АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
антимарксистское направление в буржуазной экономической теории последней трети XIX и начала XX в. Наиболее видными представителями ее были австрийские экономисты К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. В противовес Марксовой теории трудовой стоимости австрийская школа с начала 70-х годов XIX в. выдвинула концепцию субъективной оценки материальных благ - как «потребительных» (предметы потребления), так и «производительных» (средства производства и труд). Развивая исходные положения буржуазной вульгарной политической экономии (см.) первой половины XIX в., в особенности характерные для нее теории распределения (Ж. Б. Сэй) и «воздержания» (Сениор), подвергнутые критике еще Марксом, экономисты этой школы выдвинули так называемую теорию предельной полезности, согласно которой ценность благ определяется не затратами общественно необходимого труда, а субъективной оценкой покупателя н продавца, полезностью товара. Представители австрийской школы выступили против Марксовой теории прибавочной стоимости. Они объясняли получение капиталистами прибыли не эксплуатацией рабочего класса, а разницей между субъективными оценками полезности «благ настоящего» (предметы потребления) и «благ будущего» (средства производства и труд). Игнорируя роль и значение общественного характера производства, австрийская школа не в состоянии объяснить реальные явления экономической жизни - обмена, стоимости, цены, прибыли, капитала и т. д. Ее попытки объяснить стоимость, цену, заработную плату, прибыль, процент, ренту субъективными, психологическими мотивами приводят к признанию капитализма вечным общественным строем, служат его апологетике. Австрийская школа и ее современные сторонники рассматривают все категории политической экономии в извращенном виде: труд рабочего как «благо будущего» оценивается заниженно по сравнению с необходимыми для жизни рабочих предметами потребления; капиталистическая прибыль трактуется как необходимое вознаграждение владельца капитала за его участие в производстве наряду с трудом и землей. Тем самым весь анализ существующего капиталистического строя сводится к внеисторическим категориям, якобы не связанным с развитием определенного способа производства и его закономерной сменой более прогрессивной общественной формой. В настоящее время теория предельной полезности составляет одну из основ буржуазных экономических учений, оправдывающих господство монополистического капитала и получение им высоких прибылей.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
одно из главных направлений буржуазной политической экономии последней трети XIX в. и начала XX в., характеризующееся субъективно-психологическим методом. Выступление австрийской школы в конце XIX в. представляло собой попытку в интересах буржуазии противодействовать распространению марксистских идей путем субъективистской, идеалистической трактовки экономических законов. Ее главными представителями были профессора австрийских университетов К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, проповедовавшие гармонию классовых интересов в буржуазном обществе, приукрашивавшие и защищавшие капиталистический строй. Основное положение австрийской школы — теория предельной полезности, согласно которой «ценность благ» определяется субъективной полезностью «предельного блага», т. е. того экземпляра товара данного рода, который удовлетворяет наименее настоятельную потребность индивида. Исходя из этой субъективно-психологической теории ценности, представители австрийской школы отрицали трудовую теорию стоимости, учение Маркса о прибавочной стоимости и объясняли возникновение капиталистической прибыли не эксплуатацией рабочего класса, а разницей между субъективными оценками полезности «благ настоящего» (предметы потребления) и «благ будущего» (труд и средства производства). Теоретики этой школы подменяют изучение объективных экономических законов развития общества субъективной психологией изолированного от общества индивида и полностью игнорируют процесс производства и роль труда в экономической жизни. Эта теория не в состоянии объяснить реальные явления экономической жизни — обмен, стоимость, прибыль и т. д. Так, например, субъективная оценка товаров не может объяснить цены хотя бы потому, что при различии субъективных оценок товаров голодными, нищими и пресыщенными богачами они платят одну и ту же цену за товар (скажем, за хлеб), стихийно сложившуюся на рынке. В теории предельной полезности нет ни грана историзма. В настоящее время теория предельной полезности составляет главную основу большинства буржуазных экономических теорий, оправдывающих господство монополистического капитала и извлечение высоких прибылей. Представители современной австрийской школы (Мизес, Гайек, Роббинс) используют психологический метод для обоснования того, что планомерный контроль общества над деятельностью его членов невозможен, что психология индивидуума обусловливает стихийный процесс на всех стадиях жизни общества. Отсюда делается вывод о вечности капитализма. Успехи планового хозяйства стран социализма полностью опровергают эти домыслы буржуазной теории.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958