Аграрный протекционизм
Аграрный протекционизм
Аграрный протекционизм - система финансово-правовых мероприятий государства, направленных на поддержание или повышение доходов предпринимателей в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях аграрно-промышленного комплекса.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
ПРОТЕКЦИОНИЗМ АГРАРНЫЙ
система финансово-правовых мероприятий гос-ва (гл. обр. в капиталистич. странах), направленная на поддержание или повышение доходов предпринимателей в с. х-ве и нек-рых др. отраслях аграрно-промышленного комплекса. П. а. возник во время мирового агр. кризиса кон. 19 в. в Германии для защиты внутр. рынка от конкуренции дешёвого хлеба из США, Канады и др. стран.
В условиях совр. капитализма П. а. достигает широких масштабов. В развитых капиталистич. странах существуют 3 осн. метода П. а.: 1) прямая поддержка фермерских цен на с.-х. продукцию (гарантирование цен); 2) косвенная поддержка этих цен с помощью таможенной защиты; 3) субсидирование производств. затрат фермеров и экспорта с.-х. продукции. Если в кон. 19 - 1-й трети 20 вв. применялись в основном лишь таможенно-протекционистские меры и реже - субсидирование экспорта, то после 2-й мировой войны 1939 - 45 широко проводятся мероприятия по гарантированию с.-х. цен и субсидированию производств. затрат фермеров. При этом большая часть гос. ассигнований достаётся капиталистич. предпринимателям-аграриям и крупнейшим фермерам, к-рые производят осн. часть продукции, субсидируемой пр-вами.
В США, большинстве стран Зап. Европы, Японии, Канаде и др. капиталистич. гос-вах преимуществ, роль в системе П. а. играет гарантирование цен на с.-х. продукты. Пр-ва устанавливают миним. уровни цен на осн. с.-х. продукты, по к-рым гос. органы или скупают (в гос-вах ЕЭС) или принимают на хранение, в залог под ссуды (в США) у фермеров произведённую ими продукцию в случае падения рыночных цен ниже этих уровней. При повышении цен гос-во распродаёт эти товары со своих складов на внутр. и внеш. рынках. В отд. странах пр-ва выплачивают производителям разницу между гарантированной и рыночной ценами за установленное количество продукции (квоту), не прибегая к закупкам. В США в случае падения рыночных цен ниже гарантированного уровня фермеры могут продавать продукцию гос-ву через Товарно-кредитную корпорацию (ТКК), сдавать её в залог ТКК с правом обратного выкупа впоследствии (в случае, если рыночные цены поднимутся выше гарантированного уровня) и перепродажи этой продукции на рынке. В 70-х гг. в связи с резким расширением амер. с.-х. экспорта, а следовательно, и высокой рыночной конъюнктурой масштабы деятельности ТКК сильно сократились по сравнению с 1950 - 60. Так, в 1974 - 75 ТКК затрачивала на свои операции примерно 1 млрд. долл. в год против 8 млрд. долл. в 1963 и 4,6 млрд. долл. в 1970. В странах, вывозящих те или иные с.-х. продукты, широко используется гос. субсидирование их экспорта.
Политика таможенной защиты фермерских доходов от конкуренции более дешёвых с.-х. товаров, ввозимых из-за рубежа, в наибольшей степени применяется странами ЕЭС и США, а также Швецией, Канадой и др. гос-вами. В США для этого используются в основном лицензирование ввоза или высокие фиксированные ввозные пошлины. Особо ограничивается или запрещается импорт тех товаров, к-рые производятся фермерами в избытке (зерно, мясо, масличное сырьё, хлопок и др.). В странах ЕЭС применяется система подвижных (т. е. постоянно меняющихся вместе с изменениями мировых цен) компенсац. импортных сборов, представляющих собой разницу между представительной мировой ценой СИФ и устанавливаемой ЕЭС защитной импортной ценой (т. н. пороговой или шлюзовой). Последняя тесно привязана к осн. гарантированной цене (контрольной, базовой, справочной и т. д.), действующей на внутр. рынках стран ЕЭС. Компенсационные сборы часто достигают запретит, размеров. В отношении ряда товаров в странах ЕЭС действуют фиксированные адвалорные таможенные пошлины (исчисляются в процентном отношении к цене товара) и количеств, ограничения импорта. Все эти меры используются только по отношению к странам, не входящим в ЕЭС и не связанным с ним преференциальными торг. соглашениями.
Таможенная защита с. х-ва оказывает двойное влияние на доходы фермеров. С одной стороны, благодаря ей внутр. рыночные цены на с.-х. продукцию удерживаются на сравнительно стабильном и, как правило, более высоком, в сравнении с мировыми ценами, уровне. С др. стороны, значит. средства, поступающие в гос. бюджет от таможенных сборов, направляются пр-вами на финансирование с. х-ва путём гарантирования цен, субсидирования капиталовложений и т. д.
Так, в странах Европейского экономич. сообщества поступления от импортных пошлин, покрывающие осн. часть всех взносов в единый Фонд ориентации и гарантии с. х-ва, позволили этому Фонду выделить на поддержку с.-х. цен и др. протекционистские мероприятия ок. 5 млрд. расчётных единиц (1 расчётная единица ЕЭС=1,2 долл. США) в 1975 и более 6 млрд. расчётных единиц в 1976.
Широкое гос. субсидирование капиталовложений, производств. издержек в с. х-ве и нек-рых смежных отраслях аграрно-пром. комплекса распространилось в странах развитого капитализма со 2-й пол. 50-х гг. 20 в. В наибольшей степени оно применяется в странах Зап. Европы. Напр., в Великобритании пр-во выплачивает фермерам субсидии на покупку удобрений и известкование почв, на выращивание телят и овец, на стр-во осушит, систем и силосных сооружений; в ФРГ субсидируются землеустроит, и водохоз. работы, развитие вертикальной интеграции; в Италии - работы по орошению и землеустройству, капиталовложения фермеров в стр-во и приобретение техники; в Австрии и Бельгии - электрификация, жил. и дорожное стр-во на фермах. В ряде стран субсидируются стр-во и модернизация предприятий по сбыту, переработке и хранению с.-х. продукции, выплачиваются пенсии и др. социальные пособия фермерам и с.-х. рабочим. В ФРГ, Великобритании, Франции, Бельгии применяются такие меры субсидирования фермерских доходов, как удешевление кредита и налоговые льготы. В странах ЕЭС подобные субсидии выплачиваются нац. пр-вами вне рамок единой с.-х. политики «Общего рынка». Проведение политики П. а. требует от гос-ва довольно крупных финанс. затрат. Так, в 9 странах ЕЭС общие гос. расходы на финансирование с. х-ва (как по единому Фонду, так и в рамках нац. бюджетов) только с 1973 по 1976 возросли с 11,9 до 17,0 млрд. расчётных единиц, что составляет св. 20% всей стоимости товарной продукции с. х-ва «девятки». Гос. затраты, связанные с П. а., значительно превосходят долю с. х-ва в бюджетных доходах большинства капиталистич. стран. Т. о., политика П. а. проводится гл. образом путём перераспределения национального дохода, созданного в др. отраслях экономики, за счёт массы налогоплательщиков. Но расходование больших средств на осуществление П. а. сплошь и рядом оказывается малоэффективным. Повышение фермерских цен путём их искусств, поддержки подстёгивает инфляцию, ведёт к росту цен на средства произ-ва для с. х-ва, удорожая издержки произ-ва в этой отрасли. По существу П. а. усиливает инфляцию и практически почти не улучшает положения сел. тружеников. К тому же не все гос. ассигнования на осуществление мероприятий П. а. действительно расходуются на повышение доходов фермерства: значит. часть их попадает в руки пром. и торг. фирм, банков, тратится на содержание чиновничьего аппарата и на др. непроизводительные нужды.
Политика П. а. всё шире применяется и в развивающихся странах Азии и Африки (напр., в Индии, Иране, Кении и др.). Осн. инструментом системы П. а. служат в этих странах гос. закупочные цены на экспортное с.-х. сырьё (масличные культуры, хлопок, джут, фрукты и т. д.), часто превышающие цены мирового рынка, а также субсидии и кредиты на развитие кооперативов, механизацию с.-х. произ-ва и создание инфраструктуры. См. ст. Протекционизм.
В условиях совр. капитализма П. а. достигает широких масштабов. В развитых капиталистич. странах существуют 3 осн. метода П. а.: 1) прямая поддержка фермерских цен на с.-х. продукцию (гарантирование цен); 2) косвенная поддержка этих цен с помощью таможенной защиты; 3) субсидирование производств. затрат фермеров и экспорта с.-х. продукции. Если в кон. 19 - 1-й трети 20 вв. применялись в основном лишь таможенно-протекционистские меры и реже - субсидирование экспорта, то после 2-й мировой войны 1939 - 45 широко проводятся мероприятия по гарантированию с.-х. цен и субсидированию производств. затрат фермеров. При этом большая часть гос. ассигнований достаётся капиталистич. предпринимателям-аграриям и крупнейшим фермерам, к-рые производят осн. часть продукции, субсидируемой пр-вами.
В США, большинстве стран Зап. Европы, Японии, Канаде и др. капиталистич. гос-вах преимуществ, роль в системе П. а. играет гарантирование цен на с.-х. продукты. Пр-ва устанавливают миним. уровни цен на осн. с.-х. продукты, по к-рым гос. органы или скупают (в гос-вах ЕЭС) или принимают на хранение, в залог под ссуды (в США) у фермеров произведённую ими продукцию в случае падения рыночных цен ниже этих уровней. При повышении цен гос-во распродаёт эти товары со своих складов на внутр. и внеш. рынках. В отд. странах пр-ва выплачивают производителям разницу между гарантированной и рыночной ценами за установленное количество продукции (квоту), не прибегая к закупкам. В США в случае падения рыночных цен ниже гарантированного уровня фермеры могут продавать продукцию гос-ву через Товарно-кредитную корпорацию (ТКК), сдавать её в залог ТКК с правом обратного выкупа впоследствии (в случае, если рыночные цены поднимутся выше гарантированного уровня) и перепродажи этой продукции на рынке. В 70-х гг. в связи с резким расширением амер. с.-х. экспорта, а следовательно, и высокой рыночной конъюнктурой масштабы деятельности ТКК сильно сократились по сравнению с 1950 - 60. Так, в 1974 - 75 ТКК затрачивала на свои операции примерно 1 млрд. долл. в год против 8 млрд. долл. в 1963 и 4,6 млрд. долл. в 1970. В странах, вывозящих те или иные с.-х. продукты, широко используется гос. субсидирование их экспорта.
Политика таможенной защиты фермерских доходов от конкуренции более дешёвых с.-х. товаров, ввозимых из-за рубежа, в наибольшей степени применяется странами ЕЭС и США, а также Швецией, Канадой и др. гос-вами. В США для этого используются в основном лицензирование ввоза или высокие фиксированные ввозные пошлины. Особо ограничивается или запрещается импорт тех товаров, к-рые производятся фермерами в избытке (зерно, мясо, масличное сырьё, хлопок и др.). В странах ЕЭС применяется система подвижных (т. е. постоянно меняющихся вместе с изменениями мировых цен) компенсац. импортных сборов, представляющих собой разницу между представительной мировой ценой СИФ и устанавливаемой ЕЭС защитной импортной ценой (т. н. пороговой или шлюзовой). Последняя тесно привязана к осн. гарантированной цене (контрольной, базовой, справочной и т. д.), действующей на внутр. рынках стран ЕЭС. Компенсационные сборы часто достигают запретит, размеров. В отношении ряда товаров в странах ЕЭС действуют фиксированные адвалорные таможенные пошлины (исчисляются в процентном отношении к цене товара) и количеств, ограничения импорта. Все эти меры используются только по отношению к странам, не входящим в ЕЭС и не связанным с ним преференциальными торг. соглашениями.
Таможенная защита с. х-ва оказывает двойное влияние на доходы фермеров. С одной стороны, благодаря ей внутр. рыночные цены на с.-х. продукцию удерживаются на сравнительно стабильном и, как правило, более высоком, в сравнении с мировыми ценами, уровне. С др. стороны, значит. средства, поступающие в гос. бюджет от таможенных сборов, направляются пр-вами на финансирование с. х-ва путём гарантирования цен, субсидирования капиталовложений и т. д.
Так, в странах Европейского экономич. сообщества поступления от импортных пошлин, покрывающие осн. часть всех взносов в единый Фонд ориентации и гарантии с. х-ва, позволили этому Фонду выделить на поддержку с.-х. цен и др. протекционистские мероприятия ок. 5 млрд. расчётных единиц (1 расчётная единица ЕЭС=1,2 долл. США) в 1975 и более 6 млрд. расчётных единиц в 1976.
Широкое гос. субсидирование капиталовложений, производств. издержек в с. х-ве и нек-рых смежных отраслях аграрно-пром. комплекса распространилось в странах развитого капитализма со 2-й пол. 50-х гг. 20 в. В наибольшей степени оно применяется в странах Зап. Европы. Напр., в Великобритании пр-во выплачивает фермерам субсидии на покупку удобрений и известкование почв, на выращивание телят и овец, на стр-во осушит, систем и силосных сооружений; в ФРГ субсидируются землеустроит, и водохоз. работы, развитие вертикальной интеграции; в Италии - работы по орошению и землеустройству, капиталовложения фермеров в стр-во и приобретение техники; в Австрии и Бельгии - электрификация, жил. и дорожное стр-во на фермах. В ряде стран субсидируются стр-во и модернизация предприятий по сбыту, переработке и хранению с.-х. продукции, выплачиваются пенсии и др. социальные пособия фермерам и с.-х. рабочим. В ФРГ, Великобритании, Франции, Бельгии применяются такие меры субсидирования фермерских доходов, как удешевление кредита и налоговые льготы. В странах ЕЭС подобные субсидии выплачиваются нац. пр-вами вне рамок единой с.-х. политики «Общего рынка». Проведение политики П. а. требует от гос-ва довольно крупных финанс. затрат. Так, в 9 странах ЕЭС общие гос. расходы на финансирование с. х-ва (как по единому Фонду, так и в рамках нац. бюджетов) только с 1973 по 1976 возросли с 11,9 до 17,0 млрд. расчётных единиц, что составляет св. 20% всей стоимости товарной продукции с. х-ва «девятки». Гос. затраты, связанные с П. а., значительно превосходят долю с. х-ва в бюджетных доходах большинства капиталистич. стран. Т. о., политика П. а. проводится гл. образом путём перераспределения национального дохода, созданного в др. отраслях экономики, за счёт массы налогоплательщиков. Но расходование больших средств на осуществление П. а. сплошь и рядом оказывается малоэффективным. Повышение фермерских цен путём их искусств, поддержки подстёгивает инфляцию, ведёт к росту цен на средства произ-ва для с. х-ва, удорожая издержки произ-ва в этой отрасли. По существу П. а. усиливает инфляцию и практически почти не улучшает положения сел. тружеников. К тому же не все гос. ассигнования на осуществление мероприятий П. а. действительно расходуются на повышение доходов фермерства: значит. часть их попадает в руки пром. и торг. фирм, банков, тратится на содержание чиновничьего аппарата и на др. непроизводительные нужды.
Политика П. а. всё шире применяется и в развивающихся странах Азии и Африки (напр., в Индии, Иране, Кении и др.). Осн. инструментом системы П. а. служат в этих странах гос. закупочные цены на экспортное с.-х. сырьё (масличные культуры, хлопок, джут, фрукты и т. д.), часто превышающие цены мирового рынка, а также субсидии и кредиты на развитие кооперативов, механизацию с.-х. произ-ва и создание инфраструктуры. См. ст. Протекционизм.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.