АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Антициклическое регулирование
государственная политика, направленная на снижение размаха колебаний экономики в ходе циклических процессов. Наиболее разработана для краткосрочных циклов экономической конъюнктуры. Состоит в проведении политики сдерживания экономики в период ее приближения к состоянию полной занятости и политики стимулирования экономики в период спада. Конкретные методы стимулирования и сдерживания зависят как от типа политики (монетарная, фискальная, политика доходов и т.д.), так и от теоретической основы (классическое, кейнсианское или смешанное направление в экономической теории).
АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физич. лиц, налог на прибыль корпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на с.-хоз. продукцию и др.). В условиях реализации целенаправленной правительств. политики при недостаточном совокупном спросе проводится экспансия (ден. и финанс.), при чрезмерном спросе или инфляционном «перегреве» осуществляется ограничительная и дефляционная политика. Еще в 1-й пол. XIX в. экономисты обратили внимание на периодичность таких явлений, как повышение или понижение спроса, увеличение объемов произ-ва или его застой. Исследованию экономических циклов посвящены труды таких виднейших ученых, как А. Шпитгоф, М.И. Туган-Барановский, К. Маркс, Т. Веблен, У. Митчел, Дж. М. Кларк, Дж. Хикс, Дж. М. Кейнс, Й. Шумпетер и мн. др. В историческом аспекте первой теорией цикличности процесса воспроизводства является теория К. Маркса (1818–83) о неизбежности экономич. циклов продолжительностью около 10–12 лет. До анализа кризисных явлений К. Марксом в экономич. теории преобладали точки зрения о том, что экономич. кризисы или вообще невозможны (Дж. С. Милль, Ж.-Б. Сэй, Д. Рикардо), или носят лишь случайный характер и экономич. равновесия можно достичь на основе свободного действия рыночных законов стоимости, спроса и предложения (Ж. Сисмонди, Р.Робертус, К.Каутский). К.Маркс обосновал причины возникновения цикла, определил его фазы. В учении К.Маркса о цикличности сделан акцент на разрушительном характере экономич. кризиса, а также его связи с частной собственностью на средства произ-ва. Развитие мировой экономики в ХХ в. привело к тому, что зап. экономич. мысль признала цикличность и углубила исследование форм, структуры и причин циклов. В экономич. науке ХХ в. обозначились две осн. т.з. на проблему гос. вмешательства в экономику в целях преодоления влияния циклических колебаний: классическая и кейнсианская. Первая основывалась на том, что рыночная экономика способна к автоматич. саморегулированию, а конкуренция обеспечивает равенство спроса и предложения. При этом цена, заработная плата, процентная ставка приспосабливаются к любой ситуации рынка и его конъюнктуре. Вторая сводилась к необходимости гос. регулирования для ограничения стихийности экономич. процессов и обеспечения полной занятости населения. На основе анализа причин возникновения и протекания общемирового экономич. кризиса 1929–33 и его воздействия на экономику англ. экономист Дж. М. Кейнс (1883–1946) опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). По утверждению Кейнса, экономич. кризисы неизбежны и вытекают из природы рынка. Кроме того, рынок включает в себя разл. проявления монополизма и сочетается с гос. регулированием, отчего цены и заработная плата являются негибкими. Заслугой Кейнса в исследовании фактора цикличности является разработка им теории мультипликатора. Кейнс отказался от анализа традиц. категорий стоимости, цены и доходов и обратил внимание на соотношение между такими экономич. категориями, как совокупный общественный спрос, накопление, потребление, гос. расходы. Осн. положению классической школы – «сбережения определяют инвестиции» – Кейнс придает свое толкование – «инвестиции определяют уровень сбережений». Общество, считал он, сберегает не больше и не меньше того, что предприниматели пожелают инвестировать в экономику. По его мнению, спросом управляют бюджетная политика гос-ва в целом и гос. расходы. Это гл. инструменты стимулирования инвестиций и потребления. Кредитно-денежная политика должна играть вспомогательную роль, приспосабливаясь к бюджетной политике. Идеи Дж.М. Кейнса сыграли важную роль в определении места гос-ва в обществе и положили нач. многочисл. разработкам по гос. регулированию экономики. Совр., развитое в экономич. отношении гос-во осуществляет мн. производственные программы и контролирует перераспределение в обществе доходов, получаемых в частном секторе экономики, регулирует финанс., налоговую и внешнеэкономич. деятельность, осуществляет программы соц. обеспечения и страхования. В условиях совр. научно-технической и технологической революции на первый план выходят интеллектуальные, профессион., организаторские, творческие дарования и задатки человека. Эта закономерность предполагает дорогие экономич. условия для воспроизводства рабочей силы. Реально их может создать только гос-во. Совр. гос-во практически включено во все сферы экономич. деятельности об-ва (разработка законодательной системы; защита конкурентной среды доходов; перераспределение в об-ве, коррекция общественных благ и услуг; стабилизация экономики и стимулирование экономич. роста). Кейнсианское А.