; так, напр., до войны центральные банки Англии и России по временам обладали металлическим запасом, превышавшим количество находившихся в обращении банковых билетов. Но параллельно ослаблению связи эмиссионных банков с частным рынком росла их связь с другими банками и они все больше превращались в «банки банков», в кредитные центры, регулирующие работу всего денежно-кредитного аппарата.
Частные банки хранят в эмиссионном банке на текущих счетах довольно значительные суммы; с другой стороны они получают у него кредит путем переучета своего вексельного портфеля (т.е. принятых к учету клиентских векселей), и резервы эмиссионного банка являются для частных банков последним прибежищем в моменты паники и усиленных требований со стороны вкладчиков банков (по вкладам и текущим счетам). С другой стороны, эмиссионные банки, за предоставленную им правительством привилегию, обязуются предоставлять на льготных условиях, в известных, определенных уставом пределах, кредит казне на нужды государства. Кредит этот обычно оказывается под учет краткосрочных обязательств казначейства; но в некоторых случаях оказывается и долгосрочный кредит. В нормальных условиях казна воздерживается от слишком широкого использования эмиссионного банка, как источника для покрытия своих чрезвычайных расходов; но в эпохи политических кризисов и особенно войн — эта граница переступается, и эмиссионный банк служит тогда для правительства ширмой, за которой происходит работа печатного станка для нужд казны. Особенно широки были границы этой работы во время мировой войны, с известными всем вытекавшими отсюда последствиями. Что касается народно-хозяйственного значения банкнотной операции, то главная ее функция заключается в том, что она создает орудие обращения и платежное средство, способное лучше, чем какое либо другое, приспособляться к изменяющимся потребностям оборота. Всякое изменение в количестве и общей ценности сделок, а равно и платежей, обусловливая собою изменения в спросе на орудия обращения и платежные средства, немедленно отражается также на массе обращающихся банковых билетов, при чем, что особенно важно, увеличение или уменьшение этой массы происходит вполне автоматично, само собою, вследствие увеличения или уменьшения количества предъявляемых в банки к учету и ломбардированию векселей и ценных бумаг; банковой администрации приходится лишь констатировать факт увеличения или уменьшения обращающихся банкнот и регулировать это явление при помощи учетного и ломбардного процента. Эта способность банкнотного обращения приспособляться к изменяющимся потребностям оборота имеет особенное значение во время торгово-промышленных кризисов и связанных с ними неплатежей, когда обнаруживается и особенно острая нужда в деньгах. Снабжая в такие моменты средствами наиболее солидные фирмы, при помощи банкнотной операции, банки дают им возможность пережить кризис и тем предохраняют народное хозяйство от дальнейших потрясений. Что касается прибыли от банкнотной операции, то источниками ее являются, во первых, непокрытая кассовой наличностью часть банкнотного обращения, по которой банк пользуется процентами, сам не теряя и не платя таковых, и во вторых, ежегодная безвозвратная утрата части выпущенных в обращение банкнот, сокращающая банкнотный пассив банка без всякого с его стороны участия.
Источник: Краткая экономическая энциклопедия (финасовая торговая банковская). Украинский экономист. 1925