AFRICAN DEVELOPMENT BANK
Банк был создан в 1963 г. 33 независимыми африканскими гос-вами для индивидуального и коллективного содействия экон. и общественному прогрессу его региональных членов. В 1973 г. к А.б.р. присоединились неафриканские страны и был создан Африканский фонд развития (African development Fund) в качестве филиала А.б.р. Фонд предоставляет ссуды только беднейшим африканским странам. (В Африке расположены 22 из 30 самых бедных стран в мире.) До 1982 г. членство в банке не превышало 50 африканских стран, а после 1982 г. к нему присоединились 26 стран из др. регионов. США стали членом А.б.р. в 1976 г. на основании Закона об Африканском фонде развития (90 Stat. 591; 22 U.S.C. 290 примечание), а в феврале 1993 г. США стали членом А.б.р. на основании Закона об А.б.р. (95 Stat. 741; 22 U.S.C. 290(i) примечание). Неафриканские страны владеют ок. одной трети акций банка
АФРИКАНСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ
АФРИКАНСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Африканский банк развития
(African Developoment Bank Group) – соглашение об учреждении было подписано в 1963 г. по рекомендации Экономической комиссии ООН для Африки (ЭКА). После ратификации Соглашения 20 странами оно вступило в силу в 1964 г. В том же году состоялось первое заседание Совета управляющих АфБР, а с 1 июля 1966 г. банк начал проводить операции. Штаб-квартира банка расположена в Абиджане (Кот-д'Ивуар).
АфБР представляет собой региональную межправительственную кредитно-финансовую организацию. Правами заимствования в нем пользуются только страны континента, а также африканские или международные организации, занимающиеся проблемами Африки. Основная цель зафиксирована в ст. 1 Устава – «содействовать экономическому развитию и социальному прогрессу региональных стран-членов на индивидуальной и коллективной основе». Для достижения этой цели АфБР мобилизует ресурсы для финансирования программы развития; предоставляет техническую помощь странам региона, ведет поиск путей решения проблемы внешней задолженности, создает механизмы финансирования внешней торговли, проводит мероприятия по развитию и охране окружающей среды, содействует частному предпринимательству, способствует экономической интеграции в Африке и созданию общего африканского рынка. Поставлена задача превращения АфБР в финансовый центр интеграционных процессов развивающихся стран Африки. Уже сейчас АфБР превратился из регионального института долгосрочного кредитования в центр исследований глобальных проблем африканского континента, обладающий огромным информационным потенциалом.
Первоначально членство в АфБР было ограничено африканскими странами – членами ЭКА, с тем чтобы исключить внешнее влияние. Однако это привело к серьезным финансовым трудностям, и в результате в 1982 г. была принята поправка к Уставу, разрешающая прием на правах доноров нерегиональных стран. Первыми в АфБР вступили Япония, США, страны ЕС. В настоящее время членами банка являются 77 государств, из них 51 – региональные члены и 26 – нерегиональные. В АфБР применяется система «взвешенного голосования». Каждая страна-член имеет 625 базисных голосов плюс дополнительные голоса из расчета один голос за каждую акцию в капитале банка. Региональные члены располагают 64,3 % общего числа голосов, нерегиональные – 35,7 % голосов.
Самые крупные подписчики на капитал АфБР из региональных членов – Нигерия (9,3 %), Египет (5,8), Заир (3,9), Ливия (3), Алжир (2,7); из нерегиональных – США (5,7 %), Япония (4,7), ФРГ (3,8), Канада (3,2), Франция (3,2). В отличие от АзБР и МАБР ни одна страна, в том числе США, не располагает в АфБР правом вето.
Высшим органом банка является Совет управляющих на уровне министров финансов или председателей центробанков стран-членов, который собирается на ежегодные сессии. Он полномочен определять общие направления кредитной политики банка, принимать решения о размерах уставного капитала, о заключении соглашений о сотрудничестве с африканскими государствами и международными организациями и т. д. Решения принимаются простым большинством голосов. Постоянно действующим исполнительным органом является Административный совет, который состоит из 18 директоров (12 из региональных стран-членов и 6 из нерегиональных), избираемых на три года Советом управляющих. Президент АфБР избирается Административным советом из числа граждан африканских государств – членов банка.
В первые годы работы банка выяснилось, что характер его кредитования и ограниченность кредитных ресурсов осложняют финансирование значительной группы беднейших государств континента, которые не в состоянии обслуживать возникающую задолженность. В результате был создан Африканский фонд развития (АФР), предоставляющий льготные кредиты на условиях Международной ассоциации развития Всемирного банка. В 1976 г. был основан Трастовый фонд Нигерии (ТФН), предоставляющий кредиты наиболее нуждающимся и пострадавшим от стихийных бедствий африканским странам на льготных условиях, промежуточных между АфБР и АФР. Три организации – АфБР, АФР и ТФН составляют группу Африканского банка развития.
АфБР представляет собой региональную межправительственную кредитно-финансовую организацию. Правами заимствования в нем пользуются только страны континента, а также африканские или международные организации, занимающиеся проблемами Африки. Основная цель зафиксирована в ст. 1 Устава – «содействовать экономическому развитию и социальному прогрессу региональных стран-членов на индивидуальной и коллективной основе». Для достижения этой цели АфБР мобилизует ресурсы для финансирования программы развития; предоставляет техническую помощь странам региона, ведет поиск путей решения проблемы внешней задолженности, создает механизмы финансирования внешней торговли, проводит мероприятия по развитию и охране окружающей среды, содействует частному предпринимательству, способствует экономической интеграции в Африке и созданию общего африканского рынка. Поставлена задача превращения АфБР в финансовый центр интеграционных процессов развивающихся стран Африки. Уже сейчас АфБР превратился из регионального института долгосрочного кредитования в центр исследований глобальных проблем африканского континента, обладающий огромным информационным потенциалом.
Первоначально членство в АфБР было ограничено африканскими странами – членами ЭКА, с тем чтобы исключить внешнее влияние. Однако это привело к серьезным финансовым трудностям, и в результате в 1982 г. была принята поправка к Уставу, разрешающая прием на правах доноров нерегиональных стран. Первыми в АфБР вступили Япония, США, страны ЕС. В настоящее время членами банка являются 77 государств, из них 51 – региональные члены и 26 – нерегиональные. В АфБР применяется система «взвешенного голосования». Каждая страна-член имеет 625 базисных голосов плюс дополнительные голоса из расчета один голос за каждую акцию в капитале банка. Региональные члены располагают 64,3 % общего числа голосов, нерегиональные – 35,7 % голосов.
Самые крупные подписчики на капитал АфБР из региональных членов – Нигерия (9,3 %), Египет (5,8), Заир (3,9), Ливия (3), Алжир (2,7); из нерегиональных – США (5,7 %), Япония (4,7), ФРГ (3,8), Канада (3,2), Франция (3,2). В отличие от АзБР и МАБР ни одна страна, в том числе США, не располагает в АфБР правом вето.
Высшим органом банка является Совет управляющих на уровне министров финансов или председателей центробанков стран-членов, который собирается на ежегодные сессии. Он полномочен определять общие направления кредитной политики банка, принимать решения о размерах уставного капитала, о заключении соглашений о сотрудничестве с африканскими государствами и международными организациями и т. д. Решения принимаются простым большинством голосов. Постоянно действующим исполнительным органом является Административный совет, который состоит из 18 директоров (12 из региональных стран-членов и 6 из нерегиональных), избираемых на три года Советом управляющих. Президент АфБР избирается Административным советом из числа граждан африканских государств – членов банка.
В первые годы работы банка выяснилось, что характер его кредитования и ограниченность кредитных ресурсов осложняют финансирование значительной группы беднейших государств континента, которые не в состоянии обслуживать возникающую задолженность. В результате был создан Африканский фонд развития (АФР), предоставляющий льготные кредиты на условиях Международной ассоциации развития Всемирного банка. В 1976 г. был основан Трастовый фонд Нигерии (ТФН), предоставляющий кредиты наиболее нуждающимся и пострадавшим от стихийных бедствий африканским странам на льготных условиях, промежуточных между АфБР и АФР. Три организации – АфБР, АФР и ТФН составляют группу Африканского банка развития.
Источник: Что есть что в мировой экономике?
АФРИКАНСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ
(АБР) (African Bank of Development), первая междунар. финанс. орг-ция независимых стран Африки. Местопребывание - Абиджан (Берег Слоновой Кости). В февр. 1962 на сессии экономич. комиссии ООН для Африки представители 32 гос-в приняли решение о создании АБР и избрали к-т девяти, на который возложили выработку адм. и финанс. структуры банка. Соглашение о создании АБР официально вступило в силу 10 сент. 1964. Деятельность АБР призвана способствовать индустриализации стран Африки и ослаблению их зависимости от конъюнктуры мирового капиталистич. рынка, на к-ром они выступают как поставщики минерального и с.-х. сырья. Функционировать АБР начал с 1 июля 1965. В АБР входят 32 гос-ва (Алжир, Берег Слоновой Кости, Бурунди, Верхняя Вольта, Гана, Гвинея, Дагомея, Египет, Заир, Замбия, Камерун. Кения, Либерия, Мавритания, Малави, Мали, Марокко, Народная Республика Конго, Нигер, Нигерия, Руанда, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Эфиопия). Высший орган АБР - Совет управляющих, в к-ром каждое гос-во представлено одним управляющим и его заместителем, назначаемым на 5 лет. Совет управляющих избирает президента, вице-президентов и Адм. совет АБР. Собирается он не реже 1 раза в год для изучения годовых отчётов о деятельности АБР, определения осн. принципов его финанс. политики. В период между сессиями Совета управляющих функции по управлению АБР выполняет Адм. совет, состоящий из 9 членов и их заместителей, избираемых на 3 года (к 1967 в Адм. совет входили представители ОАР, Алжира, Танзании, Эфиопии, Марокко, Дагомеи, Либерии, Нигерии и Ганы). Служащие АБР - африканцы. Иностранцы могут привлекаться только в качестве экспертов.
Капитал АБР был определён в 250 млн. счётных единиц (1 счётная единица = 0,888 г золота), представленных 25 тыс. акций на 10 тыс. счётных единиц каждая, из к-рых 20 тыс. распределяются по подписке. Любое государство-член располагает в Совете управляющих 625 голосами, плюс по 1 голосу за каждую приобретённую акцию. Миним. участие в капитале АБР определено в 1 млн. счётных единиц. Размер подписки обусловлен экономич. возможностями странучастниц (в зависимости от объёмов нац. дохода и внешнеторг. операций). Крупнейшие акционеры АБР (в млн. счётных единиц): АРЕ 30,0, Алжир 24,4, Нигерия 24,1, Марокко 15,1. Взносы стран-участниц в золоте или обратимой валюте осуществляются в 6 этапов (в течение 6 лет). Первый взнос капитала, участвующего в оборотных операциях, в размере 5% подписки вносится в момент ратификации соглашения о вступлении в АБР. Второй взнос равен 35% подписки, а третий - шестой взносы - 5% подписки каждый. Согласно уставу АБР, в операции может быть вовлечена только половина капитала, в то время как др. половина остаётся неприкосновенной и служит для их гарантирования. Капитал АБР, а также выпускаемые им займы (к-рые могут быть размещены как в странах-участницах, так и за их пределами) и собственные прибыли и резервы составляют обычные ресурсы банка. К числу спец. ресурсов относятся в первую очередь спец. фонды, образуемые за счёт даров или ссуд, не гарантируемых неприкосновенной частью капитала спец. фонды используются для предоставления ссуд на срок св. 20 лет под низкие проценты.
Операции АБР могут принимать форму: а) прямого предоставления ссуд или участия в ссудах, предоставляемых третьей страной; б) участия в капитале гос. и частных орг-ций или предприятий; в) частичной или полной гарантии ссуд, предоставляемых третьими странами. В своей финанс. политике АБР руководствуется след, принципами: ссуды должны иметь здоровую основу; приоритет получают проекты, в наибольшей степени способствующие росту экономики континента в целом и включённые в нац. или региональные программы развития, причём проектам региональных программ отдаётся предпочтение (напр., строительство плотин на реках, пересекающих территории неск. стран, сооружение ж. д., в которых заинтересован ряд гос-в).
Ссуды банка предоставляются в тех случаях, когда не предвидится иных более благоприятных форм финансирования. Претендовать на их получение могут пр-ва стран - членов АБР, их гос. или частные предприятия и орг-ции др. стран Африки при условии обязат. гарантирования ссуды пр-вом данной страны. АБР приступил к непосредственным операциям с июля 1967.
О характере деятельности АБР даёт представление целевое назначение первых ссуд, выданных банком: на сооружение дорог, имеющих межафр. значение (Кении), на строительство завода по произ-ву удобрений (Берегу Слоновой Кости), для образования средств Нац. банка развития (Сьерра-Леоне), на осуществление ирригац. работ (Тунису) и т. п. В. П. Панов. Москва.
Капитал АБР был определён в 250 млн. счётных единиц (1 счётная единица = 0,888 г золота), представленных 25 тыс. акций на 10 тыс. счётных единиц каждая, из к-рых 20 тыс. распределяются по подписке. Любое государство-член располагает в Совете управляющих 625 голосами, плюс по 1 голосу за каждую приобретённую акцию. Миним. участие в капитале АБР определено в 1 млн. счётных единиц. Размер подписки обусловлен экономич. возможностями странучастниц (в зависимости от объёмов нац. дохода и внешнеторг. операций). Крупнейшие акционеры АБР (в млн. счётных единиц): АРЕ 30,0, Алжир 24,4, Нигерия 24,1, Марокко 15,1. Взносы стран-участниц в золоте или обратимой валюте осуществляются в 6 этапов (в течение 6 лет). Первый взнос капитала, участвующего в оборотных операциях, в размере 5% подписки вносится в момент ратификации соглашения о вступлении в АБР. Второй взнос равен 35% подписки, а третий - шестой взносы - 5% подписки каждый. Согласно уставу АБР, в операции может быть вовлечена только половина капитала, в то время как др. половина остаётся неприкосновенной и служит для их гарантирования. Капитал АБР, а также выпускаемые им займы (к-рые могут быть размещены как в странах-участницах, так и за их пределами) и собственные прибыли и резервы составляют обычные ресурсы банка. К числу спец. ресурсов относятся в первую очередь спец. фонды, образуемые за счёт даров или ссуд, не гарантируемых неприкосновенной частью капитала спец. фонды используются для предоставления ссуд на срок св. 20 лет под низкие проценты.
Операции АБР могут принимать форму: а) прямого предоставления ссуд или участия в ссудах, предоставляемых третьей страной; б) участия в капитале гос. и частных орг-ций или предприятий; в) частичной или полной гарантии ссуд, предоставляемых третьими странами. В своей финанс. политике АБР руководствуется след, принципами: ссуды должны иметь здоровую основу; приоритет получают проекты, в наибольшей степени способствующие росту экономики континента в целом и включённые в нац. или региональные программы развития, причём проектам региональных программ отдаётся предпочтение (напр., строительство плотин на реках, пересекающих территории неск. стран, сооружение ж. д., в которых заинтересован ряд гос-в).
Ссуды банка предоставляются в тех случаях, когда не предвидится иных более благоприятных форм финансирования. Претендовать на их получение могут пр-ва стран - членов АБР, их гос. или частные предприятия и орг-ции др. стран Африки при условии обязат. гарантирования ссуды пр-вом данной страны. АБР приступил к непосредственным операциям с июля 1967.
О характере деятельности АБР даёт представление целевое назначение первых ссуд, выданных банком: на сооружение дорог, имеющих межафр. значение (Кении), на строительство завода по произ-ву удобрений (Берегу Слоновой Кости), для образования средств Нац. банка развития (Сьерра-Леоне), на осуществление ирригац. работ (Тунису) и т. п. В. П. Панов. Москва.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.