Аграрный протекционизм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Аграрный протекционизм

Аграрный протекционизм - система финансово-правовых мероприятий государства, направленных на поддержание или повышение доходов предпринимателей в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях аграрно-промышленного комплекса.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ПРОТЕКЦИОНИЗМ АГРАРНЫЙ
система финансово-правовых мероприятий гос-ва (гл. обр. в капиталистич. странах), направленная на поддержание или повышение доходов предпринимателей в с. х-ве и нек-рых др. отраслях аграрно-промышленного комплекса. П. а. возник во время мирового агр. кризиса кон. 19 в. в Германии для защиты внутр. рынка от конкуренции дешёвого хлеба из США, Канады и др. стран.
В условиях совр. капитализма П. а. достигает широких масштабов. В развитых капиталистич. странах существуют 3 осн. метода П. а.: 1) прямая поддержка фермерских цен на с.-х. продукцию (гарантирование цен); 2) косвенная поддержка этих цен с помощью таможенной защиты; 3) субсидирование производств. затрат фермеров и экспорта с.-х. продукции. Если в кон. 19 - 1-й трети 20 вв. применялись в основном лишь таможенно-протекционистские меры и реже - субсидирование экспорта, то после 2-й мировой войны 1939 - 45 широко проводятся мероприятия по гарантированию с.-х. цен и субсидированию производств. затрат фермеров. При этом большая часть гос. ассигнований достаётся капиталистич. предпринимателям-аграриям и крупнейшим фермерам, к-рые производят осн. часть продукции, субсидируемой пр-вами.
В США, большинстве стран Зап. Европы, Японии, Канаде и др. капиталистич. гос-вах преимуществ, роль в системе П. а. играет гарантирование цен на с.-х. продукты. Пр-ва устанавливают миним. уровни цен на осн. с.-х. продукты, по к-рым гос. органы или скупают (в гос-вах ЕЭС) или принимают на хранение, в залог под ссуды (в США) у фермеров произведённую ими продукцию в случае падения рыночных цен ниже этих уровней. При повышении цен гос-во распродаёт эти товары со своих складов на внутр. и внеш. рынках. В отд. странах пр-ва выплачивают производителям разницу между гарантированной и рыночной ценами за установленное количество продукции (квоту), не прибегая к закупкам. В США в случае падения рыночных цен ниже гарантированного уровня фермеры могут продавать продукцию гос-ву через Товарно-кредитную корпорацию (ТКК), сдавать её в залог ТКК с правом обратного выкупа впоследствии (в случае, если рыночные цены поднимутся выше гарантированного уровня) и перепродажи этой продукции на рынке. В 70-х гг. в связи с резким расширением амер. с.-х. экспорта, а следовательно, и высокой рыночной конъюнктурой масштабы деятельности ТКК сильно сократились по сравнению с 1950 - 60. Так, в 1974 - 75 ТКК затрачивала на свои операции примерно 1 млрд. долл. в год против 8 млрд. долл. в 1963 и 4,6 млрд. долл. в 1970. В странах, вывозящих те или иные с.-х. продукты, широко используется гос. субсидирование их экспорта.
Политика таможенной защиты фермерских доходов от конкуренции более дешёвых с.-х. товаров, ввозимых из-за рубежа, в наибольшей степени применяется странами ЕЭС и США, а также Швецией, Канадой и др. гос-вами. В США для этого используются в основном лицензирование ввоза или высокие фиксированные ввозные пошлины. Особо ограничивается или запрещается импорт тех товаров, к-рые производятся фермерами в избытке (зерно, мясо, масличное сырьё, хлопок и др.). В странах ЕЭС применяется система подвижных (т. е. постоянно меняющихся вместе с изменениями мировых цен) компенсац. импортных сборов, представляющих собой разницу между представительной мировой ценой СИФ и устанавливаемой ЕЭС защитной импортной ценой (т. н. пороговой или шлюзовой). Последняя тесно привязана к осн. гарантированной цене (контрольной, базовой, справочной и т. д.), действующей на внутр. рынках стран ЕЭС. Компенсационные сборы часто достигают запретит, размеров. В отношении ряда товаров в странах ЕЭС действуют фиксированные адвалорные таможенные пошлины (исчисляются в процентном отношении к цене товара) и количеств, ограничения импорта. Все эти меры используются только по отношению к странам, не входящим в ЕЭС и не связанным с ним преференциальными торг. соглашениями.
Таможенная защита с. х-ва оказывает двойное влияние на доходы фермеров. С одной стороны, благодаря ей внутр. рыночные цены на с.-х. продукцию удерживаются на сравнительно стабильном и, как правило, более высоком, в сравнении с мировыми ценами, уровне. С др. стороны, значит. средства, поступающие в гос. бюджет от таможенных сборов, направляются пр-вами на финансирование с. х-ва путём гарантирования цен, субсидирования капиталовложений и т. д.
Так, в странах Европейского экономич. сообщества поступления от импортных пошлин, покрывающие осн. часть всех взносов в единый Фонд ориентации и гарантии с. х-ва, позволили этому Фонду выделить на поддержку с.-х. цен и др. протекционистские мероприятия ок. 5 млрд. расчётных единиц (1 расчётная единица ЕЭС=1,2 долл. США) в 1975 и более 6 млрд. расчётных единиц в 1976.
Широкое гос. субсидирование капиталовложений, производств. издержек в с. х-ве и нек-рых смежных отраслях аграрно-пром. комплекса распространилось в странах развитого капитализма со 2-й пол. 50-х гг. 20 в. В наибольшей степени оно применяется в странах Зап. Европы. Напр., в Великобритании пр-во выплачивает фермерам субсидии на покупку удобрений и известкование почв, на выращивание телят и овец, на стр-во осушит, систем и силосных сооружений; в ФРГ субсидируются землеустроит, и водохоз. работы, развитие вертикальной интеграции; в Италии - работы по орошению и землеустройству, капиталовложения фермеров в стр-во и приобретение техники; в Австрии и Бельгии - электрификация, жил. и дорожное стр-во на фермах. В ряде стран субсидируются стр-во и модернизация предприятий по сбыту, переработке и хранению с.-х. продукции, выплачиваются пенсии и др. социальные пособия фермерам и с.-х. рабочим. В ФРГ, Великобритании, Франции, Бельгии применяются такие меры субсидирования фермерских доходов, как удешевление кредита и налоговые льготы. В странах ЕЭС подобные субсидии выплачиваются нац. пр-вами вне рамок единой с.-х. политики «Общего рынка». Проведение политики П. а. требует от гос-ва довольно крупных финанс. затрат. Так, в 9 странах ЕЭС общие гос. расходы на финансирование с. х-ва (как по единому Фонду, так и в рамках нац. бюджетов) только с 1973 по 1976 возросли с 11,9 до 17,0 млрд. расчётных единиц, что составляет св. 20% всей стоимости товарной продукции с. х-ва «девятки». Гос. затраты, связанные с П. а., значительно превосходят долю с. х-ва в бюджетных доходах большинства капиталистич. стран. Т. о., политика П. а. проводится гл. образом путём перераспределения национального дохода, созданного в др. отраслях экономики, за счёт массы налогоплательщиков. Но расходование больших средств на осуществление П. а. сплошь и рядом оказывается малоэффективным. Повышение фермерских цен путём их искусств, поддержки подстёгивает инфляцию, ведёт к росту цен на средства произ-ва для с. х-ва, удорожая издержки произ-ва в этой отрасли. По существу П. а. усиливает инфляцию и практически почти не улучшает положения сел. тружеников. К тому же не все гос. ассигнования на осуществление мероприятий П. а. действительно расходуются на повышение доходов фермерства: значит. часть их попадает в руки пром. и торг. фирм, банков, тратится на содержание чиновничьего аппарата и на др. непроизводительные нужды.
Политика П. а. всё шире применяется и в развивающихся странах Азии и Африки (напр., в Индии, Иране, Кении и др.). Осн. инструментом системы П. а. служат в этих странах гос. закупочные цены на экспортное с.-х. сырьё (масличные культуры, хлопок, джут, фрукты и т. д.), часто превышающие цены мирового рынка, а также субсидии и кредиты на развитие кооперативов, механизацию с.-х. произ-ва и создание инфраструктуры. См. ст. Протекционизм.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
206.15 кб

Аграрный протекционизм в инновационной деятельности

Бернадская О. А.
В статье уточнены принципы и приоритеты аграрного протекционизма инновационной деятельности, дифференцированы подходы к целевому распределению средств прямой и косвенной поддержки сельского хозяйства и отраслей АПК и выявлены альт
Читать PDF
367.65 кб

Роль аграрного протекционизма в современных условиях

Абакарова Рабият Шамсудиновна
В статье основное внимание сконцентрировано на необходимости оптимизации государственной политики аграрного протекционизма.
Читать PDF
198.43 кб

ИСКУССТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОТЕКЦИОНИЗМ ИЛИ СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ?

Белова Т.Н.
В статье рассматриваются результаты политики протекционизма и свободной торговли (фритредерства) в развитии агропродовольственной сферы в мире и в России.
Читать PDF
420.65 кб

Методологические аспекты формирования протекционизма в аграрной сфере

Дудник А. В.
В статье рассматривается проблема формирования и развития эффективной системы аграрного протекционизма в России, с которой непосредственно связано повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.
Читать PDF
668.84 кб

Российский аграрный протекционизм в период мирового финансового кризиса

Таранов П.М., Панасюк А.С.
Авторы анализируют влияние мирового финансового кризиса на аграрную политику России и других стран мира. Констатируется, что аграрный сектор стал одним из наиболее приоритетных для протекционистских усилий правительств.
Читать PDF
196.05 кб

Аграрный протекционизм как эффективный инструмент государственной политики

Буздалов И. Н.
Обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства в условиях интеграции страны в единое мировое экономическое пространство предполагает активизацию использования всей совокупности факторов инструментов и механизмов, направленны
Читать PDF
178.13 кб

Аграрный протекционизм как эффективный инструмент государственной политики

Буздалов И. Н.
Реальная ситуация в системе аграрных отношений; в данном случае в системе и механизме аграрного протекционизма, показывает, что от признания России многими государствами страной с рыночной экономикой до овладения механизмом агропр
Читать PDF
83.55 кб

Политика протекционизма в рамках общего аграрного рынка государств ЕврАзЭС

Молчанов А. В.
Читать PDF
305.69 кб

Социально-экономическая парадигма аграрного протекционизма в условиях глобализации

Ефимова Галина, Булгаков Павел
Раскрыты социально-экономические принципы современного аграрного протекционизма.In article the social and economic principles of modern agrarian protectionism are opened.
Читать PDF
272.45 кб

Процессы развития механизма государственного протекционизма в аграрном секторе экономики

Голуб Татьяна Ивановна
В статье проанализированы методические подходы к формированию направлений государственной поддержки аграрного сектора на основе определения основного функционирования механизма и принципов разработки государственного протекционизм
Читать PDF
233.43 кб

Формирование и развитие национальной системы аграрного протекционизма: вопросы методологии

Дудник А. В.
Статья посвящена вопросам методологии построения системы аграрного протекционизма в России.
Читать PDF
1.85 мб

Концептуальные основы экономической политики аграрного протекционизма в современной России

Дудник А. В.
Статья посвящена вопросам разработки современной концепции аграрного протекционизма в России; выдвигаются концептуальные положения по определению целей и задач экономической политики протекционизма, по установлению критериев ее ре
Читать PDF
319.52 кб

Концептуальные основы экономической политики аграрного протекционизма в современной России

Дудник А. В.
Статья посвящена вопросам разработки современной концепции аграрного протекционизма в России.
Читать PDF
430.24 кб

Формирование и развитие национальной системы аграрного протекционизма. Вопросы методологии

Дудник А. В.
В статье рассматриваются особенности развития системы аграрного протекционизма.
Читать PDF
368.93 кб

Аграрный протекционизм общественного сектора производства в Ямало-Ненецком автономном округе

Канев Е. Г., Пахомчик С. А.
В статье разработаны практические рекомендации по научному обоснованию процесса ценообразования в отрасли оленеводства, а также рассмотрены проблемы аграрного протекционизма общественного сектора производства в Ямало-Ненецком авто