Агросервис в рыночной системе
Агросервис в рыночной системе
обеспечение производителей сельскохозяйственной продукции необходимым комплексом услуг производственно-технического характера (1.1—1.25). 1.1. Актуальность сферы. Сфера агросервиса является одной из важнейших в системе АПК, призвана оказывать сельскохозяйственным предприятиям различные услуги в области технико-технологического обеспечения, обслуживания системы земледелия и животноводства, и позволяет создать условия для налаживания необходимой ритмичности и технологичности агропромышленного производства, а также повышения эффективности его организации и функционирования. Без хорошо налаженной сферы агросервиса сельское хозяйство не получает необходимого и достаточного ассортимента услуг, не имеет требуемого доступа к агросервисным ресурсам, а следовательно несет невосполнимые потери в эффективности производства. Поэтому сфера агросервиса должна быть надежным партнером и дополнением аграрного комплекса, служить обеспечению оптимального снабжения сельского хозяйства всей совокупностью услуг в области техники, технологии, организации и ведения производства. 1.2. Место агросервиса в АПК. Сфера агросервиса является составным звеном технологической цепи: поставка ресурсов и оказание услуг (выполнение работ), производство сельскохозяйственной продукции (исходного сельскохозяйственного сырья), переработка сельскохозяйственной продукции и получение готового качественного продовольствия, сбыт сельскохозяйственной продукции и продовольствия (оптовая и розничная торговля). В этой цепи сфера агросервиса включается в 1 подразделение АПК — поставка средств производства и технико-технологических услуг и является исходной в системе ресурсного обеспечения аграрного производства, от развития которой и качества услуг (выполняемых работ) напрямую зависит эффективность и качество сельскохозяйственного производства. 1.3. Особенности сферы. Сфера агросервиса обладает рядом специфических особенностей, состоящих, во-первых, в том, что она включает большое разнообразие услуг и работ, необходимых сельскому хозяйству; во-вторых, потребителями работ и услуг являются не любые пользователи, а только сельскохозяйственные предприятия; в-третьих, объем услуг может расширяться или сокращаться от экономической целесообразности, доступности и возможностей их потребления сельскохозяйственными предприятиями; в-четвертых, возникает необходимость постоянно учитывать экономические интересы и потребности потребителей услуг, работ и ресурсов, а значит, необходимость увязывать интересы поставщиков и пользователей. 1.4. Основные направления и виды. Агросервисные услуги отличаются весьма большим разнообразием и составом, которые в обобщенном плане можно сгруппировать по следующим направлениям: технические услуги и работы (поставка технических средств, запасных частей, узлов и механизмов и выполнение работ по их установке, монтажу, пуску и обеспечению нормального функционирования); технологические услуги, которые можно свести в основном к выполнению сельскохозяйственных работ или отдельных технологических операций по заказу сельскохозяйственных предприятий (вспашка, опрыскивание, контроль за состоянием растений, поставка семенного и племенного материала, ветеринарное обслуживание и пр.); консультационные (консалтинговые) услуги, которые представляют собой совокупность научных знаний в различных отраслях сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, экономика и др.), которые могут давать специально подготовленные для этого службы и специалисты, а также ученые, которые призваны существенно повысить эффективность агропромышленного производства; информационные услуги — это раз-личного рода информация (устная, на электронных носителях, на таких бумажных носителях, как журналы, газеты, научные методики и рекомендации и пр.), которая должна обеспечить постоянный приток научных знаний и опыта в практику сельского хозяйства и обеспечить непрерывный научно-технический прогресс АПК. 1.5. Рыночный характер агросервиса. Агросервис в условиях рынка должен представлять собой наиболее свободную сферу и инфраструктуру, обеспечивающую ему необходимую гибкость, маневренность и оперативность и создающую условия для быстрого развития. Здесь в меньшей мере, чем в других отраслях и сферах АПК должны действовать прямые административные меры и рычаги, а в большей степени применяться законодательно нормативные и экономические меры регулирования. Сервис в условиях рынка может быть эффективным и доступным для пользователей при широком многообразии форм собственности и хозяйствования и множественности агросервисных услуг. Единообразие и территориальная обособленность агросервиса при водят к монополизму рынка услуг и работ и к разрыву интересов поставщиков и пользователей услуг. Нецелесообразно иметь в условиях рынка в крупном административном регионе (районе, области) одного или очень малое число поставщиков важнейших услуг или работ. Это всегда будет сопровождаться издержками, монополисты станут решать свои проблемы за счет потребителей. Значит, только в условиях конкурентной состязательности многочисленных агросервисных структур между собой за качество и многообразие поставок услуг и лучшее удовлетворение интересов пользователей возможно снижение стоимости услуг (работ), повышение их качества и формирование гарантий надежного и устойчивого партнерства. Основных агросервисных структур, особенно в сфере технического и технологического сервиса, должно быть как можно больше, их организационно-правовые формы и производственные размеры должны быть самыми различными. Основная суть должна сводиться к оказанию многообразия дешевых и доступных пользователям услуг (работ). 1.6. Управляемость. Поскольку сфера агросервиса является исходной, обеспечивающей отраслью эффективной организации и функционирования аграрного производства, то для избежания стихийности развития и неопределенности взаимоотношений с сельскохозяйственными предприятиями, она должна быть хорошо управляемой и регулируемой с помощью комплекса административно-правовых и экономических мер, рычагов и механизмов. Управляемость говорит о том, что сфера агросервиса должна хорошо вписываться в общую систему аграрной экономической политики и в сквозную систему централизованного стратегического управления АПК, а также в систему долгосрочного экономического регулирования организации и развития АПК. Управляемость может и должна реализоваться, например, через контрольные пакеты акций государственных и хозяйственных органов в имуществе агросервисных предприятий, организаций и их объединений, через согласование состава управленческого звена и руководителей агросервисных структур. Регулируемость должна осуществляться через прямое действие законодательно нормативных актов и решений Правительства, а также путем косвенного воздействия через систему дифференцированного налогообложения, контроля цен на работы и услуги, контроля соблюдения уставных и договорных обязательств, создания предприятиям режима наибольшего благоприятствования. 1.7. Роль государства. Государство призвано играть определяющую роль в раз-витии системы и инфраструктуры агросервиса. Во-первых, обеспечить выработку стратегии и политики в области агросервиса; во-вторых, обеспечить создание стимулирующего и регулирующего законодательства в области агросервиса и принятие соответствующих решений Правительства; в-третьих, осуществлять регулирование и управление развитием сферы агросервиса с помощью законодательно-правовых и экономических механизмов и в первую очередь с помощью программно-целевых методов и средств. Государственную стратегию и политику развития сферы агросервиса должно обеспечить Правительство. Реализацию государственной стратегии и программно-целевое управление агросервисными структурами в сквозном разрезе (от республиканского уровня до пользователей услуг — агропромышленных предприятий) должны обеспечить Министерство сельского хозяйства и продовольствия, другие министерства и ведомства (по профилю агросервиса), а также местные областные и районные органы государственного и хозяйственного управления. 1.8. Разделение обязанностей и ответственности. Между государством и предприятиями (организациями) агросервиса должно быть четкое разделение прав, функций, обязанностей и ответственности. Государство призвано обеспечить нормальное развитие и функционирование сфер хозяйственной деятельности, которые осуществляют научно-технический прогресс всей отрасли сельского хозяйства или имеют общенациональное значение. Так, в компетенцию государственных органов следует включить следующие виды деятельности, которые должны полностью или частично финансироваться за счет бюджетных или централизованных источников: развитие племенного дела в животноводстве и обслуживание сельскохозяйственных предприятий исходным материалом для совершенствования породного и продуктивного состава скота и птицы; развитие селекции и семеноводства и обслуживание сельскохозяйственных предприятий исходным материалом суперэлитных и элитных семян сельскохозяйственных культур различных сортов и гибридов для совершенствования и повышения продуктивности растениеводства; ведение мониторинга сельскохозяй-ственных животных и земель и осуществление качественной оценки и переоценки природных ресурсов сельскохозяйственных предприятий; поддержание агрохимиче-ского обслуживания сельского хозяйства; обеспечение карантинных и защитных мероприятий, поддержание ветеринарных и противоэпидемиологических мероприятий в агропромышленном производстве; поддержание мероприятий, связанных с повышением плодородия земель и охраной окружающей среды; поддержание науки и научного обслуживания агропромышленного производства и прочие. Другие виды деятельности, такие как обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники, оказание технических услуг по содержанию машин и механизмов, агроконсалтинговые и информационные услуги и им аналогичные должны в полной или преобладающей мере входить в компетенцию самих агропромышленных предприятий и финансироваться за их счет на принципах самоокупаемости, самофинансирования и хозяй-ственного расчета. 1.9. Рынок услуг. Государство должно обеспечить формирование в стране насыщенного, многообразного и сбалансированного по спросу и предложению рынка услуг, доступного по видам, формам и стоимости сельскохозяйственным товаропроизводителям. Деятельность агросервисных структур и органов хозяйственного регулирования должна быть направлена на наиболее полное обеспечение многообразных потребностей пользователей в услугах. В этой связи государство и его органы не должны ограничивать целесообразную хозяйственную деятельность агросервисных предприятий и объединений, а создавать максимум условий для их эффективного хозяйствования. Прежде всего, необходимы гарантии полных прав и самостоятельности агросервисных структур в решении комплекса оперативных хозяйственных проблем, организации и ведении хозяйственной деятельности в соответствии с нормами законодательства страны. Агросервисные предприятия и организации должны иметь прямые договорные долгосрочные и краткосрочные (в зависимости от необходимости) отношения с сельскохозяйственными предприятиями и товаропроизводителями и строго выполнять свои обязательства. Они призваны отслеживать конъюнктуру рынка агроуслуг, учитывать интересы и потребности сельских пользователей и оперативно реагировать на запросы аграрного производства и рынок. Для этого все структуры агросервиса должны хорошо знать и выполнять функции маркетинга услуг (изучать рыночный спрос, создавать необходимое качество услуг, разнообразить ассортимент, повышать надежность и т. п.). Система агросервиса во всех ее формах должна функционировать на принципах самоуправления, самоопределения и самохозяйствования в рамках действующего законодательства. Государство призвано регулировать рынок услуг с помощью методов интервенционного вмешательства. При недостатке услуг, низком их качестве, слабом ассортименте, дороговизне и других нежелательных проявлениях быстро компенсировать создавшиеся элементы дефицита с помощью экономических мер и стимуляторов, включая привлечение иностранных поставщиков услуг. Важно всегда поддерживать некоторый избыток предложения услуг перед спросом. 1.10. Платность и доступность. Услуги, оказываемые агросервисными предприятиями (организациями) и объединениями должны быть в обязательном порядке платными, с тем, чтобы осуществляющие их субъекты хозяйствования могли функционировать на хозяйственном расчете. Стоимость услуг должна покрывать среднеотраслевые нормативы затрат на их выполнение и обеспечивать нормативную прибыльность и рентабельность для ведения расширенного воспроизводства услуг, формирования необходимых инвестиций в модернизацию и развитие своей материально-технологической базы. В то же время стоимость услуг должна строго соответ-ствовать их качеству и количеству, не превышать установленных нормативов и не нарушать рыночного равновесия. Услуги и работы, выполняемые агросервисными предприятиями, должны быть легко доступными сельскохозяйственным предприятиям по их цене (стоимости, расценке), качеству и оперативности предоставления и получения. Доступность услуг и работ по совокупности важнейших организационно-производственных и экономических показателей (скорости, ассортименту, полноте, качеству, завершенности, цене) должна стать важнейшим критерием оценки их целесообразности и эффективности. При этом в качестве базисного принципа следует признать первичность сельскохозяйственного производства и вторичность деятельности агросервисных структур и их объединений. 1.11. Качество услуг. Качество должно стать всеобщим требованием деятельности агросервисных структур. Некачественные услуги и работы (услуги, выполненные с нарушением технологических условий) должны быть исключены из практики деятельности агросервисных предприятий и организаций, а при их допущении должны действовать строгие законодательные и экономические санкции. В своей деятельности агросервисные структуры должны строго придерживаться стандартов, технологических регламентов и нормативов, а также лучших образцов отечественной и зарубежной практики. Регламенты и стандарты обеспечивают заданное качество услуг и работ по уровням производительности труда и машин и способствуют получению планируемой эффективности. 1.12. Конкурентоспособность. Услуги отечественных агросервисных предприятий и организаций должны быть конкурентоспособными на рынке по сравнению с аналогичными услугами зарубежных поставщиков услуг. Такая конкурентоспособность должна определяться рядом показателей — качеством, оперативностью, стоимостью и др. Если услуги отечественных предприятий будут уступать по конкурентности иностранным их поставщикам, то постоянно будет существовать угроза вытеснения и разорения отечественных предприятий. Вместе с тем для подтягивания конкурентоспособности услуг до уровня развитых стран и поддержания необходимого их качества, на внутреннем белорусском рынке должны присутствовать и иностранные поставщики услуг. Присутствие зарубежных поставщиков услуг считается безопасным, если их доля в общем объеме услуг будет составлять порядка 20—30%, а по некоторым видам агросервисной деятельности и до 50%. Отечественным поставщикам агросервисных услуг следует скорее осваивать рыночные методы хозяйствования с тем, чтобы доминировать не только на внутреннем рынке услуг, но и активно продвигаться на зарубежные рынки. В перспективе следует ориентироваться на завоевание соответствующих ниш агросервиса на ведущих зарубежных рынках и особенно в таких областях как технико-технологический сервис, услуги в совершенствовании племенного дела и семеноводческого хозяйства. 1.13. Технологичность. Услуги и работы отечественных агросервисных предприятий и организаций должны строиться на надежной технико-технологической основе. Следует стремиться к высокому оснащению предприятий и организаций агросервиса необходимыми техническими средствами, не уступающими по своим технико-технологическим характеристикам лучшим зарубежным образцам (возможно постепенное оснащение отечественных предприятий техническими средствами импортного производства). Деятельность агросервисных предприятий должна строиться на надежной технологичности, позволяющей добиваться требуемой эффективности. Основная эффективность агросервиса состоит в технологичности. Преобладающая часть услуг должна приобрести стандартное высококачественное выражение, многократно проверенное и отработанное в практических условиях. Услуги агросервиса будут высокорезультативными, если они станут блочномодульными, то есть представляться в комплексе (в виде стандартных блоков), быстро выполняться (блок-модули можно оперативно внедрять) и быть надежными (отработанные, стандартные блок-модули могут использоваться продолжительное время). Стандартные модули подлежат оперативной замене и позволяют создать непрерывность технологического обслуживания. Деятельность каждой агросервисной организации должна быть стандартизирована, для каждой из них следует разработать строгие технологические регламенты по функциям, видам деятельности и выполняемым операциям. Стандартная блок-модульная технология агросервиса должна быть сквозной и завершенной и предусматривать ритмичную деятельность от первой операции технологии до последней, исключать разрывы технологии и выпадение отдельных важных цепей. Технологичность — это одно из важнейших требований деятельности агросервисных предприятий. Многим из них технологичность требуется воссоздать. На это необходимо направлять первоочередные инвестиции. Но блок-модульная технологичность требует непрерывности, поскольку инвестиции в отдельные модули без создания сплошной технологической цепи малорезультативны. 1.14. Хозрасчетная деятельность. Все предприятия и организации агросервиса независимо от формы собственности и хозяйствования должны строить свою деятельность на принципах хозяйственного расчета. Это значит, покрывать затраты на ведение хозяйства за счет доходов от основной производственно-обслуживающей деятельности, пусть с учетом для некоторых сфер деятельности и бюджетных (централизованных) средств. Полная хозрасчетная деятельность способствует экономии средств, поиску дополнительных и новых источников получения дохода, рациональному использованию ресурсов, предприимчивости. Кроме того, хозрасчетная деятельность нацеливает на создание высокоразвитых технологий, обеспечивающих устойчивое и стабильное хозяйствование. В рамках хозяйственного расчета имеется возможность сформировать необходимые средства и создать специализированные фонды развития материально-технической базы агросервисных предприятий. Это непременное и первейшее условие эффективной хозяйственной деятельности. В каждой агросервисной организации должен создаваться специальный резерв (счет, фонд) для воспроизводства ресурсной и технико-технологической базы. Этот резерв должен иметь первоочередной порядок формирования по сравнению с фондом потребления (сред-ства на оплату труда и материальное стимулирование). Возобновление материально-технической базы должно быть основным критерием состоятельности агросервисных предприятий и организаций. 1.15. Зарабатываемость средств. Практически все агросервисные предприятия и организации должны строить свою хозрасчетную деятельность на зарабатываемости средств за счет расширения ассортимента, повышения качества и снижения себестоимости оказываемых услуг. Зарабатываемость средств должна стать непременным требованием и одним из показателей оценки деятельности агросервисных структур всех видов. Даже предприятия, пользующиеся бюджетными (централизованными) средствами должны стремиться к зарабатываемости. В этой связи следует строго пересмотреть предприятия и области деятельности, которые требуют бюджетной поддержки, оставить на централизованной поддержке только истинно те, которые действительно представляют общеотраслевую или общегосударственную стратегию (противоэпизоотия, карантин, приоритеты семеноводства и племенного дела, фундаментальная наука). Остальные сферы и области хозяйствования агросервисных структур следует постепенно переводить на прямой хозяйственный расчет и зарабатываемость средств. В данной связи бюджетные и централизованные источники на поддержание и развитие сферы агросервиса можно будет не только сохранить, но и сконцентрировать на небольшом количестве общегосударственных приоритетов и тем самым обеспечить их реализацию в соответствии с целевыми программами устойчивого динамичного функционирования определяющих отраслей сервиса. 1.16. Предпринимательство. Зарабатываемость средств находится в тесной связи с предпринимательством всех агросервисных структур и предприимчивостью их управленческих звеньев (руководителей и специалистов). Предпринимательство должно стать основой рыночного хозяйствования. Оно предполагает активность и инициативу кадров, поиск новых возможностей, преодоление противоречий и трудностей, предвидение рисков и умение найти наиболее приемлемый выход из любой создавшейся ситуации. Предпринимательство должно позволить преодолеть инерционность и иждивенчество многих агросервисных предприятий и их руководителей. Предпринимательство предполагает формирование нового рыночного менталитета и мышления кадров, направленного на постоянный поиск новых возможностей роста эффективности хозяйствования. Формирование предпринимательского менталитета это сложный процесс. Необходимо воссоздать целую систему специальной подготовки, переподготовки и отбора дельных кадров, способных наладить эффективное хозяй-ство в условиях рыночной неопределенности. Необходимо создание соответствующего кадрового резерва, системы ротации кадров. Лучшие предпринимательские кадры — это золотой фонд каждого государства. Их следует по достоинству ценить и создавать им условия для свободной производительной деятельности. Выигрывают те отрасли, предприятия и организации, а вместе с ними и государство, где имеется необходимое и достаточное число эффективных предпринимателей. Настоящих, дельных предпринимателей всегда мало. Это всего лишь небольшой процент (3—5%) от общего количества работников. Но они всегда способны вывести предприятия и производства с прорыва и обеспечить устойчивое эффективное хозяйствование своих сфер дея-тельности. 1.17. Менеджмент. Это один из важнейших факторов производства и его обслуживания. В мировой экономике менеджменту придается более важное значение, даже по сравнению с исходным ресурсным обеспечением производства, поскольку эффективной менеджмент позволяет не только наладить высокопроизводительную предпринимательскую деятельность и зарабатываемость средств, но и тем самым обеспечить формирование необходимой ресурсной базы и создание надежного производ-ственного потенциала. Менеджмент означает организацию системы управления предприятия или организации с акцентом на механизмы самоуправления. Самоуправление и самохозяйствование агросервисных предприятий должно быть основным элементом организации оперативной хозяйственной деятельности в контексте предпринимательства и зарабатываемости средств. Без самоуправления невозможно не только предпринимательство, но и всякая самостоятельная деятельность по решению текущих и оперативных задач. Предприятия и организации агросевриса должны иметь все права на самоуправление, в связи с чем только и возможна их прямая ответственность за результаты хозяйствования. Хозяйственные органы управления, такие как Министерство сельского хозяйства и продовольствия, областные Комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию, республиканские и областные органы управления структурами агросервиса на местах должны делегировать функции оперативного управления предприятиям, организациям и объединениям агросервиса, напрямую контактирующим с сельскохозяйственными предприятиями. А за собой оставить только функции стратегического развития и контроля деятельности подотчетных структур. В данной связи необходимо строгое разграничение прав, ответственности и обязанностей между вышестоящими органами хозяйственного управления и подконтрольными им агросервисными предприятиями, а следовательно требуется разработать функции организаций и предприятий по уровням иерархии и прежде всего должностные инструкции работников всех направлений и уровней агросервиса. Переход организаций агросервиса на самоуправление и строгое регламентирование прав, обязанностей и ответственности кадров всех ступеней хозяйственного управления позволит наряду с прочим упорядочить составы кадров по уровням иерархии, рационализировать организационные структуры центральных органов и местных субъектов хозяйствования. Это должно повлечь существенное сокращение управленческих аппаратов вышестоящих звеньев в связи с тем, что они перестанут заниматься непосредственно хозяйственными функциями и не станут дублировать агросервисные предприятия. 1.18. Экономичность организации. Аппараты управления всех структур хозяй-ствования снизу-доверху должны отвечать критериям экономичности и эффективности, быть простыми и гибкими в организации и нацеленными на комплексное выполнение функций. Ушло время, когда громоздкие аппараты строились на основе узкого разделения труда между различными специалистами, что требовало большого количества персонала. В рынке могут выживать только небольшие структуры, выполняющие комплексные функции, способные на высокопрофессиональном уровне выполнять одновременно различные операционные обязанности. Это требует, прежде всего, небольших управленческих коллективов, а также взаимозаменяемости кадров управления. Любой специалист системы управления в новых условиях должен обладать совокупностью профессиональных качеств и выполнять комплекс функций. Нельзя ориентироваться на совершенствование только одного вида деятельности (одной функции или операции). Надо знать, что любой аппарат управления — это надстроечная структура, требующая соответствующих средств на свое содержание, которые могут быть извлечены или за счет отчислений от прибыли нижестоящих производ-ственных структур, или сформированы за счет бюджетных (централизованных) источников. Чем шире аппарат, тем больше требуется средств на его содержание. Однако часто размер аппарата управления обратно пропорционален его эффективности. Более того, чем больше по численности аппарат управления, тем сложнее организовать его рациональную деятельность, тем больше он занимается сугубо своими функциями в отрыве от потребностей предприятий и организаций. Вот почему требуется всякий раз искать оптимальное соотношение между размером вышестоящего аппарата управления и потребностями в централизованном управлении на местах. Размер и функции централизованных структур управления должны определяться непосред-ственно предприятиями и организациями агросервиса, как низовыми структурами, призванными производить и оказывать агросервисные услуги сельскохозяйственным предприятиям. А поскольку любой управленческий аппарат имеет свойство увеличиваться и разрастаться, захватывать все новые и новые функции, а затем ограничивать хозрасчетную деятельность предприятий, то в основу его организации следует закладывать: во-первых, неотъемлемое требование экономичности (то есть аппарат должен быть минимальным по численности и необременительным по стоимости); во-вторых, условие вторичности по сравнению со значимостью непосредственных предприятий и организаций (управленческий аппарат должен быть подконтролен первичным звеньям хозяйствования, а не наоборот, как теперь). Следует признать тезис: не предприятия для управления, а управление для предприятий. Формирование фондов материального стимулирования управленческих структур должно находиться в прямой связи с размерами материального стимулирования предприятий и организаций агросервиса. 1.19. Материальное стимулирование труда. В основе всякой деятельности находится экономический интерес. Если этот интерес достаточный и позволяет стимулировать предпринимательство и зарабатываемость, то предприятие функционирует и развивается динамично: если интерес подавлен или вовсе отсутствует — производство движется по инерции и деградирует. Поэтому экономический интерес предприятий и организаций агросервиса и занятых в них работников должен быть обеспечен материальными стимулами в такой степени, чтобы мотивировать производительный и качественный труд, гибкое и динамичное производство. Во-первых, оплата труда работников должна побуждать их работать производительно и ответственно. Следовательно, размер оплаты труда должен обеспечивать достойный уровень жизни и по-крывать все нормативные расходы, связанные с требуемым качеством жизни и деятельности. Но следует знать, что заработная плата должна быть заработанной и строго увязанной с результатами хозрасчетной деятельности. Незаработанная оплата, созданная не своим трудом, развивает иждивенчество и пассивный стиль поведения. Во-вторых, следует активно развивать материальное стимулирование трудовой и предпринимательской деятельности посредством образования и накопления персонифицированной собственности, формирования долевого имущества, участия в прибылях предприятия, начисления дивидендов, накопления капитала, установления процентов за используемое персонифицированное имущество в совместном производстве и т. п. Надо подчеркнуть, что стимулирование трудовой деятельности через отношения собственности и возможность накопления капитала является более дей-ственным по сравнению с оплатой труда. Поэтому важно всячески развивать участие работников в производстве и не только посредством труда, но и через формирование совместной долевой (паевой) собственности. Это делает работников насущно заинтересованными в результатах предприятия, соучастниками производства. Их труд становится неотъемлемым от производства, а работники неразрывно связывают свое материальное благополучие с эффективностью функционирования предприятий и организаций агросервиса. 1.20. Взаимосвязь экономических интересов агросервисных и сельскохозяйственных предприятий. Эффективность деятельности предприятий агросервиса напрямую зависит от результативности функционирования сельскохозяйственных предприятий, поскольку их услуги непосредственно предназначены для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Чем больше услуг будет оказываться сельским товаропроизводителям, чем шире будет их доступность, чем больше заказов будет поступать от сельскохозяйственных предприятий на услуги и работы, тем более состоятельными будут агросервисные структуры, тем эффективнее они будут функционировать. Это прямая взаимозависимость. Поэтому экономические интересы агросервисных и сельскохозяйственных предприятий должны между собой согласовываться и отвечать общим потребностям. Конечно, агросервисные структуры заинтересованы в том, чтобы продать услуг больше и по более высокой стоимости (часто так и бывает, когда нет договорной взаимообусловленности); сельскохозяйственные предприятия стремятся получить услуги дешевле, а если этого не происходит, то нередко отказываются от работ со стороны, обходятся собственными возможностями, что, конечно, ведет к потерям обеих сторон. Здесь всегда надо находить консенсус, оптимальное решение, которое устраивало бы всех. Такое решение может быть достигнуто на основе двухсторонних договорных или контрактных соглашений, в основу которых следует закладывать научно обоснованные нормативы цены, стоимости, затрат, прибыли и рентабельности. То есть в каждом случае заключения договора или контракта необходим тщательный просчет обеими сторонами своих выгод и упущений, а также просчет результатов хозяйствования на основе взаимного партнерства. Важно, чтобы к договорным соглашениям прикладывался объективно составленный бизнес-план предоставления услуг сервисными организациями и использования услуг сельскохозяйственными предприятиями. Такой бизнес-план позволил бы выявить и устранить возможные противоречия и найти экономический компромисс между сторонами по объемам, стоимости, срокам и качеству услуг (работ). 1.21. Механизм экономических взаимоотношений. Механизм взаимоотношений агросервисных и сельскохозяйственных предприятий должен предусматривать взаимные согласованные (признанные) модели, варианты и методы предоставления услуг (выполнения работ), их использования и расчета за них в ходе предоставления или по окончании определенного хозяйственного периода. Механизм может предусматривать денежные и натуральные расчеты за выполненные услуги, единовременные (по истечении периода) и с разбивкой по частям. В каждом случае механизм экономических взаиморасчетов должен согласовываться в договорах и контрактах, быть понятным обеим сторонам. Механизм реализуется через обязательства обеих сторон, которые должны быть четко определены, оценены и зафиксированы. Невыполнение или недостаточно полное и качественное выполнение взаимных обязательств должно иметь неотвратимые материальные санкции. При взаимной договоренности, сторона, нарушившая обязательства должна компенсировать ущерб и выплатить неустойку. При рынке механизм экономических взаимоотношений, после его признания обеими сторонами в договорах и контрактах, является неотвратимым законом, на страже которого стоит государство. Невыполнение или недостаточное выполнение экономиче-ских обязательств недопустимо, поскольку это может привести к цепи взаимных срывов и неплатежей. Для недопущения такой возможности государство должно строго контролировать механизмы взаимодействия сторон и при необходимости осуществлять интервенционное вмешательство и тем самым устранять возникающие противоречия. 1.22. Кооперация и интеграция. Агросервисные и сельскохозяйственные предприятия могут создавать единые сквозные кооперативно-интеграционные структуры (на договорных отношениях) и тем самым предотвращать возможные противоречия и достигать реализации взаимных экономических интересов. Формы кооперации и интеграции могут быть различными: мягкими (на основе договоров) и сильными (при создании единой структуры), с сохранением юридической самостоятельности взаимодействующих субъектов хозяйствования и без сохранения (когда агросервисное предприятие становится хозрасчетным подразделением крупного агропромышленного предприятия или объединения. Формы и виды кооперации и интеграции определяются в зависимости от условий хозяйствования, согласованности интересов и поставленных целей по достижению экономических результатов. Может сложиться ситуация, когда агросервисному предприятию для того, чтобы выжить, более целесообразно войти в состав крупного агропромышленного объединения и работать совместно с ним на конечный результат. Но в большинстве случаев взаимодействие агросервисных и сельскохозяйственных предприятий может базироваться на создании общих кооперативных организаций и объединений. Здесь агросервисные предприятия получают устойчивый и выгодный канал сбыта своих услуг и источник получения доходов, а сельскохозяйственные предприятия — надежного партнера и услуги на взаимоприемлемых условиях. 1.23. Специализация. Агросервисные предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования, а также их размеров должны развиваться в направлении углубления специализации хозяйственной деятельности. Нецелесообразно иметь множество направлений хозяйствования, рассредоточивать ресурсы, а тем более невозможно достигать необходимого эффекта по многим направлениям. Качество и конкурентоспособн
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник