Аграрная реформа
Аграрная реформа
представляет собой систему мер по коренному преобразованию экономических отношений на селе, в целях улучшения обеспечения населения продовольствием и роста его жизненного уровня.
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Аграрная реформа
Аграрная реформа - мероприятия предпринимаемые государством с целью перераспределения земельной собственности в пользу непосредственных производителей, увеличения их заинтересованности в результатах труда, роста объема производства.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Аграрная реформа
процесс целенаправленных преобразований в сфере АПК для обеспечения устойчивого роста сельскохозяйственного производства, повышения его экономической эффективности, удовлетворения потребностей общества в продовольствии и улучшении социальных условий жизни в сельской местности.
Аграрная реформа
комплекс мероприятий по изменению структуры землевладения с целью ликвидации исторически сложившихся в нем диспропорций и обеспечения землей малоземельных и безземельных крестьян. А. р. осуществляется государством за счет изъятия излишков земель (часто неиспользуемых) у наиболее крупных собственников с целью решить проблему «земельного голода» и обеспечить более эффективное развитие аграрного сектора. Различают две исторические ступени А. р.: 1) ликвидация пережитков феодального землевладения [пройдена в большинстве стран; часто сопровождается политическими преобразованиями, направленными на устранение внеэкономических методов закабаления крестьян (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.)]; 2) частичная национализация и передача в пользование крестьянам всех крупных землевладений, в т.ч. приобретенных на рыночной основе. По основным методам проведения А. р. сводятся к трем моделям: 1) экспроприационная (наиболее радикальная; сопровождается национализацией сельскохозяйственных земель и огосударствлением сельскохозяйственного производства); 2) компенсационная (выкупная; часто с предоставлением безземельным и малоземельным крестьянам за плату); 3) колонизационная (характерна для стран с большими площадями неосвоенных земель за счет их освоения; сопряжена со значительными издержками на мелиорацию, которые берет на себя государство). К А. р. также относятся мероприятия по полной или частичной приватизации принадлежавших государству сельскохозяйственных земель. А.С. Наумов
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.
аграрная реформа
Одним из главных препятствий на пути экономического развития (economic development) является использование примитивных и неэффективных методов сельскохозяйственного производства. Аграрный сектор развивающихся стран должен обеспечивать все возрастающее городское население поставками основных продуктов питания. Старые примитивные методы неэффективны, а новые механизированные технологии обычно еще неприемлемы, поэтому выходом из такой ситуации является внедрение какой-то иной адекватной сельскохозяйственной технологии. Например, ручной плуг очень неэффек-тивен, хотя все еще широко используется, но мелкий фермер не может позволить себе приобретение трактора и, даже если бы он мог себе это позволить, он не об-ладает достаточными знаниями и оборудованием для его эксплуатации. Однако во многих случаях к значительному успеху привело освоение промежуточного технологического уровня - внедрение пахоты на волах. Кроме того, существует значительная потребность в реформировании системы землевладения, в которой часто существует одна из двух крайностей: либо преобладает малоземельная собственность, когда ни один из владельцев не имеет достаточных средств для использования эффективных методов производства и получения излишков пищевых продуктов для выхода на рынок, либо преобладают чрезмерно крупные землевладения, часто принадлежащие живущему в другом месте человеку, в результате чего пригодная для обработки земля может вообще не использоваться. Полезной реформой в первом случае будет создание кооперативов, а во втором случае - установление потолка земельной собственности, для того чтобы было возможно более равномерное распределение среди населения пригодной для обработки земли. Обе реформы предполагают предоставление государственной помощи в виде семян, удобрений, консультаций специалистов в области сельского хозяйства и дешевых кредитов для приобретения оборудования. (См. land reform and tenure, technology, choice of.)
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
Аграрная реформа
комплекс взаимоувязанных мер по перестройке всех составляющих хозяйственного механизма — организации, управления, экономических отношений, форм собственности и хозяйствования, земельных отношений и т. д. Первым документом, предусматривающим комплексные меры по построению рыночной экономики была Программа перехода АПК Белорусской ССР к регулируемой рыночной экономике (1990 г.). Разработана коллективом ученых Белорусского научно-исследовательского института экономических проблем АПК, специалистов Государственного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию при участии сотрудников Гос-плана и научно-исследовательского экономического института Госплана. В ней изложены вопросы формирования новой аграрной политики применительно к переходному периоду и рыночной экономике. Содержит разделы: «Принципы реформы отношений в агропромышленном комплексе. Политические предпосылки и их вероятные последствия», «Собственность. Земельная собственность и реформа. Разгосударствление и приватизация», «Создание и развитие крестьянских хозяйств фермерского типа», «Формирование продовольственного фонда», «Ценовой механизм. Ценовой паритет», «Финансово-кредитные отношения и налоговая политика», «Совершенствование инвестиционной политики», «Усиление мотивации и стимулирование труда», «Развитие социальной инфраструктуры», «Подготовка кадров», «Организация управления», «Целевые программы: «Плодородие», «Зерно», «Картофель», «Овощи», «Плоды и ягоды», «Сахар», «Корма», «Лен», «Мясо», «Молоко», «Внешнеэкономические связи». В программе дана характеристика предрыночного состояния экономики сельского хозяйства республики. В 1991 г. разработана и одобрена Советом колхозов Государственная Программа возрождения белорусского села. В ней определены приоритетные направления капитальных вложений в непроизводственную сферу, объемы строительства и ввода в эксплуатацию объектов здравоохранения и образования, торговли и быта, детских дошкольных учреждений. Аргументирована целесообразность строитель-ства в сельской местности благоустроенного жилья усадебного типа с автономным инженерным обустройством, использование для бытовых целей электрической энергии и газа. Поставлена задача перевода коммунального хозяйства на самоокупаемость, приведения в надлежащий порядок внутрихозяйственной дорожной сети и улиц. В 1994 г. учеными Белорусского НИИ экономических проблем АПК разработана и одобрена на совместном заседании Коллегии Минсельхозпрода и Президиума Академии аграрных наук Республики Беларусь Концепция аграрной реформы в Республике Беларусь (постановление от 25 апреля 1994 г. № 14/20). Концепция содержит основные положения совершенствования организационно-экономического механизма функционирования АПК в условиях перехода его на рыночную систему хозяйствования. В ней предложена система взглядов по вопросам: разгосударствление и приватизация, преобразование форм хозяйствования, становление фермерства, развитие земельных отношений, формирование системы финансирования и ценообразования, налогообложение и кредитование предприятий, активизация их инвестирования, перестройка сложившейся системы материально-технического снабжения и агросервиса, регулирование занятости, формирование продовольственного фонда, развитие кооперации и интеграции, непроизводственной сферы села. Взят ориентир на самообеспечение республики продовольствием, сельскохозяйственным сырьем с учетом экономической целесообразности их производства, что способствует обеспечению национальной продовольственной безопасности. Научно-практической базой реформирования аграрной отрасли в республике стала Государственная программа реформирования АПК Республики Беларусь, одобренная Коллегией Кабинета Министров Республики Беларусь 6 августа 1996 г. Основная цель: постепенный переход в сфере агропромышленного производства от командно-административной к рыночной системе хозяйствования, предполагающей свободное функционирование хозяйствующих субъектов в рамках правового коридора при государственном регулировании отдельных сторон деятельности (см. Государственная программа реформирования АПК). За истекший период можно выделить основные этапы аграрной реформы: 1991—1992 гг. — осознание суверенитета Беларуси, ориентация менталитета населения и сельских товаропроизводителей на освоение рыночных методов, акцент на формирование альтернативных форм хозяйствования. 