Арктических природных ресурсов режим

Найдено 1 определение
Арктических природных ресурсов режим
по последним оценочным данным Геологической службы США (2008), неоткрытые резервы углеводородных ресурсов Арктики составляют 412 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте (около 25 % мировых ресурсов). В конце мая 2009 г. американский журнал «Science» опубликовал результаты первого комплексного исследования и оценки нефтегазовых запасов Арктики. По данным этого исследования, в этом регионе залегает 13 % неразведанных мировых запасов нефти и 30 % – природного газа. При этом большая часть этих нефтяных запасов залегают вблизи берегов Аляски, а почти все запасы природного газа – у берегов России. В целом мировое Заполярье занимает более 21 млн кв. км, из них 8 млн кв. км приходится на сушу, и здесь, естественно, между арктическими государствами практически не существует территориальных проблем.
Каждая страна владеет и в меру своих сил и потребностей осваивает свою часть арктической суши. Особенно большую роль ресурсы этой части Арктики играют в российской экономике и не только потому, что на Российскую Федерацию приходится самая большая часть арктического побережья (до 40 %), но и потому, что на 1 % проживающего здесь населения России приходится 22 % ее экспорта и 20 % ВВП. Из общей территории Арктической зоны 7 млн кв. км приходится на континентальный шельф (до глубины 500 м) и 6 млн – на глубоководную океаническую зону. Здесь-то начинаются проблемы и международные трения, особенно в последнем случае.
Эта малоосвоенная часть Арктической зоны подлежит регулированию в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., которая вступила в силу с 1994 г., когда ее подписали 60 государств (ныне ее участницами являются 155 стран). Россия ратифицировала эту Конвенцию в 1997 г. США до сих пор не являются ее участником, но новая администрация Б. Обамы полна решимости подписать Конвенцию, и в мае 2008 г. американская делегация приняла участие в инициированной правительством Дании Конференции пяти прибрежных арктических государств (Россия, Канада, Дания, Норвегия и США) в Илулиссате (Гренландия). В Илулиссатской декларации участники конференции подчеркнули, что для разграничения и управления Арктикой нет необходимости создавать какой-то новый режим. Достаточно следовать существующим нормам международного права и особенно Конвенции по морскому праву. Все участники согласились решать возникающие проблемы исключительно мирными средствами и в духе конструктивного сотрудничества.
Согласно Конвенции ООН все прибрежные государства имеют право за пределами своей 200-мильной исключительной экономической зоны претендовать на дополнительные территории, но только в случае если будет доказано, что искомые территории являются непосредственным продолжением их континентального шельфа. Для этого следует подать в специальную Комиссию ООН, состоящую из 21 эксперта из различных стран, соответствующие материалы исследований, доказывающих принадлежность этих территорий именно к их континентальному шельфу. Россия одна из первых (в 2001 г.) подала заявку в ООН на расширение своей арктической зоны до полюса, сославшись в ней на то, что подводный хребет Ломоносова и плато Менделеева являются продолжением российского шельфа. Но, несмотря на то что было организовано несколько экспедиций (включая последнюю в 2007 г., когда на дне Ледовитого океана была установлена капсула с российским флагом), Комиссия ООН сочла недостаточными представленные материалы и не утвердила заявку. Нашим ученым и экспертам необходимо приложить немало усилий (если, конечно, позволят финансовые возможности), чтобы представить более полные данные до 2011 г. Норвегия оказалась более старательной и удачливой. Ее заявка была удовлетворена в апреле 2009 г., хотя и не полностью: из заявленных 250 тыс. кв. км было утверждено 235 тыс., что, естественно, было воспринято норвежцами как серьезная победа. Теперь эксклюзивная экономическая зона Норвегии заканчивается в 600 км от Северного полюса.
В последнее время (особенно в 2008–2009 гг.) разгорелся нешуточный ажиотаж вокруг Арктики, причем не только в СМИ. С заявлениями и даже декларациями выступили многие правительства и международные организации, подчас не имеющие непосредственного отношения к Арктике (НАТО, Еврокомиссия и т. п.). Главным детонатором оживления бурного интереса к Арктике послужило потепление климата – факт, который теперь уже почти никто не отрицает, хотя все еще существенно различаются мнения относительно самих причин этого потепления. Одна из наглядных форм этого природного явления – значительное истончение и вообще сокращение ледяного покрова Ледовитого океана. Подобное развитие ситуации может серьезно повлиять в перспективе, по крайней мере, на три сферы человеческой деятельности в Арктике: во-первых, существенно облегчить доступ к богатейшим ресурсам в недрах Океана (особенно энергетическим); во-вторых, создать новые возможности для рыболовства и, в-третьих, содействовать открытию новых (сокращенных) маршрутов для северного судоходства. Не осталась в стороне и Россия. В начале 2009 г. Совет безопасности РФ опубликовал подписанный Президентом Д. Медведевым документ «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». Это весьма сбалансированный документ, через который красной нитью проходят идеи мирного разрешения спорных вопросов в Арктике, международного сотрудничества и обеспечения взаимовыгодного взаимодействия на двусторонней и многосторонней основе с другими приарктическими государствами на основе имеющихся международных договоров и соглашений.
Документ предусматривает поэтапное решение всех задач в рамках намеченной государственной политики в Арктике. На первом этапе – в 2008–2010 гг. – решено сконцентрироваться в основном на проведении геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны РФ; расширении международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов; реализации инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства и т. п. На втором этапе – 2011–2015 гг. – будет обеспечено правовое оформление внешней границы Арктической зоны Российской Федерации; решение задач структурной перестройки экономики в Арктической зоне; развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями Северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита и т. д. На третьем этапе – 2016–2020 гг. – будет обеспечено превращение Арктической зоны РФ в ведущую стратегическую ресурсную базу России.

Источник: Что есть что в мировой экономике?