р. не устранило внутр. причин циклич. развития капиталистич. экономики. Способствуя смягчению глубины кризисных спадов произ-ва, оно повлекло серьезные инфляционные последствия, стимулируя чрезмерный рост ден. предложения. Под влиянием резкого усиления темпов инфляции кейнсианская теория была подвергнута критике. Возродилось множество школ, получивших общее наименование неоконсерватизма (неоклассицизма), развивающих теорию в соответствии с постулатами классической теории общего экономич. равновесия и автоматического приспособления экономики к любым нарушениям закона спроса и предложения. Неоклассическое направление рассматривало кризисы как случайное, быстро проходящее явление. Значит. место в общем направлении неоконсерватизма (неоклассицизма) занимает монетаризм, основателем и лидером к-рого является амер. экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 М. Фридмен (р. 1912). По мнению монетаристов, деньги являются гл. инструментом, определяющим все развитие экономики. Гос. регулирование должно ограничиваться контролем над денежной сферой. Главный параметр стабилизационной политики, согласно монетарной теории, – объем ден. предложения. Экономич. политику монетаристы предлагают переориентировать с кейнсианских рецептов А.р., сопровождающегося резкими колебаниями ден. массы, на строгое регулирование последней в обращении, предусматривающее рост ее на 3–4% в год. А.р. широко применялось после 2-й мировой войны вплоть до сер. 60-х гг. в США, Великобритании, Франции. Изменения в 60–70-е гг. глобальных условий функционирования экономики в результате 2-й мировой войны и научно-технической и технологической революции привели к модификации А.р. Исследование роли гос-ва и выявление причин кризисов и циклов на совр. этапе связано прежде всего с разработкой двух направлений: равновесного делового цикла и политического делового цикла. Истоки этих концепций относят к идеям англ. экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике 1974 Ф. Хайека (1899–1992) и польского экономиста и статистика М. Калецкого (1899–1970), высказанным соответственно в 30-х и 40-х гг. Формирование данных концепций в совр. виде приходится на сер. 70-х гг. Теория равновесного делового цикла отражает развитие идей монетаризма. Согласно этой теории гос-во во многих зап. странах выполняет наряду с мн. присущими ему функциями роль своеобразного генератора ден. «шоков», к-рые выводят хоз. систему из состояния равновесия, и т.о. поддерживает циклические колебания в общественном воспроизводстве. Первые шаги в развитии данной теории связаны с именами М. Фридмена и Анны Шварц, к-рые в своей работе «История денежного обращения в США, 1857–1960» (1963) доказывали, что движение делового цикла управляется изменениями темпов роста ден. массы, находящейся в обращении. В 70–80-х гг. эта точка зрения стала активно разрабатываться также представителями теории рациональных ожиданий (см. Ожидания). Если монетаристы считают, что гос-во может спровоцировать цикл, пользуясь недостаточной осведомленностью людей об истинном содержании и целях разл. направлений гос. экономич. политики, сторонники теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) исходят из противоположных соображений. По их мнению, предприниматели и население в целом настолько рациональны в своем поведении и научились благодаря происходящей информац. революции оценивать и распознавать истинные мотивы тех или иных экономич. решений гос. органов, что могут своевременно реагировать на гос. решения сообразно своей выгоде. В результате цели гос. политики остаются нереализованными, а явления экономич. спада или подъема принимают еще более ярко выраженный характер. Даже небольшие перепады в уровне экономич. активности превращаются в явно циклические. В первые десятилетия после 2-й мировой войны характер экономич. циклов изменился. Стал менее четким и менее определенным сам циклический характер обществ. воспроиз-ва, т.е. стала утрачивать свою четкость общая классическая схема промышл. цикла; изменились структура и характер главной фазы цикла – самого кризиса. Так, изменилось соотношение между острой и пологой стадиями кризиса в пользу пологой, а нередко стало возможным и преодоление острой стадии кризиса. Кризисы зачастую стали протекать не в форме резкого падения объемов произ-ва, а в форме периодов замедленного роста. Это ведет к размыванию четкости понятия классического промышл. цикла, переплетению промышл. цикла с инфляционными процессами. Циклический характер совр. воспроизводства не ограничивается фактором существования промышленных (экономических, деловых) циклов. Наряду с этими классич. циклами в наст. время признается наличие целого ряда др. циклов: циклы Кондратьева (длинные циклы, продолжительностью 40–60 лет; движущая сила цикла – радикальные изменения в технологич. базе общественного произ-ва, его структурная перестройка); циклы Кузнеца (продолжительностью примерно 20 лет; движущая сила цикла – сдвиги в воспроизводств. структуре произ-ва); циклы Жюгляра (периодичностью 7–11 лет; являются следствием взаимодействия многообразных кредитноден. факторов); циклы Китчина (продолжительностью 3–5 лет; являются следствием изменения относит. величины запасов товарно-материальных ценностей на пр-тиях); частные хоз. циклы (периодичностью 1–12 лет; возникают в результате колебаний инвестиц. активности). Концепция «длинных волн» Н.Д. Кондратьева (1892– 1938), разработанная еще в 20-е гг. ХХ в., стала использоваться в 70-х гг., когда мировая экономика столкнулась с серьезными проблемами воспроизводства в результате сырьевых проблем (см. Длинных волн теория). Теорию длинных волн разрабатывал также австр. и амер. экономист Й. Шумпетер (1883–1950). В работе «Деловые циклы» (1939) он определил, что осн. движущей силой долговременных колебаний экономики является волнообразная динамика технич. и технологич. нововведений. В 80–90-е гг. теория Н.Д. Кондратьева вновь была взята на вооружение. Был сделан вывод, что в мире существует закон цикличности как единой формы развития природных и обществ. процессов, т.е. закономерности соц. и экономич. характера должны рассматриваться с учетом влияния природно-экономич. циклов. Т.о., на основе идей Н.Д. Кондратьева в наст. время формируется новая парадигма цикличности. Несмотря на разнообразие циклов и подходов к выработке концепции А.р., все они тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения