АРЕНДА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КАПИТАЛИЗМА В СССР

Найдено 1 определение
АРЕНДА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО КАПИТАЛИЗМА В СССР
передача предприятий, принадлежавших гос-ву, внутренним капиталистам, допускавшаяся в период новой экономической политики (нэп). Социально-экономич. природа этих предприятий не отличалась от гос. предприятий, переданных в концессии иностр. капиталистам. Передача в аренду гос. предприятий капиталистам-предпринимателям началась с переходом к нэпу в 1921. Необходимость сдачи в аренду гос. предприятий диктовалась сложившимися к тому времени экономич. условиями. В годы «военного коммунизма» были национализированы не только крупные капиталистич. пром. предприятия, но и средние и мелкие предприятия, зачастую даже кустарного типа. В итоге, по данным пром. переписи 1920, в руках гос-ва сосредоточилось 37726 предприятий. Среди национализированных только 14% относились к действительно крупным предприятиям, подлежавшим национализации в соответствии с декретом СНК от 28 июня 1918. Все национализиров. предприятия не имели никакой хоз. самостоятельности, управлялись централизованно или губ. советами нар. х-ва, сдавали произведённую продукцию гос-ву и полностью находились на гос. снабжении.
С переходом к нэпу Сов. гос-во сосредоточило в своём ведении 4500 крупных и важнейших предприятий, на к-рых было занято 4/5 всего состава пром. рабочих.
Эти предприятия, объединяемые ВСНХ, были переведены на хозрасчёт, а остальные переданы местным органам, денационализированы либо сданы в аренду. Передача в аренду осуществлялась на основе пост. СНК от 5 июля 1921 о порядке сдачи в аренду предприятий, подведомственных ВСНХ, наказа СНК от 9 авг. 1921 о проведении в жизнь начал новой экономич. политики и инструкции ВСНХ. 10 дек. 1921 ВЦИКом был издан декрет о денационализации всех мелких пром. предприятий с числом рабочих до 5 при наличии двигателя и до 10 - при отсутствии двигателя. Но и по возвращении мелких предприятий владельцам в руках гос-ва оставалось более 10 тыс. бездействовавших предприятий, не подлежавших возврату собственникам. Чтобы не допустить разрушения таких предприятий, Сов. гос-во решило передать их в аренду. Одновременно с этим развитие частного капитала направлялось в русло гос. капитализма. Передачей в аренду бездействующие предприятия вводились в число действующих и благодаря этому возрастало произ-во пром. продукции, восстанавливались осн. фонды. В руках же Сов. гос-ва образовался фонд за счёт арендной платы и за счёт ликвидации расходов по консервации бездействующих предприятий, который использовался в целях расширения социалистич. произ-ва. В Донбассе, напр., было сдано в аренду 1000 мелких шахт.
На 1 июня 1922 было передано в аренду 10 070 гос. предприятий. По отраслям пром-сти сданные в аренду гос. предприятия в 1922 распределялись след, образом: добыча и обработка камня и глины 205, металлообр. пром-сть 355, обработка дерева 335, химия, пром-сть 373, произ-во пищевых продуктов 7834, в т. ч. мукомольное произ-во 6497, кожев. и меховая пром-сть 655, произ-во волокнистых веществ 194, полиграфия, пром-сть 77, невыясненные 42. Первое место по количеству сданных в аренду гос. предприятий занимала пищевая пром-сть (гл. обр. мукомольная - 77,8% всех арендованных гос. предприятий); второе - кожевенно-меховая - 6,5%. В аренду сдавались большей частью мелкие предприятия с небольшим числом рабочих. Об этом свидетельствуют данные табл.

Среди сданных в аренду предприятий в силикатной пром-сти были и крупные стекольные з-ды: в Брянской губ. - Дубровский, на к-ром работало 300 рабочих, и Еленский - 483 рабочих. В химия, пром-сти на переданной в аренду парфюмерной ф-ке в Москве работало 198 рабочих. На 9 хл.-бум. ф-ках, переданных в аренду по РСФСР в 1922, работало 1860 рабочих, или в среднем на одно предприятие - 207 чел. Арендаторами предприятий становились в первую очередь б. владельцы их и др. частные лица (52% от всего числа арендаторов). Если к этому прибавить 14% гос. предприятий, сданных в аренду трудовым артелям, под вывеской к-рых в то время зачастую скрывались частные предприниматели, то на долю частнокапиталистич. предпринимателей приходилось 2/3 всех арендованных гос. предприятий. Сдача в аренду гос. предприятий оформлялась типовым арендным договором, разработанным и утверждённым Президиумом ВСНХ. Все договоры местных органов с арендаторами утверждались аппаратом ВСНХ, а договоры на сдачу в аренду предприятий, находившихся в ведении гл. управлений, утверждались президиумом ВСНХ. Арендная плата в первые годы вносилась арендаторами натурой, т. е. продукцией, к-рая вырабатывалась на данном предприятии. Размер долевого отчисления колебался от 5 до 30%. После осуществления ден. реформы 1924 Сов. гос-во взимало арендную плату только деньгами. Сроки аренды не превышали 6 лет. Сов. законодательство о труде полностью распространялось на арендованные предприятия. Объём продукции, производившейся на арендованных предприятиях, значительно превышал объём произ-ва на предприятиях частнокапиталистич. пром-сти. По данным Госплана СССР, частная пром-сть за все годы своего существования на 3/4 состояла из арендованных предприятий. В нач. 30-х гг. аренда гос. предприятий частными лицами была упразднена.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.