Анализ выгоды-затраты
анализ затраты — выгоды
сравнение затрат на используемые в производстве ресурсы и прочих затрат, возникающих при осуществлении какой-либо деятельности (например, загрязнения, вреда, наносимого окружающей среде), с величинами получаемых финансовых и нефинансовых выгод.
Источник: Управленческий учет. Официальная терминология CIMA. ФБК-Пресс. 2004
Анализ "затраты-выгоды"
(cost-benefit analysis) - метод анализа инвестиционного проекта путем сопоставления затрат на его осуществление с ожидаемыми экономическими результатами (доходы, прибыли) и др. выгодами (социальными, политическими и т.п.). В РФ используется в «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов» Министерства экономического развития и торговли.
Источник: Оценка бизнеса. Словарь-справочник.
АНАЛИЗ ЗАТРАТЫ-ВЫГОДЫ
способ расчета и оценки общих затрат и выгод, связанных с каким-либо экономическим проектом. Используется обычно при оценке инвестиций в крупномасштабные государственные проекты (например, при строительстве автодорог, прокладке трубопроводов и т.п.) с целью определения результатов от их реализации. В большинстве случаев его рекомендуется выполнять финансирующим государственным (а не коммерческим) организациям, интересующим в большей мере его прибыльностью, игнорируя социальную выгоду. Основные принципы такого анализа заключены в четырех ключевых позициях (их групп): учет затрат и выгод - все они должны быть рассчитаны и ранжированы по степени отклонения проекта; их оценка - при этом должны учитываться возможные отклонения (изменения) цен, налогов, использования трудовых ресурсов и др.; определение процентной ставки - ставки дисконтирования затрат и результатов; существенные ограничения - юридические, финансовые, и др. Поскольку всегда существует неопределенность в отношении оценок будущих затрат и результатов (выгод), связанных с проектом, в анализе следует проверить чувствительность показателей проекта к срокам его службы и процентной ставке.
АНАЛИЗ ЗАТРАТЫ—ВЫГОДЫ
(cost-benefit analysis) — способ расчёта и оценки общественных затрат и общих социальных выгод, связанных с каким-либо экономическим проектом. Анализ «затраты—выгоды» обычно используется государственными органами при оценке ИНВЕСТИЦИЙ в крупномасштабные государственные проекты (например, прокладку автомобильных и железных дорог) с целью определения прироста благосостояния и чистой социальной выгоды, которые получит вся страна от реализации этих проектов. Анализ в большинстве случаев проводят финансирующие организации, имеющие более широкий взгляд на проект, чем коммерческие организации, интересующиеся исключительно его прибыльностью.
Основные принципы анализа «затраты—выгоды» заключены в четырёх ключевых позициях:
(а) Учёт затрат и выгод. Все затраты и выгоды должны быть рассчитаны и ранжированы в соответствии со степенью их отклонения от основной цели проекта; более отдалённые затраты и выгоды можно не учитывать. Это требует тщательной разработки проекта, оценки его срока службы, а также рассмотрения ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ и вторичных выгод.
(б) Оценка затрат и выгод. При их оценке необходимо уделять внимание возможным изменениям относительных цен, а не общего уровня цен; общий уровень цен, действующий в начальном периоде, следует принять в качестве базового. Хотя обычно для оценки затрат и выгод используются рыночные цены, в ряде случаев возникают трудности их применения: когда инвестиционные проекты являются настолько крупными, что значительно влияют на цены; когда монополизация искажает относительные цены; когда налоги искусственно завышают стоимость ресурсов; когда значительное недоиспользование труда и других ресурсов означает, что цены на них превышают общественные затраты использования этих избыточных ресурсов, предлагаемых в избыточном количестве. В таких случаях для оценки затрат и выгод могут потребоваться ТЕНЕВЫЕ ЦЕНЫ. Кроме того, существуют особые проблемы установления цен на НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОДУКТЫ.
(в) Определение процентной ставки, по которой затраты и выгоды следует дисконтировать. Решение этого вопроса требует учёта степени, в какой общественные временные предпочтения будут диктовать более низкую учётную ставку, чем частные временные предпочтения, поскольку общественные временные предпочтения требуют меньшего дисконтирования будущих благ. Необходимо также рассмотрение АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЗАТРАТ (которые уменьшаются при использовании более низкой учётной ставки для государственных проектов) из опасения, что посредственные государственные проекты могут вытеснить хорошие проекты частного сектора, если для первых будут применяться более мягкие критерии.
