Автоматизированная система управления

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Автоматизированная система управления (АСУ)
ряд технологий производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования и контроль за работой оборудования при помощи ЭВМ.

Источник: Основы менеджмента. Глоссарий к книге

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
(англ. automatised control system) – совокупность экономико-математических методов, компьютерных и коммуникационных технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом или процессом. Аббревиатура: АСУ.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
совокупность технических средств, базирующихся на экономико-математических методах управления производством (ЭВМ, средства связи, устройства отображения, хранения, передачи и обработки информации и т. д.) и использующих их организационных комплексов, обеспечивающих эффективное и рациональное управление производством, транспортом, строительством, проектированием и многими другими экономическими объектами и процессами.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Автоматизированная система управления

Автоматизированная система управления - совокупность математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом или процессом в соответствии с заданной целью. В составе АСУ выделяют:
- основную часть, в которую входят информационное, техническое и математическое обеспечение; и
- функциональную часть, к которой относятся взаимосвязанные программы, автоматизирующие конкретные функции управления.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

Автоматизированная система управления
(АСУ)-комплекс методов и средств, обеспечивающих эффективное управление сложными производственными и экономическими процессами в современных условиях научно-технической революции.
АСУ создаются на базе детального изучения управляемых процессов и использования современных, в первую очередь электронно-вычислительных машин (см.) и других автоматических средств. переработки и передачи информации. Они представляют собой сложные человеко-машинные системы, в которых комплекс машин обеспечивает в короткие сроки и с необходимой точностью переработку огромных объемов информации и производит сложные вычисления, а люди осуществляют общее руководство всем комплексом и вносят определяющие решения.
Появление АСУ вызвано неуклонно возрастающей ролью и значением фактора организации и управления в развитии общественного производства, глубокими сдвигами в самом управлении, ростом сложности и скорости производственных и экономических процессов.
АСУ подразделяются на три крупные группы: 1) автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП); 2) отраслевые автоматизированные системы управления (ОАСУ); 3) специализированные автоматизированные системы управления, функциональных органов управления народным хозяйством (плановых, статистических, финансово-банковских, материально- технического снабжения и др.).
Создание АСУ позволяет качественно изменить характер, содержание и функции управленческого труда, оптимизировать многие стороны производственно-хозяйственной деятельности, повысить оперативность управления производственными подразделениями и объектами, усовершенствовать организационную структуру управления за счет сокращения количества структурных подразделений, широко использовать экономико-математические и другие современные методы управления (см.).
Экономический эффект от внедрения АСУ достигается за счет роста объема производства в результате лучшего планирования и управления, более полной загрузки производственных мощностей, более рационального использования ресурсов, ускорения циклов производства.
В СССР и социалистических странах в отличие от капиталистических методы создания АСУ, разработка и их внедрение осуществляются по единому народнохозяйственному плану в общегосударственном масштабе по единой методологии (имеется в виду создание единой общегосударственной автоматизированной системы управления-ЕОГАСУ).
В настоящее время ведутся работы по созданию системы оптимального управления народным хозяйством в целом, его- отраслей и входящих в них предприятий и организаций. АСУ создают условия для дальнейшего роста производительности труда и эффективности производства, играют важную роль в ускорении перевода экономики на интенсивный путь развития.

Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985

Автоматизированная система управления
(АСУ). Этот широко распространенный термин относится к управлению разными объектами (как правило, экономическими, но это не обязательно). С самого начала советуем избегать одной распространенной ошибки: не называйте эти системы автоматическими, они именно автоматизированные! В этом различии — глубокий смысл. Автоматическими можно называть технические устройства, которые действуют самостоятельно, по установленной для них программе, без вмешательства человека. Автоматизированная система — такая, в которой ряд операций и действий автоматизирован, т. е. передай для исполнении машинам и другим устройствам (особенно это относится к так называемым рутинным, повторяющимся, стандартным операциям расчетов). Но главное решение здесь всегда остается за человеком. Иногда полагают также, что АСУ от обычной, неавтоматизированной, отличается использованием ЭВМ, но на самом деле можно иметь ЭВМ, и система не будет автоматизированной. АСУ подразделяются на множество видов и типов. Из них прежде всего надо выделить три, соответствующие разным уровням хозяйственного управления; народное хозяйство в целом, отрасль, предприятие,
АСУ высшего уровня обычно высокоспециализированные, в соответствии с задачами тех государственных органов, которые ими обслуживаются. Наиболее важная из них, очевидно, АСПР.
Действуют АСУ материально-техническим снабжением, системы обработки информации Центрального статистического управления, Государственного банка СССР и ряд других. Отраслевые АСУ (ОАСУ) созданы в большинстве хозяйственных министерств.
АСУ предприятий и объединений часто называют «автоматизированными системами управления производством» — АСУП. Они действуют на сотнях заводов, фабрик, рудников. АСУ создаются и действуют также на предприятиях транспорта, в строительных организациях, в торговле, Для каждого из типов АСУ при соблюдении общих принципов теории АСУ применятся свои, особые способы проектирования, методы управления объектом и т. д. Наконец, следует также упомянуть об АСУ технологическими процессами (АСУТП) — например, процессами плавки металла в доменной печи, поддержания теплового режима склада-холодильника. Принято рассматривать каждую АСУ одновременно в двух аспектах: во-первых, с точки зрения ее функций — того, что и как она делает; во-вторых, с точки зрения ее схемы, т. е. с помощью каких средств к методов эти функции реализуются. Соответственно АСУ подразделяют на две группы подсистем; функциональных и обеспечивающих.
Создание АСУ на действующем экономическом объекте (в министерстве, предприятии и т. д.) — не разовое мероприятие, а весьма длительный процесс. Отдельные подсистемы АСУ проектируются и вводятся в действие последовательными очередями, а также включают в состав своих функций все новые и новые задачи, органически «вписываясь в систему управления». Причем степень участия АСУ в процессах управления может быть очень различной вплоть до самостоятельной выдачи электронной вычислительной машиной на основе получаемых ею данных оперативных управляющих «команд».
ЭВМ может, скажем, «руководить» без вмешательства человека ходом сборки машин ка конвейере и подготовительными операциями к этой сборке (например, регулировать изготовление « подачу деталей, поддерживать страховые запасы и т. д. В таких случаях говорят о работе АСУ в режиме «реального времени».

Источник: Популярный экономико-математический словарь. 3-е изд. Знание. 1990

Автоматизированная система управления (АСУ)
За последнее десятилетие научно-исследовательскими учреждениями аграрного профиля создано более 1800 видов новой научной продукции, среди которых свыше 370 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, 320 технологий, 10 новых видов удобрений, 10 средств защиты растений и мелиорантов, 4 породы животных, около 50 рецептов комбикормов и биодобавок, 74 диагностических и лечебных препарата, более 200 методик и рекомендаций. По законченным научным разработкам получено около 250 патентов и примерно 380 авторских свидетельств. Особенностью результатов исследований, выполняемых в агронаучных учреждениях, является их прикладной характер. Основным направлением научных исследований в земледелии и растениеводстве является разработка комплексных экономически и биологически обоснованных систем использования земли, базирующихся на принципах адаптивной интенсификации, биологизации, расширенного воспроизводства плодородия почв, применения ресурсосберегающих технологий, новых сортов и гибридов. Системы включают рациональные структуры посевных площадей с учетом специализации хозяйств, оптимальные почвенно-экологические севообороты, научно обоснованные приемы обработки почвы с применением высокопроизводительных машин и орудий, эффективные способы использования удобрений и средств защиты. Освоение систем обеспечивает продуктивность пашни на уровне 60—85 ц корм. ед/га (прибавка на 1 га 5 ц корм. ед). Весомый вклад в производство вносится учеными, работающими в области животноводства и ветеринарии. За последние 5 лет коллективами научно-исследовательских учреждений животноводческого профиля создано около 200 наименований новых наукоемких разработок, почти все из которых используются в производстве. Важнейшими из них являются: белорусская черно-пестрая порода крупного рогатого скота, белорусская мясная порода свиней, белорусская упряжная порода лошадей, порода рыбы — карп лахвинский чешуйчатый. Использование в воспроизводстве свиней белорусской мясной породы позволило сократить импорт в республику животных мясных пород более чем на 1 млрд руб. Учеными-животноводами разработан ряд методов по трансплантации эмбрионов, генной и клеточной инженерии для ускорения и совершенствования способов выведения новых пород и типов животных. Созданы новейшие рецепты комбикормов, премиксов, суперконцентратов и биодобавок, которые находят широкое применение в комбикормовой промышленности и хозяйствах республики. Разработаны диагностикумы для наиболее опасных болезней животных (туберкулез, чума свиней и т. д.), препараты для терапии, профилактики инфекционных, паразитарных и незаразных болезней животных. Создаваемые новые технические средства ориентированы главным образом на экономию топливных ресурсов, повышение производительности работ, приспособление к особенностям почвы, организмам растений и животных, что достигается комбинированием агрегатов, унификацией узлов и т. п. Результаты научных исследований по проблемам экономики агропромышленного комплекса представлены рядом разработок, направленных на создание эффективного организационно-экономического механизма структурных преобразований, повышение мотивации труда, стимулирование инвестиционной деятельности, совершенствование системы управления, формирование рынка продовольствия. Среди них — концепция и программа продовольственной безопасности страны, программы, модели и механизмы реформирования и повышения эффективности агропромышленного комплекса, Госпрограмма возрождения и развития села на 2005—2010 гг. и др. Научные учреждения активно сотрудничают с зарубежными научными центрами более 20 государств, с которыми имеют прямые договорные отношения (Россия, Польша, Украина, Китай, Литва и Латвия).