1992—1995 гг. — резкое сокращение государственных субсидий сельскому хозяй-ству, отход государства от проблем аграрной экономики, ускоренное разрушение производственного потенциала крупных сельскохозяйственных предприятий, начало широкого преобразования колхозов и совхозов в формы рыночного типа на долевой и паевой основе, создание условий для развития фермерских хозяйств. 1995—1998 гг. — признание многообразия и многоукладности сельского хозяй-ства, выравнивание государственной политики в отношении различных форм хозяй-ствования, реабилитации роли и значимости крупного производства, постепенное восстановление системы прямого централизованного управления экономикой (при резкой нехватке материально-технических ресурсов и финансовых средств), увеличение задолженности предприятий по кредитам и ссудам и обострение проблем неплатежеспособности. 1999—2000 гг. — усиление государственной централизованной финансовой поддержки сельского хозяйства, попытка стабилизации производства, создание механизма продовольственной безопасности страны и использование элементов интервенционного регулирования агропромышленного комплекса, принятие программы и прогноза развития, приоритет эффективному производству. В 2000 г. была разработана и одобрена Советом Министров Республики Беларусь Республиканская программа повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000—2005 гг. Включает основные направления развития: 1. Экономика и организация АПК (продовольственна безопасность — стратегия развития АПК; совершенствование хозяйственного механизма; реформирование сельскохозяйственных предприятий). 2. Размещение и зональная специализация. 3. Земледелие и растениеводство (структура посевных площадей; селекция и семеноводство, зерно, масличные культуры, сахарная свекла, картофель, лен, корма; развитие плодоводства, овощеводства; мелиорация и использование мелиорированных земель и т. д.). 4. Развитие животноводства (интенсификация производства молока, развитие племенного дела и воспроизводство стада, развитие птицеводства и т. д.). 5. Механизация и энергетика сельского хозяйства. 6. Перерабатывающая и пищевая промышленность. 7. Развитие отрасли хлебопродуктов. 8. Приоритетные направления инвестирования. 9. Внешнеэкономическая деятельность. 10. Научное обеспечение. 11. Информационная система АПК. 12. Аграрное образование и кадровое обеспечение. 13. Действующее и необходимое законодательство. Программа не стала главным ориентиром развития АПК, не нашла отражения в законодательно-правовых актах и решениях местных органов государственного и хозяйственного управления. В 2001 г. разработана и одобрена Указом Президента Республики Беларусь Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001—2005 гг. Основная цель: сформировать микро-и макроэкономическую систему хозяйствования, обеспечивающую устойчивое развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства, гарантию продовольственной безопасности государства посредством увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции до уровня, обеспечивающего минимальный уровень продовольственной безопасности. В 2005 г. Указом Президента Республики Беларусь (от 14.09.2003г. № 37) утверждена Государственная программа возрождения и развития села на 2005—2010 гг. (см. Государственная Программа возрождения и развития села на 2005—2010 годы). За годы аграрных реформ происходили противоречивые процессы, однако смогли проявить себя позитивные, качественно новые явления, в частности: созданы условия для многоукладности и сформированы многообразные формы хозяйствования; созданы правовые гарантии равноправного развития двух форм собственности — государственной и частной (абсолютное большинство в настоящее время — это сельскохозяйственные предприятия негосударственной собственности; около 17% зе-мель — в частной собственности); сформированы основы для постепенного становления новой ментальности населения и товаропроизводителей на закономерностях и принципах рыночной экономики; возрождены экономические отношения, пре-дусматривающие зарабатываемость средств, самозанятость, саморегулирование и самохозяйствование; задействованы методы хозяйственной деятельности, вызывающие ресурсосбережение и экономию средств, рациональное использование ресурсов и оптимизацию окупаемости вкладываемого капитала; предприняты усилия по переструктуризации производства под рыночный потребительский спрос и сбыт; осуществлены меры по освоению основ агробизнеса, предпринимательства и внешнеэкономической деятельности, коммерческого расчета и конкуренции; освоены методы прямых договорных экономических отношений между партнерами по хозяйственной деятельности и контрагентами рынка и др.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник