Автомобильный транспорт

Найдено 1 определение
Автомобильный транспорт
перемещение грузов и людей автомобилями из одного места (региона, страны) в другое по безрельсовым путям преимущественно на короткие и средние расстояния. Распространен повсеместно (кроме незаселенных территорий и районов с экстремальными климатическими условиями). Протяженность сети всех автодорог мира – 32,3 млн. км, в т.ч. с твердым покрытием – 19,4 млн. км (включая 326 тыс. км скоростных автострад). Главные функции А. т. – транспортное обслуживание населения и экономических акторов. А. т. наиболее глубоко охватывает территорию; является самым главным средством сообщения на освоенных территориях, связывающим поселения и экономические пункты с более крупными городами и экономическими центрами. Имеет особенно важное значение в очагах и районах с высокой концентрацией населения и хозяйства, обеспечивая их краткосрочные и среднесрочные потребности в перевозках. А. т. – главный вид транспорта низового административно-территориального звена (сельской местности, периферии, полупериферии, крупных городов), т.е. он наиболее убиквитетен по сравнению с другими видами наземного транспорта. А. т. удовлетворяет спрос, в первую очередь, на местном и внутрирегиональном уровнях масштаба и в меньшей степени – в межрегиональном сообщении. Каналы перемещения А. т. жестко фиксированы на территории. Но, благодаря всепроникающей сети дорог число степеней свободы при выборе маршрута движения здесь больше, чем у железных дорог (т.к. структура сети сложнее, в ней больше циклов – замкнутых контуров). Сеть автодорог наиболее равномерно покрывает территорию мира за исключением лакун неосвоенных районов (присутствуют очаги сгущения и разреженности). Развивался с 1910-х гг., постепенно вытеснив гужевой транспорт. В 1960-90-е гг. превратился в главный вид транспорта на короткие и средние расстояния, потеснив во многих странах мира железнодорожный. Средняя дальность грузовых перевозок на А. т. в мире не превышает 24 км (в междугороднем сообщении – 60 км), пассажирских – 8 км в автобусном сообщении (в пригородном и междугороднем – 19 км) и 11 км – на личном автотранспорте (в пригородном и междугороднем – 28 км). Средняя скорость передвижения автомобилей на обычных дорогах возросла с 15 км/ч. (1905) до 100 км/ч. (1980-е гг.; в городах – не более 50 км/ч.); на скоростных автомагистралях она ограничена 120-140 км/ч. А. т. – наиболее рыночно ориентированный вид наземного транспорта. Преимущества А.т.: большее число степеней свободы при выборе маршрутов (за счет больших размеров сети), маневренность, возможность доставки грузов и пассажиров «от двери до двери», широкая сфера применения, относительно высокая скорость (по автострадам) по сравнению с речным транспортом и традиционной железной дорогой, гибкость (можно заменять другими автомобилями). Основные недостатки А. т.: экологические (автомобиль – главный загрязнитель воздуха выхлопами в городах, городских агломерациях и вдоль автодорог); высокая топливоемкость и энергоемкость по сравнению с другими видами транспорта; сверхконцентрация автомобилей в небольшом числе мест, в результате чего образуются транспортные пробки. В странах ЕС целенаправленно снижают объемы выбросов выхлопных газов путем модернизации двигателей; регулярно вводятся новые экологические стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах (Евро-1 – Евро-5; последний введен в 2009 г.). Выделяют А. т. общего и необщего (корпоративного, ведомственного, частного и др.) пользования; грузовой и пассажирский. Инфраструктура А. т. включает в себя сеть автодорог, гаражей и автобаз, авторемонтных мастерских и заводов, автозаправочных станций. Подвижной состав А. т. представлен грузовыми и пассажирскими автомобилями (в т.ч. автобусами, легковыми машинами, мотоциклами). Автомобили делятся на транспортные (грузовые, пассажирские, грузопассажирские) и специальные (автокраны, полицейские, пожарные, коммунальные, скорой помощи и др.; не участвуют в перевозках). По виду двигателя и виду используемого топлива они разделяются на бензиновые, дизельные, спиртовые, газовые (на СПГ), газогенераторные, электромобили, гибридные (используют одновременно и электрический, и традиционный двигатель внутреннего сгорания), водородные. Технологически они делятся на легковые, грузовые, особо большой грузоподъемности, повышенной проходимости, внедорожники, вседорожники, пикапы, автобусы, троллейбусы. Грузовые автомобили бывают универсальными и специализированными (на перевозке определенных видов грузов). К последним относятся контейнеровозы, трейлеры, рефрижераторы, самосвалы, фургоны, цистерны, лесовозы, панелевозы, цементовозы, тягачи, автомобилевозы, скотовозы. В ряде стран (Австралия, США, Канада) для перевозки грузов используются автопоезда – магистральные автомобили-тягачи с одним или более прицепом и/или полуприцепом (в Австралии до 4-5 прицепов). На А. т. приходится значительная доля грузооборота и объема перевозимых грузов в крупнейших странах мира (в США – 70%, КНР – 72%). Автобусы по назначению разделяются на городские, пригородные, междугородние (в т.ч. спальные), экскурсионные и туристические, школьные, перронные (в аэропортах), почтовые, специального назначения; по конструкции – на низкопольные (low-floor), высокопольные, одиночные, сочлененные, трехсекционные сочлененные, полутораэтажные, двухэтажные, полуприцепы, прицепы. К ним относят также микроавтобусы. По технологии движения автобусы разделяют на обычные, электроавтобусы (электробусы; автобусы-электромобили с аккумуляторными батареями), направляемые («Guided bus»); автобусы, автоматически удерживаемые на траектории своего движения специальными направляющими иногда в виде рельсов, реже – оптическими или магнитными системами). Автобусное сообщение по дальности делится на международное, междугороднее, местное (внутрирегиональное), пригородное, внутригородское. В междугороднем и международном автобусном сообщении существуют свои крупные и мелкие частные, государственные и муниципальные компании. Наибольший пассажирооборот А. т. характерен для США, Германии, Японии, Франции и Китая. С.А. Тархов

