аксиомы предпочтений
аксиомы предпочтений
В теории потребительского спроса (consumer demand theory) предполагается, что потребители подчиняются аксиомам ра-циональности (rationality) и другим аксиомам поведения, которые в совокупности образуют поддающуюся проверке теорию поведения потребителей. Хотя имеют место некоторые различия в терминологии, обычно приводятся шесть аксиом, используемыхвтеории потребительского спроса, базирующейся на анализе кривых безразличия (indifference curve). К этим аксиомам относятся: Аксиома полноты, которая утверждает, что потребитель имеет возможность «заказать» любые доступные комбинации товаров в соответствии со своими предпочтениями (preferences). Аксиома транзитивности, которая утверждает, что если некоторая комбинация (X) товаров предпочитается другой комбинации (5), а В, в свою очередь, предпочитается С, то (вследствие транзитивности) А предпочитается С. Транзитивность применима также и к ситуациям безразличия. Нарушение аксиомы транзитивности обычно истолковывают как проявление иррациональности. Аксиома отбора, которая утверждает, что потребитель стремится к своему наиболее предпочтительному состоянию. Аксиомы с первой по третью обычно называют аксиомами рациональности. Остальные аксиомы фактически представляют собой допущения, касающиеся поведения потребителя. К ним относятся: Аксиома доминирования, которая утверждает, что потребитель всегда предпочтет большее количество блага меньшему. Это утверждение известно также под названием аксиомы «жадности», аксиомы «ненасытности» (см. satiation) или аксиомы монотонности. Аксиома непрерывности, которая утверждает, что имеется набор точек, образующих границу (кривую безразличия), которая разделяет расположенные в товарном пространстве (commodity space) комбинации товаров на предпочтительные и непредпочтительные. Проще говоря, данная аксиома утверждает, что кривая безразличия представляет собой линию, а не «пятно». Аксиома выпуклости (предпочтений) предполагает, что кривая безразличия выпукла (convex) относительно начала координат. Аналогичные аксиомы необходимы для теории выявленных предпочтений (revealed preference).
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003