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЁМА УПРАВЛЁНИЯ
(АСУ), комплекс методов и средств, обеспечивающих эффективное управление сложными производств. и экономич. процессами в совр. условиях научно-технич. революции. При создании АСУ на базе детального изучения управляемых процессов специально проектируется, отлаживается и внедряется комплекс экономич. методов, орг. форм, экономико-математич. методов и моделей и др. совр. средств управления, к-рые обеспечивают его оптимизацию. АСУ создаются на базе использования современных, в первую очередь электронных, вычислительных машин и др. автоматич. средств переработки и передачи информации. АСУ представляют собой, т. о., сложные человеко-машинные системы, где комплекс машин обеспечивает в короткие сроки и с необходимой точностью переработку огромных объёмов информации и производит сложные вычисления, а люди осуществляют общее руководство всем комплексом и вносят определяющие решения.
Совр. этап развития общественного произ-ва во всех промышленно развитых странах характеризуется неуклонно возрастающей ролью и значением фактора организации и управления. Растущие трудности управления ведут к значит. увеличению численности управленч. персонала во всех сферах нар. х-ва. К управленч. персоналу обычно причисляют всех служащих, занятых переработкой хоз. и деловой информации. В США их относит. численность в общем составе работающего населения возросла за период с 1950 по 1960 с 40 до 51%. Начиная с 1961 этот бурный рост численности управленч. персонала удалось сдержать в результате массового внедрения АСУ.
В СССР также по мере развития нар. х-ва и усложнения его связей численность работников управления неизменно возрастает. Только в пром-сти численность занятых в сфере управления предприятиями за период 1960 - 68 возросла с 2919 тыс. до 4871 тыс. чел., т. е. на 63%, в то время как общий рост численности промышленно-производств. персонала за этот же период составил 34% (с 22 620 тыс. чел. до 30 428 тыс. чел.). Уд. вес управленческого персонала в общей численности работающих вырос за этот период с 12,9 до 15,7%.
Массовое создание АСУ вызвано также глубокими сдвигами в самом управлении. Невиданный прежде рост сложности и скорости производств. и экономич. процессов привёл к отставанию уровня развития сферы управления в целом от уровня развития произ-ва, к угрозе потери эффективности управления. Органы управления должны успевать перерабатывать информацию о процессах произ-ва, обмена, распределения и потребления продукции в темпе, обусловленном объективным ходом этих процессов, и в неуклонно возрастающем объёме. Экстенсивный рост аппарата управления - рост численности, создание новых промежуточных звеньев управления - лишь усугублял «кризис управления» во всех промышленно развитых странах. Он, как правило, ведёт к дальнейшему замедлению процессов переработки информации, к появлению дублирующих её потоков, выражающихся в гигантском документообороте.
Крупнейшей проблемой стала организация взаимодействия и координации произ-ва и распределения между отраслями нар. х-ва, между десятками тысяч предприятий. Оборачиваемость материальных ресурсов стала в решающей степени зависеть от оперативности аппарата управления. Многовариантность методов произ-ва и капиталовложений породила требования оптимальности плановых расчётов в каждом конкретном случае. Центр тяжести управления с непосредств. контроля за текущими производств. процессами переместился в область проблем прогнозирования и перспективного планирования. Расходы на управление и информацию значительно влияют на уровень рентабельности предприятий и отраслей. Где масштабы произ-ва достаточно велики, высоки темпы производственных процессов и сложны экономич. взаимосвязи, там создание АСУ - важнейшее средство повышения эффективности общественного произ-ва в целом. В условиях продолжающейся автоматизации производств. процессов с 60-х гг. начала бурно развиваться автоматизация управления и уже стала одной из осн. областей применения ЭВМ и др. средств переработки информации. Первоначальные условия автоматизации как произ-ва, так и управления были порождены разделением труда. На основе предельно детализированных ручных операций обработки материала или информации создаются средства механизации этих операций (в управлении - использование клавишных, счётно-перфорационных и др. вычислит. машин). Следующий за механизацией этап - автоматизация, опираясь на достижения механизации, базируется, тем не менее, на диаметрально противоположном принципе: взамен копирования машиной разделённых ручных операций - воссоединение, интеграция процессов произ-ва или выработки решений, исходя из самой технологии процесса и предельных возможностей машины. Конечный результат (решения, новые знания) получается с помощью оптимальной технологии. «Интеллектуальная мощность» АСУ в принципе так же неограниченна, как и мощность машин; она определяется количеством заложенной в систему науч., технич., экономич. информации, т. е. в конечном счёте количеством овеществлённого труда особой квалификации.
В будущем представляется возможным и необходимым слияние произ-ва и Управления в единый автоматизированный процесс, но в ближайшее время - это ещё различные области. При этом автоматизация управления оказывает значительно большее влияние на подъём эффективности общественного произ-ва, т. к. она прежде всего сокращает время, когда предметы труда находятся в запасах, к-рое как в масштабах предприятия, так и в масштабах нар. х-ва становится весьма большим по сравнению с рабочим периодом. Автоматизация управления позволяет также в большой степени увеличить долю времени непосредств. использования орудий труда во всём времени произ-ва. Нар.-хоз. эффект автоматизации управления зависит от социально-экономич. условий и по-разному слагается при капитализме и социализме.
АСУ получили широкое распространение в промышленно развитых капиталистич. странах. В США на конец 1969 эксплуатировалось 54 тыс. ЭВМ, в подавляющей части в системах экономич. управления. В 1970 число установленных ЭВМ достигло 70 тыс.
Электроника, обеспечивающая рост произ-ва технич. средств АСУ, вышла в США по объёму произ-ва на 1-е место после автомобильной пром-сти и на 1-е место по темпам роста. Массовая разработка АСУ осуществляется также (по данным на 1970): в ФРГ (6300 ЭВМ), Японии (5600), Франции (5000), Великобритании (4800) и др. странах.
Цель создания АСУ в капиталистич. корпорациях - повышение конкурентоспособности. Именно дальнейшее обострение конкурентной борьбы привело к массовому распространению АСУ на базе электронной вычислит. техники. Капиталисты идут на большие затраты на создание АСУ ввиду их чрезвычайно быстрой окупаемости (2 - 4 года). Обеспечивая более гибкое управление, АСУ помогают фирме завоёвывать новые рынки. Гос-во оказывает существенную помощь предпринимателям, в особенности крупным монополиям, в создании АСУ гл. обр. через контракты на военные поставки, перекладывая на плечи трудящихся значит. долю расходов на модернизацию управления. Результатом является дальнейшее усиление мощи монополий, резкое повышение эффективности их управления при поддержке гос-ва, усиление конкурентной борьбы, ускорение процесса поглощения монополиями мелких фирм, не обладающих достаточными средствами для вложения в дорогостоящие АСУ. Установление прямых каналов связи и унификация процессов управления АСУ крупнейших корпораций с АСУ военно-пром. правительственных ведомств содействует дальнейшему слиянию монополий с капиталистич. гос-вом и отражает милитаризацию экономики. Массовое внедрение АСУ и их объединение в глобальные информационные системы существенно повышают военно-производственный потенциал крупных капиталистических стран, усиливают военно-монополистическое регулирование экономики. Тем самым ещё больше обостряются противоречия, которые при капитализме, несмотря на применение новейшей у прав ленч, техники, неразрешимы.
В социалистич. странах целью создания АСУ является повышение эффективности общественного произ-ва в целом и на основных его участках. Развитие системы оптимального экономич. управления - неотъемлемая часть программы построения коммунистич. общества и планов развития нар. х-ва. В отличие от капиталистич. стран, методы создания АСУ, разработка и их внедрение в социалистич. странах осуществляются по единому нар.-хоз. плану в общегос. масштабе с перспективой взаимодействия АСУ всех нар.-хоз. объектов, по единой методологии, имея в виду создание единой общегос. автоматизированной системы управления.
В СССР в период 8-й пятилетки 1966 - 70 были разработаны и внедрены первые очереди отраслевых АСУ 19 министерств и ведомств. Вошли в строй 219 АСУ крупнейших предприятий. В связи с новым гигантским ростом производит. сил СССР в 9-й пятилетке 1971 - 75 проблемы дальнейшего совершенствования управления социалистич. экономикой приобрели особую актуальность. В числе др. направлений совершенствования планирования и управления нар. х-вом массовое внедрение АСУ является одним из важнейших. Директивами 24-го съезда КПСС (1971) определено: «Развернуть работы по созданию и внедрению автоматизированных систем планирования и управления отраслями, территориальными организациями, объединениями, предприятиями, имея в виду создать общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления народным хозяйством на базе государственной сети вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны. При этом обеспечить с самого начала проведение принципа организационного, методологического и технического единства этой системы» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 298). Намечено ввести в действие за пятилетие не менее 1600 автоматизированных систем управления предприятиями и орг-циями пром-сти и с. х-ва, связи, торговли и транспорта.
Интенсивно разрабатываются и внедряются АСУ различных звеньев управления нар. х-вом и в европ. социалистич. странах. В Болгарии создаётся единая гос. сеть вычислит. центров (ВЦ) по территориально-отраслевому принципу. Сеть ВЦ оснащена унифицированной электронно-вычислит. техникой и имеет проводную связь для передачи информации. Осн. звено этой цепи - окружные ВЦ - обслуживают группы предприятий важнейших отраслей данного округа н опираются на ВЦ крупнейших предприятий. В ГДР АСУ созданы и создаются во всех крупных объединениях социалистич. предприятий. АСУ объединений - осн. звено общегос. системы, они взаимодействуют в ВЦ центр. экономич. органов. Разработку АСУ в ГДР отличает высокая степень типизации и стандартизации и быстрые темпы внедрения. Высокая степень автоматизации управления произ-вом и планов о-экономич. расчётов на предприятиях и в производств. объединениях достигнута также в Чехословакии и Венгрии. В Польше и Румынии создаются АСУ для центр. экономич. органов, а также для крупных предприятий важнейших отраслей пром-сти.
Разработка АСУ в социалистич. странах ведётся по единому нар.-хоз. плану. Создание АСУ - не самоцель, а лишь одно из средств совершенствования методов управления нар. х-вом, поэтому оно планируется с учётом всех остальных направлений совершенствования управления, в т. ч. экономич. реформы. За годы 8-й пятилетки в СССР накоплен большой опыт создания АСУ пром. предприятий, подготовлены кадры, специалистов. Это позволило к концу пятилетки сосредоточить осн. внимание на разработке отраслевых АСУ и приступить к созданию АСУ высших плановонауч. и экономич. органов. Планируется освоить произ-во и обеспечить массовое внедрение ЭВМ третьего поколения, полностью совместимых между собой и специализированных для планово-экономич. расчётов.
При разработке АСУ в СССР решаются проблемы повышения эффективности и снижения стоимости их создания и внедрения в направлении: типизации АСУ и их элементов и использования наилучших типовых решений в создании новых систем; совершенствования структуры и функций АСУ, установления типового их состава; ускорения и удешевления процессов проектирования, выбора оптимальных проектных решений посредством типизации и автоматизации самих процессов проектирования.
Общая классификация АСУ предусматривает деление их на 3 крупные группы: 1) автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП); 2) отраслевые автоматизированные системы управления (ОАСУ); специализированные автоматизированные системы управления функциональных органов управления нар. х-вом (плановых, статистич., финансово-банковских, материально-технич. снабжения и др.).
Большой опыт накоплен в создании и эксплуатации АСУП. Выделены наиболее типичные, представительные предприятия по отраслям нар. х-ва и видам произ-ва, лучшие проектные решения по ним принимаются в качестве типовых. Классификация АСУП многоаспектна, учитывает ряд критериев: отрасль, характер производств. процесса, преимуществ, функции управления в системе, техническое её исполнение. Для большей конкретизации принято классифицировать АСУП, относя их к образцу АСУ конкретных передовых предприятий (напр., Новочеркасского тепловозостроительного з-да, московского станкостроит. завода «Красный пролетарий», московского завода «Фрезер», Львовского телевизионного з-да и др.).
В разработке ОАСУ типизация и стандартизация технич. исполнения и методов работы осуществляются по группам отраслей. К важнейшим из них относятся: отрасли машиностроения, приборостроения и ряд сходных произ-в; отрасли, включающие крупные предприятия с непрерывным характером произ-ва (химическая, нефтеперерабатывающая); отрасли с большим числом разнородных, в т. ч. средних и мелких предприятий и с многоступенчатой структурой управления; отрасли транспорта; отрасли материально-технич. снабжения и товарного обращения.
АСУ высших плановых экономич. органов всегда уникальны и сложны по своим функциям и составу. Создаётся и внедряется автоматизиров. система Госплана СССР и Госпланов союзных республик (АСПР), автоматизиров. система сбора и обработка статистич. информации, АСУ Госбанка СССР и др.
Проектируемая Общегос. автоматизированная система (ОГАС) будет опираться на единую автоматизиров. систему связи, через к-рую будут взаимодействовать между собой автоматизиров. системы всех отраслей и ведомств в едином режиме социалистич. нар.-хоз. планирования и управления общественным произ-вом. Это ликвидирует нерациональный документооборот, осн. потоки нар.-хоз. информации будут передаваться непосредственно от машины к машине по проводным каналам связи, будут созданы единые центры нар.-хоз. информации о природных, трудовых и иных ресурсах, о производств. мощностях и нормативах, для чего разрабатывается Всесоюзная объединённая система хранения и обработки данных (ВОСХОД).
Автоматизиров. системы управления производств. предприятиями и их комплексами предназначены обычно для выполнения (полностью или частично) след, функций: 1) перспективное планирование на базе научно-технологич. и экономич. прогнозирования; 2) подготовка произ-ва - научно-технич. и конструкторские расчёты, технология, нормативные расчёты, экономич. обоснования; 3) планирование и учёт произ-ва, оперативно-календарное планирование; 4) диспетчеризация и оперативное управление произ-вом, контроль исполнения распоряжений; 6) планирование, нормирование н учёт труда и зарплаты; 5) планирование, реализация и учёт материального обеспечения произ-ва, управление запасами; 7) планирование и учёт осн. средств, расчёт мощностей, расчёты вариантов капиталовложений; 8) бухгалтерский учёт, отчётность и статистика, реализация финанс. расчётов.
АСУ разрабатываются не только в пром-сти, но и в строительстве, на транспорте, в снабжении и торговле, в функциональных органах планирования и управления нар. х-вом. В зависимости от специфики управления хоз. объектом изменяются функции АСУ и решаемые ею задачи. В целом АСУ обеспечивает: осуществление многовариантных и оптимальных плановых расчётов; реализацию эффективного оперативного управления в реальном масштабе времени, т. е. в темпе, диктуемом скоростью технология, и экономич. процессов; механизированную и автоматизированную обработку данных с машинным формированием документов; хранение и быстрый автоматизированный поиск больших объёмов информации, необходимой для управления; автоматизиров. накопление и анализ статистич. данных, формирование и постоянное обновление нормативных данных.
АСУ обеспечивает интеграцию функций управления на каждом хоз. объекте, всестороннее и своевременное взаимодействие хоз. объектов и органов управления разных уровней между собой, единство информации и методов её переработки в разных звеньях управления.
Наиболее эффективно действующие АСУ охватывают все новые функции управления экономич. объектом и обеспечивают их интеграцию путём внедрения единых методов и форм работы всего аппарата управления. Работа машинных звеньев системы обеспечивается новыми специализированными подразделениями органа управления: вычислительным (или информационно-вычислительным) центром с разветвлённой системой терминальных устройств (пунктов ввода и вывода данных), группой программирования и обработки данных, группой развития системы.
В период создания и последоват. внедрения АСУ в целях лучшей организации работ принято выделять подсистемы АСУ: функциональные и обеспечивающие. Функциональные подсистемы соответствуют осн. группам задач (функциям), реализуемых данным органом управления. Обеспечивающие подсистемы обычно включают: экономику и организацию объекта в условиях АСУ, оформленные в соответствующих правовых актах; экономико-математич. обеспечение (комплекс моделей многовариантных и оптимальных плановых и оперативных расчётов); информац. обеспечение (подсистемы слежения, памяти, документации, технологии обработки данных); математич. обеспечение: алгоритмы и программы расчётов, операц. система; технич. обеспечение - электронные и др. вычислит. машины, средства оргтехники и связи.
Будучи порождено объективными экономич. условиями, массовое создание АСУ, в свою очередь, оказывает воздействие на экономику, являясь мощным стимулом её развития. В результате массовой автоматизации управления сильный толчок получает развитие производит. сил.
Совершенствование экономич. управления на базе массового создания АСУ ведёт к росту эффективности общественного произ-ва. экономич. эффективность АСУ исчисляется как разность полученной дополнит, прибыли и стоимости системы. Последняя складывается из затрат на проектирование, произ-во и монтаж оборудования, затрат на внедрение и отладку системы, а также эксплуатац. затрат. Экономич. эффект от внедрения АСУ достигается за счёт: а) роста объёма произ-ва в результате лучшего планирования и управления; б) более полной загрузки производств. мощностей, более рационального использования ресурсов; в) ускорения циклов произ-ва, транспортировки и потребления в результате оптимизации производств. и транспортных программ; г) уменьшения уровня производств. запасов и повышения оборачиваемости оборотных средств; снижения непроизводит. затрат за счёт возрастания гибкости системы управления; д) снижения относит. численности управленч, персонала.
Массовая автоматизация управления создаёт благоприятные условия для дальнейшего развития принципа демократич. централизма в управлении нар. х-вом. С одной стороны, усиливается централизация планирования, поскольку центр. плановые органы обеспечиваются большими объёмами достоверной и своевременной информации о нар.-хоз. потребностях и ресурсах, обеспечиваются средствами её переработки и расчёта оптимальных планов.
С др. стороны, создаются условия усиления хоз. самостоятельности экономич. объектов на местах в осуществлении гос. планов путём лучшего контроля процессов произ-ва, обмена, распределения и потребления, укрепления информац. связей между потребителями и поставщиками, обеспечения возможностей выработки оптимальных хоз. решений.
Происходят определённые изменения в функциях планов о-экономич. органов. Возрастает роль целевой стадии планирования, на к-рой тщательно исследуются и формулируются цели развития общества в целом, нар. х-ва, его отраслей и территориальных комплексов. Обеспечивается возможность систематич. перспективного науч. прогнозирования, создаются условия для детальной разработки и расчёта многих вариантов проектов крупных общегос. мероприятий и программ развития отд. отраслей произ-ва, освоения экономич. р-нов и т. д.
Достигается возможность разработки оптимального сбалансированного перспективного нар.-хоз. плана с его разбивкой по отраслям, районам и по годам пятилеток, а также возможность расчёта оптимальных плановых стимулирующих цен на основе полной и достоверной информации о фактич. общественно-необходимых затратах труда в нар. х-ве.