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
193.40 кб

Тенденции развития автомобильного транспорта

Антюшеня Ю.Д., Кисель Т.Р.
Проведен анализ экспорта транспортных услуг автомобильным транспортом республики. Представлена структура затрат, связанных с эксплуатацией автомобильных транспортных средств.
Читать PDF
637.32 кб

Энергопотребление на автомобильном транспорте

Немов Василий Юрьевич
Транспорт является одной из ключевых составляющих в экономике. Около 25 % всего энергопотребления формируется в транспортном секторе.
Читать PDF
922.42 кб

ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ЭКОЛОГИЮ

Добрыднева В.С., Королёва Л.А., Кущенко Л.Е.
Автомобильный транспорт является одним из источников загрязнения окружающей среды токсичными выбросами. Существует множество методик, которые помогают определить нанесенный ущерб экологии автомобильным транспортом.
Читать PDF
594.72 кб

Система договоров перевозки автомобильным транспортом

Фаст О. Ф.
В статье рассматриваются проблемы взаимодействия рыночных отношений на формирование системы договоров перевозки грузов автомобильным транспортом.
Читать PDF
272.12 кб

Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду

Дегодя Елена Юрьевна, Мальцева Елена Владимировна
Экология связывает многие сферы человеческой деятельности: науку, образование, промышленность. Следовательно, подрастающее поколение должно иметь представление о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Читать PDF
532.27 кб

Организация труда работников автомобильного транспорта

Хегай Юрий Александрович, Рындина Ксения Сергеевна, Бобровский Григорий Викторович
Статья направлена на обобщение теоретических основ организации труда на автотранспортном предприятии.
Читать PDF
71.43 кб

Состояние грузового автомобильного транспорта в России

Никоноров Валентин Михайлович
Статья посвящена роли грузового автомобильного транспорта в экономике России.
Читать PDF
279.29 кб

Мировая транспортная система (автомобильный транспорт)

Логвинова Р.М.
В статье дана характеристика автомобильного транспорта в различных странах мира и континентах и место России в нем.
Читать PDF
162.95 кб

Планирование перевозок грузов автомобильным транспортом

Фаст Ольга Фёдоровна
В статье рассмотрено значение планирования как организационно-правовой предпосылки в развитии договорных отношений по перевозке грузов автомобильным транспортом.
Читать PDF
8.60 мб

Новые правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Калпин А.Г.
В статье дана характеристика правового регулирования отношений, возникающих при перевозке груза автотранспортом. Отношения между автотранспортом и клиентурой возникают сразу же при подаче заявки или заказа клиентом.
Читать PDF
530.36 кб

Негативное воздействие автомобильного транспорта на почву

Клещ С. А., Дороговцев А. П.
Читать PDF
181.67 кб

Конкурентоспособность предприятий автомобильного транспорта

Белых Владимир Иванович, Полковникова Светлана Геннадьевна
Значение грузового автомобильного транспорта в современных условиях социально-экономических преобразований постоянно возрастает.
Читать PDF
214.11 кб

Особенности рынка услуг грузового автомобильного транспорта

Читать PDF
115.19 кб

Система договоров перевозок грузов автомобильным транспортом

Фаст О. Ф.
В статье рассматриваются проблемы воздействия рыночных отношений на формирование системы договоров перевозки грузов автомобильным транспортом.
Читать PDF
1.09 мб

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ЭКОЛОГИЮ

Колышкина Д.В., Айыдов Д.Н., Кущенко Л.Е.
В данной статье рассмотрено влияние транспорта на окружающую среду, а также выявлены причины загрязнения воздуха автотранспорта.

Похожие термины: