Аграрная политика
Аграрная политика
Аграрная политика - стратегическая концепция государства, направленная на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и защиту экономических интересов представителей аграрного сектора.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
ПОЛИТИКА АГРАРНАЯ
деятельность государства в области аграрных отношений; это часть экономической политики, направленная на решение аграрного вопроса – вопроса о путях развития сельского хозяйства, о собственности на землю и другие средства производства.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Аграрная политика
целесообразная деятельность государства, направленная на создание и постоянное поддержание благоприятной среды для устойчивого развития АПК в целях обеспечения национальной продовольственной безопасности, нормальной жизнедеятельности сельского населения и сохранения биосистемы аграрной сферы.
Источник: Глоссарий. Государственное регулирование рыночной экономики
Аграрная политика
комплекс мероприятий государственной власти, направленный на укрепление сельскохозяйственного производства, совершенствование социально–экономических отношений на селе и обеспечение на этой основе роста благосостояния народа, всего общественного процесса в стране. Выделение аграрной политики как относительно самостоятельной области общеполитического курса государственной власти связано с особенностями социально–экономической структуры сельского хозяйства, спецификой регулирования экономических отношений в этой отрасли, с существованием различий между городом и деревней в условиях труда, жизни и быта.
Источник: Словарь по экономической теории
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА
часть экономической политики государства, направленная на совершенствование отношений по использованию земли, развитию сельскохозяйственного производства с целью обеспечения роста жизненного уровня населения и общественного прогресса в стране. А. п. меняется в зависимости от социально-экономических условий и задач развития страны. Использует правовые, административные, бюджетно-финансовые, кредитные и ценовые инструменты. В настоящее время в развитой рыночной экономике А. п. направлена в основном: 1) на поддержание стабильных цен на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающих доходы ее производителям; 2) на борьбу с избыточным предложением сельхозтоваров и стимулированием спроса на нее. Первое направление реализуется через разработку государственных программ закупок продукции сельского хозяйства, а также через субсидирование разницы между закупочными и рыночными ценами. Одновременно применяется комплекс мер, позволяющих стабилизировать соотношение между ценами на продукцию сельхозпроизводителей и ценами на товары, потребляемые ими, что позволяет сглаживать неравенство доходов в аграрном и промышленном секторе. Второе направление предполагает комплекс мер, ограничивающих посевные площади и проведение исследований, позволяющих выявить новые возможности использования потребительной стоимости сельхозпродуктов и, соответственно, увеличения спроса на них.
Источник: Словарь эффективной экономики.
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА
(agricultural policy) — политика, направленная как на защиту экономических интересов представителей аграрного сектора путём субсидирования сельскохозяйственных цен и фермерских доходов, так и на повышение эффективности сельского хозяйства путём поощрения объединения и механизации ферм.
Необходимость поддержки сельского хозяйства частично объясняется тем, что сельское хозяйство, в отличие от обрабатывающей промышленности, весьма чувствительно к факторам, которые лежат за пределами его непосредственного контроля. Предложение из года в год испытывает беспорядочные колебания, вызываемые такими капризами природы, как погода, нашествия насекомых, болезни (кривые Sl, S2 и S3 на рис. 1а), приводящими к значительным изменениям сельскохозяйственных цен и фермерских доходов. В длительном периоде спрос на многие базовые продукты питания растет очень медленно (из положения DD в положение D1D1 на рис. 1б). Существенное повышение производительности, связанное с механизацией сельскохозяйственного производства, применением химических удобрений, пестицидов и т. п., привело к тому, что предложение росло быстрее, чем спрос (из положения SS в положение S1S1 на рис. 16), а это вызвало падение сельскохозяйственных цен и фермерских доходов.

Сельское хозяйство, таким образом, стало очень невыгодным занятием, и государство, озабоченное влиянием изменений предложения и цен сельхозпродукции (например, на уровень фермерских доходов, платёжный баланс и уровень инфляции), почувствовало необходимость в контроле над ситуацией. Существенны также некоторые политические и социальные факторы, например стремление защитить сельское население, а также то, что даже в некоторых промышленно развитых странах (например, в Европейском Сообществе) аграрный сектор имеет большой политический вес, несоразмерный его доле в экономике.
