АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Антитрестовское законодательство
Политика или действия, имеющие своей целью ограничение на рынке власти монополий.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Антитрестовское законодательство
законы, запрещающие практику сокращения конкуренции и захват всего рынка монополиями в целях повышения цен.

Источник: Хрестоматия по экономической теории Словарь экономических терминов и иностранных слов

Законодательство антитрестовское
антимонопольное) — пакет законов, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами и деловыми предприятиями.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник

Антитрестовское законодательство

Антитрестовское законодательство - законодательные акты, принимаемые для регулирования процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Составная часть антимонопольной политики государства. Содержит запрещение нарушений в области торгового обмена (создание дефицитов, товарный демпинг и т.п.). Служит для поддержания конкуренции и противодействия поглощения одних компаний другими.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

Антитрестовское законодательство
собирательное понятие, которым обозначаются законы США, ограничивающие деятельность трестов и компаний, в т.ч. недобросовестную конкуренцию. К А.з. относятся закон Шермана 1890г., закон Клейтона - 1914г., закон Федеральной торговой комиссии - 1914г. и др.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
(anti-trust laws) Законы, принятые в США начиная с 1890 г., которые запрещают всякие действия, направленные на ограничение свободы торговли (restraint of trade), формирование монополий или другие действия, препятствующие свободе торговли и конкуренции.

Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские) комитеты.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Антитрестовское законодательство
законодательные акты государства, регулирующие процесс централизации капитала. Первый антитрестовский закон был принят в 1890 г. «Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий» (известен как закон Шермана). В 1914 г. закон был расширен и дополнен, существует без существенных поправок по настоящее время, но уже под именем Шермана‑Клейтона, и считается самым жестким законом в мировой практике. В законе дается определение недобросовестных методов конкуренции, предусматриваются уголовно‑правовые санкции против виновных, определяется верховный орган, осуществляющий контроль за исполнением законодательства (в США – это Федеральная торговая комиссия). А. з. считается одной из специфических форм государственного регулирования экономики. В странах Европейского сообщества нарушением антитрестовского законодательства считается превышение фирмой 5 % операций на данном рынке.

Источник: Экономическая история. Словарь терминов и понятий 2018 г.

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
направлено на ограничение монополистической мощи. Из развитых индустриальных стран оно в наибольшей степени было разработано в США. Так, известны законы Шер - мана (1980 г.), Клейтона (1914 г), Келлера - Кекоффера (1950 г.), а также постановления министерства юстиции и судов. Вводится контроль за рыночным поведением компаний и рыночной структурой. В целях ограничения конкуренции запрещались объединения или сговоры между фирмами. Запрещались «связанные контракты», при которых фирма принуждает покупателя или продавца иметь дело исключительно с ней. Не разрешались «взаимопереплетающиеся» директораты, т. е. приобретение акций фирм в связи с ростом их размера, контроля над рынком. В 80—90 - е годы применение антитрестовского законодательства становится все более неопределенным и либеральным. В России также разрабатывается антимонопольное законодательство и создаются органы, которые будут осуществлять контроль за рыночным поведением и структурой экономики.

Источник: Экономический словарь

антитрестовское законодательство
Американский термин, обозначающий законодательство, контролирующее рост рыночной власти отдельных фирм. Этот термин относится не только к антимонопольной политике, но и к борьбе с нарушениями свободы конкуренции со стороны отдельных фирм, групп слившихся компаний (трестов (trusts)) и групп фирм, договаривающихся о ценах и рынках сбыта (картелей (cartels)). В США намерение приобрести монопольное положение путем слияния или поглощения и использование такого положения в предпринимательской практике признается незаконным. Не соответствующими обычной практике или нарушающими свободу конкуренции (restrictive practice) считаются такие действия, как ценовая дискриминация (price discrimination), лидерство в ценах (price leadership) и ограничительная практика организации сбыта. Такой подход был назван «огульной антитрестовской политикой» в отличие от британского антимонопольного законодательства и антимонопольной политики, когда коллективные соглашения и слияния оцениваются с точки зрения общественных интересов и выясняется баланс их достоинств (например, экономия от масштаба) и недостатков (например, нарушение свободы конкуренции и Х-неэффективность (Xinefficiency)). (См. Ceilar-Kefauver act, Clayton act, Federal trade commission act, Robinson-Patman act, Sherman act.)

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
направлено на ограничение монополистической мощи и в наибольшей степени развито в США. Наиболее известны законы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914 г.), Кейлера-Кефовера (1950 г.), а также постановления министерства юстиции США и судов. Оно делает незаконными объединения или сговоры с целью ограничения конкуренции, «связанные контракты» (фирма принуждает покупателя или продавца иметь дело исключительно с ней), взаимопереплетающиеся директораты, приобретение акций конкурирующей фирмы. Запрещается вводящая в заблуждение реклама. В 30-е годы суды США начали возбуждать дела против фирм на основе не только рыночного поведения последних, но и рыночной структуры. Сам размер объединения и степень его контроля над рынком могут быть причиной наказания. При этом степень контроля над рынком, при которой вступали в действие антитрестовские законы, может колебаться от 60 до 5–7 %. В 80–90-e годы применение антитрестовского законодательства становится все более неопределенным и либеральны. Юристы склоняются к использованию «принципа разумности» (незаконными объявляются лишь «неразумные» ограничения торговли). Закон Клейтона, исходя из того, что труд не является товаром:, установил, что рабочие организации не могут быть квалифицированы как сговор для ограничения торговли и их действия не подпадают под действие антитрестовского законодательства.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
(англ. antitrust law, antimonopoly legislation) — законодательные акты, существующие в развитых странах для регулирования процесса централизации капитала путем создания монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции. Первый антитрестовский статус был принят в США в 1890 г. под названием “Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий”. Известен в мировой литературе как закон Шермана. В 1914 г. этот закон был существенно расширен и дополнен и с тех пор уже как закон Шермана–Клейтона существует без сколько-нибудь существенных поправок. В законе дается определение недобросовестных методов конкуренции, подлежащих запрету, включая запрет на монополистические объединения, предусматриваются уголовно-правовые санкции против виновных лиц, определяется верховный орган, которому поручается следить за применением и исполнением антитрестовского законодательства. Антитрестовское законодательство не следует рассматривать исключительно как средство противодействия созданию трестов и их ограничительной практике. В настоящее время оно являет собой одну из специфических форм государственного регулирования экономики, попытку регулировать рыночные отношения, уровень и масштабы конкуренции с целью повышения эффективности экономики. Возбудить дело о нарушении антитрестовского законодательства могут как государственный орган (в США — Федеральная торговая комиссия), так и частные фирмы, пострадавшие от монополистической практики. Для разбирательства дел во всех странах, имеющих антитрестовское законодательство, созданы специальные суды. В нашей стране в силу особенностей экономического развития за последние 70 лет монополизация подавляющего большинства отраслей народного хозяйства достигла недопустимого, абсурдного размера. В настоящее время разрабатывается антимонопольное законодательство.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

АНТИТРЕСТОВСКОЕ (АНТИМОНОПОЛЬНОЕ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
законы, принятые в конце XIX – начале XX вв. в США и некоторых других странах, которые формально запрещали тресты и монополии, а по существу были попыткой ограничить наиболее грубые формы их деятельности. В 1950–60-е гг. утвердилось более широкое понимание антитрестовского права как совокупности юридических норм, направленных на ограничение деятельности монополий (антимонопольное законодательство). В это понятие включается также законодательство о «нечестной конкуренции», «ограничительной деловой практике», «нечестной торговле» и т. д.
По существу, антитрестовские законы – один из элементов государственного регулирования экономики. До Второй мировой войны 1939–45 А. (а.) з. получило развитие только в США: закон Шермана 1890, закон Клейтона 1914, закон о федеральной торговой комиссии 1914, закон Уэбба – Померена 1918 и др. После Второй мировой войны антитрестовские законы были приняты в большинстве стран мира. Различают 2 основные системы антитрестовского права – американскую и европейскую. Антитрестовское право США, возникшее в конце XIX в., считается наиболее разработанным и строгим. Закон Шермана 1890, который считается основным антитрестовским актом США, формально запретил не только тресты и другие объединения, направленные на ограничение торговли между штатами и с другими государствами, но также монополизацию или даже саму попытку монополизировать такую торговлю. Однако этот закон не содержал определения монополии, и это обстоятельство американские суды использовали в интересах крупного капитала. Современное антимонопольное законодательство США имеет 2 направления – контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.
В большинстве антимонопольных законов, принятых в странах Европы, в отличие от США запрещается не сама монополия или доминирующее предприятие, а лишь злоупотребление монопольной властью. В процессе ограничения деятельности монополий помимо законодательных используются меры административного характера. Так, после Второй мировой войны в Германии и Японии применялось детрестирование и декартелирование. Кроме законодательных и административных используется экономическая политика ограничения роста цен на продукцию монополий.
В России в 1991 принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Все три направления антимонопольной политики, направленные на развитие свободной конкуренции, применяются и в современной России.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
антимонопольное законодательство законодательство, ограничивающее возможность отдельных предприятий монополизировать рынок. Если классический экономический либерализм боролся исключительно с монополиями, основанными на государственно закрепленных привилегиях, то к концу XIX в. экономическое развитие продемонстрировало, что монополия может вырастать из естественной концентрации производства и капитала в рыночной экономике. В этих условиях пришлось создавать законодательные ограничения для такой концентрации, чтобы предотвратить возникновение рынков одного продавца. Первый антимонопольный закон подобного плана был принят в 1889 г. в Канаде. В 1890 г. в США был принят закон Шермана, запретивший тресты (т.е. объединения, монополизировавшие определенную отрасль экономики), а также тайные сговоры между конкурентами с целью совместно повлиять на рыночную ситуацию. В 1914г. положения данного закона были развиты и уточнены законом Клейтона, который запретил ценовую дискриминацию покупателей и навязывание им принудительных поставок. Затем антимонопольные законы были приняты и в других странах с рыночной экономикой. Среди них следует выделить Закон против ограничений конкуренции ФРГ 1957 г. К концу XX в. в ряде стран антимонопольное законодательство стало объединяться с другими законодательными положениями, регулирующими конкуренцию. Законодательство о конкуренции преследует цель обеспечить ее оптимальное развитие, предотвратить различные виды недобросовестной конкурентной практики. При этом, однако, если в США и Канаде действует принцип безусловного запрещения монополий, то в большинстве других государств отношение к монополиям определяется в зависимости от того, содействует или препятствует их деятельность реализации общественных интересов. В ряде случаев, в частности, разрешается концентрация производства и капитала, укрепляющая конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке. Подобные принципы лежат и в основе закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии с данным законом антимонопольному регулированию подлежит деятельность хозяйствующих субъектов, которые контролируют более 35% рынка. Антимонопольное законодательство предусматривает запрет или ограничения следующих видов злоупотребления монопольным положением: искусственного завышения цен реализации или занижения закупочных цен в качестве обязательного условия заключения договоров, необходимых контрагенту (связанные договоры), или принятия на себя контрагентом обязательств по отказу от определенных действий в будущем (исключающие договоры); ограничения объема производства, сбыта, капиталовложений; применения неравного подхода к торговым партнерам на равных условиях.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
законы, принятые в кон. 19 - нач. 20 вв. в США и нек-рых других странах (Канада, Австралия), к-рые формально запрещали тресты и монополии, а по существу были попыткой несколько ограничить наиболее грубые и откровенные формы их деятельности. В 50 - 60-е гг. 20 в. в юридич. практике и лит-ре бурж. стран утвердилось более широкое понимание антитрестовского права как совокупности законодат. актов и норм, формально направленных к ограничению деятельности капиталистич. монополий («антимонополистическое» законодательство). В это понятие включается также законодательство о т. н. «нечестной конкуренции», «ограничительной деловой практике», «нечестной торговле» и т. д.
Принятие антитрестовских законов было вызвано ростом недовольства широких слоёв населения капиталистич. стран, усиливающимся гнётом крупного капитала и монополий: антитрестовские законы, являющие собой яркий пример бурж. реформизма, призваны создавать у широких слоёв населения иллюзию борьбы бурж. гос-ва с монополиями и их злоупотреблениями. По существу антитрестовские законы - один из специфич. элементов гос. регулирования экономики. Принятие их преследует не только экономич., но и определ. политич. цели. Эти законы широко рекламируются как «феномен западного мира», как свидетельство перерастания капитализма в «народный капитализм». Опираясь на антитрестовские законы, бурж. политич. деятели и экономисты нередко утверждают, что господство монополий - пройденный этап, что совр. бурж. гос-во борется с трестами, картелями и иными монополистич. объединениями капиталистов. В основе А. з. лежит выработанное бурж. экономистами понимание монополии как абсолютного господства одной компании (или объединения их), к-рая добивается полного или существенного уничтожения конкуренции. При таком определении т. н. олигополии не подпадают под действие антитрестовских законов и деятельность их практически не ограничивается. В антитрестовском праве ряда стран используется понятие доминирующего предприятия (господствующего в данной отрасли производства), но такие предприятия, как правило, не запрещаются законом. Вообще к монополиям, олигополиям, доминирующим предприятиям и т.
п. А. з. применяется только в зависимости от их положения на рынке, а не с точки зрения их господства в произ-ве или в экономике в целом. Суды США, напр., заявили, что А. з. не применяется к монополиям в произ-ве, что гигантский размер корпорации, позволяющий ей доминировать в определ. отрасли пром-сти, сам по себе не является нарушением антитрестовских законов. В то же время вплоть до 30-х гг. 20 в. амер. суды преследовали по антитрестовским законам профсоюзы, рассматривая забастовки рабочих как «монополизацию» или «ограничение торговли»,
Антимонополистич. и антитрестовскими считаются также законы, запрещающие или регулирующие соглашения или действия капиталистов, направл. на ограничение конкуренции (т. н. ограничит, деловая практика - раздел рынка, вертикальное и горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т. д.). Таковы, напр., англ. законы 1956 и 1968, австрал. закон 1966 и др. Именно регулирование «ограничительной деловой практики» в совр. условиях составляет осн. содержание антитрестовской деятельности в большинстве стран. До 2-й мировой войны 1939 - 45 А. з. получило развитие только в США, где его стали рассматривать как особую отрасль права (закон Шермана 1890, закон Клейтона 1914, закон о федеральной торг, комиссии 1914, закон Уэбба - Померена 1918, и др.). После 2-й мировой войны антитрестовские законы были приняты в большинстве бурж. стран Европы (за исключением Италии, Греции, Люксембурга), в Африке (в ЮАР), в Азии (Японии и Израиле), в Лат. Америке (Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии), в Австралии и Океании (Новой Зеландии). Антитрестовские положения нередко включаются в двусторонние торг, договоры о т. н. экономич. помощи, заключаемые США с др. капиталистич. странами, в многосторонние соглашения о различных экономич. сообществах. Различия в нормах, регулирующих деятельность иностр. монополий и междунар. картелей, нередко приводят к коллизиям права в области А. з. Для проведения единообразной политики при Европ. организации экономич. сотрудничества и развития с 1953 функционировала группа антитрестовских экспертов; в 1961 был создан спец. к-т по ограничит, деловой практике, куда вошли представители США, Канады, 18 европ. стран, эксперты по вопросам антитрестовского права Европ. объединения угля и стали Европ. экономич. сообщества.
С точки зрения правовой техники и методов подхода к проблеме монополии различают 2 осн. системы антитрестовского права: американскую (принята также в Японии) и европейскую (действует также в ЮАР, Израиле и ряде др. стран). Антитрестовское, право США, возникшее в конце 19 в., считается наиболее разработанным и строгим. Закон Шермана 1-890 (который остаётся осн. антитрестовским актом США) формально запретил не только тресты и иные объединения капиталистов, направл. на ограничение торговли между штатами и с др. гос-вами (ст. 1), но также монополизацию или даже саму попытку монополизировать такую торговлю (ст. 2). Однако этот закон не содержал определения монополии, и это обстоятельство амер. суды использовали в интересах крупного капитала. Для того чтобы застраховать крупнейшие корпорации от преследования по закону Шермана, Верховный суд США сформулировал доктрину, согласно к-рой доминирующее положение корпорации в производстве и её огромный размер не могут сами по себе рассматриваться как монополизация. В судебной и адм. практике признано также, что олигополия (монополизация той или иной отрасли пром-сти 4 - 5 корпорациями-гигантами) не запрещается антитрестовскими законами. При таком истолковании закон Шермана сводился лишь к запрещению трестов и картелей (пулов), т. е. отд. форм объединения, используемых монополиями США. Крупный капитал приспособился к этому закону; монополии стали применять другие, не запрещённые законом формы объединения: держательские компании (холдинг компани), полное слияние («мерджер», «фьюжин» и т. п.), при к-рых ликвидируется производственная и правовая самостоятельность поглощаемой компании и др. Запрещённые законом картельные договоры были заменены негласными джентльменскими соглашениями, т. н. лидерством в ценах и т. п. Кроме того, ещё в 1911 Верховный суд США создал очень важный прецедент (по делу «Стандард ойл»), заявив, что антитрестовские запреты могут применяться не ко всяким ограничениям торговли, а лишь к «неразумным», что даёт возможность самых широких толкований.
Закон Клейтона 1914 - второй по значению антитрестовский акт США, уже не содержал антимонополистич. запрещений общего типа, в нём перечислялись лишь отд. случаи «неразумной» торг, предпринимательской деятельности (дискриминация в ценах, переплетающиеся директораты, «связывающие» и «исключительные» контракты, слияния). Кроме того, в законе имелись многочисл. оговорки. В 1950 была принята поправка к закону Клейтона (акт Селлера - Кефовера), запрещавшая слияние компаний, если оно вело к «существенному ослаблению конкуренции» или к «установлению монополий». Все эти А. з. не смогли предотвратить процесс слияний и поглощений в пром-сти США. Вместо запрещённых горизонтальных и вертикальных слияний монополии стали широко использовать в 60-е гг. т. н. конгломераты. Базирующиеся на признании целесообразности крупного капитала вообще и гигантских корпораций в частности антитрестовские законы США не смогли стать препятствием для роста могущественных монополий. Кроме того, закон Клейтона и ряд др. законов (напр., закон Уэбба - Померена) установили многочисл. изъятия из сферы действия антитрестовского права: для экспортной торговли, для ж.-д. компаний, банков и т. п. Хотя антитрестовские законы США предусматривают в числе прочих санкций и уголовные наказания (штраф до 50 тыс. долл. или тюремное заключение до 1 года), департамент юстиции, призванный осуществлять антитрестовские законы, считает целесообразным возбуждать не уголовные, а гражд. дела против корпораций. Мн. дела заканчиваются в стадии примирит, процедуры с помощью т. н. согласов. решений. Как правило, безвредными для монополий или же малоэффективными оказываются и решения судов по гражд. делам: вместо аннулированных судами объединений или соглашений создаются новые монополии. Антитрестовские процессы тянутся по многу лет, в течение к-рых монополии действуют совершенно безнаказанно. Департамент юстиции не имеет никаких полномочий по регулированию деятельности корпораций. Право контролировать нечестные методы конкуренции предоставлено Федеральной торг, комиссии, но и её приказы могут быть обжалованы в судебные органы.
В большинстве антитрестовских законов, принятых в странах Европы, в отличие от США, запрещается не сама монополия или доминирующее предприятие лишь злоупотребление монопольной властью. Законодатель здесь открыто исходит из того, что картели и др. крупные объединения капиталистов полезны для развития экономики. Поэтому в основе европ. законодательства лежит адм. регулирование деятельности монополий и осн. внимание уделяется не монополии как таковой, а различным ограничениям конкуренции - «ограничительной деловой практике». Гл. формой гос. контроля является система регистрации картельных и иных ограничит. соглашений в спец. адм. органах (в Федеральном управлении картелей в ФРГ, в Директорате цен в Норвегии, в Комиссии по честной торговле в Ирландии и т. д.). Большинство законов формально запрещает различные виды ограничит, соглашений (фиксирование цен, соглашения о разделе рынка, связывающие контракты и т. и.), но адм. органы применяют эти запрещения лишь в отношении «неразумных» соглашений, т. е. таких, к-рые, согласно закону, противоречат «публичному интересу» (Великобритания, Бельгия, Голландия и др.) или же представляют собой «ограничение конкуренции» (ФРГ, Франция и др.). В Великобритании вопрос о «разумности» ограничит, соглашений решает особый суд по ограничит, деловой практике, функционирующий наряду с комиссией по монополиям. Если компетентные органы признают ограничит, соглашения незаконными, они могут вынести решение об изменении условий таких соглашений (напр., об установлении иных цен) или об их аннулировании. Нов ряде случаев (прежде всего в делах о слиянии компаний, в делах о монополиях и доминирующих предприятиях и т. д.) законы ограничивают компетенцию регулирующих органов функциями расследования, предоставляя им гл. обр. право давать рекомендации предпринимателям. Сами правительственные органы западноевроп. гос-в (напр., в Великобритании Комиссия пром. реорганизации, функционирующая с 1967) содействуют слияниям компаний под предлогом усиления их конкурентоспособности на мировых рынках.
Система регистрации ограничит, соглашений и доминирующих предприятий предусмотрена также Римским договором о Европ. экономич. сообществе (ЕЭС) 1957. Право вести регистрацию и осуществлять антитрестовские положения этого договора предоставлено Комиссии ЕЭС. Регистрации подлежат лишь соглашения, ограничивающие конкуренцию между гос-вами - членами ЕЭС. Ограничит, соглашения, составляющие часть внутр. торговли стран - членов ЕЭС или их торговли с третьими гос-вами, не регистрируются. Комиссия вправе делать изъятия из запрещений, установл. договором, в том случае, если соглашение, ограничивающее конкуренцию, помогает улучшить производство или сбыт товаров или ускоряет технич. или экономич. прогресс. Компании, получившие соответствующие удостоверения от Комиссии, освобождаются от преследования за нарушение антитрестовских статей договора. Неэффективность А. з. ярко проявилась в том, что после организации ЕЭС в странах «Общего рынка» возникло большое число монополистич. объединений. Практика применения А. з., так широко рекламируемого бурж. гос-вами, показывает, что это законодательство не является препятствием для всевластия монополий. Вся «антитрестовская борьба» фактически сводится к ограничению нек-рых форм объединения капиталистов и к регулированию отд. методов торг.-пром. деятельности, а не к ограничению или тем более уничтожению самих монополий. Монополии без труда обходят А. з., поскольку всегда могут использовать легальные методы деятельности или же прибегнуть к «неуловимым» неформальным соглашениям и тайным сговорам.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.