(г) Существенные ограничения. Эта группа включает юридические, административные и бюджетные ограничения, а также ограничения, связанные с перераспределением дохода. По существу анализ «затраты—выгоды» сосредоточивается на экономической эффективности проекта и при условии, что выгоды будут больше затрат, рекомендует его реализацию, не принимая во внимание того, кто получает выгоду и кто несёт затраты. Однако, если лицо, принимающее решение, полагает, что связанное с проектом перераспределение дохода неприемлемо, оно может отклонить проект, несмотря на его чистые выгоды.
Поскольку всегда существует неопределённость в отношении оценок будущих затрат и выгод, связанных с государственным инвестиционным проектом, в анализе «затраты—выгоды» необходимо учесть эту неопределённость путём проверки чувствительности показателя чистой выгоды к изменениям таких факторов, как срок службы проектируемого объекта и ставки процента.
См. ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАТРАТ, ВРЕМЕННОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ, ПРОВЕРКА ДЕНЕЖНОЙ ОЦЕНКИ, ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.
Основные принципы анализа «затраты—выгоды» заключены в четырёх ключевых позициях:
(а) Учёт затрат и выгод. Все затраты и выгоды должны быть рассчитаны и ранжированы в соответствии со степенью их отклонения от основной цели проекта; более отдалённые затраты и выгоды можно не учитывать. Это требует тщательной разработки проекта, оценки его срока службы, а также рассмотрения ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ и вторичных выгод.
(б) Оценка затрат и выгод. При их оценке необходимо уделять внимание возможным изменениям относительных цен, а не общего уровня цен; общий уровень цен, действующий в начальном периоде, следует принять в качестве базового. Хотя обычно для оценки затрат и выгод используются рыночные цены, в ряде случаев возникают трудности их применения: когда инвестиционные проекты являются настолько крупными, что значительно влияют на цены; когда монополизация искажает относительные цены; когда налоги искусственно завышают стоимость ресурсов; когда значительное недоиспользование труда и других ресурсов означает, что цены на них превышают общественные затраты использования этих избыточных ресурсов, предлагаемых в избыточном количестве. В таких случаях для оценки затрат и выгод могут потребоваться ТЕНЕВЫЕ ЦЕНЫ. Кроме того, существуют особые проблемы установления цен на НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОДУКТЫ.
(в) Определение процентной ставки, по которой затраты и выгоды следует дисконтировать. Решение этого вопроса требует учёта степени, в какой общественные временные предпочтения будут диктовать более низкую учётную ставку, чем частные временные предпочтения, поскольку общественные временные предпочтения требуют меньшего дисконтирования будущих благ. Необходимо также рассмотрение АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЗАТРАТ (которые уменьшаются при использовании более низкой учётной ставки для государственных проектов) из опасения, что посредственные государственные проекты могут вытеснить хорошие проекты частного сектора, если для первых будут применяться более мягкие критерии.
(г) Существенные ограничения. Эта группа включает юридические, административные и бюджетные ограничения, а также ограничения, связанные с перераспределением дохода. По существу анализ «затраты—выгоды» сосредоточивается на экономической эффективности проекта и при условии, что выгоды будут больше затрат, рекомендует его реализацию, не принимая во внимание того, кто получает выгоду и кто несёт затраты. Однако, если лицо, принимающее решение, полагает, что связанное с проектом перераспределение дохода неприемлемо, оно может отклонить проект, несмотря на его чистые выгоды.
Поскольку всегда существует неопределённость в отношении оценок будущих затрат и выгод, связанных с государственным инвестиционным проектом, в анализе «затраты—выгоды» необходимо учесть эту неопределённость путём проверки чувствительности показателя чистой выгоды к изменениям таких факторов, как срок службы проектируемого объекта и ставки процента.
См. ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАТРАТ, ВРЕМЕННОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ, ПРОВЕРКА ДЕНЕЖНОЙ ОЦЕНКИ, ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988