Авиационный транспорт

Найдено 1 определение
Авиационный транспорт
перемещение пассажиров, багажа, грузов и почты воздушными судами между аэропортами разных районов и стран. Выделяется пассажирский А. т. (основной) и грузовой (побочный: перевозка срочных или дорогостоящих грузов и почты). Распространен повсеместно (в т. ч. на незаселенных территориях и в районах с экстремальными климатическими условиями). Важное место А. т. занимает в перевозке пассажиров на дальние расстояния и в труднодоступные районы. Средняя дальность перевозок пассажиров на А. т. в мире – 1740 км, грузовых – 2200 км. В конце XX – начале XXI в. А. т. стал, наряду с морскими контейнерными перевозками, главным проводником глобализации, обеспечивая быстрое и надежное транспортное сообщение между мировыми городами, крупнейшими социально-экономическими центрами мира, а также центрами полупериферийных и периферийных территорий. Состоит из сети транспортных авиапредприятий (авиакомпаний) с парком воздушных судов (самолеты, вертолеты), аэропортов (с системой аэропортовых сооружений и средствами механизации, навигации, связи и управления воздушным движением), сети авиалиний и авиакоридоров, а также учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники. По дальности беспосадочных полетов самолеты разделяются на магистральные, региональные и местные; по скорости движения – на гиперзвуковые (крейсерская скорость превышает 5 М; 1 М = скорость звука = 1220 км/ч.), сверхзвуковые (от 1 до 5 М), дозвуковые (ниже 1 М); по назначению – на транспортные (грузовые), пассажирские, деловые, чартерные (туристические), военные, специальные; по типу двигателей – на поршневые, реактивные (турбореактивные, турбовинтовые, турбовентиляционные); по длине разбега – на обычные (до 2-4 км), вертикального и короткого взлета и посадки; по ширине корпуса – на широкофюзеляжные и узкофюзеляжные. Основная нагрузка в перевозках ложится на большие магистральные и региональные самолеты среднего размера. 65% самолетного парка мира произведено на заводах корпораций «Боинг» и «Эрбас», 16% – «Бомбардье» и «Эмбраер». Пассажирские рейсы по частоте полетов делятся на регулярные (по расписанию) и чартерные (целевые рейсы по заказам, например, для перевозки туристов, паломников, «челноков», рабочих на трудовые вахты и т.д.); международные, внутренние и местные. Крупнейшие в мире авиапассажиропотоки направлены из стран Европы в США и Канаду, из США в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, из стран Европы в страны Восточной и Юго-Восточной Азии; из США в страны Вест-Индии, из стран Европы в страны Ближнего и Среднего Востока. Лидирующие позиции в авиаперевозках пассажиров в мире принадлежат американским компаниям (2011, млн. чел.): «Delta Air Lines» (161,4), «United Airlines» (141,8), «Southwest Airlines» (128,6), «American Airlines» (106,1), «US Airways» (60,9); крупнейшими авиакомпанииями Европы стали немецкая «Lufthansa Group» (103,1), ирландская «Ryanair» (76,4), французско-голландская «Air France-KLM» (75,8); азиатский сектор представлен китайскими «China Southern Airlines» (80,7) и «China Eastern Airlines» (68,7). Российский лидер авиаперевозок «Аэрофлот» входит в 10-ку крупнейших европейских авиаперевозчиков (2012; 10-е место,17,7 млн. пассажиров). Около 25% мирового рынка авиаперевозок захвачено лоукостерами – низкобюджетными авиакомпаниями, осуществляющими перевозку пассажиров за невысокую плату (например, «Ryanair», британский «easyJet»). Активно развивается деловая или бизнес-авиация (для перевозки высокопоставленных лиц крупных компаний, которые имеют свои корпоративные аэропорты и воздушные суда). Для перевозки грузов используются грузовые отсеки пассажирских лайнеров, специальные транспортные, а также обычные пассажирские самолеты, переоборудованные в грузовые. Объем перевозимых грузов и грузооборота на воздушном транспорте в последние годы быстро увеличивается. Главные авиагрузопотоки направлены из аэропортов США в аэропорты стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Западной Европы и стран Ближнего Востока; из европейских аэропортов в страны Ближнего Востока, Восточной и Юго-Восточной Азии; внутри Восточной и Юго-Восточной Азии. Основными видами авиагрузов являются продукция электронной промышленности (чипы, программное оборудо вание, дорогая электроника), дорогостоящие товары моментального потребления, драгоценные металлы, контейнеры, цветы, фрукты и овощи, а также экспресс-почта. А.А. Семенов, С.А. Тархов

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
1.24 мб

Инновации в авиационной промышленности и на транспорте

Горбачев Максим Васильевич, Горбачев Василий Иванович
Рассматриваются предпосылки инновационного развития в авиационной отрасли, принципы повышения эффективности НИОКР за счет использования концепции открытых инноваций, а также организации сотрудничества с научным сообществом, исслед
Читать PDF
69.49 кб

Анализ состояния и прогноз развития авиационного транспорта России

Гусева М.В.
В статье сделан анализ состояния и современных тенденций развития авиационного транспорта России с учетом влияния мирового финансового кризиса.
Читать PDF
1.28 мб

Управление риском в обеспечении авиационной (транспортной) безопасности

Прозоров Сергей Евгеньевич, Вербин Антон Владимирович
В статье рассмотрены вопросы управления риском в авиационной (транспортной) безопасности на основе трёхстепенной оценки действующих уровней угрозы по методике применения контрмер, представленных ICAO в форме матрицы управления рис
Читать PDF
1.50 мб

Оценка экологической опасности авиационных событий на воздушном транспорте

Николайкин Николай Иванович, Старков Евгений Юрьевич
В статье предлагается рассматривать возникающие при авиационных событиях антропогенно-аварийные зоны как геотехнические системы.
Читать PDF
695.48 кб

Применение технологии профайлинга в сфере обеспечения авиационной (транспортной) безопасности

Возженикова Ольга Сергеевна, Кузнецов Дмитрий Анатольевич
Предметом исследования в научной статье выступают проблемы обеспечения воздушной безопасности пассажиров.
Читать PDF
128.46 кб

Воздействие авиационного транспорта на окружающую среду с учетом характеристик ветрового режима

Пашаев Ариф Мирджалал Оглы, Байрамов Азад Агалар Оглы, Кулиев Гаджиага Имамгулу Оглы
В статье проведен анализ воздействия авиационного транспорта в районе Апшеронского полуострова на окружающую среду, в первую очередь, атмосферу, с учетом характеристик ветрового режима.

Похожие термины: