Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт
перемещение грузов и людей автомобилями из одного места (региона, страны) в другое по безрельсовым путям преимущественно на короткие и средние расстояния. Распространен повсеместно (кроме незаселенных территорий и районов с экстремальными климатическими условиями). Протяженность сети всех автодорог мира – 32,3 млн. км, в т.ч. с твердым покрытием – 19,4 млн. км (включая 326 тыс. км скоростных автострад). Главные функции А. т. – транспортное обслуживание населения и экономических акторов. А. т. наиболее глубоко охватывает территорию; является самым главным средством сообщения на освоенных территориях, связывающим поселения и экономические пункты с более крупными городами и экономическими центрами. Имеет особенно важное значение в очагах и районах с высокой концентрацией населения и хозяйства, обеспечивая их краткосрочные и среднесрочные потребности в перевозках. А. т. – главный вид транспорта низового административно-территориального звена (сельской местности, периферии, полупериферии, крупных городов), т.е. он наиболее убиквитетен по сравнению с другими видами наземного транспорта. А. т. удовлетворяет спрос, в первую очередь, на местном и внутрирегиональном уровнях масштаба и в меньшей степени – в межрегиональном сообщении. Каналы перемещения А. т. жестко фиксированы на территории. Но, благодаря всепроникающей сети дорог число степеней свободы при выборе маршрута движения здесь больше, чем у железных дорог (т.к. структура сети сложнее, в ней больше циклов – замкнутых контуров). Сеть автодорог наиболее равномерно покрывает территорию мира за исключением лакун неосвоенных районов (присутствуют очаги сгущения и разреженности). Развивался с 1910-х гг., постепенно вытеснив гужевой транспорт. В 1960-90-е гг. превратился в главный вид транспорта на короткие и средние расстояния, потеснив во многих странах мира железнодорожный. Средняя дальность грузовых перевозок на А. т. в мире не превышает 24 км (в междугороднем сообщении – 60 км), пассажирских – 8 км в автобусном сообщении (в пригородном и междугороднем – 19 км) и 11 км – на личном автотранспорте (в пригородном и междугороднем – 28 км). Средняя скорость передвижения автомобилей на обычных дорогах возросла с 15 км/ч. (1905) до 100 км/ч. (1980-е гг.; в городах – не более 50 км/ч.); на скоростных автомагистралях она ограничена 120-140 км/ч. А. т. – наиболее рыночно ориентированный вид наземного транспорта. Преимущества А.т.: большее число степеней свободы при выборе маршрутов (за счет больших размеров сети), маневренность, возможность доставки грузов и пассажиров «от двери до двери», широкая сфера применения, относительно высокая скорость (по автострадам) по сравнению с речным транспортом и традиционной железной дорогой, гибкость (можно заменять другими автомобилями). Основные недостатки А. т.: экологические (автомобиль – главный загрязнитель воздуха выхлопами в городах, городских агломерациях и вдоль автодорог); высокая топливоемкость и энергоемкость по сравнению с другими видами транспорта; сверхконцентрация автомобилей в небольшом числе мест, в результате чего образуются транспортные пробки. В странах ЕС целенаправленно снижают объемы выбросов выхлопных газов путем модернизации двигателей; регулярно вводятся новые экологические стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах (Евро-1 – Евро-5; последний введен в 2009 г.). Выделяют А. т. общего и необщего (корпоративного, ведомственного, частного и др.) пользования; грузовой и пассажирский. Инфраструктура А. т. включает в себя сеть автодорог, гаражей и автобаз, авторемонтных мастерских и заводов, автозаправочных станций. Подвижной состав А. т. представлен грузовыми и пассажирскими автомобилями (в т.ч. автобусами, легковыми машинами, мотоциклами). Автомобили делятся на транспортные (грузовые, пассажирские, грузопассажирские) и специальные (автокраны, полицейские, пожарные, коммунальные, скорой помощи и др.; не участвуют в перевозках). По виду двигателя и виду используемого топлива они разделяются на бензиновые, дизельные, спиртовые, газовые (на СПГ), газогенераторные, электромобили, гибридные (используют одновременно и электрический, и традиционный двигатель внутреннего сгорания), водородные. Технологически они делятся на легковые, грузовые, особо большой грузоподъемности, повышенной проходимости, внедорожники, вседорожники, пикапы, автобусы, троллейбусы. Грузовые автомобили бывают универсальными и специализированными (на перевозке определенных видов грузов). К последним относятся контейнеровозы, трейлеры, рефрижераторы, самосвалы, фургоны, цистерны, лесовозы, панелевозы, цементовозы, тягачи, автомобилевозы, скотовозы. В ряде стран (Австралия, США, Канада) для перевозки грузов используются автопоезда – магистральные автомобили-тягачи с одним или более прицепом и/или полуприцепом (в Австралии до 4-5 прицепов). На А. т. приходится значительная доля грузооборота и объема перевозимых грузов в крупнейших странах мира (в США – 70%, КНР – 72%). Автобусы по назначению разделяются на городские, пригородные, междугородние (в т.ч. спальные), экскурсионные и туристические, школьные, перронные (в аэропортах), почтовые, специального назначения; по конструкции – на низкопольные (low-floor), высокопольные, одиночные, сочлененные, трехсекционные сочлененные, полутораэтажные, двухэтажные, полуприцепы, прицепы. К ним относят также микроавтобусы. По технологии движения автобусы разделяют на обычные, электроавтобусы (электробусы; автобусы-электромобили с аккумуляторными батареями), направляемые («Guided bus»); автобусы, автоматически удерживаемые на траектории своего движения специальными направляющими иногда в виде рельсов, реже – оптическими или магнитными системами). Автобусное сообщение по дальности делится на международное, междугороднее, местное (внутрирегиональное), пригородное, внутригородское. В междугороднем и международном автобусном сообщении существуют свои крупные и мелкие частные, государственные и муниципальные компании. Наибольший пассажирооборот А. т. характерен для США, Германии, Японии, Франции и Китая. С.А. Тархов
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.