Автомобилизация

Найдено 1 определение
Автомобилизация
исторический и социально-экономический процесс распространения автомобилей в качестве средства передвижения, выраженный в увеличении числа автомобилей. В 1960 г. в мире насчитывалось около 100 млн., в 2009 г. – 980 млн. автомобилей. В XX в. самые высокие темпы А. были характерны для США (число автомобилей составляло в 1929 г. – 26 млн., 1960 г. – 74, в 2010 г. – 250), в XXI в. – для КНР (в 2000 г. – 6 млн., 2006 г. – 37, 2009 г . – 65, 2012 г. – 114). В России увеличение числа автомобилей происходит значительно медленнее (в 1990 г. – 13 млн., 2000 г. – 25, 2011 г. – 43). А. количественно выражается уровнем обеспеченности автомобилями на 1000 жителей (или уровнем А.); это один из наиболее чувствительных индикаторов богатства населения страны и ее регионов. Предельный уровень насыщения автомобилями – 800-850 машин на 1 тыс. жителей. Наиболее высок уровень автомобилизации населения в США и экономически развитых странах с небольшой численностью населения (Исландия, Люксембург, Новая Зеландия) – ок. 800 машин на 1 тыс. жителей. Для ведущих стран Европы и Азии характерны высокие показатели – 550-700 автомобилей на 1000 жителей. В России он равен 245 (270 в 2012 г.), в среднем по миру – 220. В менее развитых странах уровень А. варьирует от 50 до 100. Большие региональные различия в уровне А. населения свидетельствуют о наличии глубоких различий в уровне жизни в регионах-лидерах, «середняках» и регионах-аутсайдерах. Негативные последствия А.: загрязнение воздуха автомобильными выхлопами (ежегодно автомобили сжигают 980 млрд. л бензина и дизельного топлива) и земли вдоль автомагистралей и автострад; шумовое загрязнение городской и пригородной среды; увеличивающееся число аварий и жертв ДТП; усиливающаяся гиподинамия водителей и всех пассажиров автотранспорта; увеличение числа ДТП; скопления автомобилей на городских улицах и пригородных автомагистралях, приводящие к образованию транспортных пробок; усиление зависимости общества от нефтяного лобби; необратимое изменение психологии и менталитета автовладельцев. Характерно, что высокий уровень А. приводит к резкому увеличению временных затрат на поездки. Преимущества А.: степень свободы выбора при передвижении в собственном автомобиле значительно выше, чем в общественном пассажирском транспорте; повышение уровня А. населения ведет к значительному изменению пространственного менталитета и улучшению экономического положения людей, изменению их отношения к окружающей среде и экономике страны и регионов, к повышению личной ответственности за участие в развитии национальной и местной экономики. А.А. Семенов, С.А. Тархов

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
381.25 кб

Социология инженеров и общественный транспорт: маршрутные такси, автомобилизация, (не)безопасность

Кузнецов Андрей Геннадиевич, Тугушев Ильяс Ринатович, Шайтанова Людмила Андреевна
В статье анализируется техническая литература о маршрутных такси г. Волгограда, которую составляют публикации местных «инженеров» (архитекторов, градостроителей, транспортников).
Читать PDF
216.71 кб

Автомобильные дороги и уровень автомобилизации

Ландо Е.А.
Выполнен анализ оснащенности населения автомобилями. Рассмотрено влияние автомобилизации на дорожно-транспортные происшествия.
Читать PDF
633.74 кб

Основные тенденции автомобилизации населения и их учет в программах развития автомобильных дорог

Анохин Б.Б., Минин Н.П., Чванов В.В.
Наблюдаемый рост экономики России в последние 5-7 лет, сопровождаемый постоянным увеличением доходов населения, способствует как росту общей численности парка транспортных средств, так и бурной автомобилизации населения.