См. ЗАКОН ЭНГЕЛЯ, ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ, ПОДДЕРЖКА ЦЕН, ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ, ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА.
Необходимость поддержки сельского хозяйства частично объясняется тем, что сельское хозяйство, в отличие от обрабатывающей промышленности, весьма чувствительно к факторам, которые лежат за пределами его непосредственного контроля. Предложение из года в год испытывает беспорядочные колебания, вызываемые такими капризами природы, как погода, нашествия насекомых, болезни (кривые Sl, S2 и S3 на рис. 1а), приводящими к значительным изменениям сельскохозяйственных цен и фермерских доходов. В длительном периоде спрос на многие базовые продукты питания растет очень медленно (из положения DD в положение D1D1 на рис. 1б). Существенное повышение производительности, связанное с механизацией сельскохозяйственного производства, применением химических удобрений, пестицидов и т. п., привело к тому, что предложение росло быстрее, чем спрос (из положения SS в положение S1S1 на рис. 16), а это вызвало падение сельскохозяйственных цен и фермерских доходов.

Сельское хозяйство, таким образом, стало очень невыгодным занятием, и государство, озабоченное влиянием изменений предложения и цен сельхозпродукции (например, на уровень фермерских доходов, платёжный баланс и уровень инфляции), почувствовало необходимость в контроле над ситуацией. Существенны также некоторые политические и социальные факторы, например стремление защитить сельское население, а также то, что даже в некоторых промышленно развитых странах (например, в Европейском Сообществе) аграрный сектор имеет большой политический вес, несоразмерный его доле в экономике.
См. ЗАКОН ЭНГЕЛЯ, ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ, ПОДДЕРЖКА ЦЕН, ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ, ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
аграрная политика
Политика, сферой действия которой является аграрный сектор экономики. В рамках теории социального рыночного хозяйства - составная часть общей политики хозяйственного порядка, хотя на практике некоторые ее мероприятия (например, протекционизм - Protektionismus) противоречат принципам последовательной политики хозяйственного порядка, ибо нарушают действие рыночного механизма. Главной задачей аграрной политики в социальном рыночном хозяйстве является создание условий для обеспечения населения страны продовольствием и решение социально-экономических проблем в аграрном секторе хозяйства. С технической, социально-правовой и общехозяйственной точек зрения аграрная политика в социальном рыночном хозяйстве ФРГ подразделяется на следующие отдельные направления:
1) политику в области культуры земледелия (Landeskulturpolitik), охватывающую мероприятия, направленные на улучшение плодородия почв, поддержку сельскохозяйственной науки и т.п.;
2) политику регулирования правовых и социальных отношений в сельском хозяйстве (Agrarverfassungspolitik), касающуюся отношений собственности в аграрном секторе, аренды, землепользования, наследования земли, трудового законодательства, деятельности аграрных институтов;
3) аграрную рыночную политику (Agrarmarktpolitik), под которой понимается ценовая, часто протекционистская, политика на рынке, а также меры финансовой поддержки государством аграрного сектора.
С точки зрения методов аграрная политика включает структурную и ценовую рыночную политику. Структурная политика исходит из заданных форм, отношений, правил и пр. и охватывает преимущественно сферу политики регулирования правовых и социальных отношений в сельском хозяйстве, а также политику в области культуры земледелия. Государство в рамках структурной политики уделяет особое внимание проблемам образования и подготовки специалистов для аграрного сектора, мерам социальной политики, в том числе, например, проблемам социальной адаптации и переобучения населения, занятого в аграрном производстве в новых федеральных землях (на территории бывшей ГДР), а также проблемам охраны окружающей среды.
Ценовая рыночная аграрная политика подразумевает воздействие на количество и цены сельскохозяйственной продукции, а также на доход лиц, занятых в сфере аграрного хозяйства. Мероприятия аграрной политики в ФРГ осуществляются в рамках единой аграрной политики Европейского союза. С помощью инструментов ценовой политики в ЕС гарантируется минимальная цена для производителя сельскохозяйственной продукции, для защиты внутреннего производителя от более низких цен мирового рынка искусственно удорожается импорт продовольствия, производителям стран-членов ЕС предоставляются экспортные субсидии.
1) политику в области культуры земледелия (Landeskulturpolitik), охватывающую мероприятия, направленные на улучшение плодородия почв, поддержку сельскохозяйственной науки и т.п.;
2) политику регулирования правовых и социальных отношений в сельском хозяйстве (Agrarverfassungspolitik), касающуюся отношений собственности в аграрном секторе, аренды, землепользования, наследования земли, трудового законодательства, деятельности аграрных институтов;
3) аграрную рыночную политику (Agrarmarktpolitik), под которой понимается ценовая, часто протекционистская, политика на рынке, а также меры финансовой поддержки государством аграрного сектора.
С точки зрения методов аграрная политика включает структурную и ценовую рыночную политику. Структурная политика исходит из заданных форм, отношений, правил и пр. и охватывает преимущественно сферу политики регулирования правовых и социальных отношений в сельском хозяйстве, а также политику в области культуры земледелия. Государство в рамках структурной политики уделяет особое внимание проблемам образования и подготовки специалистов для аграрного сектора, мерам социальной политики, в том числе, например, проблемам социальной адаптации и переобучения населения, занятого в аграрном производстве в новых федеральных землях (на территории бывшей ГДР), а также проблемам охраны окружающей среды.
Ценовая рыночная аграрная политика подразумевает воздействие на количество и цены сельскохозяйственной продукции, а также на доход лиц, занятых в сфере аграрного хозяйства. Мероприятия аграрной политики в ФРГ осуществляются в рамках единой аграрной политики Европейского союза. С помощью инструментов ценовой политики в ЕС гарантируется минимальная цена для производителя сельскохозяйственной продукции, для защиты внутреннего производителя от более низких цен мирового рынка искусственно удорожается импорт продовольствия, производителям стран-членов ЕС предоставляются экспортные субсидии.
Аграрная политика
деятельность государства в области аграрных отношений; часть экономической политики, направленная на решение вопросов о развитии сельского хозяйства, о собственности на землю, средства производства и др. В аграрной политике выделяются: 1. Земельная политика, основными направлениями которой являются: правовое разрешение вопросов о полном или частичном землевладении, аренде земли; регулирование вопросов землепользования и его структуры, мониторинг тенденций его развития; планирование и управление процессами землеустройства, включая программы развития сельских регионов и др. 2. Финансовая политика направлена на: развитие системы кредитования (виды и размеры кредитов, авансирования, система залога и поручительства); формирование доступности кредита (процентная ставка, сроки использования и погашения); совершенствование системы текущего финансового обслуживания (возможности погашения платежей); упорядочение каналов бюджетного финансирования (субсидии, дотации, удешевление кредитов и т. д.). 3. Социальная политика: политика формирования доходов, как результат участия в регулировании рынков земли, труда и капитала; обновление и развитие деревни; развитие рыночной инфраструктуры села, консультативное обслуживание; социальные гарантии (пенсионное обеспечение и страхование); экология. 4. Политика в области формирования рынка: стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции (участники, ценообразование, замещение экспорта); регулирование поведения агентов на внешних рынках сельскохозяйственной продукции (условия экспорта, экспортный контингент и т. д.); совершенствование нормативно-правового обеспечения, ограничивающее свободу входа и выхода на рынки, регламентирующее возникновение коммерческих организаций и их поведение на рынке (инвестиционную привлекательность, антимонопольное законодательство, институт банкротства и т. д.). 5. Предложения по организации управления организациями, находящимися в государственной собственности и с долей участия государства. Формирование в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (1999 г.) субъектов предпринимательской деятельности и образование смешанного организационно-экономиче-ского, а, следовательно, и управленческого типа обеспечения функционирования комплекса требуют нового подхода к организации всей системы управления АПК. Его управленческая сфера в этой ситуации должна быть представлена следующими общепринятыми в мировой практике направлениями: государственное регулирование; управление собственностью; оперативное управление (хозяйственное управление, менеджмент), включающее ассоциированное (управление объединением организаций, отраслевое управление), развитие управленческой инфраструктуры, представленной главным образом консультированием.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник