(Еврафрика) («Association entre la Communauté économique européenne et les Etats Africains et Malgache»), политич. и экономич. объединение стран Африки с государствами - членами Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Термин «Еврафрика» предложен франц. бурж. учёным Эженом Гернье, выдвинувшим в 1933 идею «кооперирования» стран Зап. Европы и Африки. В условиях прямого колониального господства эта идея поддержки не получила. К ней вернулись в преддверии распада колониальных империй в Африке, когда возникла необходимость в завуалированных методах экономич. и политич. господства, характерных для неоколониализма. Проповедуя взаимозависимость экономич. развития стран Европы и Африки, неоколонизаторы ставили перед собой задачу сохранить позиции в экономически отсталых странах.
Первая конвенция об автоматич. включении афр. колоний Бельгии, а также колоний, заморских территорий и департаментов Франции в систему ЕЭС была подписана Францией, ФРГ, Бельгией, Италией, Люксембургом и Нидерландами одновременно с Римским договором, провозгласившим создание «Общего рынка» в марте 1957, сроком на 5 лет - по 31 дек. 1962. Для ФРГ, Италии, Нидерландов и Люксембурга ассоциация открывала новые рынки сбыта продукции, сферы приложения капитала и извлечения прибылей, источники ценного сырья. Монополии этих стран получили в ассоциированных колониях равные права с компаниями государств-метрополий, добились от Франции обещания расширить их импортные контингенты в колониях и снизить таможенные пошлины на ввоз товаров в эти колонии из стран «Общего рынка». Франция и Бельгия к моменту создания ЕЭС были уже не в состоянии в одиночку удерживать экономич. и политич. позиции в Африке и надеялись, что «Общий рынок» окажется более гибкой и действенной формой борьбы с национально-освободит. движением. С помощью партнёров по «Общему рынку» они рассчитывали также расширить освоение и эксплуатацию природных и использование людских ресурсов своих колоний. Путём повышения тарифов на продукцию, поступающую из неассоциированных стран, Франция и Бельгия добились ограждения товаров принадлежавших им афр. колоний от конкуренции на рынках ЕЭС. По их инициативе был создан Европейский фонд развития (ЕФР) для безвозмездного финансирования нерентабельных проектов социального и экономич. характера в афр. колониях, принадлежащих государствам - членам ЕЭС. Общий размер средств был определён в 581,25 млн. счётных единиц (1 счётная единица эквивалентна 1 доллару США).
В период действия конвенции 1957 в ассоциации назрели большие противоречия, вызванные гл. обр. успехами национально-освободит. борьбы в Африке. Почти все колонии Франции и Бельгии стали независимыми гос-вами. В соответствии с нуждами своего политич. и экономич. развития они предъявляли к членам ЕЭС ряд требований, в т. ч. требования прямого представительства в адм. органах ЕЭС; совместного руководства ЕФР; значит. увеличения капитала фонда (в течение действия первой конвенции ЕФР выдал субсидии на выполнение лишь 39% проектов, представленных ассоциированными странами, покрыв тем самым только 33% их потребности в инвестициях); роста доли субсидирования экономич. проектов; финансирования рентабельных проектов - пром. и с.-х. предприятий; увеличения уд. веса ассоциированных стран в импорте стран «Общего рынка» тропич. товаров (за 1958 - 62 их доля упала с 23 до 18,2%), конкретных защитных гарантий государств - членов ЕЭС от конкуренции остальных экономически отсталых стран, экспортирующих аналогичные товары.
Большие разногласия наметились и внутри ЕЭС. Нидерланды выступили против заключения новой конвенции с афр. странами, Франция - за самую тесную ассоциацию, её поддерживали Бельгия и Люксембург. Все партнёры Франции добивались ослабления её экономич. и политич. влияния в ассоциации. ФРГ, остро нуждающаяся во внеш. рынках, защищала идеи расширения ассоциации за пределы бывших колониальных империй Франции и Бельгии и введения менее жёстких торг, ограничений по отношению к экономически отсталым странам, не имеющим общего соглашения с ЕЭС. Переговоры между ЕЭС и афр. странами затянулись и неоднократно находились на грани срыва. 20 янв. 1962 в Брюсселе было принято решение о возобновлении ассоциации. В 1963 в г. Яунде (Камерун) была подписана новая конвенция об ассоциации (первая Яундская конвенция). В неё вошли 18 афр. гос-в: Берег Слоновой Кости, Бурунди, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Заир, Камерун, Народная Республика Конго, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Руанда. Сенегал, Сомали, Того, Центральноафриканская Республика, Чад. Официально главной целью конвенции были провозглашены «укрепление экономической независимости африканских партнёров и создание условий, способствующих успешному развитию международной торговли» (ст. 1). В действительности конвенция преследовала неоколониалистские цели: отмену таможенных и количественных ограничений на ввоз товаров из гос-в - членов ЕЭС в Африку, устранение препятствий свободному переливу капиталов из Европы в ассоциированные страны и прибылей в обратном направлении. Положения конвенции препятствовали самостоятельному развитию афр. гос-в, тормозили индустриализацию, расчищая путь иностр. товарам на внутр. рынок, облегчали прямое проникновение монополистич. капитала в ассоциированные страны. Ассоциация для афр. стран означает частичную потерю нац. суверенитета в области внеш. торговли и внутр. экономич. политики. Ассоциированные гос-ва обязаны учитывать интересы стран - членов ЕЭС и консультироваться с ними при решении вопросов об установлении таможенных пошлин и контингентов на товары импортируемые из третьих стран. Они не допущены к распределению финанс. средств в рамках ЕФР, и просьбы о предоставлении ссуд и субсидий должны адресовать в комиссию ЕЭС, состоящую только из представителей «Общего рынка». Комиссия ЕЭС, а не заинтересованная страна, определяет важность и неотложность проекта, его место в программе развития ассоциированного гос-ва. Опасаясь развития гос. сектора в странах Африки, члены ЕЭС внесли в конвенцию требование, запрещающее использовать «помощь» ЕФР в целях конкуренции с частным капиталом. При изучении проектов, претендующих на субсидирование или кредитование из средств ЕФР, комиссия ЕЭС особое внимание уделяет тому, в какой мере проект стимулирует рост частных капиталов. Средства фонда были увеличены не до 1,6 млрд, долл., как настаивали афр. гос-ва, а лишь до 800 млн. долл., из к-рых независимые страны получили 730 млн. долл.
В связи с заключением первой Яундской конвенции усилились противоречия внутри ЕЭС, т. к. многие её положения были направлены против монопольного положения Франции в её бывших колониях.
31 мая 1969 срок действия первой Яундской конвенции истёк. Однако, хотя переговоры о возобновлении ассоциации начались в 1968, немедленного возобновления ассоциации не последовало. Причиной явились острые разногласия между афр. членами ассоциации и их европ. партнёрами. Афр. страны требовали увеличения ЕФР до 1,5 млрд, долл., расширения круга финансируемых объектов, установления фонда стабилизации цен, отмены ограничений на экспорт ряда тропич. продуктов и др. Среди стран - членов ЕЭС по вопросу о возобновлении ассоциации вновь обнаружились существ. противоречия. Франция предложила заключить соглашение на неогранич. срок по принципу создания «зоны свободной торговли» и не снижать ставки единого внеш. тарифа на тропич. товары. Но её поддержала только Бельгия. Нидерланды и ФРГ считали возможным уменьшить или упразднить торг, преференции и существенно понизить внеш. тариф, против чего возражали Франция и Италия.
Вторая Яундская конвенция об ассоциации была заключена в июле 1969 на период 1970 - 75. Её текст мало отличается от текста предыдущей конвенции. Особый упор в ней делается на принцип развития «свободного капитализма», однако содержится ряд дополнит. негативных для ассоциированных афр. гос-в моментов: ЕЭС отказалось предоставить им право благоприятствуемой нации в торг, отношениях; не предприняло шагов к переориентации своего экспорта тропич. товаров в их пользу; снизило единые внеш. тарифы на кофе (с 9,6 до 7%), какао (с 5,4 до 4%) и пальмовое масло (с 9 до 6%), ослабив тем самым защиту товаров ассоциированных стран на рынках гос-в, входящих в ЕЭС; сохранило ограничения на ввоз с.-х. продукции, конкурирующей с европ. товарами; отменило гарантию компенсации убытков в случае падения мировых цен на тропич. товары. Последняя мера вызвала резкий протест ряда стран, экономика к-рых зависит от экспорта одного-двух видов с.-х. сырья (Сенегал, Нигер, Чад). Возникла угроза их выхода из Ассоциации. Поэтому в рамках ЕФР выделены 80 млн. долл., к-рые могут быть использованы в случае стихийных бедствий или падения цен на мировом рынке, ставящего под угрозу экономику к.-л. гос-ва. Новый (третий) ЕФР установлен в размере 900 млн. долл., из к-рых 828 млн. долл. получат 18 афр. гос-в (остальное - франц. и голл. колонии), в т. ч. 748 млн. - в форме субсидий и 80 млн. - ссуд. Ещё 90 млн. будет им предоставлено в виде ссуд Европ. инвестиц. банка.
Ассоциация не устранила, а, напротив, обострила противоречия между афр. и европ. участниками соглашения, обнажив неоколониалистские цели его создания.
АССОЦИАЦИЯ АФРИКАНО-МАЛАГАСИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ С ЕВРОПЕИСКИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ
АССОЦИАЦИЯ АФРИКАНО-МАЛАГАСИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ С ЕВРОПЕИСКИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.