АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Источник: Хрестоматия по экономической теории Словарь экономических терминов и иностранных слов
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
Антитрестовское законодательство - законодательные акты, принимаемые для регулирования процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь
законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские) комитеты.
Источник: Экономическая история. Словарь терминов и понятий 2018 г.
Источник: Экономический словарь
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Словарь предпринимателя 2016
По существу, антитрестовские законы – один из элементов государственного регулирования экономики. До Второй мировой войны 1939–45 А. (а.) з. получило развитие только в США: закон Шермана 1890, закон Клейтона 1914, закон о федеральной торговой комиссии 1914, закон Уэбба – Померена 1918 и др. После Второй мировой войны антитрестовские законы были приняты в большинстве стран мира. Различают 2 основные системы антитрестовского права – американскую и европейскую. Антитрестовское право США, возникшее в конце XIX в., считается наиболее разработанным и строгим. Закон Шермана 1890, который считается основным антитрестовским актом США, формально запретил не только тресты и другие объединения, направленные на ограничение торговли между штатами и с другими государствами, но также монополизацию или даже саму попытку монополизировать такую торговлю. Однако этот закон не содержал определения монополии, и это обстоятельство американские суды использовали в интересах крупного капитала. Современное антимонопольное законодательство США имеет 2 направления – контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.
В большинстве антимонопольных законов, принятых в странах Европы, в отличие от США запрещается не сама монополия или доминирующее предприятие, а лишь злоупотребление монопольной властью. В процессе ограничения деятельности монополий помимо законодательных используются меры административного характера. Так, после Второй мировой войны в Германии и Японии применялось детрестирование и декартелирование. Кроме законодательных и административных используется экономическая политика ограничения роста цен на продукцию монополий.
В России в 1991 принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Все три направления антимонопольной политики, направленные на развитие свободной конкуренции, применяются и в современной России.
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
Принятие антитрестовских законов было вызвано ростом недовольства широких слоёв населения капиталистич. стран, усиливающимся гнётом крупного капитала и монополий: антитрестовские законы, являющие собой яркий пример бурж. реформизма, призваны создавать у широких слоёв населения иллюзию борьбы бурж. гос-ва с монополиями и их злоупотреблениями. По существу антитрестовские законы - один из специфич. элементов гос. регулирования экономики. Принятие их преследует не только экономич., но и определ. политич. цели. Эти законы широко рекламируются как «феномен западного мира», как свидетельство перерастания капитализма в «народный капитализм». Опираясь на антитрестовские законы, бурж. политич. деятели и экономисты нередко утверждают, что господство монополий - пройденный этап, что совр. бурж. гос-во борется с трестами, картелями и иными монополистич. объединениями капиталистов. В основе А. з. лежит выработанное бурж. экономистами понимание монополии как абсолютного господства одной компании (или объединения их), к-рая добивается полного или существенного уничтожения конкуренции. При таком определении т. н. олигополии не подпадают под действие антитрестовских законов и деятельность их практически не ограничивается. В антитрестовском праве ряда стран используется понятие доминирующего предприятия (господствующего в данной отрасли производства), но такие предприятия, как правило, не запрещаются законом. Вообще к монополиям, олигополиям, доминирующим предприятиям и т.
п. А. з. применяется только в зависимости от их положения на рынке, а не с точки зрения их господства в произ-ве или в экономике в целом. Суды США, напр., заявили, что А. з. не применяется к монополиям в произ-ве, что гигантский размер корпорации, позволяющий ей доминировать в определ. отрасли пром-сти, сам по себе не является нарушением антитрестовских законов. В то же время вплоть до 30-х гг. 20 в. амер. суды преследовали по антитрестовским законам профсоюзы, рассматривая забастовки рабочих как «монополизацию» или «ограничение торговли»,
Антимонополистич. и антитрестовскими считаются также законы, запрещающие или регулирующие соглашения или действия капиталистов, направл. на ограничение конкуренции (т. н. ограничит, деловая практика - раздел рынка, вертикальное и горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т. д.). Таковы, напр., англ. законы 1956 и 1968, австрал. закон 1966 и др. Именно регулирование «ограничительной деловой практики» в совр. условиях составляет осн. содержание антитрестовской деятельности в большинстве стран. До 2-й мировой войны 1939 - 45 А. з. получило развитие только в США, где его стали рассматривать как особую отрасль права (закон Шермана 1890, закон Клейтона 1914, закон о федеральной торг, комиссии 1914, закон Уэбба - Померена 1918, и др.). После 2-й мировой войны антитрестовские законы были приняты в большинстве бурж. стран Европы (за исключением Италии, Греции, Люксембурга), в Африке (в ЮАР), в Азии (Японии и Израиле), в Лат. Америке (Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии), в Австралии и Океании (Новой Зеландии). Антитрестовские положения нередко включаются в двусторонние торг, договоры о т. н. экономич. помощи, заключаемые США с др. капиталистич. странами, в многосторонние соглашения о различных экономич. сообществах. Различия в нормах, регулирующих деятельность иностр. монополий и междунар. картелей, нередко приводят к коллизиям права в области А. з. Для проведения единообразной политики при Европ. организации экономич. сотрудничества и развития с 1953 функционировала группа антитрестовских экспертов; в 1961 был создан спец. к-т по ограничит, деловой практике, куда вошли представители США, Канады, 18 европ. стран, эксперты по вопросам антитрестовского права Европ. объединения угля и стали Европ. экономич. сообщества.
С точки зрения правовой техники и методов подхода к проблеме монополии различают 2 осн. системы антитрестовского права: американскую (принята также в Японии) и европейскую (действует также в ЮАР, Израиле и ряде др. стран). Антитрестовское, право США, возникшее в конце 19 в., считается наиболее разработанным и строгим. Закон Шермана 1-890 (который остаётся осн. антитрестовским актом США) формально запретил не только тресты и иные объединения капиталистов, направл. на ограничение торговли между штатами и с др. гос-вами (ст. 1), но также монополизацию или даже саму попытку монополизировать такую торговлю (ст. 2). Однако этот закон не содержал определения монополии, и это обстоятельство амер. суды использовали в интересах крупного капитала. Для того чтобы застраховать крупнейшие корпорации от преследования по закону Шермана, Верховный суд США сформулировал доктрину, согласно к-рой доминирующее положение корпорации в производстве и её огромный размер не могут сами по себе рассматриваться как монополизация. В судебной и адм. практике признано также, что олигополия (монополизация той или иной отрасли пром-сти 4 - 5 корпорациями-гигантами) не запрещается антитрестовскими законами. При таком истолковании закон Шермана сводился лишь к запрещению трестов и картелей (пулов), т. е. отд. форм объединения, используемых монополиями США. Крупный капитал приспособился к этому закону; монополии стали применять другие, не запрещённые законом формы объединения: держательские компании (холдинг компани), полное слияние («мерджер», «фьюжин» и т. п.), при к-рых ликвидируется производственная и правовая самостоятельность поглощаемой компании и др. Запрещённые законом картельные договоры были заменены негласными джентльменскими соглашениями, т. н. лидерством в ценах и т. п. Кроме того, ещё в 1911 Верховный суд США создал очень важный прецедент (по делу «Стандард ойл»), заявив, что антитрестовские запреты могут применяться не ко всяким ограничениям торговли, а лишь к «неразумным», что даёт возможность самых широких толкований.
Закон Клейтона 1914 - второй по значению антитрестовский акт США, уже не содержал антимонополистич. запрещений общего типа, в нём перечислялись лишь отд. случаи «неразумной» торг, предпринимательской деятельности (дискриминация в ценах, переплетающиеся директораты, «связывающие» и «исключительные» контракты, слияния). Кроме того, в законе имелись многочисл. оговорки. В 1950 была принята поправка к закону Клейтона (акт Селлера - Кефовера), запрещавшая слияние компаний, если оно вело к «существенному ослаблению конкуренции» или к «установлению монополий». Все эти А. з. не смогли предотвратить процесс слияний и поглощений в пром-сти США. Вместо запрещённых горизонтальных и вертикальных слияний монополии стали широко использовать в 60-е гг. т. н. конгломераты. Базирующиеся на признании целесообразности крупного капитала вообще и гигантских корпораций в частности антитрестовские законы США не смогли стать препятствием для роста могущественных монополий. Кроме того, закон Клейтона и ряд др. законов (напр., закон Уэбба - Померена) установили многочисл. изъятия из сферы действия антитрестовского права: для экспортной торговли, для ж.-д. компаний, банков и т. п. Хотя антитрестовские законы США предусматривают в числе прочих санкций и уголовные наказания (штраф до 50 тыс. долл. или тюремное заключение до 1 года), департамент юстиции, призванный осуществлять антитрестовские законы, считает целесообразным возбуждать не уголовные, а гражд. дела против корпораций. Мн. дела заканчиваются в стадии примирит, процедуры с помощью т. н. согласов. решений. Как правило, безвредными для монополий или же малоэффективными оказываются и решения судов по гражд. делам: вместо аннулированных судами объединений или соглашений создаются новые монополии. Антитрестовские процессы тянутся по многу лет, в течение к-рых монополии действуют совершенно безнаказанно. Департамент юстиции не имеет никаких полномочий по регулированию деятельности корпораций. Право контролировать нечестные методы конкуренции предоставлено Федеральной торг, комиссии, но и её приказы могут быть обжалованы в судебные органы.
В большинстве антитрестовских законов, принятых в странах Европы, в отличие от США, запрещается не сама монополия или доминирующее предприятие лишь злоупотребление монопольной властью. Законодатель здесь открыто исходит из того, что картели и др. крупные объединения капиталистов полезны для развития экономики. Поэтому в основе европ. законодательства лежит адм. регулирование деятельности монополий и осн. внимание уделяется не монополии как таковой, а различным ограничениям конкуренции - «ограничительной деловой практике». Гл. формой гос. контроля является система регистрации картельных и иных ограничит. соглашений в спец. адм. органах (в Федеральном управлении картелей в ФРГ, в Директорате цен в Норвегии, в Комиссии по честной торговле в Ирландии и т. д.). Большинство законов формально запрещает различные виды ограничит, соглашений (фиксирование цен, соглашения о разделе рынка, связывающие контракты и т. и.), но адм. органы применяют эти запрещения лишь в отношении «неразумных» соглашений, т. е. таких, к-рые, согласно закону, противоречат «публичному интересу» (Великобритания, Бельгия, Голландия и др.) или же представляют собой «ограничение конкуренции» (ФРГ, Франция и др.). В Великобритании вопрос о «разумности» ограничит, соглашений решает особый суд по ограничит, деловой практике, функционирующий наряду с комиссией по монополиям. Если компетентные органы признают ограничит, соглашения незаконными, они могут вынести решение об изменении условий таких соглашений (напр., об установлении иных цен) или об их аннулировании. Нов ряде случаев (прежде всего в делах о слиянии компаний, в делах о монополиях и доминирующих предприятиях и т. д.) законы ограничивают компетенцию регулирующих органов функциями расследования, предоставляя им гл. обр. право давать рекомендации предпринимателям. Сами правительственные органы западноевроп. гос-в (напр., в Великобритании Комиссия пром. реорганизации, функционирующая с 1967) содействуют слияниям компаний под предлогом усиления их конкурентоспособности на мировых рынках.
Система регистрации ограничит, соглашений и доминирующих предприятий предусмотрена также Римским договором о Европ. экономич. сообществе (ЕЭС) 1957. Право вести регистрацию и осуществлять антитрестовские положения этого договора предоставлено Комиссии ЕЭС. Регистрации подлежат лишь соглашения, ограничивающие конкуренцию между гос-вами - членами ЕЭС. Ограничит, соглашения, составляющие часть внутр. торговли стран - членов ЕЭС или их торговли с третьими гос-вами, не регистрируются. Комиссия вправе делать изъятия из запрещений, установл. договором, в том случае, если соглашение, ограничивающее конкуренцию, помогает улучшить производство или сбыт товаров или ускоряет технич. или экономич. прогресс. Компании, получившие соответствующие удостоверения от Комиссии, освобождаются от преследования за нарушение антитрестовских статей договора. Неэффективность А. з. ярко проявилась в том, что после организации ЕЭС в странах «Общего рынка» возникло большое число монополистич. объединений. Практика применения А. з., так широко рекламируемого бурж. гос-вами, показывает, что это законодательство не является препятствием для всевластия монополий. Вся «антитрестовская борьба» фактически сводится к ограничению нек-рых форм объединения капиталистов и к регулированию отд. методов торг.-пром. деятельности, а не к ограничению или тем более уничтожению самих монополий. Монополии без труда обходят А. з., поскольку всегда могут использовать легальные методы деятельности или же прибегнуть к «неуловимым» неформальным соглашениям и тайным сговорам.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.