Автоматизация управления вызывает значит. социальные последствия. При капитализме она влечёт массовые увольнения служащих низших квалификаций, усиливает конкуренцию на рынке труда, поскольку управленч. работа при автоматизиров. системе управления требует спец. квалификации. С другой стороны, происходит дальнейшее социальное обособление и рост влияния бурж. технократии, в среде к-рой значительный уд. вес приобретают специалисты по системному анализу, по эксплуатации АСУ.
В условиях социализма автоматизация управления, как и автоматизация произ-ва, служит материальной основой дальнейшего роста производительности труда и эффективности произ-ва. При отсутствии самой проблемы безработицы автоматизация управления способствует улучшению социальной структуры работающего населения, перераспределению занятых в пользу производств. сферы за счёт сферы управления. Внедрение АСУ фиксирует потребность в управленч. труде на определённом уровне, снижает долю управленч. персонала по отношению к общей численности работников данного хоз. объекта. Повышаются требования к квалификации управленч. работников, но одновременно создаются благоприятные условия для роста их квалификации. Рабочее время служащих освобождается от рутинных операций по обработке документации и ручным расчётам, повышается информационная обеспеченность и осведомлённость сотрудников, обеспечиваются условия для углублённого экономич. анализа и оптимальных плановых расчётов с помощью средств вычислит. техники. Повышается ответственность каждого работника экономич. управления, растёт культура его работы.
Массовое внедрение АСУ в масштабе всего нар. х-ва предъявляет новые требования к экономич. науке и создаёт новые условия для её развития. Вторая половина 20 в. характеризуется вообще интеграцией науч. знаний и науч. дисциплин. Автоматизация управления является одновременно и причиной и следствием интеграции экономич. дисциплин и их усиленного взаимодействия с др. отраслями знаний: математикой, электронной вычислит. техникой, теорией информации, кибернетикой и др. В этих условиях марксистско-ленинская политич. экономия приобретает ещё более важную роль в качестве теоретич. основы, вокруг которой синтезируются др. экономич. и смежные дисциплины.
Создаются благоприятные условия для дальнейшего развития политич. экономии. Прежде всего, в условиях массового внедрения АСУ резко повышается информац. обеспеченность политико-экономич. исследований, становятся доступными сведения о различных аспектах нар.-хоз. процессов и их взаимосвязях. Политич. экономия получает возможность широко использовать статистику экономич. явлений для исследования действия экономич. законов социализма. На основе математич. моделирования возможен углублённый анализ нар.-хоз. пропорций с помощью машинного эксперимента. Становится в принципе доступной информация и осуществление расчётов для детального исследования важнейших политико-экономич. категорий таких, как объём общественно-необходимого труда, овеществлённого в нац. доходе, и его структура, механизм отклонения цен от стоимости. Потребности трудящихся, максимальное удовлетворение к-рых является осн. законом социализма, могут быть в принципе расшифрованы по категориям потребительского спроса, потребления обществ. фондов, досуга и пользования благами культуры, здравоохранения, просвещения. «В будущем обществе, - писал К. Маркс, - где исчезнет антагонизм классов, где не будет и самих классов, потребление уже не будет определяться минимумом времени, необходимого для производства; наоборот, количество времени, которое будут посвящать производству того или другого предмета, будет определяться степенью общественной полезности этого предмета» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 97). Наличие информации и средств её переработки делают в принципе актуальной постановку вопроса о непосредств. исчислении обществ. полезности производств. и потребительских благ, что будет служить важнейшим ориентиром совершенствования системы планирования нар. х-ва.
Автоматизация управления ставит перед политич. экономией ряд насущных проблем. К их числу относится прежде всего исследование соотношения сферы материального произ-ва и сферы управления им, к-рая приобретает всё большее значение. Создание АСУ связано с науч. исследованиями огромного масштаба и массовым внедрением результатов этих исследований. Поэтому чрезвычайно актуальной является проблема исследования науки в качестве элемента производит. сил общества, проблема объёма информац. ресурсов общества, степени и форм их утилизации. Важна также проблема оценки нар.-хоз. эффективности управления вообще и с применением автоматич. техники в частности. Автоматизация управления - такое же крупное событие в истории общества, как овладение атомной энергией, освоение космоса - событие, изменяющее саму структуру системы общественного произ-ва. Выявление закономерностей этих социально-экономич. процессов современности - важная практич. задача политич. экономии.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
382.79 кб

Автоматизированные системы управления автовокзалами россии

Тимофеев А.Ю., Судовиков Д.А.
Представлены результаты исследования российского рынка систем автоматизации деятельности автовокзалов. Проведен сравнительный анализ предлагаемых решений по функциональности, затратам на внедрение, экономическому эффекту.
Читать PDF
237.78 кб

Внедрение автоматизированной системы управления в типографии

Антонюк Ю.С.
Читать PDF
13.50 мб

Автоматизированные системы управления нового класса «IRP-системы»

Шестаков А.В.
В статье представлены политические, экономические и техноло-гические предпосылки для возникновения автоматизированных систем управ-ления нового класса IPR-систем.
Читать PDF
1.38 мб

Выбор автоматизированной системы управления в строительной отрасли

Воронова Ирина Владимировна
В статье проанализированы проблемы внедрения программных продуктов учету и управлению в строительной отрасли и предложены основные этапы при выборе необходимой программы для организации.
Читать PDF
396.60 кб

Развитие автоматизированных систем управления проектами в ОАО «РЖД»

Мова М. А.
Читать PDF
528.72 кб

Автоматизированная система управления денежными потоками организации

Кузнецов Л. А., Глизнуцин В. Е., Глизнуцина Е. С., Швыденко Д. Д.
Читать PDF
261.12 кб

Создание автоматизированной системы управления стандартами организации

Ахтулов Алексей Леонидович, Ахтулова Людмила Николаевна, Булахов Виталий Анатольевич, Булахова Наталья Витальевна, Булахова Юлия Витальевна
В статье рассмотрена система, позволяющая автоматизировать процессы разработки и введения стандартов различного уровня в организации.
Читать PDF
1.37 мб

Система автоматизированного управления предприятием строительной отрасли

Майрансаев Зураб Русланович, Сабеева Алина Тамерлановна
В настоящей статье рассматриваются вопросы связанные с инновационным развитием и совершенствованием управления предприятиями строительной отрасли
Читать PDF
1.48 мб

Возможности ERP-систем для целей автоматизированного управления персоналом

Иванова Мария Михайловна, Родинова Надежда Петровна
В статье рассматривается возможность автоматизированного управления персоналом с помощью интегрированных информационных ERP-систем.
Читать PDF
1.19 мб

Применение автоматизированных информационных систем в корпоративном управлении

Логиновский Олег Витальевич, Максимов Александр Александрович, Козлов Александр Сергеевич, Зинкевич Алина Сергеевна
Читать PDF
177.65 кб

Автоматизированные системы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка

Аливагабов М. К.
Читать PDF
395.23 кб

Выбор стратегии построения автоматизированной системы управления ресурсами вуза

Бойков Дмитрий Игоревич, Васильев Владислав Михайлович
При построении системы управления ресурсами вуза (ERP-системы) основным вопросом, стоящим перед администрацией, является выбор стратегии автоматизации.
Читать PDF
2.24 мб

Разработка системы автоматизированного управления образовательным процессом вуза

Зайцева Анастасия Николаевна
В работе рассмотрена проблема автоматизации образовательного процесса вуза. Были рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, и существующие варианты их решений.
Читать PDF
683.46 кб

Автоматизированная система формирования и управления кадровым резерво университета

Горлушкина Наталия Николаевна, Колесников Юрий Леонидович, Куркин Андрей Владимирович, Щербакова Ирина Юрьевна, Филиппова Елена Игоревна
Предложена автоматизированная система формирования и управления кадровым резервом Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. Обоснована необходимость такой системы.
Читать PDF
1.01 мб

Управление заказами на предприятии с использованием автоматизированной CRM-системы

Мочалин Сергей Михайлович, Шамис Виталий Александрович
Cтатья посвящена рассмотрению аспектов системы по управлению заказами в логистике. Сравниваются несколько CRM-систем, и выбирается по показателям наилучшая.

Похожие термины: