БАНК АНГЛИИ
Банк Англии - эмиссионный банк, выполняющий в Великобритании роль центрального банка по отношению к банковской системе и к государственному казначейству.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
После присоединения к ОВМ в конце 90-х годов банк проявил мастерство в удержании фунта в пределах 6 процентов разрешенного уровня относительно немецкой марки, хотя пребывание фунта в ОВМ было не долгим. Противоречие между искусственно поддерживаемой высокой учетной ставкой участников ОВМ и слабостью британской экономики вызвали массовую распродажу фунта в сентябре 1992 г.
Председатель Банка Англии (Governor): Мервил Кинг (Mervyn King)
Заместители председателя Банка (Deputy Governor)
Рейчел Ломакс (Rachel Lomax)
Сэр Джон Гив (Sir John Gieve)
Исполнительные Директора (Executive Directors):
Пол Такер (Paul Tucker)
Чарльз Бин (Charles Bean)
Члены Монетарного Комитета (Members of the Policy Board):
Кэйт Вэйкер (Kate Barker)
Стивен Никелл (Stephen Nickell)
Дэвид Волтон (David Walton)
Ричард Ламберт (Richard Lambert) - покинул Комитет в марте 2006 года, и временно Комитет состоит из 8 членов, вместо принятых девяти
Источник: Словарь терминов и сокращений рынка forex, Forex EuroClub
Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь
В течение Первой мировой войны главной функцией Б. А. было управление государственными заимствованиями. До Первой мировой войны банкноты Б. А. обменивались на золото. В 1946 Б. А. был национализирован. Его акционерный капитал был передан казначейству, а бывшие владельцы банка получили компенсацию правительственными ценными бумагами, приносящими 12 % дохода в год (столько, сколько давали дивиденды до национализации). С национализацией банка за ним официально была закреплена роль центрального банка и банкира государства, хотя фактически он являлся таковым на протяжении уже нескольких веков. Б. А. является наиболее влиятельным центральным банком мира.
Б. А. вместе с министерством финансов отвечает за реализацию финансовой и денежно-кредитной политики. Как банкир правительства он держит у себя счета центральных правительственных учреждений, принимает поступления и выполняет платежи, управляет национальным долгом путем эмиссии и погашения казначейских векселей и долгосрочных ценных бумаг, кредитует правительство с помощью краткосрочных ссуд, проводит операции на открытом рынке.
С помощью перечисленных мер Б. А. с 1981 оказывает на процентные ставки косвенное влияние вместо прямого воздействия с помощью минимальной ставки ссудного процента или учетной ставки банка. Банк несет также ответственность за управление счетом стабилизации валюты и за рыночные интервенции для регулирования курсов валют.
Испытывая давление со стороны ЕС и не желая лишиться статуса финансового центра Европы, Б. А. в 1997 объявил о реформе вексельного обращения, в соответствии с которой правом переучета векселей стал пользоваться не ограниченный круг банков, а большое число участников финансового рынка.
На Б. А. как на «банк банков» возложена ответственность за безопасность и законность деятельности учетных и акцептных домов, через которые Банк с помощью займов или переучета векселей осуществляет свою функцию кредитора последней инстанции. Если банки испытывают недостаток в денежных средствах и они не могут их привлечь из других источников, содействие им может оказать Б. А. Банк обслуживает счета королевской семьи, Международного валютного фонда и других международных учреждений.
Закон 1998 впервые в истории Б. А. обязал его следить за стабильностью цен и оказывать поддержку правительству в обеспечении экономического роста и занятости населения. Для достижения стабильности цен и предотвращения инфляции Б. А. предоставлена «оперативная независимость» от правительства и создан исполнительный орган – Комиссия по денежной политике Банка. Б. А. управляется Советом директоров, который состоит из управляющего, двух его заместителей и 16 директоров (неисполнительных), которые назначаются королевой по рекомендации правительства соответственно на пять лет и на три года. Совет несет ответственность за все дела Б. А.
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
Банк Англии – государственное кредитное учреждение, на которое возложены функции Центрального банка (ЦБ) Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Полное официальное название – Управляющий и Компания Банка Англии (Governor and Company of the Bank of England). Неофициальное название – «Старая Леди».
Банк Англии является одним из старейших ЦБ Европы и мира. Он был основан в 1694 году как частная компания для финансирования войны с Францией. Учредителями стали 1 268 акционеров, которые предоставили первый заем правительству в размере 1 200 фунтов стерлингов. С юридической точки зрения кредит был предоставлен королю под 8% годовых в форме банкнот и векселей.
Банк Англии носит такое название (а не «Банк Великобритании»), потому что был создан еще до того, как появилось государство, которое мы знаем как Соединенное Королевство Великобритании. Такое название страна получила только в 1707 году, при объединении с Шотландией.
С момента основания банк получил право совершать операции с драгоценными металлами – золотом и серебром, осуществлять выпуск и учет векселей, предоставлять ссуды под обеспечение. В то же время банку запрещалось кредитовать королевскую семью без санкции парламента Великобритании.
Восхождение частной кредитной организации до уровня ЦБ страны было неслучайным. Этому способствовало особое положение Банка Англии. Так, уже на следующий год после создания он получил монопольное право выпускать деньги. В 1697 году парламент принял закон, по которому подделка банкнот, эмитированных этим финансовым учреждением, каралась смертной казнью. При этом запрещалось учреждение новых крупных банков.
В 1708 году юридические нормы еще более ужесточились. Появился запрет на выпуск векселей на предъявителя – это мог делать только Банк Англии. Во избежание конкуренции запрещалось создавать компании, численность учредителей которых была бы более шести человек. Вне закона оказалась деятельность по предоставлению краткосрочных займов (до шести месяцев).
С 1844 года Банк Англии, согласно принятому Акту Роберта Пиля, стал достаточно открытой организацией – еженедельно он был обязан публиковать сведения о своем балансе. Кроме того, банк был разделен на два департамента: эмиссионный и банковский.
Именно в Банке Англии впервые использовалась система, являющаяся прародительницей современной системы учета активов и пассивов ЦБ большинства стран. В эмиссионном департаменте пассивы состоят из банкнот в обращении и банкнот в банковском департаменте. Активы – это те резервы, которыми обеспечен выпуск денег: государственные ценные бумаги, золотовалютные резервы. Выпущенные банкноты передаются в банковский департамент.
Пассивы банковского департамента представляют собой уставной капитал, который не менялся с 1844 года и составляет14,5 млн фунтов стерлингов, счета иностранных ЦБ, Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, а также правительственные депозиты и депозиты коммерческих банков. Активы банковского департамента – это государственные обязательства, учтенные векселя, выданные ссуды. Кроме того, в этом разделе баланса отражаются полученные от эмиссионного департамента, но еще не выпущенные в обращение банкноты.
В 1946 году Банк Англии был национализирован. Для этого акционеры кредитной организации передали свои доли Казначейству Великобритании, а взамен получили государственные долговые ценные бумаги.
Последний закон, регулирующий деятельность Банка Англии, был принят в 1998 году. Согласно этому документу, управление организацией возложено на совет директоров, в который входят управляющий, два его заместителя и 16 членов совета. Все они назначаются королевским указом – но на самом деле королева лишь утверждает решение парламента, так как страна является конституционной монархией.
Срок полномочий определен для управляющего и его заместителей в пять лет, для членов совета – в три года. При этом возможно продление срока полномочий.
Заседания совета директоров проходят не реже одного раза в месяц.
На Банк Англии возложены следующие функции:
- контроль над уровнем инфляции, обеспечение покупательной способности национальной валюты и стабильности ее обменного курса;
- поддержание надежности финансовой системы страны;
- обеспечение эффективности работы банковского сектора.
Вопросы проведения кредитно-денежной политики в настоящее время переданы комитету по кредитно-денежной политике, в компетенцию которого входит определение официальных процентных ставок. Однако возглавляет этот государственный орган, состоящий из известных экономистов, председатель Банка Англии.
Банк Англии имеет монопольное право выпуска банкнот на территории Англии и Уэльса. В то же время Банк Шотландии и Банк Ирландии (Северной Ирландии) могут выпускать собственные деньги, обеспечив такую эмиссию резервом банкнот Банка Англии по курсу 1:1.
С 1998 года Банк Англии более не выполняет одну из своих традиционных функций – управление государственным долгом. Эти обязанности были переданы отдельной структуре – департаменту по управлению государственным долгом Великобритании, который является подразделением Казначейства.
Политика Банка Англии менялась на протяжении десятилетий под воздействием развивавшейся экономической теории. В 1940-х годах экономическая политика страны строилась на принципах кейнсианства, и основными целями ЦБ были снижение стоимости государственного долга, относительно дешевые займы. В 1950–1960-х годах развивалось неокейнсианство, и роль ЦБ заключалась в снижении влияния экономических циклов. С этой целью ставки повышались для торможения при чрезмерном перегреве экономики и снижались для подъема деловой активности в случае ее снижения. В 1970-х годах произошла либерализация банковского сектора, главенствующей теорией стал монетаризм, а главным ориентиром – контроль за денежной массой. Методом воздействия на рынок был выбран выпуск или выкуп векселей, причем коммерческих, а не банковских. А с 1990-х годов преобладает тенденция, согласно которой основным инструментом денежно-кредитной политики становятся операции на открытом рынке.
Кроме того, в настоящее время на Банк Англии возложены обязанности по регулированию и контролю в банковском секторе. Он является расчетным банком для правительства и других государственных структур.
alt="" />
Иллюстрация: Банк Англии
Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru
Центральный банк Англии, главный офис расположен в Лондоне на Треднидл-стрит, Е.С.2, обычно известный под названием `Старая леди с Треднидл-стрит` (Old Lady of Threadneedle Street). Первоначальная лицензия предоставлена парламентским актом 1694 г. Б.А. имеет отделения по эмиссии банкнот и валютному контролю в восьми пунктах (Бирмингем, Бристоль, Лидс, Ливерпуль, Манчестер, Ньюкасл-на-Тайне, Саутгемптон и ЛоКортс (Лондон). Устав Б.А. основан главным образом на Законе о Б.А. 1946 г. (Bank of England Act of 1946) и лицензии, выданной в том же году, когда Б.А. стал гос. Акционерный капитал в размере 14553000 фунтов стерлингов был затем передан Поверенному Казначейства (Treasury Solicitor), к-рый владеет им от имени Казначейства Ее Величества. Акционеры получили 3-процентные правительственные облигации, погашаемые по номиналу, с 5 апреля 1966 г. в размере, обеспечивающие ежегодный процент, равный дивиденду в 12%, объявленному на 20-летний период, закончившийся 31 марта 1945 г. Т. о., акционеры Б.А. получили облигации по 400 ф. ст. каждая вместо акций с номиналом 100 ф. ст. Закон предоставил право правительству назначать правление Б.А. в составе: управляющего и его заместителя, назначаемых на пятилетний срок и вновь назначаемых на любое количество сроков, и 16 директоров (на четырехлетний срок, каждый год уходят в отставку 4 директора), из к-рых четыре работают постоянно. Казначейству было также предоставлено юр. право делать то, что могло бы быть сделано фактически, т. е. давать директивы банку после консультации с управляющими и по его совету; в свою очередь Б.А. предоставлено право, с согласия Казначейства, запрашивать информацию у банков и давать им директивы, когда это необходимо в интересах обществаНовый банковский закон. Банковский закон 1979 г., первый английский всеобъемлющий банковский закон, получил королевское одобрение 4 апреля 1979 г. и вошел в силу 1 октября 1979 г. С 1 октября 1979 г. для создания депозитного учреждения, на к-рое может распространяться закон, необходимо предварительное разрешение Б.А. Банк кратко изложил свою деятельность следующим образом.Каждый институт, принимающий депозиты и подпадающий под юрисдикцию закона, должен заполнить заявку и подать ее в Б.А. Разработана стандартная форма заявки на признание учреждения в качестве банка или на лицензию на депозитные операции.Чтобы получить разрешение на признание или лицензию, учреждение должно соответствовать критериям, перечисленным в Приложении 2 к закону, к-рые касаются качества менеджмента, а также разумной деятельности и фин. устойчивости бизнеса. При этом требуется предоставление подробной статистики о деятельности, чтобы определить соответствие критериям информации о тех, кто отвечает за ее ведение. В случае, если учреждение-заявитель осуществляет основную деятельность задеятельность следующим образом.Каждый институт, принимающий депозиты и подпадающий под юрисдикцию закона, должен заполнить заявку и подать ее в Б.А. Разработана стандартная форма заявки на признание учреждения в качестве банка или на лицензию на депозитные операции.Чтобы получить разрешение на признание или лицензию, учреждение должно соответствовать критериям, перечисленным в Приложении 2 к закону, к-рые касаются качества менеджмента, а также разумной деятельности и фин. устойчивости бизнеса. При этом требуется предоставление подробной статистики о деятельности, чтобы определить соответствие критериям информации о тех, кто отвечает за ее ведение. В случае, если учреждение-заявитель осуществляет основную деятельность за пределами Великобритании и привлекает депозиты через отделение в Объединенном Королевстве, банк должен (на основании раздела 3/5 закона) получить подтверждение от соответствующего ин. ведомства по надзору о том, что оно удовлетворено управлением банка и его общей фин. устойчивостью. Заявители на признание в качестве банка должны удовлетворять и др. критериям, касающимся высокой репутации и положения в фин. сообществе, а также о предоставлении либо универсальных, либо узкоспециализированных банковских услуг.При формировании мнения о репутации и положении учреждения Б.А. выясняет мнение агентов рынка и получает др. дополнительную информацию. Для оценки спектра банковских услуг Б.А. запрашивает информацию об объеме и диапазоне операций, их качестве и прибылях, а также о персонале и др. ресурсах, используемых для этих целей, чтобы определить характер и объем каждой отдельной услуги.Банковский билль 1979 г. призвал к созданию фонда страхования депозитов с первоначальным капиталом на скромную сумму в 12 млн дол. в долларовом эквиваленте и финансируемую за счет сборов с банков пропорционально привлеченным ими депозитам. Вкладчики обанкротившихся учреждений получат компенсацию по своим депозитам в размере 75% суммы депозита в 20 тыс. дол., что также весьма скромно по сравнению с гарантией депозита в 100 тыс. дол. в банках, застрахованных в американской ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ. Однако эта характеристика билля была оценена с точки зрения роли Б.А. в осуществлении надзора.Новые методы денежно-кредитного контроля. К 20 августа 1981г. Б.А. ввел ряд новых технических мер для достижения претворения в жизнь ден.-кредитной политики:1. Минимальная ставка ссудного процента (the minimum lending rate - MLR), к-рая до 1971 г. называлась банковской ставкой и вывешивалась каждый четверг (в прямом смысле на доске в Б.А. и в торговом зале ЛОНДОНСКОЙ ФОНДОВОЙ БИРЖИ), перестала объявляться таким способом. Это явилось частью новых методов ден.-кредитного контроля с целью ограничения роли кредитования через `дисконтное окно`. Вместо этого сделан упор на операции с векселями на открытом рынке. MLR соответствовала учетной ставке в практике ФРС США, в пользу непрерывности к-рой высказывались многие амер. экономисты, рассматривая ее как инструмент осуществления ден.-кредитной политики.2. В настоящее время вместо предоставления данных по MLR Б.А. каждое утро выпускает бюллетень, освещающий его ожидания по потоку средств на ден. рынок в тот день. Затем в этот же день выпускается еще один бюллетень, где дана информация о ставках и объеме операций банка на рынке с учетом интервалов - сроков погашения, напр., интервал один: векселя со сроком до 14 дней; интервал два: векселя со сроком от 15 до 33 дней; интервал три: векселя со сроком от 33 до 63 дней; и интервал четыре: векселя со сроком от 64 до 91 дня. Векселя большинства банков стали приниматься к учету в Б.А. Т. о., на основании этой информации о ставках и объеме операций Б.А. банки должны судить о своих соответствующих базовых и др. процентных ставках. После закрытия каждого рабочего дня Б.А. выпускает окончательный бюллетень о своей деятельности. Эта система рассчитана на то, что сами банки, а не Б.А. будут определять рыночные процентные ставки, однако она утрачивает точность и степень воздействия через объявление бывшей MLR в качестве показателя ден.-кредитной политики банка.3. Был отменен банковский коэффициент `резервных активов` (в начале января 1981 г. этот минимум был снижен с 12,5 до 10%) (это пропорции между отдельными статьями и общей суммой баланса банка или между определенными статьями активов и депозитами. - Прим. науч. ред.); соглашение лондонских клиринг-банков о хранении на счетах в Б.А. 1,5-процентных приемлемых обязательств было заменено требованием обязательного депонирования 0,5-процентной нормы кассовых резервов всех банков. Эта мера еще раз свидетельствовала, что Б.А. сделал ставку на операции на открытом рынке в качестве основного метода своего ден.-кредитного контроля.Эмиссия банкнот. С 1844 г. операции Б.А. осуществлялись через два департамента: эмиссионный и банковский. Департамент эмиссии выпускает банкноты Б.А., передавая их на баланс банковскому департаменту. Обеспечением банкнот служили активы - гос. ценные бумаги, золотые слитки и монеты. Закон о ден. обращении и банкнотах 1928 г. приостановил казначейскую эмиссию денег в обращение, и с тех пор Б.А. обладает монопольным правом эмиссии банкнот. Лимит эмиссии сверх суммы, обеспеченной золотыми слитками и монетами, был установлен на уровне 260 млн ф. ст. (необеспеченная эмиссия), а Казначейству было дано право при запросе со стороны банка давать разрешение на временное увеличение необеспеченной эмиссии. После принятия этого закона эмиссионная прибыль перечислялась Казначейству.Закон о ден. обращении и банкнотах 1939 г. установил лимит необеспеченной эмиссии в сумме 300 млн ф. ст. и обязал проводить еженедельную переоценку в текущих ценах активов эмиссионного департамента.Закон о ден. обращении и банкнотах 1954 г. установил размер необеспеченной эмиссии в сумме 1575 млрд ф. ст., однако эта сумма может быть изменена по указанию Казначейства после представления Б.А. На 28 февраля 1981 г. фидуциарная эмиссия составила 10325 млрд ф. ст., с учетом разрешения повысить ее на основании Закона 1954 г. В докладе Радклифа о функционировании английской ден. системы записано следующее: `В сущности ден. власти могут повышать или снижать эмиссию так, как они считают необходимым, информируя Парламент через Протокольный отдел Казначейства, но как только эмиссия банкнот превышает максимум, установленный законом (1575 млрд ф. ст.), Казначейство обязано каждые два года издавать указ об увеличении эмиссии, к-рый может быть оспорен (и тем самым обсужден) в Палате представителей`.Остаток золота, принадлежащего эмиссионному департаменту, был продан на сумму 0,4 млн ф. ст., к-рая была зачислена на Валютный уравнительный счет 6 августа 1970 г., и с того времени эмиссия банкнот Б.А. стала обеспечиваться только гос. долговыми обязательствами и др. ценными бумагами.Клиринговые банки держат часть своих наличных резервов в форме остатков на счетах в Б.А., проводимых в фин. отчете Б.А. как депозиты банкирских домов. Эти остатки на счетах способствуют клиринговым расчетам между банками, расположенными в Сити, и отделениями Б.А. Клиринговые банки также используют Б.А. в качестве источника банкнот и монет, а также в качестве учреждения, в к-рое они могут возвратить избыточные банкноты и монеты за кредит на резервные остатки. Б.А. получает монеты от Королевского монетного двора через кредитование счета Казначейства.Б.А., являясь единственным банком в Англии и Уэллсе, обладающим монопольным правом эмиссии банкнот, сам печатает и гравирует банкноты. Десятичная ден. система была введена в Великобритании 15 февраля 1971 г.Другие операции. Б.А. также осуществляет управление нац. долгом, выступая в качестве депозитария казначейских средств, регулирует валютные операции (валютный контроль был отменен в октябре 1979 г.); проводит операции на валютных рынках в рамках новых регулирующих норм и валютной политики. Банк также является держателем акций компаний.Банк и британская промышленность. Банк придает большое значение информации из первых рук от тех, кто занят в промышленности, относительно того, какими они видят свои перспективы и проблемы. Для этого он поддерживает отношения с нац. фирмами и с представителями торговли из отдельных регионов.Резюме. После офиц. вступления Великобритании в расширенный Общий рынок 1 января 1973 г. у Б.А. возникла новая сфера деятельности с учетом политических и экон. соглашений.`Старая леди с Треднидл-стрит` восприняла много новых идей в отношении международных операций центрального банка. В настоящее время банк расширил свои контрольные функции в отношении английской банковской системы, сочетая принятие решений с операционными функциями.См. БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ БАНКА АНГЛИИ; ВЕЛИКОБРИТАНИЯ; ТАБЛИЦА ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ; УЧЕТНАЯ СТАВКА БАНКОВСКАЯ.БИБЛИОГРАФИЯ:MUEHRING, K. `Can the Bank of England Regain Its Clout?` Institutional Investor, May, 1987.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012